Учебно-методические комплексы для изучения английского языка. Как выбрать умк по английскому языку Умк по английскому для детей начальной школы

Для повышения эффективности овладения говорением необходимо поддерживать мотивацию учащихся к изучаемому языку, применять многоуровневое общение, учитывать психические и возрастные особенности учащихся, тем самым косвенно говорили о необходимости применения личностно-ориентированного подхода обучения. В статье проводится основных УМК по английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение говорению протекает на всех периодах овладения иностранным языком. На наш взгляд, наиболее ярко игровые ситуации в обучении говорению прослеживаются в учебно-методических комплексах по английскому языку именно на начальном этапе в силу возрастных и психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Проанализировав учебники по английскому языку, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год, и учитывая мнения учителей английского языка , мы выделили 3 учебника, которые, на наш взгляд, не только отвечают современным требованиям к изучению английского языка с учетом личностно и коммуникативно-ориентированного подхода, но отличаются разнообразием игровых форм подачи материала и активно апробируются в общеобразовательных школах страны.

1. «Милли»/ «Millie-2» и «Millie-3». Авторы Азарова С.И., Дужинина Э.Н., Ермолаева Е.В.

Британский Совет совместно с издательством «Титул» создали серии учебников для начальных классов общеобразовательной школы Millie (2 – 4 классы), преимущества которых, на наш взгляд, состоят в том, что в них созданы подлинно коммуникативные ситуации, раскрываемые с помощью игр, интервью, песен, рифмовок и историй, представлены разнообразные виды деятельности на уроке: активное использование движения, мимики и жестов (разыгрывание историй, построенных на действии и др.), истории с захватывающим сюжетом в каждом разделе учебника, использование элементов ручной работы на уроках (разрезной материал дается в Рабочей тетради).

Обучение строится на интересах и потребностях младших школьников: учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка; дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения; темы и ситуации игрового общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый им языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства в игре, стимулирует общение со сверстниками на английском языке; весь материал аутентичен; контроль и проверка знаний проводятся через самопроверку и самооценку; игровые упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования; общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель – ученик», а учит сотрудничать друг с другом в парах и группах; интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам. Весь курс построен таким образом, что обучение ведется как занимательная игра, в которой дети выступают и в роли ведущего и зрителей.

2. УМК «Английский язык» для 2-4 классов авторского коллектива: С.Г. Терминасова, Л.М. Узунова, Д.С. Обукаускайте, Е.И. Сухина, Ю.У. Собещанская, издательства «АСТ» «Астрель» обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказку реальными и фантастическими персонажами; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью смешных и веселых героев.

3. Более подробно остановимся на серии УМК «Enjoy English» авторов Биболетовой М.З. и др. (все уровни) для начальной и общей школы в новой редакции, в которых, по мнению учителей английского языка, наиболее ярко прослеживается игровая линия подачи материала. Данная серия сохранила основные принципы: приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, соблюдение деятельностного, личностно-ориентированного характера обучения, сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, учет опыта детей в родном языке, развитие когнитивных способностей учащихся, использование современных эффективных технологий обучения, социокультурная направленность процесса обучения английскому языку. Учебный материал перераспределен с учетом возрастных особенностей учащихся, а также реальных условий обучения английскому языку в начальной школе, больше внимания уделено обучению говорению с использование новой тематический лексике, усилено внимание к обучению аудированию.

Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к учению английского языка. Каждый из учеников серии «Enjoy English» имеет свой сюжет. Например, «Enjoy English, 1» представляет собой занимательную игру в путешественников, предлагая стать героями странствующего театра, что позволяет кратко проигрывать разные ситуации именно в игровой форме. А сам курс завершается постановкой спектакля, что также является моделью игрового общения.

Учебник «Enjoy English, 2» представляет собой также игровое путешествие с Хоббитом, который знакомит учащихся с различным лексическим, грамматическим и фонетическим материалом с помощью игровых ситуаций. Учебник насыщен наглядными компонентами игрового общения, что делает уроки интересными и увлекательными для младших школьников. Также, в книге для учителя содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, примерные конспекты занятий, сценарии спектаклей, что позволяет учителя намного сэкономить время на разработку уроков и больше времени для творчества учителя.

В данном учебном курсе широко использованы игры для обучения иностранному языку. Сюжетная игра «Сказочный кукольный театр» включает игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее проходит обучение.

Выполняя многочисленные коммуникативные упражнения, младшие школьники развивают необходимые речевые умения в аудировании, говорении, чтении и письменной речи и повторяют из урока в урок пройденный языковой материал.

В данном курсе преобладает имитативный подход в обучении языковым навыкам и речевым умениям. Одной из главных характеристик «Enjoy English» является опора на сознание учащихся, поскольку доказано, что сбалансированный коммуникативно-когнитивный подход, в русле которого написан курс, дает стабильно высокий результат в обучении иностранному языку во внеязыковой среде. В «Enjoy English» при формировании умений в говорении учащиеся строят свои высказывания с опорой на план, ключевые слова.

Формирование языковых навыков и речевых умений на сознательной основе позволяет сделать их более прочными и гибкими, как показало многолетнее экспериментальное и опытное обучение английскому языку. Представленный в учебнике зрительный ряд выполняет возложенные на него дидактические функции.

Пассов, Е.И . Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2000. – С. 12.

Обсуждение эффективности применения рекомендованных УМК проходило на форуме учителей иностранных языков www. pedsovet.ru/forum/


В Power Point (слайды 1 - 33)

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства.

В условиях вариативности и расширения академических свобод, многообразия подходов, концепций, теорий и технологий обучения и воспитания возникает проблема оценки качества и эффективности учебно – методических комплектов (УМК) по иностранным языкам, которые должны отвечать единым требованиям к их разработке и использованию на практике.

