Правовые меры охраны и защиты лесов. Правовое регулирование мер по охране лесов Правовые средства охраны лесов кратко

Правовая охрана лесов.

Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и регио­нальных особенностей, и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, ᴇᴦο сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий.

Базовым нормативным актом в системе лесного законода­тельства является Лесной кодекс РФ. В соответствии со ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство, возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого ᴇᴦο использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Согласно Лесному кодексу РФ, в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса на органы государственной власти возлагается обязанность ˸

1.организовать ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

2.обеспечить готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

3.установить порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечить привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

4.организовать проведение противопожарной пропаганды;

Правовая охрана лесов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовая охрана лесов." 2015, 2017-2018.


  • - Правовая охрана лесов от незаконной вырубки, пожаров и загрязнения

    Леса являются одним из объектов охраны окружающей среды и природопользования. Основные требования, предъявляемые к защите и охране лесов, состоят в усилении мероприятий от пожаров, загрязнений (в том числе радиоактивными веществами и иного негативного воздействия), а... .


  • - Глава 16. Правовая охрана лесов

  • - Правовая охрана лесов.

    Лесной кодекс различает охрану и защиту. Леса подлежат охране от пожара, от загрязнения, в том числе радиоактивными веществами и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами осуществляющими... .


  • Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушения порядка лесопользования, вредителей, болезней, загрязнения, повреждения, других, причиняющих им вред, действий.

    Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Согласно статье 1 Лесного Кодекса РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов лесного законодательства и, следовательно, служит основой лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

    В юридической литературе при рассмотрении вопросов правовой охраны лесов отмечается их многофункциональное значение.

    «В экологическом отношении лес является комплексом экологических систем, объединяющих в одно целое растительный и животный мир, земельные и водные ресурсы. Он выполняет климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, служит источником пополнения атмосферы кислородными запасами, фильтрует отходы производства и очищает воздух, является средой обитания зверей и птиц, насекомых и других животных. Экономическая функция леса проявляется в том, что он выступает источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Велико культурно-эстетическое, научно-познавательное, рекреационное и оздоровительное значение леса в жизни человека».

    Вследствие этого правовая охрана лесов в настоящее время рассматривается в лесном праве как система мероприятий, направленных на сохранение лесов от ослабления, повреждения, уничтожения и иных подобных негативных последствий. При этом не имеет значения, обусловлено ли это неблагоприятными природными явлениями или деятельностью человека.

    По сложившейся многолетней практике причинами негативного воздействия на леса называют лесные пожары, распространение вредных организмов, загрязнение, незаконные рубки и т. д.

    В широком смысле понятие «охрана лесов» в лесном законодательстве давно не употребляется. Воспроизводство лесов и лесоразведение, организация рационального использования лесов, подразделение лесов по целевому назначению, ответственность за нарушения лесного законодательства и иные институты лесного права, призванные, в том числе обеспечить сохранение лесов, в нормативных правовых актах не принято называть охраной лесов.

    Общие положения охраны и защиты лесов содержатся в главе 3 Лесного Кодекса РФ. При этом по каждому виду охраны и защиты лесов указываются перечни осуществляемых мероприятий. При применении норм ЛК РФ об охране лесов нельзя забывать, что сохранение лесов не ограничивается проведением предусмотренных данной главой мероприятий.

    В связи с этим уместно обратить внимание на то, как понятие «охрана лесов» рассматривается с точки зрения юридической науки лесного права: «В широком смысле слова охрана лесов охватывает весь процесс их использования на началах «рубка - восстановление» с учетом защитных свойств лесонасаждений или, иначе говоря, совпадает с процессом рационального использования. Под охраной лесов в собственном смысле слова обычно подразумевают их защиту от стихийных явлений и от неправомерного воздействия на леса человека путем осуществления самовольного пользования».

