Как забыть шокирующую ситуацию. Как избавиться от тяжелой ноши прошлого

«Прошлое бывает слишком тяжелым для того, чтобы повсюду носить его с собой. Иногда о нем стоит забыть ради будущего». Джоан Роулинг

В жизни бывают такие ситуации и события о которых не хочется вспоминать, но как правило именно они укореняются в сознании и мешают жить… Как избавится от тяжелых воспоминаний прошлого? Как забыть неприятную ситуацию?

1. Первое что нужно сделать - это принять ситуацию. Осознать, что она произошла и сейчас повлиять на нее уже нет возможности. Понять, что это уже прошлое, а неприятные ощущения от воспоминаний вызваны только вашими мыслями и изменив мысли – вы сможете поменять ваше состояние.

Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
- Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? - спросил тот в ответ:
- Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, - сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
- Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя - Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путем, будто ничего и не случилось.

2. Избавится от чувства вины либо перестать обвинять (в зависимости от ситуации). Как правило, в негативных ситуациях человек либо сам испытывает чувство вины, либо обвиняет в случившемся кого-то. Прощая, вы отпускаетенегативные воспоминания и эмоции, которые возвращают вас в прошлое и мешают двигаться дальше.

Существует множество техник прощения. Коротко о некоторых из них:

Техника «Пустой стул» . Заключается в том, что вы представляете себе, что перед вами на стуле сидит обидчик. Сначала вы выводите весь негатив, вспоминая и высказывая ему все, что накипело, и что до сих пор это волнует вас. Далее прощаете его. Затем благодарите за уроки и посылаете ему свою любовь!

По такому же принципу пишется «Письмо прощения» , которое не обязательно отсылать.

Техника «Растворение обиды» от Луизы Хей. Сядьте где-нибудь в тишине, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить; человека, которого вы больше всего на свете ненавидите. Этот человек может быть живым или уже умершим, а ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите его, представьте, что с ним происходит что-то хорошее: то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении на несколько минут. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливыми и улыбающимся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех нас.

Техника прощения СЕБЯ . Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы находитесь в прекрасном цветущем саду. Вокруг вас красивые, цветущие деревья, цветы. Вы слышите пение птиц. Вам дышится легко и свободно. Вы не спеша двигаетесь по дорожке. Навстречу Вам идет какой-то человек. И чем ближе он к Вам приближается, тем больше Вы начинаете понимать, что это Вы, но только в детстве, вам лет 5.
Вы подходите к себе маленькой, берете за ручки и говорите: « Здравствуй... Спасибо тебе за то, что ты есть. Я прощаю тебя за то, что ты... Я прощаю тебя за все». Вы начинаете замечать, как ребенок превращается в младенца. Вы смотрите на этого малыша, и Вам хочется взять его на ручки, прижать нежно к себе и сказать: «Я люблю тебя. Я очень сильно люблю тебя». Вы с нежностью и любовью помещаете его в свое сердце, там где будет ему комфортно и спокойно. Теперь Ваш внутренний ребенок вместе с Вами. Вы любите его и принимаете таким, как он есть. Вы снова идете по дороге. Вам дышится легко и свободно. У Вас спокойно на душе. И теперь в вашей жизни все будет по иному, потому, что Вы другой. Вы наполнены любовью к себе. Сделайте глубокий вдох и выдох и откройте глаза.

3. Извлечь выгоды из этой ситуации . Любая неприятность воспринимается нами, как несправедливость, но если хорошенько подумать, то все ситуации даны нам для чего-то. Из любой ситуации можно извлечь положительный урок. Давайте попробуем! Напишите 10 пунктов, чем эта ситуация вам оказалась полезной.

4. Заменить мысли о прошлом, мыслями о будущем. Возьмите на себя ответственность за собственные мысли. Как только вы поймали себя на мыслях о том, что с вами происходило в прошлом, переключайте свой внутренний голос на то, что вы намерены осуществить в будущем. Меняйте как картинку слайда. Заготовьте у себя в сознании несколько счастливых картинок из будущего, и как только появляется та негативная картинка, быстренько перекрывайте ее новой.


