Классные часы на тему природа. Классный час «В мире природы. Классный час на тему: "Мы и природа!"

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«Природа наша жизнь»

Учитель биологии -Булатова Светлана Ивановна

д. Юрминка 2017 год

Постепенно загрязняются воздух, реки поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в защите.

Жизнь людей всегда была связанна с природой. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда собирать урожай.

Природа – друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.

Природа – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.

Вопросы

    Приходилась ли вам помогать животным или растениям?

    Какое значение в вашей жизни имеют цветы?

    Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека?

    В чём проявляется загрязнение окружающей среды?

    Какое значение для вас имеют птицы?

    Расскажите об экологической обстановке в вашей деревне?

Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы.

Прослушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой – невидимкой»:

« - Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костёр голой. Хоть бы ты за меня вступился.

Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбирали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной»

Эти деревья хотели расти, хотели, чтобы люди ими любовались.

Вопросы

    Прослушав этот маленький отрывок, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?

    Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?

    Что нового вы узнали для себя из этого произведения?

Викторина

    По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 часов утра она раскрывается, а в 19. 00 закрывается и опускается в воду.)

    Чем полезна черёмуха? (Она убивает микробы.)

    Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах? (Таскают шерсть для гнёзд и поедают насекомых.)

    Чем полезны листья мать – и мачехи? (Отвар из листьев помогает при сильном кашле.)

    Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него.)

    Назовите самую большую ягоду. (Арбуз.)

    Какие вы знаете раннецветущие растения, которые занесены в Красную книгу? (Подснежник, прострел, медуница.)

    Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают? (Ромашка.)

    Назовите растение, которое узнает и слепой? (Крапива.)

    Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, которых ловят языком.)

    Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать годичные кольца.)

Классный час: Берегите природу!

Цели занятия:

    воспитание любви к природе;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;

    помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

    воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуй друг

Как ты тут?

Улыбнись ты мне, а я тебе

Давай мой друг обнимемся

И над землей поднимемся

Сердца свои соединим

И станем солнышком одним

Класс делится на группы. Для этого предлагается в начале урока выбрать каждому ученику понравившийся листочек красного, зеленого или желтого цвета.

Слайд 1

Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.

Береги свою планету”. Я. Аким.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения станет мир вокруг нас и правила поведения в этом мире. Тема классного часа “Берегите природу!”.

О чём конкретно будет разговор?

На этот вопрос вы ответите сейчас сами, открыв конверт под № 1 и выполнив задание.

1.Собери мозаику .

(Нарезать заранее открытки животных, леса и растений. Сложить в конверты)

Каждой группе вручается конверт с мозаикой. Какая группа быстрее соберет мозаику.

И так о чем мы сегодня будем говорить?

О лесе, о животных, о растениях.

2. Задание 2. Отгадывание загадок

А сейчас отгадайте загадки

2.Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(лес) слайд 2

Слайды 3, 4

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Отгадка)

Весной растет,

Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.

Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(ответ: елка)

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

(ответ: рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. дуб

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)

Какие еще деревья вы можете назвать, которые растут в наших краях.

Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «На лесной тропе».

Задание: какие правила поведения на природе были нарушены лисятами.

После просмотра мультфильма группы рассказывают о том, что неправильно сделали лисята в лесу. Почему?

4. Выступление агитбригады Слайд 5

ПРАВИЛО 1-е . Не ломай ветви деревьев и кустарников. Они живые существа

ПРАВИЛО 2-е . Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти.

ПРАВИЛО 4-е . В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

ПРАВИЛО 5-е . Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его.

ПРАВИЛО 8-е . В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.

ПРАВИЛО 9-е . Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

5. Задание 4. Найди слова

После того как игроки ответили на все вопросы им предлагается из слова «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» составить как можно больше слов.

6. Физминутка

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

7. Блиц опрос

- Приглашаются капитаны

Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса).

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

Какой из грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник. )

Кого называют «королем грызунов»? (Суслик, бобр, хомяк).

