Высокая дисциплина залог успеха в бою и повседневной жизни. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы О проявлении качества

Вопросы:
1. Сущность и содержание воинской дисциплины.
2. Воинская дисциплина и профессионализм, их значение в современных условиях.

Воинская дисциплина как составная часть государственной дисциплины является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Значение воинской дисциплины и организованности, строгого уставного порядка в частях и на кораблях неизмеримо возрастает в условиях активного перехода армии и флота к новым качественным параметрам. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы.

Слово «дисциплина» впервые упоминается в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.
В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, строгости и даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою.
В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинированности войск уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который в свою очередь обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества.
В Дисциплинарном уставе императорской армии было записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания».
Известно немало высказываний на эту тему царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению... Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А. Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А. Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н. Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». По мнению русского полководца П.А. Румянцева, воспитательная система в армии должна заключаться в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.
Уже в тот исторический период в просвещенных слоях российского общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательной и высокой дисциплинированности солдат и офицеров предполагалось достигать как производной от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность.
История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы.
Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и др.
Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины, Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.
М.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность.
Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.
Таким образом, понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.
Внешние показатели дисциплинированности:
- строгое соблюдение воинского порядка;
- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;
- образцовый внешний вид.
Внутренние показатели дисциплинированности:
- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
- знание уставов и наставлений, требований военной службы;
- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
- навыки и привычки дисциплинированного поведения;
- самодисциплина.
Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Воинская дисциплина как один из видов государственной дисциплины призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности выполнения всех распоряжений и т.д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:
- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
- совпадение целей законности и воинской дисциплины;
- детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
- повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
- дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм поведения не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.
Дисциплина - выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей.
Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, воинского товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д.

На современном этапе развития Российской армии и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.) интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в области армейской дисциплины.
Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.
Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает: чтобы победить, нужна железная дисциплина. И наоборот: отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.
Ныне роль и значение воинской дисциплины и профессионализма постоянно возрастают. Современная война предполагает применение неизвестных ранее мощных средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне сопряжены с колоссальными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения подразделений и частей коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой подготовки. Прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектива в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение передовых форм и методов боевой учебы.
Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.
Статья первая Дисциплинарного устава гласит: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)».
Раскрывая это определение, необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлении любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни, выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина.
Воинская дисциплина - одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники.
В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.
Решение современных задач ВС РФ невозможно без крепкой воинской дисциплины и профессионализма. Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Методические рекомендации
Во время изучения первого вопроса важно указать, что понятие дисциплины в широком смысле можно трактовать как обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Дисциплина - необходимое условие нормального существования любого общества.
При изучении второго вопроса следует обратить внимание на то, что в современных условиях без дисциплины и профессионализма современная армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.

Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 1991.
4. Утлик Э. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. 1993.
5. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ, 1998.

Майор Борис ИВАНОВ

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Дисциплинированность и профессионализм - важнейшие качества личности воина

1. Сущность и содержание воинской дисциплины.
2. Воинская дисциплина и профессионализм, их значение в современных условиях.

Воинская дисциплина как составная часть государственной дисциплины является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Значение воинской дисциплины и организованности, строгого уставного порядка в частях и на кораблях неизмеримо возрастает в условиях активного перехода армии и флота к новым качественным параметрам. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы.

Слово «дисциплина» впервые упоминается в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, строгости и даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинированности войск уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который в свою очередь обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества.

В Дисциплинарном уставе императорской армии было записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания».

Известно немало высказываний на эту тему царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению... Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А. Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А. Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н. Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». По мнению русского полководца П.А. Румянцева, воспитательная система в армии должна заключаться в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях российского общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательной и высокой дисциплинированности солдат и офицеров предполагалось достигать как производной от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность.

История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы.

Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и др.

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины, Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

М.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность.

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:
- строгое соблюдение воинского порядка;
- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;
- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:
- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
- знание уставов и наставлений, требований военной службы;
- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
- навыки и привычки дисциплинированного поведения;
- самодисциплина.

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Воинская дисциплина как один из видов государственной дисциплины призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности выполнения всех распоряжений и т.д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:
- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
- совпадение целей законности и воинской дисциплины;
- детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
- повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
- дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм поведения не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.

Дисциплина - выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей.

Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, воинского товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д.

На современном этапе развития Российской армии и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.) интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в области армейской дисциплины.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает: чтобы победить, нужна железная дисциплина. И наоборот: отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Ныне роль и значение воинской дисциплины и профессионализма постоянно возрастают. Современная война предполагает применение неизвестных ранее мощных средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне сопряжены с колоссальными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения подразделений и частей коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой подготовки. Прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектива в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение передовых форм и методов боевой учебы.

Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)».

Раскрывая это определение, необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлении любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни, выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина.

Воинская дисциплина - одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники.