И на последок, я бы попросила вас представить, что сегодняшний день – это последний день в вашей жизни. Было бы место в нем этим негативным воспоминаниям? Так зачем же на них тратить свои драгоценные дни?

Психологическое зеркало №2

Поговорим о памяти.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь со следующим феноменом памяти — если я провожу в течение дня одну, другую, третью психологическую сессию, то после третьей не могу вспомнить детали первых двух. О чем мы говорили? Не могу вспомнить. И, более того, спустя примерно пол-часа я уже не могу вспомнить о чем мы говорили на последней, третьей консультации. Происходит полное, тотальное стирание краткосрочной памяти и я не помню людей, с которыми общался и детали их ситуаций, с которыми мы работали. Но при этом у меня отлично работает долгосрочная память и если из оперативной памяти эта информация почти сразу же удаляется, то в долгосрочной она запоминается очень прочно и надолго — именно поэтому если этот же человек обращается ко мне, спустя, например, пол-года, то я, казалось бы, напрочь забыв о его ситуации, начиная психологическую работу заново и отвечая на какой-то его запрос, могу не только вспомнить сразу же малейшие детали ситуации которая была пол-года назад, но и вспомнить ключевые моменты из того что мне этот человек говорил во время той давней сессии, пофразово процитировав некоторые из них. Для психолога память, разумеется, является одним из ключевых слагающих для успешной работы с клиентом, поскольку записать всё что говорится до следующей психологической консультации никак невозможно, а в течение недели психологу часто приходится иметь дело с большой амплитудой непохожих человеских ситуаций, характеров и проблем.

То есть я использую память профессионально — моя краткосрочная память, которой приходится иногда обрабатывать за день очень большой массив информации, сразу же обнуляется, но как только в этих данных появляется необходимость, сразу же включается долгосрочная память, которая, словно по гиперссылке, открывает передо мной дерево каталога: «случай такой-то». Люди иногда удивляются тому, насколько я хорошо помню их ситуации, хотя мы общались, допустим, один-единственный раз и это было год тому назад. При этом в течение всего этого года я могу даже «не помнить» их имени и фамилии, не то что ситуации, и актуализация долгосрочной памяти происходит заново именно в момент беседы (появляется зримый «рисунок» этой ситуации и этого человека, образ). Сразу скажу, я не настраивал свою память на такой режим работы специально — это произошло в результате ее самонастройки. Дело в том, что мне нужна была такая настройка. Как известно, в каждой профессии есть свои профессиональные заболевания. Есть свои очень характерные профзаболевания у водителей, сварщиков, ювелиров, монтажников-высотников и так далее. Есть такое профзаболевание и у психологов — эмоциональное выгорание. Как правило, люди обращаются за помощью к психологу не профилактически, а когда им уже становится очень плохо, когда их проблема назревает настолько, что причиняет постоянную эмоциональную боль, то есть люди приходят в состоянии нервного срыва, депрессии, невроза и т.д. Если психолог начнет эмоционально впускать всё это в душу, то он через пол-года «сгорит как свечка». Поэтому действительно помогать, но эмоционально отстраняться от данной ситуации, не подключаться к ней — это часть внутренней техники безопасности. И как дополнительное средство, приобретая опыт решения этих ситуаций, о них можно сразу же «забывать», то есть не размышлять о них и стирать из краткосрочной памяти. Именно по этой причине моя память произвела такую самонастройку, скомпоновав внутри себя сразу два механизма — быстрого, почти мгновенного забывания и быстрого, почти мгновенного, восстановления долгосрочной памяти.

Память — это конечно же инструмент. Если поменять свое отношение к этому вопросу с установки «память -это что-то незыблемое, как монолит, как кристалл с впечатанными в него событиями» на установку «память — это всего-лишь инструмент и это Я хозяин этого инструмента, а не этот инструмент властвует надо мной», то мы сразу же сможем придти к очень интересным результатам. Ведь отсюда следует прямой вывод — с этим инструментом можно работать. Памятью можно управлять, видоизменять ее, актуализировать заново то что вы забыли или, наоборот, удалять из памяти то, что вам нужно забыть.