Назовите лиственные деревья. (Ива, клен, береза. )

Кого называют «глазастым охотником» (Варан, стрекоза, лягушка.)

Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

Все ли эти змеи ядовитые? (Гадюка, уж, кобра.)

Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж .)

Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

Этот крупный грызун наносит серьёзный вред сельскому хозяйству нашего края, запасая в подземных кладовых до 16 кг зерна (хомяк)

Название этого лесного зверя дано созвездию (Большая Медведица)

Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают, но на птиц не похожи (летучие мыши)

8. Здание 6. Аппликация

Итогом нашего классного часа станет выпуск экологической газеты. В конвертиках лежат шаблоны животных и растений, вам надо их раскрасить. Раскрашенные шаблоны наклеиваете на заготовку газеты.

9.Итог Слайд 6

Итак, ребята о чем мы сегодня с вами говорили?

Почему все должны беречь природу?

- Итак, подсчитаем количество баллов, но кто бы ни выиграл все молодцы.

Конспект классного часа " Охранять природу-значит охранять Родину"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"
Назначение: Содержание классного часа расчитано на учащихся 3, 4 классов, 8-10 лет. Конспект будет полезен для работы учителям начальной школы, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня.
Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
воспитывать экологическую культуру;
выяснить знания о правилах поведения на природе;
познакомить детей с Красной книгой
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунки детей «Природа и мы», магнитофон, карточки с загадками, альбомный лист, акварельные краски, кисточки, цветная бумага красного и жёлтого цвета, ножницы, клей у каждого ребёнка на парте,плакат с высказыванием о природе.

Ход классного часа:

Организационный момент Вступительное слово учителя:
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года»
На фоне музыки учитель говорит слова:
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
Актуализация темы
Учитель: Прочитайте слова на плакате и определите тему нашего классного часа.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель: Молодцы, ребята, вы,верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Ученик: Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна,
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников.
Разграбить всё богатство у будущих веков.
Мы жизни общей зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас…
Девочка в костюме" Природы"
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это - слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
Ученик: Не волнуйся Матушка- Природа,
Мы тебя в обиду не дадим.
Вот, послушай, песню о тебе споём.
Музыкальная пауза
Дети исполняют песню на мелодию «Вместе весело шагать»
1. Нам природа – дом родной, пойте звонче,
Пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
Припев:


2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Припев.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
"Наша матушка- природа"
Учитель:
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право.
А.Куклин
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Ученик: Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги! »
Игра « Продолжай, не зевай»
Учитель:
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру « Продолжай, не зевай»
(Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.)
Аист на крыше … (мир в доме.)
Земля хоть и кормит…(но и сама есть просит.).
Много воды …(много травы.)
Растение …(земли украшение.)
Много леса …(не губи, мало леса) …(береги,) нет леса …(посади.)
Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…(земная ветка.)
Срубили кусты …(прощай птицы.)
Рощи да леса …(родного края краса.)
Судьба природы …(судьба Родины.)
Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы: « Судьба природы - судьба Родины »?
Дети высказывают свои мнения, рассуждают:
1.Где бы, мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой, одна семья.
2.Много жалоб накопилось у природы на людей.
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.
3. Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет, фабрик и заводов смог.
4. В море гибнут кит и рыба, загрязняется Байкал,
И становится всё мельче, море дивное Арал.
5. Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Учитель; В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология?
Ученик: Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Дети цепочкой читают стихотворение.
1.Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети. (Слайд)
2.Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают. (Слайд)
3.Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница. (Слайд)
4.Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек (Слайд журчание ручейка)
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
Игра "Экологический светофор"
(Выходит мальчик в костюме светофора)
Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти,то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
Играем: (Светофор задаёт вопросы, а все дети хором отвечают)

Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!")
Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда,
поступки человека приносят вред природе.
- Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И
это значит, что на все действия, при которых человек
должен соблюдать меру или выполнять определенные пра¬-
вила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому
себе, зажигается желтый свет.
- Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет
зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют
вреда лесу, но делают для его обитателей - растений
и животных - добрые дела!
В гостях у Старичка Лесовика
Появляется Старичок-Лесовик. Он держит за руку мальчика. У мальчика в руках рюкзак.
-Здравствуйте, ребята. Я встретил на полянке возле ёлки вот этого мальчика. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Мы с Федей будем вынимать из рюкзака вещи, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
Пакет, что бы набрать много грибов (жёлтый)

Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра (красный
свет)
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет)
Маленькое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз на опушке (зеленый свет)
Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик
Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет)
Сачок для ловли бабочек (красный свет)
Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой (красный)
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет)
Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (желтый свет)
Зажигалку, что бы,когда устанет, посидеть у костра (красный свет)
Старичок-Лесовик:
Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить
природе! А сейчас музыкальная пауза. Ребята подготовили частушки.
Экологические частушки.

1. Мы – любители природы,
За неё горой стоим,
Сохраним её на годы,
На столетия сохраним.
2. Мы – любители природы,
Наша армия идёт,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.
3.Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.
4. Все фосфаты и нитраты
Нужно в космос запустить,
И, наверное, тогда-то
Мы спокойно сможем жить.
5. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
6. И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом
Учитель: Как верно прозвучали последние строки: «Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом» Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Если человек неразумно общается с природой, то возникают экологические проблемы. Мы, учащиеся 4 класса, подготовили на эту тему репортаж.
Репортаж Послушаете:
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками, что ведёт к исчезновению растительного и животного мира (Слайд)
лесные пожары (Слайд)
мусорные свалки (Слайд)

Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

Природой называется все это,

Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.

Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Загрязнение воздуха ведёт к беде. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Возникают плохие последствия.
гибель животного мира
заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
увечья человеческого организма
нарушение экосистемы
Браконьерство уничтожает редких животных.
Учитель: Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
Комбинированное чтение стихотворения
Читают три ученика:
1.Охраняется книгой
Столько редких животных и птиц,
2.Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
3.Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
1.Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
2.Красная книга – Красная!
Значит, нельзя терять даже мига,
3.Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
1.Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
2.Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаем все океаны
3.Исчерпаем все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
1.Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Вместе:Но грядущее нас не простит.
О Красной книге (Выходят пять подготовленных учеников)
1.В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”.2
2. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни.
3.Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”.
4.Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
5.Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
1.Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
2. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.
3. Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
4. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
5. На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
1.На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
2.В наше время по вине человека стали редкими:
Амурский тигр сохранился только на Дальнем Востоке в тайге, где охотится на кабанов и пятнистых оленей.
Курильский тюлень обитатель далёких курильских островов, питается рыбой.
3.Снежный барс, утка-мандаринка,
Уссурийский пятнистый олень
Дальневосточный леопард, Красный волк,
4.Рыжий воробей, зелёный голубь,
Амурский лесной кот, бобр, дрофа,
Кулан. Обитает в заповеднике Туркмении.
Сокол – сапсан. Белый журавль – стрех, розовая чайка.
5.Шафран растёт в Ставропольском крае.
Перелеска сибирская,подснежник кавказский,дикий пион.
Дровосек реликтовый, жук-носорог и многие, многие другие животные и растения.
Учитель: Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “ Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. ”
Музыкальная пауза
Песня « Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
А море без рыб - не море!
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
Учитель:
: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Ответы учащихся:
1.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
3.Нельзя разорять птичьи гнёзда.
4.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
7. Нельзя брать маленьких животных домой.
Учитель: Вот так и нужно вести себя в природе. Чтоб вместе с нами жили дружно все Божьи создания- растения и животные.
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добре
"Мы- друзья природы"
Учитель: Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши
(Дети рисуют. Тихо звучит музыка. П. Чайковский « Вальс цветов))
-Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