Единые требования к разработке и использованию УМК призваны:

  • объединить усилия методистов (теоретиков и практиков) по формированию культуры проектирования УМК в период интеграции России в европейское и мировое образовательное пространство (в связи с подписанием Болонской декларации);
  • обеспечить сохранение и приумножение культурно-исторических и национальных традиций российского образования;
  • повысить «культуру пользователя» УМК путем формирования профессионально-методической компетенции учителя иностранных языков.

Несмотря на возросший за последнее время интерес к иностранным языкам, на мой взгляд, наиболее значимым остается вопрос поддержания мотивации учащихся, изучающих иностранный язык. Все мы знаем, что научить можно лишь того, кто сам желает учиться. При первом знакомстве с новым учебником дети обнаруживают на его обложке непонятные слова, странные значки, что, в, свою очередь, их интригует и настораживает. Как не превратить процесс обучения иностранному языку в очередную обузу для и без того загруженного ребенка, чтобы это было интересно и школьнику с блестящими способностями, и ученику со средними возможностями? Для меня ответом на этот вопрос стал новый УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 5 и 6 классов (авторы - К. И. Кауфман и М. Ю. Кауфман). Авторам книги удалось найти форму и подходы, которые рассеивают опасения маленьких учеников, формируют их интерес, делают обучение не только эффективным, но и приятным. В этой связи хотелось бы отметить некоторые особенности курса, опираясь на опыт работы с данным УМК.

УМК "Happy English.ru" соответствует требованиям Госстандарта по иностранным языкам, требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на начальном этапе обучения английскому языку и учитывает реальные возможности учителя и учащихся массовых школ России. Особенностью является использование приключенческой сквозной сюжетной линии и оригинальной методики обучения грамматике. Насыщенность содержания страноведческим материалом и учебными играми обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся.

УМК 5-го класса рассчитан на 3 часа занятий в неделю и включает в себя:

  • учебник
  • книгу для учителя
  • 2 Рабочие тетради с раздаточным материалом
  • 3 Аудиокассеты

Учебник состоит из 11 разделов и англо-русского словаря. Первый раздел – обучение чтению рассчитан на изучение в первой четверти и предназначен для формирования базовых навыков чтения. Разделы со 2-го по 11-й охватывают учебный материал трех последующих четвертей, последовательно формируют и развивают необходимые навыки устной и письменной речи.

Сквозная сюжетная линия обеспечивает постоянную ротацию ранее изученного лексико-грамматического материала в различных ситуациях общения, что позволяет закреплять и корректировать необходимые языковые навыки и речевые умения на протяжении всего курса. Сюжетная линия создает дополнительную мотивацию, а также обеспечивает проблемный характер заданий.

Ознакомление и тренировка времен английского языка носит тематически-обусловленный, игровой характер. Учащимся предлагается совершить путешествие в страну DoDidDone где они, путешествуя по временам-городам и играя с глаголами-дракошами, легко запоминают грамматические правила. Эти путешествия сопровождаются большим количеством иллюстративного материала - таблицами.

В УМК особое внимание уделяется задаче формирования социокультурной компетенции учащихся. Сюжет учебника позволяет познакомить учащихся с бытом, реалиями и культурой, как современной Великобритании, так и с ее историческим прошлым. Решению этой задачи помогают рубрики: 100% English , Friends и English in focus . С их помощью учащиеся знакомятся с особенностями иноязычной культуры, учатся не только достигать основной цели коммуникации - понимания, но также с уважением относиться к иноязычной культуре и осознавать разницу культур.

В УМК большое внимание уделяется игре , как виду деятельности, формирующему необходимые коммуникативные навыки, устанавливающему доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающему самостоятельной работе и формирующему правильную самооценку. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх, переносятся затем на другие виды деятельности.

Все, используемые в учебнике стихи и песни , являются авторскими, специально написанными для нестандартной отработки грамматического и лексического материала в логике сюжетной линии. Они построены только на знакомой учащимся лексике и грамматике, обобщают в лаконичной форме суть нового материала, помогают учащимся легче запомнить его.

В Книге для учителя объясняется авторская концепция и предлагаются практические рекомендации для учителей по организации и проведению занятий в рамках курса. Она состоит из пояснительной записки, краткого описания особенностей работы по четвертям и поурочных планов. Каждый план предваряется задачами данного урока. В Книге для учителя также предлагается тематическое планирование разделов и уроков с выделением языкового, речевого, социокультурного материала и оборудования, а также помещены контрольно-тестовые задания, ключи к отдельным упражнениям и контрольно-тестовым заданиям, тексты заданий на аудирование.

Рабочие тетради предназначены для выполнения письменных заданий как под руководством учителя, так и самостоятельно в ходе выполнения домашней работы. В них помещены контрольно-тестовые задания. Помимо основного материала рабочие тетради также включают в себя упражнения раздела Cut Оut, предназначенные для групповой и индивидуальной работы.

Аудиокассеты обеспечивают знакомство с аутентичным звучанием изучаемого материала, поскольку начитаны носителями языка. Они обеспечивают необходимый и достаточный уровень звуковой поддержки курса.

Обучение чтению в I четверти (5 класс)

Приступая к работе по УМК “Happy English.ru”, учителю следует иметь в виду, что уроки I четверти отличаются от всех последующих уроков своей структурой. Это объясняется тем, что основной задачей I четверти является обучение технике чтения. Чем станет для учащихся чтение как вид речевой деятельности? Средством формирования языковых и речевых навыков и умений, основой автономии и самостоятельности или дополнительной трудностью при аудировании, неразрешимой проблемой при анализе текста и источником фонетических, орфографических и грамматических ошибок? Ответ на этот вопрос заключается в выборе правильного подхода при обучении чтению на начальном этапе.