Память ставит перед вами взаимоисключающие задачи — иногда требуется что-то помнить или вспомнить (слово, цифровую комбинацию, например «как вспомнить пароль», человека, обстоятельство), иногда требуется что-то забыть. Есть множество случаев, в которых забывание совершенно необходимо. Человек не всегда хочет что-то помнить, для очень многих людей актуален совсем другой вопрос — хочу забыть человека. Хочу забыть неприятную ситуацию. Более того, для тех вопросов, с которыми лично я сталкиваюсь в своей практике, обычно более востребованной является как раз проблема не вспоминания, а наоборот, именно забывания какого-то травматического опыта. Например: Как забыть измену? Как забыть человека? Как забыть какую-то тяжелую психологическую травму? Вообще — как что-то забыть? Возможно ли это? Например, можно ли забыть с помощью гипноза?

Здесь нужно ввести новое понятие. Память — это всего-лишь индивидуальная запись в вашем сознании. И ваша интерпретация произошедшего (то есть ваша память) может быть очень далека от действительности или, как гласит старый психологический принцип, «карта не равна территории». То есть ваше представление (то как запомнили именно вы) — оно только ваше, оно может отличаться от представления (памяти) других людей и тем более отличаться от того, что произошло на самом деле. Чтобы вы могли ярче воспринять этот тезис, приведу такой пример. Произошло какое-то преступление, например вооруженное ограбление с участием нескольких преступников. Следователи опрашивают свидетелей и потерпевших и задают им абсолютно одинаковые вопросы: «Сколько было преступников? Откуда они появились? Сколько длилось ограбление? Кто и где стоял?» Во время следственных действий полиция постоянно сталкивается с тем, что из-за шока показания свидетелей расходятся. Например в вооруженном налете на банк принимало участие четверо преступников. А свидетели ограбления называют самые разнообразные цифры: было трое, четверо, пятеро, семь, десять преступников! Событие (налет на банк) произошло одно. А вот в памяти свидетелей этого события прописалось ровно столько «реальностей», сколько было свидетелей.

И поскольку память — это только ваша личная запись в вашем сознании, то отдельные куски этой ленты можно менять и работать с ними как кинематографисты на монтажном столе. Память можно сравнить с кассетой VHS, на которой определенный травмирующий опыт можно переписать, записав поверх одного момента фильма, который вам пересматривать неприятно или больно, совсем другой фильм. Для этого существуют специальные психологические техники, которые позволяют работать с памятью и «затирать» эпизоды. Например, такая техника как рефрейминг. Очень хорошие результаты по забыванию дает гипноз.

Обычно человек не может самостоятельно забыть какой-то травмообразующий опыт поскольку ему не хватает для этого внутреннего душевного ресурса, так как эти воспоминания очень сильно и мощно эмоционально окрашены: «вижу вот здесь в прошлом глухую красную стену». Задача психолога, метафорически говоря — не просто поменять цвет стены, на, допустим, синий, но и прорубить в ней окна и двери, а самое главное — показать, что эта «глухая стена» — всего-лишь определенный ментальный конструкт, который как правило, нужен и выгоден вам. У проблемы очень часто есть внутренняя выгода. У бесконечного обращения к просмотру дурного ментального «кинофильма» (плохого, травмирующего душу воспоминания) как правило, есть какая-то внутренняя цель, внутренняя, так называемая вторичная выгода, понять которую можно, как правило, только в результате собеседования с квалифицированным психологом. Нужно найти эту причину и удалить ее.