В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

Решение современных задач ВС РФ невозможно без крепкой воинской дисциплины и профессионализма. Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Во время изучения первого вопроса важно указать, что понятие дисциплины в широком смысле можно трактовать как обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Дисциплина - необходимое условие нормального существования любого общества.
При изучении второго вопроса следует обратить внимание на то, что в современных условиях без дисциплины и профессионализма современная армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.

1. Конституция Российской Федерации.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 1991.
4. Утлик Э. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. 1993.
5. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ, 1998.

Майор Борис ИВАНОВ

проведения беседы с личным составом

ТЕМА: «Дисциплинированность — важное качество личности воина».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _________

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

Литература:

Законы Российской Федерации » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, » О воинской обязанности и военной службе”.

Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Глава 1, ст. ст.1-29; Глава 2, ст. ст. 30-42. М.: Воениздат, 1994.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.

Полковник Аксенов А.Ф., кандидат исторических наук.

ХОД БЕСЕДЫ:

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономичестких и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Помочь слушателям осознать предназначение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, Министра обороны РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины, раскрыть ее сущность и возрастающее значение в современных условиях, нацелить слушателей на формирование у них высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам — такова цель занятия.

  1. Сущность и необходимость крепкой воинской дисциплины.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Воинская дисциплина, как этико-правовой институт, появилась с возникновением первого войска. Но идея дисциплины родилась не в армии, а в первобытной семье. Она вытекала из факта старшинства отца-родоначальника, патриарха. Армия приспособила готовую идею к своим потребностям и дополнила ее недостающими элементами.

Прежде, чем раскрывать сущность воинской дисциплины и ее содержание, следует показать, что подходы к ее понятию в истории изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В.Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В.Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма. М.И.Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал того, ”… кто повинуется и точно выполняет приказания”. Известный русский военный теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И на- оборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

Руководителю группы следует обратить внимание слушателей на объективные факторы возрастания роли дисциплины в современных условиях. Среди них:

Во-первых, социальная значимость ратного труда военнослужащих. «Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.” — говорится в законе Российской Федерации «Об обороне”

Во-вторых, поступление на вооружение войск новейших видов оружия, прежде всего ядерного и высокоточного, требует от каждого военнослужащего высочайшей четкости и слаженных действий;

В-третьих, усложняется содержание воинской деятельности в нелегких современных экономических условиях страны;

В-четвертых, это международный фактор, связанный с основными вызовами и угрозами национальной безопасности России.

Подчеркивая значение совокупных действий указанных факторов возрастания роли воинской дисциплины, руководитель занятия акцентирует внимание слушателей на выводы о том, что крепкая воинская дисциплина и дисциплинированность воинов являются объективной необходимостью для Вооруженных Сил, основной их высокой боеготовности и обеспечивают нормальную жизнедеятельность армии, укрепление обороноспособности и безопасности государства.

В заключение рассмотрения первого вопроса следует сделать вывод, что в сущности и требованиях воинской дисциплины выражается воля народа, что ее безупречное выполнение является обязанностью и священным долгом каждого воина.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Приступая к изложению второго вопроса руководитель группы в ходе занятий подробно рассматривает текст Военной присяги, Закон Российской Федерации » О статусе военнослужащих » (его 3 раздел » Обязанности военнослужащих «), доводит до слушателей требования воинской дисциплины к каждому военнослужащему, изложенные в статьях 1,2,3 и 4 Дисциплинарного устава.

Руководитель группы акцентирует внимание слушателей на обязанностях по соблюдению требований воинской дисциплины и подчеркивает, что она основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

  1. Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

  1. Руководитель подчеркивает, что сегодня понятие «дисциплинированный” связывают с понятием «грамотный”, «знающий”, «умелый”. Знания, навыки, умения и привычки не только подкрепляют собой дисциплинированность, исполнительность и одновременно принимают на себя часть их функций.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Руководителю нужно далее показать, что в напряженной и опасной обстановке у воина, обладающего высоким мастерством, сохраняется тот уровень умений и навыков, который необходим для выполнения соответствующих действий. И наоборот, пока знания, умения и навыки воина находятся на низком уровне, всегда вероятно, что в сложной обстановке боя они будут разрушены и у воина появятся черты недисциплинированности, неисполнительности, паники. Поэтому точный и быстрый расчет, глубокое знание техники, уверенность в ней делают воина дисциплинированным и исполнительным в любых условиях учебы и боя.

  1. Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.”

  1. Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Здесь руководителю группы необходимо привести примеры высокой дисциплинированности военнослужащих в Афганистане, Чечне, Таджикистане и других «горячих” точках.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Развертывая дискуссию, руководитель может сказать, что иногда некоторые воины, рассуждая о героизме, мужестве приводят факты, что вовсе не передовики — отличники, не » тихие » и исполнительные и дисциплинированные воины в решающий момент показывают высокие морально-боевые качества. Затем руководитель просит высказаться одного — двух слушателей по данному суждению.