Известно, что в современной методике преподавания английского языка существуют два основных подхода к обучению технике чтения. Первый - восприятие слова или фразы как целостной единицы (whole word approach). При этом подходе учащиеся сначала учатся произносить и использовать новые слова, и только после этого слова предъявляются учащимся для прочтения. Второй - звукобуквенный анализ (phonics approach) предполагает первоначальное установление соответствий буква - звук. Затем учащиеся знакомятся с написанием букв и их транскрипцией. Оба эти подхода имеют право на существование и успешно применяются в современной методике как в чистом виде, так и интегрировано.

Обучение технике чтения в УМК “Happy English.ru” является примером реализации phonics approach с учетом современных требований, предъявляемых к иноязычному образованию. По замыслу авторов, сочетание phonics approach и современных технологий обучения (проблемные полифункциональные упражнения, запоминающаяся частотная лексика, проекты, сюжетная основа, игры) позволяет максимально использовать достоинства этого подхода. При формировании навыков техники чтения на начальном этапе чтение рассматривается как средство обучения. Сформировав необходимый уровень техники чтения, и заложив основы орфографических навыков на первом этапе обучения, в дальнейшем можно эффективно использовать чтение как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений. Учебный материал предъявляется в соответствии с принципом поэтапности и посильности: учащимся предлагаются только те слова, которые они смогут прочитать, используя уже известные им правила чтения.

Несмотря на то, что формированию навыков техники чтения уделяется большое внимание, на каждом уроке учащимся предлагаются задания, которые в комплексе формируют базовые фонетические, лексические и грамматические навыки устной и письменной речи.

Ниже приводится перечень этапов формирования навыков техники чтения, использованных в УМК “Happy English.ru” для 5 класса:

1. Установление первичных графемно-фонемных соответствий:

  • чтение гласных букв в закрытом типе слога, представляющих наименьшую степень сложности;
  • изучение транскрипции как основы автономии учащихся;
  • чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов и диалогов.

2. Изучение гласных букв в открытом типе слога.

3. Изучение правил чтения наиболее частотных буквосочетаний.

4. Чтение более продолжительных диалогов и фабульных текстов, их анализ и сравнение.

5. Изучение правил чтения менее частотных буквосочетаний по мере их появления в текстах.

Каждый урок I четверти открывается компьютерной клавиатурой, на которой желтым цветом выделены буквы, которые учащимся предстоит изучить на данном уроке. Зеленым цветом на зеленом фоне отмечены буквы, которые учащимся предстоит изучить позже, черным цветом на зеленом фоне отмечены буквы, которые уже известны учащимся. Таким образом, каждый урок предваряется своеобразным “планом действий”, который одновременно служит визуальной опорой для повторения пройденного и формирует перспективу.

Сначала учащиеся знакомятся с вариантом чтения гласных только в закрытом типе слога. О том, что существуют и другие варианты чтения гласных букв, им сообщает мистер Хэлп. Рубрика Спросите мистера Хэлпа является постоянной рубрикой учебника. Добрый старичок, мистер Хэлп, всегда готов поддержать ребят, ответить на их вопросы или что-то им подсказать. Отбор лексики ориентирован на ознакомления учащихся с чтением наиболее частотных буквосочетаний в словах, составляющих языковой минимум тематического материала, определенного программой. При работе с новой лексикой предлагается следующая схема:

2. Семантизация осуществляется:

  • беспереводным способом с помощью наглядности;
  • с помощью языковой догадки или поиска необходимого слова в словаре, что развивает комплексные учебные навыки, необходимые для самостоятельной работы.

Поскольку основной целью I четверти является обучение технике чтения, в каждом уроке присутствуют задания на ее проверку с помощью незнакомых слов. Эти слова не подлежат заучиванию. С первых уроков учащимся предлагаются полифункциональные задания, направленные как на закрепление нового материала, так и на развитие зрительной памяти и логического мышления. Подобные задания при всей их кажущейся простоте создают чувство успешности, а значит, и необходимый уровень мотивации у тех учащихся, которые, возможно, хуже справились с заданиями на развитие письменных и произносительных навыков.

Каждый урок начинается с повторения пройденного материала. При этом задания постепенно усложняются.

Наряду с развитием навыков техники чтения большое внимание в I четверти также уделяется развитию навыков аудирования. При этом задания всегда полифункциональны и носят проблемный характер. Таким образом, развиваются не только навыки аудирования и произношения, но и внимание, логическое мышление, слуховая память. Такие упражнения всегда посильны, слушание производится несколько раз, а уровень сложности постепенно повышается с помощью изменения формулировок заданий.

К концу I четверти учащиеся, продолжая изучать правила чтения, переходят к чтению и анализу более сложных по характеру и объему текстов. Начиная с 18 урока, ребята знакомятся с главными героями учебника и становятся участниками увлекательного приключения, которое длится весь учебный год и продолжается в 6 классе.

Сюжетная линия создает дополнительную мотивацию, а также обеспечивает проблемный характер заданий. Учащимся постоянно приходится помогать, подсказывать, расшифровывать, объяснять, делиться информацией, интерпретировать поведение главных героев.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о логике построения уроков I четверти, когда вначале большое внимание уделяется подготовке к коммуникации путем создания “строительного материала”,

т. е. обучение чтению, и только после этого учащимся предлагается применить полученные знания на практике для решения реальных коммуникативных задач.