Итак, воспоминание — это не нечто данное раз и навсегда, память — это инструмент и с этим инструментом можно и нужно работать. Существуют разные психологические техники, которые позволяют как восстанавливать отдельные забытые эпизоды, так и специально забывать — то что вы хотите забыть. Например, есть техники, которые отвечают на ваш запрос — как забыть человека или как забыть ситуацию. Если лично вам эта тема интересна и важна, то, само собой, обращайтесь ко мне по почте [email protected] и я уверен, что смогу помочь вам забыть.

Илья Васильев

Воспоминания воспоминаниям рознь. Многое из того, что мы пережили, хотелось бы забыть навсегда. Принудительно не возвращаться к негативным мыслям не каждому удается. Да и нужно ли это?

Человеческий мозг оснащен способность блокировать ненужные воспоминания. Ненужные - те, которые причиняют боль. Помнить о негативе стоит ровно до тех пор, пока не извлечен опыт из случившегося. Пока человек помнит, он осмысляет. Как только процесс извлечения опыта прекращен, в самом воспоминании смысла уже не остается. Известно, что со временем грустные события стираются из памяти человека или, по крайней мере, «всплывают» все реже и реже. Однако до сегодняшнего дня оставалось загадкой, каким образом это происходит.

Специалисты из Университета Колорадо впервые объяснили механизм того, как мозг человека подавляется воспоминания, причиняющие боль: в нашем головном мозге блокируются зоны, отвечающие за те или иные воспоминания. В ходе исследования 18 взрослым людям демонстрировали снимки автокатастроф и раненных солдат, а также фото отдельных людей, чтобы они привыкли ассоциировать неприятные кадры с конкретными лицами. Затем им вновь показывали снимки людей и просили то вспоминать, с какими неприятными кадрами они ассоциируются, то стараться не думать о них.

Во время исследования ученые использовали так называемый метод магниторезонансной визуализации функционирования головного мозга (functional magnetic resonance imaging), когда происходящие в мозге изменения показываются в реальном времени на мониторе. В ходе эксперимента эксперты заметили следующее: когда участник исследования старался забыть неприятный кадр активизировалась предлобная часть коры головного мозга, отвечающая за сложную когнитивную деятельность (размышления, действия). В частности два отдела предлобной части одновременно старались подавить болезненные воспоминания в несколько этапов. Сначала блокировались чувственные аспекты памяти, затем ассоциируемые с ними эмоции, и, наконец, само воспоминание.

Эксперимент удался в 16 случаях из 18, отмечают AVT.ru.

«Мы показали, что отдельные люди обладают способностью подавлять определенные воспоминания в определенный момент времени после необходимой тренировки», - поведал один из сотрудников Университета Колорадо Брендан Депо.

Он также подчеркнул, что, чем болезненнее воспоминание, тем больше времени и практики необходимо, чтобы от него избавиться. Предполагается, что подобная методика поможет при преодолении посттравматического шока у пациентов, а также во многих других случаях, когда воспоминания причиняют страдания.

В настоящее время американские исследователи работают над новым способом борьбы с фобиями и стрессами. Суть его заключается в том, чтобы подавить неприятные воспоминания, мучающие людей.

Имеют ли смысл «отработанные воспоминания»? Исследовательский центр портала SuperJob.ru провел опрос среди россиян на эту тему

Как Вы считаете, нужно ли забывать о неприятных моментах жизни? Ответы респондентов распределились следующим образом:

затрудняюсь ответить

Большинству, судя по результатам, негативные воспоминания совершенно ни к чему:

    «Считаю, что нужно избавляться от негативных моментов в жизни. Было, было, было и - прошло…»

    «Зацикливаться на прошлом не стоит. Надо жить и думать о будущем».

    «Прошлое изменить нельзя. Сделай выводы и живи дальше. Надо учиться радоваться всему хорошему и уметь найти это хорошее в повседневной жизни».

    «Нет, я ничего не могу забыть, но научился не вспоминать».

    «Нужно думать о будущем!»