Давайте посмотрим сценку и определим действия ребят по отношению к цветам.
Сценка " На поляне цветов"
В первый тёплый день весенний
В лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы
Небывалой красоты.
“ Посмотри сюда, Марина!
Что за чудная картина!
Прямо около снегов
Здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –
Нежные и голубые!
Соберу - ка я букетик:
Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти,
Что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов
Подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат,
Подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка!
На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое
Чудо дивное лесное!”
“ Сеня! Больше рви цветочков!
Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу
И с цветами помогу! ”
Дети тщательно и рьяно
Обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики,
Прибегают белочки.
И ругают мальчика,
Объясняют девочке:
“ Ну, зачем вы, детвора,
Все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера
На поляну любовались!
Как росли красиво тут
Синие цветочки!
А сегодня здесь растут
Лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник
Очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он
В книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов! ”
Огорчился очень Сеня,
Смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник,
Красоты в помине нет!
“ Жаль, поникли все цветочки! –
Сеня молвит со слезами.-
И пропал подарок маме! ”
Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут,
И подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
Учитель:: Какую ошибку совершили ребята?
Кто из вас любит собирать цветы в букеты?
Правильно ли вы поступаете?
(Ответы детей)
Ученица: :На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
Ученик: Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
А сейчас поработаем в творческой мастерской. На доске листочки с загадками. Подойдите и возьмите по одному листочку. Прочитайте загадку, а отгадку нарисуйте на обратной стороне листочка.
Творческая мастерская



Учитель: Молодцы, ребята!Вы нарисовали верные отгадки. Дима нарисовал цветы.Давайте споём о них песню.
Музыкальная пауза
Песня « Не рвите, цветы, не рвите»
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Учитель: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда
Рефлексия Учитель: Наступил для вас,ребята, творческий момент, Пусть каждый из вас покажет, чем в душе согрет. Своей работой дайте мне ответ. Перед вами лист бумаги,краски, карандаш, ножницы, бумаги клей.
Нарисуем яблоньки, раскрасим. На цветном листе бумаги нарисуем яблочки и вырежем. Приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном парке.

Учитель: Вот какой получился у нас яблоневый сад.Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома.
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
Итог классного часа
Учитель: Что, вы, ребята, скажите в заключении нашего классного часа?
Дети хором «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В степях, в лесах, горах находятся разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

  1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнение знаний учащихся по экологии.

Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

Ведущая: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Тур “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  6. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  7. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  8. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  9. Всемирный день туризма (27 сентября)
  10. Всемирный День животных (4 октября).

Тур “Разгадай кроссворд”

1 З А К А З Н И К
2 Г Л У Х А Р Ь
3 П Р И Ш В И Н
4 Э К О Л О Г И Я
5 Ж У Р А В Л Ь
10 Б 6 Б Е Р Е З А
А Д
Р 7 Н А Л И М
8 Л И С Т В 9 Е Н Н И Ц А
Л 11 К Л Е С Т
Ь
  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?
  10. Какие птицы едят грибы?
  11. Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?

Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!

Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

Тур “Отгадай загадки”

Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Тур “Зеленая аптека”

Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в Хакасии и рассказать об их влиянии на человеческий организм.

  • Подорожник
  • Боярышник
  • Брусника
  • Тысячелистник

Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

Тур “Красная книга”

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  • Кувшинка
  • Ветреница
  • Лебедь
  • Журавль-красавица
  • Баран-аргали
  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
  4. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
  5. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
  6. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Тур “Экологические знаки”

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Ведущий: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

(В. Шефнер)

Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Классный час на тему «Природа – наше богаство»

Цели:

Познакомить обучающихся с богатствами природы (уметь объяснять мир);

Развивать умения познавать окружающий мир (организационные и интеллектуальные общеучебные умения);

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы (уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,

Ход:

    Организационный момент

2. Вступительное слово учителя значении природы для человека.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. (Слайд 1)

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь. (Слайд 2)

Люди, живущие на земле, не покорители природы, а ее дети. И как дети заботятся о своих матерях, так и жители Земли должны заботиться о своей Родине.

Стихотворение

Родина у всех у нас одна,

Наша Родина богата и обширна.