Опыт работы показал, что phonics approach в том виде, в каком он используется в УМК “Happy English.ru” для 5 класса:

  • позволяет эффективно использовать чтение как средство формирования языковых и смежных речевых навыков и умений;
  • способствует активизации зрительной памяти учащихся;
  • обеспечивает необходимый уровень наглядных опор при ознакомлении с новым материалом;
  • способствует реализации принципа сознательности в обучении, активности и автономии учащихся;
  • учитывает возрастные особенности пятиклассников, для которых в этом возрасте естественно стремление сознательно усваивать, фиксировать и повторять учебный материал.

Часто можно услышать, как многие учителя говорят, что ни один учебник не готовит к ЕГЭ. Давайте взглянем на УМК “Happy English.ru” авторов К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман с точки зрения подготовки к ЕГЭ.

Формат Единого Государственного Экзамена предполагает наличие заданий по 5 разделам:

  • аудирование,
  • чтение,
  • лексика и грамматика,
  • письмо,
  • говорение.

В каждом из разделов есть задания различных уровней: базового, повышенного и высокого. Три из этих разделов проверяются при помощи тестов, и это даёт возможность отработать навыки учащихся в выполнении разных видов тестовых заданий.

Аудирование . Конечно, аудирование на начальном этапе (5 класс) является в основном учебным (guided listening), например, при отработке звуков, произношения, интонационного рисунка в предложении и выступает в качестве средства обучения. Мы же говорим об аудировании, как о самостоятельном виде речевой деятельности, т.е. о коммуникативном аудировании, (communicative listening). И здесь аудирование определяется как осознанное восприятие речи на слух с разной глубиной проникновения в содержание. Отсюда мы можем выделить три вида аудирования: с пониманием основного содержания, с пониманием фактической (необходимой) информации и с полным пониманием. Как же эта особенность учитывается в УМК “Happy English.ru”? К первому виду упражнений по аудированию в учебниках для 5, 6, 7 классов относятся задания: «Ответь на вопрос», «Озаглавь (подбери заглавие)», «Кому принадлежат слова», «Соотнеси с картинкой» «Проверь свой ответ (предположение)». Ко второму виду – задания «Заполни таблицу», «Отметь нужные предложения, слово, ответ», «Найди значение слова». К третьему – «Исправь ошибки (по содержанию)», «Найдите предмет, следуя плану», «Расположи в нужном порядке», «Обсуди услышанное», «Выскажи своё согласие или несогласие».

Чтение. Основным показателем овладения чтением является степень извлечения информации и учащийся должен овладеть разными видами чтения:

а) с пониманием основного содержания (ознакомительное);

б) с извлечением интересующей информации (просмотровое);

в) с полным пониманием (изучающее).

Совершенно очевидно, что проверка умений в рамках ЕГЭ, связанных с каждым из перечисленных видов чтения и аудирования, проводится по-разному. И учащиеся начинают готовиться к этому с пятого класса. Задания по определению основного содержания сформулированы по-разному: «Каким предложением выражена основная идея», «Ответь на вопрос», «Придумай (подбери) заголовок», «Определи жанр рассказа».

Задания на развитие навыков просмотрового вида чтения звучат как: «Найдите в тексте необходимую информацию (факт, дату, картинку, грамматическое явление)», «Вставьте недостающую информацию (слово, цифру)», «Найдите значение слова из контекста».

Результатом чтения с полным пониманием может быть задание типа: «Обоснуйте свою точку зрения», «Обсудите», «Исправьте допущенную (логическую, содержательную) ошибку», «Напишите краткое содержание», «Найдите соответствие картинкам», «Ответьте на вопросы по содержанию» и т.д. В УМК “Happy English.ru” можно встретить не только традиционные диалоги, тематические тексты, песни, легенды, стихи, но и газетные статьи, письма, телеграммы, e-mails, файлы, записки, отчёты, карты, путеводители, объявления, расписания и т.д.

Письмо. В разделе «Письмо» речь также идёт о проверке у учащихся различных умений, начиная с более простых (заполнить анкету, написать открытку), и заканчивая достаточно сложными (сочинения разных типов, статьи, отзывы). Подготовка к этим заданиям происходит уже с 5 класса. Хотя вначале, это только некоторые элементы: написание дат, адреса на конверте, знакомство с форматом письма, e-mail(а), оформление правил.

Чуть позже учащиеся знакомятся с новыми видами письменных работ. Среди них заполнение анкеты, файла, составление плана, отчёта, заполнение документов (для получения визы), написание краткого содержания (summary), объявления, личного письма, доклада и, наконец, сочинения - описания «за и против».

Говорение - самое сложное и вместе с тем самое главное из проверяемых умений. В рамках ЕГЭ проверяется три вида умений: способность к монологическому высказыванию по теме, способность вести диалог с целью извлечения фактической информации и диалог с целью обмена оценочной информацией.

УМК “Happy English.ru” предоставляет прекрасную возможность для овладения всеми тремя типами заданий. Результат достигается кропотливым ежедневным трудом, начиная с малого: несколько предложений по теме, знакомство с формами вежливости, выражения согласия-несогласия, ответ на вопрос «Почему?», парная или групповая работа почти на каждом уроке. В учебниках присутствует много упражнений со следующими формулировками: «Приготовь рассказ» или «Ролевая игра» (часто в качестве итога изучения темы), «Обоснуй свой ответ», «Обсуди идеи», «С чем вы согласны, а с чем нет» и т.д.