    «Иногда это необходимо - забыть о неприятных моментах. Возможно, так удастся преодолеть сильнейший стресс и депрессию. Но есть ситуации, когда человек учится на неприятных моментах, пытаясь в дальнейшем избежать ситуации, которые привели к возникновению таких моментов. И если б их не было в его жизни или эти моменты были бы "стёрты" из памяти, то человек смог бы совершить ещё более неприглядные поступки».

    «Думаю, что важно извлекать из неприятных моментов максимум пользы и тогда они перестают быть неприятными».

39% предполагают не расставаться с прошлым, какие бы негативные ассоциации оно ни вызывало:

    «Любой опыт пригодится в будущем, в том числе и отрицательный».

    «В жизни надо всё помнить, чтобы не совершать ошибок».

    «С неприятными воспоминаниями нужно обязательно работать, чтобы они оставили след в душе просто как воспоминания».

    «Умение позитивно мыслить как раз и помогает справиться с такими воспоминаниями. Если такого навыка нет - лучше постараться его приобрести».

    «Необходимо говорить и обсуждать все неприятные моменты в жизни каждого человека! Но не в коем случаи не забывать и не подавлять в себе!»

    «Неприятные моменты жизни - это тоже часть жизненного опыта. И не стоит ею пренебрегать. Как говорит пословица: «За одного битого, двух не битых дают».

    «Забывать не нужно, но ни в коем случае нельзя на них концентрироваться!»

    «Я считаю, что человек достаточно силен и справиться сам, нужно только помочь, но не используя препараты, а помогая оптимистичнее мыслить, избегать негативной информации, по возможности заниматься спортом и не зацикливаться на материальных благах».

    «Только встретив свой страх лицом к лицу, его можно победить. Бегство не есть победа. Его результат не окончателен. "Убежавший от меча да будет убит своим страхом," - гласит арабская мудрость».

9% затруднились с ответом:

    «Всё зависит от ситуаций».

    «Для каждого своё, для одних это перерастает в "фобии", для других - в необходимый жизненный опыт».

    «Смотря насколько неприятен момент».

    «У одного - неприятные воспоминания позволят не "наступать на одни и те же грабли дважды", а у другого могут привести к серьезным душевным травмам, требующих своевременного медицинского вмешательства».

Если ваша точка зрения по поводу неприятных воспоминаний совпадает с мнением большинства, предлагаем несложное упражнение, помогающее стереть из памяти негативное событие и заблокировать связанные с ним эмоции.

В этом упражнении приводится технология НЛП, позволяющая избавиться от негативных ощущений, связанных с воспоминаниями из прошлого. Реакция человека на стрессовые ситуации напрямую зависит от эмоционального состояния. Эмоциональное состояние в НЛП определяется как общее душевно-психическое состояние человека, наблюдаемое и проявляющееся в процессе жизнедеятельности.

Методика борьбы с негативными воспоминаниями:

Шаг 1. Представьте ситуацию, вызывающую у Вас неприятные эмоции. Необходимо увидеть все в подробностях, не пропуская ни одной мелочи, вжиться в происходящее. Цель этого слияния со своим воспоминанием - выяснить, действительно ли эта ситуация все еще беспокоит вас неприятными переживаниями. Если Вы продолжаете испытывать негативные эмоции, абстрагируйтесь от ситуации и посмотрите на происходящее со стороны.

Шаг 2. Так же внимательно и подробно просмотрите ситуацию издалека, как посторонний наблюдатель.

Шаг 3. Теперь отвлекитесь от этой ситуации, Вам еще предстоит вернуться к ней позже.

Шаг 4. Найдите в памяти какую-нибудь позитивную, веселую мелодию. Важно, чтобы мелодия нравилась вам и вызывала положительные эмоции. Необходимо также, чтобы мелодия в Вашем воображении сопровождалась каким-либо видеорядом. Представьте эту мелодию, и вместе с картинками просмотрите и прослушайте все от начала до конца. Если эта мелодия не вызывает позитивных ощущений, то найдите другую мелодию.