Степь, поля, леса, луга,

Нефть и газ, уголь и металлы-

Все это богатства Казахстана.

Нефть и газ качают из земли,

Сколько там еще осталось?

Останется ли еще нефти и угли,

Нашим внукам и потомкам Казахстана?

Мы должны беречь и охранять

Нашу земля дорогую, мирную,

Чтоб не стыдно было нам сказать-

«Родина за мир. Мир во благо Казахстана». (Слайд 3)

(Слайд 4) Какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Тепло или холодно на улице? Какое состояние неба? Дует ли ветер? Были ли осадки на протяжении дня?

чего нам нужна природа? Что мы знаем о ней? Как природа помогает человеку жить? Какая у нас будет тема урока? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Сегодня мы с вами узнаем Какие же богатства есть у природы? Как человек их использует?

Все предметы были когда-то частью природы.

Давайте с вами сейчас вспомним цепочку превращений природных богатств в различные предметы, которые окружают нас.

Ребята давайте сыграем в игру «Лишняя картинка» и почему? (Слайд 5)

Давайте сделаем вывод: Все предметы, которые нас окружают были когда – то частью природы и взяты у неё человеком. Природа наш щедрый друг. Кем для нас является природа? Как мы должны относится к природе? Ребята а какой бывает природа? Она бывает живой и неживой.

Давайте попробуем разделить предметы живой и неживой природы. (Слайд 6)

Растения - Это живая природа.

Я предлагаю вам отправиться в гости к лесным жителям и посмотреть, кто относится к живой природе. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.

(иллюстрация « Лес весной») (Слайд 7)

Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас.

С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза.

Посмотрите на изображения животных (далее можно показать презентацию «Животные весной»)

К кому мы пришли в гости? (Слайд 8)

К медведю.

Медведь оголодал, исхудал за зиму.

Что любит есть медведь?

Ягоды, мед.

Да, он любит и мед, и ягоды. Медведь может питаться травой, корнями и грибами. Еще он ест рыбу, насекомых.

Зимой у медведицы рождаются медвежата. А весной она выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

О ком еще вам интересно узнать?

О еже. (иллюстрация ежа) (Слайд 9)

Кто видел ежика? Что делает еж зимой?

Спит.

Рано весной просыпаются ежи. Зимой ежи спят и быстро худеют.

Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, разными жучками. Весной у самки рождается от 3 до 8 детенышей.

Она кормит своих детенышей молоком.

Как зовут детенышей ежей?

Ежата.

Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Зимой спят. Детенышей кормят молоком.

Правильно.

Где живет белка? (Слайд 10)

В дупле.

Чем питается белка?

Орехами, грибами.

Еще белка питается ягодами, желудями, почками.

Какая окраска у белки весной?

Рыжая.

Верно, весной белка меняет свою теплую серую шубку на более легкую рыжую.

Кто еще из зверей меняет окраску?

Заяц. (Слайд 11)

Правильно, это заяц и многие другие животные.

IV Физкультминутка

Отправимся в гости к зайцу.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Вот и побывали мы в гостях у различных обитателей леса. Что мы узнали о них? Как они живут? А теперь ребята скажите мне нужно ли беречь нашу природу.

Вы уже знаете, что природа даёт человеку. Всё необходимое для его жизни: пищу, жильё, одежду; из недр земли человек добывает полезные ископаемые

И за эти бесценные дары мы должны дарить природе свою любовь и защиту. Красота и богатство родной земли в руках человека. Посмотрите как нужно вести себя на природе (Слайд 12-13-14-15-16-17)

V Подведение итогов.

Значит какие правила мы с вами должны соблюдать на природе? (Слайд 18)

Мы говорили о ком?

К какой природе мы их отнесем?

Как нужно беречь природу? (Слайд 19)

Давайте еще раз повторим эти правила? Мы должны соблюдать эти правила так как «Природа это наше богатство». (Слайд 20).

Подготовила: Александрович Оксана Владимировна

2014-2015 учебный год