Подводя итог дискуссии, следует сказать, что ссылки на геройство и удаль «лихих воинов” недостоверны. Они отражают исключения из правил. Нельзя, конечно, полностью отрицать возможность того, что воины, не отличающиеся дисциплинированностью, в определенных условиях способны совершить верный и храбрый поступок. Даже самый нерадивый воин не лишен способности к смелому действию.

Необходимо показать разницу между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплиной как внутренним качеством человека, выражающимся в потребности действовать в интересах выполнения учебной и боевой задачи. Дисциплинированность — это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать как этого требуют конкретные условия.

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Руководителю занятий здесь уместно сравнить акт насилия над сознанием личности — действия в годы второй мировой войны японских летчиков — камикадзе, у которых в качестве мотивов поступка выступают фанатическая вера в божественную миссию императора, и сознательное самопожертвование во имя свободы и независимости Родины советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Здесь уместно привести слова из письма к сыну известного героя Великой Отечественной войны капитана Масловского, которое было написано перед уходом на задание: » Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь… Отказываться от такого задания я не собирался, наоборот, горю в желанием… скорее приступить к его выполнению. В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: какие силы помогут мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и патриотический долг. Правильно говорят: «От дисциплины до героизма — один шаг.”

Руководитель поступит методически правильно, если в ходе занятий зачитает некоторые письма фронтовиков, поинтересуется, какие чувства они вызвали у слушателей. (Для этой цели хорошо использовать книги «Великая Отечественная в письмах. М.: Политиздат, 1983; Езерский Ф.С., Федоров В.И. Письмо с фронта Л.: Лениздат, 1986).

Завершая эту часть рассказа о мотивах и поступках, руководитель подчеркивает, что готовность к подобным действиям всегда сродни исполнительности и дисциплинированности. Мотивом поступка и будет являться проявление дисциплины, не знающей уступок и компромиссов. Это проявление осознанной, внутренне принятой воином необходимости повиноваться долгу, приказу, уставу.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Говоря о сути воинской чести и доблести важно раскрыть, в чем конкретно она выражается. Руководителю следует прежде всего остановиться на осознании самими воинами высокой социальной ценности, нужности и важности самоотверженного выполнения воинского долга, выполнение которого и конкретизирует честь. (см. ст. 24 Закона » О статусе военнослужащих”) Раскрывая воинскую честь и как вежливое и уважительное отношение военнослужащих друг к другу, руководитель останавливается на рассмотрении ст.64 и 67 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности военнослужащих своего коллектива, сделать вывод по второму вопросу и отметить, что в дисциплинированности как важнейшем качестве личности воина выражаются многие качества личности и устойчивые черты характера воина, которые и проявляются в действиях, направленных на выполнение требований воинской дисциплины.

Завершает тему руководитель выводом: крепкая воинская дисциплина — основа высокой боевой готовности, порядка и организованности Российских Вооруженных Сил. Задача всех командиров (начальников) и всего личного состава — вырабатывать крепкую воинскую дисциплину.

  1. Накануне занятий по данной теме в подразделениях проводится подготовительная работа:

— в часы самостоятельной работы организуется разъяснение слушателям обязанностей и прав военнослужащих, законов » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, «О воинской обязанности и военной службе”, текста военной присяги;

— готовятся наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной теме, выпуски стенной печати, где рассказывается о лучших воинах, отличниках учебы;

— организуется просмотром художественных фильмов (или подобранных кадров из них) — » Живые и мертвые » , «Аты-баты шли солдаты”, » Солдаты”, » Горячий снег”, » На войне,как на войне”, » Секретный фарватер” и другие, а также хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов » Всегда быть начеку”, » Присяга Родине”, » Закон о священном долге” и другие;

— проводятся культпоходы в музеи, выезды к памятникам местам боевой славы.

  1. Помощник руководителя групп занятий поручает слушателям:

а) проанализировать состояние дисциплины в своем коллективе и выступить с предложениями по ее укреплению, предотвращению дисциплинарных проступков в подразделении;

б) охарактеризовать морально-боевые качества друг друга;

в) подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры дисциплинированности военнослужащих в годы Великой Отечественной и других войн;

г) подобрать пословицы и поговорки, посвященные дисциплине и дисциплинированности;

  1. В ходе занятий было бы хорошо организовать выступления ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также отличников учебы.
  2. В часы беседы рекомендуется обсудить вопросы:

— сущность воинской дисциплины и требований предъявляемых к военнослужащим;

— почему воинская дисциплина является основой боевой готовности?

— чем обусловлено возрастания воинской дисциплины?

— что такое дисциплинированность и исполнительность и почему они есть важнейшие качества личности воина?

— какие, на ваш взгляд, имеются неиспользованные резервы в подразделении по формированию дисциплинированности у воинов?

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)