Шаг 5. Теперь в воображении поместите изображение с мелодией на задний план, а на переднем плане представьте снова ту же негативную ситуацию. Просматривайте обе картинки - положительную, выдуманную Вами, и отрицательную, ситуацию из прошлого, - одновременно. При этом на заднем плане должна звучать выбранная Вами на четвертом шаге позитивная мелодия.

Шаг 6. Теперь можно повторить процедуру пятого шага несколько раз. Попробуйте проделать все быстро, в течение двух-трех секунд.

Шаг 7. Теперь надо убедиться, что упражнение помогло Вам достичь желаемых результатов. Снова представьте негативную ситуацию, и вживитесь в происходящее, как делали в первом шаге. Тщательно отметьте, какие изменения произошли в испытываемых Вами ощущениях, какие эмоции Вы переживаете.

По материалам книги Андpея Каpелина "Снег на листьях" (

Одним из наиболее распространенных советов будет совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам изменить наше самочувствие, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта того, как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, чтобы уменьшить непрекращающийся поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде, чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо дать некоторые разъяснения теоретического характера для более точного понимания механизма воздействия данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» – то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» – то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70–80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов). Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова – какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15–20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.). Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» – несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество – хоть вешай табличку «все ушли на фронт» – в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор – расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индиец, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или формы. Именно привычка европейцев и других представителей западной цивилизации почти автоматически обдумывать и оценивать воспринятое чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческая среда с самого детства формирует у жителя Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, попав в Японии в дзен-буддистский «сад камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и вся. Привычка постоянно о чем-нибудь думать – «мысленная жвачка» – вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже вредно, мысли продолжают неотвязно присутствовать в сознании.

Принято считать, что смотрение на текущую воду и языки пламени успокаивает. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет ни одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознание из состояния баланса и стабильности.

Вы можете беспробудно спать, невзирая на работающий телевизор, и просыпаться, едва заслышав его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью в стенку «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам, как якорями, «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточивайте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное – мысли, будут отвлекать вас ежесекундно и, соответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время количество перейдет в качество. Постепенно начнут появляться (и будут удлиняться) периоды спокойного состояния, некоего душевного равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора-два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность выполнения этого упражнения – необходимая «плата» за формирование прочного и качественного навыка его использования. Это упражнение необходимо делать минимум 4–5 раз в день по 5-10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценив его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занимать не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время будет сокращаться.

Одна дзенская притча великолепно демонстрирует эффективные возможности переключения внимания с мышления на восприятие. Но, прежде чем включить ее в книгу, нас, авторов, долго терзали сомнения. Вроде книга с позитивным замыслом, а тут такой, довольно яркий, но в то же время печальный пример. И в итоге, после утомительных размышлений, мы решились. А убедило нас в этом вот что: нет ничего более действенного для раскрытия потенциала человека, чем экстремальная ситуация. Но мы против того, чтобы вы, читатели, испытывали такие переживания для обретения новых психологических возможностей. Лучше в комфортных и безопасных условиях почитайте, посмотрите со стороны: эффективность научения через наблюдение еще никто не отменял. И именно поэтому притче нашлось место на страницах данной книги.

Как-то, идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр – за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, далеко внизу, его поджидал другой тигр. Только лоза пока удерживала его.

Две мыши, черная и белая, начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил спелую сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!

Остановка мыслей

Те негативные эмоции, тот информационный стресс, который испытывает человек, он же сам и вызывает при помощи так называемого внутреннего негативного саморазговора. Негативный саморазговор – это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы на будущее. Внутренний негативный саморазговор, как правило, не осознается. Он представляет собой поток мыслей, «наращивающий» дискомфорт. Для того чтобы прекратить этот разрушительный процесс, необходимо использовать технику остановки мыслей.

Техника существует в трех вариантах. Наиболее просты в освоении и практическом использовании варианты № 2 и 3.

Эффективность техник определяется тем, что во время их правильного выполнения вы будете смещать фокус своего внимания с потока негативных мыслей, тем самым разбивая их ход и нормализуя свое эмоциональное состояние.