Хотелось бы обратить особое внимание ещё на две особенности УМК “Happy English.ru” Может быть, они напрямую и не влияют на подготовку к ЕГЭ, но совершенно точно поддерживают неослабевающий интерес к предмету у учащихся. И это, с моей точки зрения, является несравнимо более ценным. Во-первых, в учебниках видна ярко выраженная страноведческая направленность, причём не академичная и назидательная, а заключённая в очень доступную и ненавязчивую форму. Факты запоминаются лучше, потому что они умело вплетены в занимательный сюжет. В каком ещё учебнике ученики заглядывают на следующие страницы учебника, чтобы узнать, что произойдет с любимыми героями? И второе. В школе, гонясь за количеством вложенных в учеников знаний, мы, порой, забываем, что перед нами дети и им ещё хочется ещё поиграть. А вот авторы “Happy English.ru” об этом помнят, поэтому в учебниках столько интересных и познавательных игр, шутливых и не очень психологических тестов, мелодичных и зажигательных песен, забавных и полезных иллюстраций.

  • My First English Adventure (Longman)/ - Моё первое английское приключение - 3-уровневый курс для детей 3-5 лет (2005)
  • English Adventure (Longman)/ Mady Musiol, Magaly Villarroel, Bruni Cristiana, Susannah Reed. - Английское приключение - 6-уровневый курс для начальной школы (2005)
  • Cambridge Primary Boxes / Caroline Nixon, Michael Tomlinson. - материалы для обучения маленьких детей (дошкольников и младших школьников) английскому языку (2003, 2005, 2009, 2010, 2012)
  • Oxford Family and Friends / Naomi Simmons, Susan Iannuzzi, Tamzin Thompson and Jenny Quintana. - 7-уровневый курс английского языка для детей. Является одним из самых продаваемых учебников в мире (2009-2013)
  • Oxford PlayTime / Clarie Selby. - 3-уровневый (Starter, A, B) курс для дошкольников (2011)
  • Oxford Everybody Up / Susan Banman Sileci, Patrick Jackson, Kathleen Kampa, Charles Vilina - 7-уровневый курс американского английского языка для (до)школьников от 5 до 12 лет (2011)
  • Longman Fly High / Danae Kozanoglou, Charlotte Covill, Jeanne Perrett, Tessa Lochowski, Tamzin Thompson. - 4-х уровневый курс для детей 6-9 лет (2011)
  • Longman Our Discovery Island / Megan Roderick, Linnette Erocak, Tessa Lochowski, Fiona Beddall. - 6-уровневый курс для младших школьников (2012)
  • Longman Excellent! / Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Coralyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield. - 4-уровневый курс английского языка для детей 6-10 лет (2004)
  • Longman Today! / Tamzin Thompson, David Todd, Sandy Zervas, Erika Stiles. - 4-уровневый курс английского языка для детей 9-13 лет (2014)
  • Oxford Get Set - Go! / Cathy Lawday, Liz Driscoll, Alan C. McLean. - 6-уровневый курс английского для младших школьников (1996-1998)
  • Cambridge Kid’s Box / Caroline Nixon, Michael Tomlinson, Kathryn Escribano, Jennifer Dobson, Kate Cory-Wright, Melanie Williams. - 7-уровневый курс английского для младшей школы (2008)
  • Macmillan Brilliant and Brilliant Fun / Jeanne Perrett. - курс для младших школьников (2001)
  • Longman Big English / Herrera Mario, Christopher Sol Cruz - 7-уровневый курс для детей от 6 до 12 лет. Соответствует уровням CEFR A1-B1 (2014)
  • Oxford Incredible English / Sarah Phillips. - “Невероятный английский” - курс для школьников от 6 до 13 лет (2008)
  • Welcome (Express Publishing)/ Elizabeth Gray, Virginia Evans - 4-уровневый курс английского для начальной школы (2008)
  • Oxford Primary Skills Reading and Writing / Tamzin Thompson, Helen Casey, J. Quintana. - Чтение и Письмо - 6-уровневая серия учебных пособий для детей (2010, может служить дополнением к любому курсу)
  • Macmillan Primary Foundation Skills - Reading and Writing Comprehension / Louis Fidge. - 6-уровневая серия пособий для начальной школы (2001, может служить дополнением к любому курсу)

Для среднего школьного возраста

  • Longman World Club / David Mower, Michael Harris. - 4-х уровневый курс для детей 10-12 лет (2000)
  • Longman Friends / Carol Skiner, Mariola Bogucka, Liz Kilbey. - 4-уровневый курс английского языка для школьников от 8 до 12 лет (2002)
  • Oxford Team / Norman Whitney, Liz Driscoll, Jenny Quintana. - 3-уровневый курс английского языка для школьников (2010)
  • Oxford Discover / Lesley Koustaff, Susan Rivers, Kathleen Kampa, Charles Vilina, Kenna Bourke. - Шестиуровневый (от A1 до B1) курс английского для школьников 9-12 лет (2014)
  • Oxford Heroes / Jenny Quintana, Rebecca Robb Benne - 3-уровневый (Starter, Elementary, Intermediate) учебно-методический комплекс английского языка для школьников 3-5 классов (2008)