Вариант № 1

1. Сосредоточьтесь на потоке мыслей, которые проходят в данную минуту, т. е. осознайте их. (При этом можно, если позволяет ситуация, закрыть глаза.)

2. Мысленно, довольно жестко, скажите «стоп» и остановите поток мыслей. (Вместо слова «стоп» можно использовать представление равнозначных по эффекту зрительных символов, например знак «стоп» или шлагбаум.)

Вариант № 2

1. Переместите фокус внимания вовне, т. е. направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.

2. Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете, по-принципу «Что вижу – о том пою»:

– Я вижу…

– Я слышу…

– Я ощущаю…

Иными словами, просто «отпустите» свое внимание, в режиме свободного полета созерцайте окружающий мир во всем его многообразии красок, форм, звуков, запахов и ощущений.

Вариант № 3

Представляет собой модификацию варианта № 2. Отличается от него тем, что вы выбираете один какой-то внешний объект и подробно описываете его. При этом необходимо стремиться к безоценочным высказываниям: мысленно описывая объект, указывайте только то, что действительно у него есть, а не является вашими домыслами.

Например:

Правильно – «Компьютер. Монитор. Экран плоский. Корпус пластмассовый, белого цвета и т. д.».

Неправильно – «Компьютер. Дурацкий монитор! Всего 60 Гц! Разве можно на таком работать? И т. д.».

В примере, обозначенном как «неправильно», присутствует оценка. Все-таки присвоение монитору характеристики «дурацкий» является субъективным мнением. А любое оценочное суждение повышает риск формирования негативных эмоциональных переживаний и развития стресса. Но полностью избавить себя от оценок происходящего в окружающей действительности практически невозможно, для этого нужно быть дзен-буддийским монахом.

Для повышения толерантности к стресс-факторам достаточно использовать описанную технику и при ее выполнении стремиться к безоценочному констатированию воспринимаемого.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНИКЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК МАСЯНЯ ИЗБАВИЛАСЬ ОТ ДЕПРЕССИИ

В известном компьютерном сериале «Масяня» (см. http://www.mult.ru] есть один фильм, в котором героиня грустит. Грустит так, что ее друзья, Лохматый и Хрюндель, называют Масянино состояние просто – депрессия. Действительно, если проанализировать то, что происходит с Мася-ней, то очевидность признаков депрессии бесспорна. У Масяни настроение сниженное, что заметно окружающим, удовольствия Масяне то, что прежде радовало, не приносит, все внимание ее сосредоточено на мрачных аспектах жизни и аппетит у девушки пропал. Типичный «депрессняк». По сюжету неизвестно, что же вызвало у Масяни такое состояние: может, пережитое потрясение, может, экзистенциальный кризис, а может, сезонные колебания настроения проявились в такой форме. Но зато в фильме ярко показано, как ей удалось преодолеть свою депрессию. И в этом Масяне помогло использование техники переключения внимания. Возможно, Масяня и не знала, что практикует именно этот психологический прием, а применила его интуитивно. Однако то, что делала Масяня, полностью соответствует тому, о чем мы вам поведали. Что же сделала Масяня? Она отправилась к Финскому заливу, присела на камушек и продолжала печалиться. Но в какой-то миг ее внимание было привлечено движением волн. Она стала на них смотреть, т. е. переместила фокус своего внимания с депрессивных мыслей вовне – на воду, на перемещение волн. И таким образом разрушила поток удручающих мыслей и остановила негативный саморазговор, что вернуло ей жизнеутверждающее настроение. Механизм, поддерживавший депрессивные переживания, был остановлен. Вот так Масяне удалось избавиться от депрессии. Конечно, реальная жизнь не так проста, как жизнь анимационных героев. Но это не означает, что вы не можете успешно применять переключение внимания для того, чтобы преодолеть депрессивные переживания, вызванные стрессовыми факторами. Для этого практикуйте помимо этой техники и другие, о которых мы уже успели рассказать, и те, о которых расскажем на следующих страницах.
(из интернета)