Для среднего и старшего школьного возраста

  • Cambridge English in Mind / Herbert Puchta, Jeff Stranks, Richard Carter, Peter Lewis-Jones. - 5-уровневый курс английского языка для 5-10 классов средней школы (1st Ed. 2004, 2nd Ed. 2011)
  • Cambridge Eyes Open - 4-уровневый (А1, А2, В1, В1+) курс английского языка для подростков 12-16 лет. Кроме текстового и звукового материала, содержит видеоролики от Discovery Education.
  • Longman Real Life / Sarah Cunningham, Peter Moor, Martyn Hobbs, Julia Keddle and Jonathan Bygrave. - 5-уровневый курс английского для учеников 8-11 классов. Рекомендуется для специализированных школ, гимназий, лицеев (2010)
  • Longman New Snapshot / Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White. - 4-х уровневый курс английского языка для тинейджеров (14-18 лет). Уровни от стартового до Intermediate (2003-2008)
  • Longman In Touch / Olivia Date, Carol Skinner, Steve Thompson, Patricia Mugglestone, Liz Kilbey. - 3-уровневый курс английского языка для школьников 11-15 лет (2001-2002)
  • Longman Challenges / Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. - 4-уровневый курс английского языка для тинейджеров (школьников 11-16 лет). Заканчивается уровнем CEFR B1 (2007-2014)
  • Oxford Teen2Teen / Joan Saslow and Allen Ascher. - 4-х уровневый (от A1 до B1) курс американского английского для подростков (2011-2013)
  • Longman Activate! / Carolyn Barraclough, Suzanne Gaynor. - 4-уровневый курс для учеников средней школы (А2, B1, B1+, B2), сочетающий в себе черты регулярного курса английского языка и пособия по подготовке к экзаменам KET, PET и FCE (2008)
  • Longman Opportunities and New Opportunities / Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris. - 5-уровневый (от Beginner до Upper-Intermediate) курс английского для средних и старших классов. Имеется специальное издание для российских школ (2004, 2008, 2013)
  • Oxford Project / Tom Hutchinson, James Gault, Lynda Edwards. - 5-уровневый курс английского языка для подростков от 10 до 15 лет. Выдержал 4 издания (1992, 2000, 2008, 2013)
  • Our World (National Geographic)/ Diane Pinkley, Gabrielle Pritchard, Rob Sved, Kate Cory-Wright. - 6-уровневый курс английского языка для тинейджеров и молодежи от издательства Британского Национального Географического Общества (2015)
  • Longman Side by Side / Steven J. Molinsky, Bill Bliss. - 4-уровневый курс американского английского для подростков с 12 лет (3d Edition, 2001)
  • Longman Boost! Integrated Skills Series / Jason Renshaw, Laura Miller. - 4-уровневый курс английского языка для средней и старшей школы. Отдельные пособия для развития основных навыков: Reading, Listening, Writing, Speaking, Grammar, Vocabulary (2012)
  • Longman Success , New Success и Matura Success / Lindsay White, Rod Fricker, Jenny Parsons, Jane Comyns-Carr, Stuart McKinlay, Bob Hastings, Monika Galbarczyk. - курс английского языка для школьников от 14 до 17 лет (2007-13)
  • Macmillan Hot Spot / Colin Granger, Katherine Stannett, Magdalena Kondro. - 5-уровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет (2009-2011)
  • Macmillan Laser / Malcolm Mann, Steve Taylor-Knowles. - курс для старшей школы (6-11 классы). Полностью соответствует уровням CEFR (A1, A2, B1, B2 и дополнительные Pre-FCE, FCE). Может быть использован для подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, а также к международным экзаменам Cambridge English: Key, Preliminary, First (2008-2012)
  • Macmillan English World / Mary Bowen, Liz Hocking, Nick Beare, A. Clare, J.J. Wilson. - 10-уровневый курс для школьников всех классов (2009-2013)
  • Oxford Insight / Jayne Wildman. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс для средней школы (2013)
  • Oxford Go it! / Philippa Bowen, Denis Delaney. - 4-уровневый курс американского английского языка для подростков от 12 до 19 лет (2011-2015)
  • Oxford Solutions / Tim Falla, Paul A. Davies. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс для тинэйджеров с 14 до 19 лет (2009-2013)
  • Channel your English (MM Publications)/ H.Q. Mitchell, J. Scott. - 5-уровневый (от Beginners до Upper-Intermediate) курс английского языка для подростков и молодых взрослых студентов (2003)
  • Pioneer (MM Publication)/ H.Q. Mitchell, Marileni Malkogianni. - 7-уровневый курс (от A1 Beginner до C1 Advanced) английского языка для учащихся старшей школы и студентов. Имеется британский и американский варианты (2015-2017)
  • Traveller (MM Publications)/ H.Q. Mitchell. - 7-ми уровневый (от Beginner A1 до Advanced C1) курс английского языка для подростков и молодых взрослых студентов. Полностью соответствует уровням CEFR (2010)
  • Upstream (Express Publishing)/ - 8-уровневый курс для cредней школы и студентов, от начального уровня Beginner A1+ до профессионального Proficiency C2 (2003, 2009)
  • On Screen (Express Publishing)/ Virginia Evans, Jenny Dooley - 6-уровневый курс английского языка от уровня A1 до B2+ для старших подростков на основе обновлённых требований и заданий к кембриджским экзаменам (Exam Update for Cambridge English 2015)

Для взрослых

  • Longman Headway и New Headway / Liz and John Soars - самый популярный за последние 20 лет 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для взрослых. Кроме основного британского курса, имеется дополнение для изучения американского английского (1st Ed. 1993, 2nd Ed. 2000, 3d Ed. 2006, 4th Ed. 2011)
  • Longman Cutting Edge и New Cutting Edge / Moor Peter, Crace Araminta, Cunningham Sarah, Jane Comyns-Carr, David Albery, Cindy Cheetham. - 6-уровневый (от Starter до Advanced) курс для старших школьников (от 15 лет) и взрослых. Выдержал 3 издания (2001, 2005, 2013)
  • Enterprise (Express Publishing)/ Virginia Evans, Jenny Dooley. - 4-уровневый (от Beginner до Intermediate) курс английского языка для студентов вузов (2008)
  • Oxford English File - 7-уровневый курс (от A1 Beginner до C1 Advanced) для взрослых (3d Ed. 2012-2014)
  • Oxford American English File / Clive Oxenden, Christina Latham-Koenig, Paul Seligson. - 5-уровневый курс американского английского для взрослых (2008, 2nd Ed. 2012-14)
  • Cambridge Face2Face / Chris Redston, Gillie Cunningham, Rachel Clark, Belinda Cerda, Sarah Ackroyd, Nicholas Tims - 6-уровневый (от A1 до C1) знаменитый и очень популярный в Европе курс английского для молодёжи и взрослых (1st Ed. 2005, 2nd Ed. 2013)
  • Outcomes (Heinle ELT, National Geographic, Cengage Learning)/ Hugh Dellar, Andrew Walkley. - 5-уровневый (от Elementary до Advanced) курс английского языка для взрослых (академический уклон) (1st Ed. 2010, 2nd Ed. 2016)
  • Oxford Streamline English / Bernard Hartley, Peter Viney. - 4-уровневый курс английского языка для молодёжи. Есть британский и американский (New American Streamline) варианты курса (1978, 1991-1995)
  • Oxford English Result / Mark Hancock, Annie McDonald - 4-уровневый (от Elementary до Upper-Intermediate) курс для взрослых (2008)
  • Oxford Speak Now / Jack C Richards, David Bohlke. - 4-уровневый курс разговорного английского языка для студентов и взрослых (2013)
  • Longman Language to Go / Simon le Maistre, Carina Lewis, Gillie Cunningham, Sue Mohamed. - 4-уровневый (от Elementary до Upper-Intermediate) курс для взрослых. Каждый уровень рассчитан на 40-60 учебных часов (2002)
  • Longman SpeakOut / Frances Eales, Steve Oakes, Jane Comyns-Carr, Matthew Duffy, Jenny Parsons, J.J. Wilson, Antonia Clare, Stephanie Diamond-Bayir, Damian Williams, Karen Alexander. - 6-уровневый (от Starter до Advanced) учебно-методический комплекс английского языка для взрослых, созданный на базе материалов BBC, эффективно развивающий речевые навыки (2011-2016)
  • Longman Total English и New Total English / Jonathan Bygrave, Antonia Clare, Anthony Cosgrove, Araminta Crace, Mark Foley, Fiona Gallagher, Diane Hall, Will Moreton, Diane Naughton, Irene Ofteringer, Rachael Roberts, J Wilson. 6-уровневый (от A1 до C1) курс английского языка для взрослых (2007, 2011)
  • Longman Language Leader / Rees Gareth, Lebeau Ian, Hughes John, Adrian-Vallance D’Arcy. - 5-уровневый (от A2 до C1) курс для взрослых (2010, 2015)
  • Oxford Navigate / Jake Hughes, Katie Wood, Paul Dummett, Catherine Walter. - 6-уровневый курс (от A2 до С1) для взрослых (2015)
  • Life (National Geographic)/ Paul Dummett, John Hughes, Helen Stephenson. - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс английского языка для взрослых. Имеется как британский , так и американский вариант (2013-15)
  • Macmillan New Inside Out / Ceri Jones, Jon Hird, Philip Kerr - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для взрослых. Каждый уровень расчитан на 100-120 часов (2007-13)
  • Macmillan New Survival English / Peter Viney, Anne Watson - интенсивный 2-уровневый курс английского для взрослых (2004-07)
  • Macmillan Straightforward / Lindsay Clandfield - 6-уровневый (от Beginner до Advanced) курс для тинэйджеров и взрослых (2008)
  • Macmillan Attitude / Kate Fuscoe, Barbara Garside, Luke Prodromou - 6-уровневый курс (от Starter до 5) американского английского для молодёжи и взрослых (2007)
  • Close-Up (National Geographic)/ Angela Healan, Katrina Gormley, Diana Shotton, Karen Ludlow. - 5-уровневый (A2, B1, B1+, B2, C1) курс английского языка для старших школьников и взрослых (2013)
  • Cambridge English Unlimited / Alex Tilbury, Theresa Clementson, Leslie Anne Hendra, David Rea, Adrian Doff, Mark Lloyd. - 6-уровневый (от Starter A1 до Advanced C1 ) курс английского языка для взрослых (2011)
  • Cambridge Interchange / Jack C. Richards, Jonathan Hull, Susan Proctor. - English Course for adults - курс английского языка для взрослых студентов. Выдержал 4 издания (4th Ed. 2012)
  • World English (National Geographic, Cengage Learning)/ Becky Tarver Chase, Martin Milner, Kristen L. Johannsen. - 4-уровневый курс для взрослых от издательства Британского Национального Географического Общества (2015)
  • Blockbuster (Express Publishing)/ Jenny Dooley, Virginia Evans. - 4-уровневый курс английского языка для взрослых (2008)
  • Collins English for Life: Skills. Listening, Speaking, Reading, Writing / Ian Badger, Cheryl Pelteret, Rhona Snelling, Anna Osborn, Kirsten Campbell-Howes. - Английский для жизни: Аудирование, Говорение, Чтение, Письмо. Учебные пособия для молодёжи и взрослых. Уровни от A2 до B2+ (2002-2013)
  • Oxford Tactics For Listening / Jack Richards. 3-уровневый аудиокурс американского английского (2004, 3d Ed. 2011)
  • The Official Cambridge Guide to IELTS 2014 - Официальное Кембриджское руководство IELTS
  • Cambridge IELTS 10 Authentic Examination Papers from Cambridge ESOL - тесты+аудио+ответы
  • Cambridge Practice Tests for IELTS
  • Cambridge New Insight into IELTS
  • Cambridge Objective IELTS Intermediate
  • Collins Get Ready for IELTS - Listening, Reading, Writing, Speaking
  • Oxford IELTS Masterclass
  • Longman Focus on IELTS
  • Longman IELTS Practice Tests Plus - практические тесты и задания для подготовки к IELTS
  • Barron’s IELTS
  • 202 Useful Exercises for IELTS
  • Study English ABC IELTS Preparation
  • IELTS Express Intermediate
  • IELTS Express Upper-Intermediate

Эффективное обучение ребенка английскому языку в начальной школе во многом зависит от выбранной программы (учебно-методического комплекса). Сегодня существует большое количество УМК по английскому языку для начальной школы. Родителям необходимо ориентироваться в этом многообразии, чтобы их ребенок достиг желаемых результатов.

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Каждый учебно-методический комплект состоит из нескольких компонентов на бумажных и электронных носителях. Они выполнены на основе единых методических, информационных и дизайнерских подходов с учетом психофизиологических особенностей школьников.

Новые УМК по английскому языку как средство создания иноязычной информационно-образовательной среды как правило состоят из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, «методического портфеля», фильмов по технологии коммуникативного иноязычного образования на DVD, аудиокурсов на компакт-диске в формате CD или MP3).

Учебники, рекомендованные Минобрнауки, соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования и Примерной программе по английскому языку для начальной школы, проходят Государственную экспертизу.

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345), включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

- «Английский в фокусе» / «Spotlight» . Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Издательство «Просвещение» . (Разработан курс «Spotlight. Starter» для 1-го класса).
- «Звездный английский» / «Starlight» . Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
- «English» . Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
- «FORWARD» . Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» .
- «Rainbow English» . Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Дрофа» .
- «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В. Издательство «Русское слово» .
- «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Издательство «Дрофа» .
- «Английский язык» . Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и др. Издательство «Просвещение» .

В предыдущий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) были включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

- «English» . Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Стрельникова О.В. и др. Издательство «Просвещение» .
- «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Издательство «Русское слово» .
- «English. Favourite » . Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О. Издательство «Академкнига/Учебник» .

В предыдущий перечень учебников не входили следующие УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы) (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

- «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Ленская Е.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. (Первая редакция: 2-3 классы и 3-4 классы ). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (Вторая редакция: 2, 3, 4 классы ). Издательство «Титул» .
- «Милли» / «Millie» . Авторы: Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. Издательство «Титул» . (Разработан УМК «Милли-Стартер» / «Millie-Starter» для 1 класса (авторы: Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.), который является составной частью учебного курса «Милли» / «Millie» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений).
- «Счастливый английский.ру» / «Happy English.ru» . Авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Издательство «Титул» .
- «Английский язык» . Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. Издательство «Астрель» .
- «Волшебная радуга» / «Magic Rainbow» . Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. Издательский дом «Федоров» .

Обратите внимане на то, что УМК для первых классов, которые дополнительно разработаны в некоторых программах, в федеральные перечни учебников не входили и не входят.

Главным преимуществом отечественных учебных изданий является то, что они написаны специально для русскоязычных учащихся, часто на русском языке, что в некоторых случаях делает их более эффективными, например, на начальном этапе самостоятельных занятий языком. Кроме того, отечественные издания дешевле (и порой значительно) зарубежных. К недостаткам отечественных учебных изданий можно отнести недостаточный выбор комплексных учебных пособий, по которым можно изучать язык с нулевого уровня и до продвинутого. К тому же в наших пособиях чаще встречаются ошибки. При выборе отечественных пособий, предпочтение лучше отдавать тем, которые выпущены издательствами солидными или специализирующимися на языковой литературе.

Говоря об изучении английского языка в школе, необходимо отметить и такой немаловажный факт. Несколько лет назад гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением английского языка перешли на учебные комплекты, выпускаемые зарубежными издательствами. Эти пособия написаны авторами - носителями языка. Курсы иностранных языков также работают по зарубежным учебникам.

Учебные комплекты (курсы) зарубежных издательств:

- « Backpack», «Excellent!», «Fly High», «Wonderland» . Издательство «Pearson Longman» .
- « Macmillan Starter Book», «Brilliant Russian Edition», «English World», «Way Ahead» . Издательство «Macmillan» .
- « Happy Rhymes», «Welcome Starter A&B», «Welcome 1, 2 & 3» . Издательство «Express Publishing» .
- « Chatterbox», «Chatterbox NEW», «Family and Friends NEW», «Get Set Go!», «Incredible English», «Let"s Go», «Zabadoo!» . Издательство «Oxford University Press» .
- «Join In» . Издательство «Cambridge University Press» .

И это далеко не все учебные программы, которые предлагаются зарубежными издательствами. С полным перечнем можно ознакомиться на сайтах издательств. Как правило, марка любого зарубежного издательства, специализирующегося на выпуске языковой литературы, — гарантия качества продукции. Это не только современный английский язык, но и разнообразие пособий в зависимости от целей, уровня владения языком, возраста учащегося. Учебники английского языка для детей всех этих издательств многообразны, увлекательны и достаточно эффективны. Последовательный и систематизированный подход к изучению языка — огромное преимущество западных учебных пособий. Самые известные из них — настоящие "многотомники": для каждого уровня обучения существует свой учебник, один учебник продолжает другой, все они построены на основе единой методической концепции, что облегчает работу преподавателя и делает обучение эффективным. К недостаткам зарубежных пособий можно отнести их высокую стоимость, и, как это ни парадоксально, то, что большинство из них написано по-английски. Именно поэтому они мало могут быть полезны тем, кто только начинает изучать язык.

Итак, в общеобразовательных школах Вашему вниманию предложат УМК отечественных авторов, в школах с углубленным изучением английского языка - скорее всего зарубежные учебники. Все курсы иностранных языков ориентируется только на зарубежные учебные комплекты. Если же Вы хотите сами обучать Вашего ребенка английскому языку, то Ваш выбор практически ничем не ограничен.

Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.