    Исходя из таких представлений о правовой охране лесов, некоторые ученые в области лесного права предлагали различать следующие три вида мероприятий:

    • · защиту лесов от насекомых-вредителей, болезней и других явлений стихийного порядка;
    • · охрану лесов от пожаров, происходящих как в результате стихийных явлений, так и, главным образом, из-за неправомерных действий (бездействия) человека;
    • · охрану лесов от неправомерных действий человека.

    Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

    • - противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
    • - создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
    • - мониторинг пожарной опасности;
    • - разработка планов тушения лесных пожаров;
    • - тушение лесных пожаров;
    • - иные меры пожарной безопасности в лесах.

    Защита лесов от вредных организмов относится к карантинным объектам. Она осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений».

    Для обеспечения санитарной безопасности в лесах проводятся:

    • - лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
    • - лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
    • - санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия);
    • - авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
    • - установление санитарных требований к использованию лесов.

    Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

    В целях охраны и защиты лесов проводится сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг).

    Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов, может запрещается осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению таких видов и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления такой деятельности.

    Таким образом, правовая охрана и защита лесов является залогом их сохранения.

    Общие положения

    Охрану и защиту лесов ст.1 ЛК рассматривает в качестве основного принципа лесного законодательства. Этот принцип отражен в Кодексе в контексте главных идей, пронизывающих содержание почти всех его норм.

    В понятие «охрана лесов» включаются меры по охране лесов от пожаров, загрязнения, в том числе радиоактивного, и от иных вредных воздействий.

    Подход к определению понятия «охрана лесов» в новом и ранее действовавшем лесном законодательстве различен. Согласно ЛК 1997 года леса подлежали охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.

    Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

    В отличие от Лесного кодекса 1997 года, Лесной кодекс 2006 года не рассматривает охрану лесов от незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих лесам, в качестве элементов системы мер по охране лесов. Дело в том, что ч.1 ст.19 ЛК 2006г. возлагает на арендаторов лесных участков в определенных случаях обязанность проведения мероприятий по охране лесов. В частности, такие меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, как:

    противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

    создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч.3 ст.53 ЛК).

    Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) также осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч.2 ст.55 ЛК).

    Контроль за соблюдением требований лесного законодательства, т.е. обязанность осуществления государственного лесного контроля и надзора, ч.1 ст.96 ЛК возлагает на соответствующие органы государственной власти.

    Арендатор не вправе предпринимать никакие меры по охране лесов, кроме тех, обязанность выполнения которых Кодексом прямо на него возложена (ч.1 ст.51).

    Охрана лесов от лесонарушений - это исключительная прерогатива органов власти.

    В ст.81 ЛК определены полномочия органов государственной власти РФ по установлению порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ; особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов; формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления; порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора); определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

    Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них законом обязанностей.

    Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объектов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

    В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены впредь до устранения причин этих действий.

    Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

    В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также научно обоснованных норм лесопользования.

    Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

    Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

    Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

    Охрана лесов от пожаров и обеспечение пожарной безопасности в лесах

    Сохраняя традиции ЛК РФ 1997 года, законодатель определил основы регулирования отношений, связанных с охраной лесов от пожаров и обеспечением пожарной безопасности в лесах (ст. 52, 53).

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности", который регулирует также отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Кроме того, обязательные к исполнению требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 09.09.1993 г. N 886*(36); Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313*(37). За нарушение правил пожарной безопасности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК РФ).

    Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Важнейшее задачей охраны лесов от пожаров является выполнение системных мер по предупреждению возникновения лесных пожаров, ограничению их распространения и созданию условий для обеспечения успешной борьбы с ними. С этой целью основные меры пожарной безопасности в лесах теперь указаны непосредственно в тексте Кодекса (ч. 1 ст. 53)*(38). ЛК РФ 1997 г. такого перечня не содержал.

    Объекты растительного мира (деревья, кустарники, лианы и другие растения), занесенные в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Федерации, подлежат особой охране. Содержание такой охраны в общем виде определено в ст. 59 Кодекса. В качестве мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений Кодекс предусматривает запрет на осуществление соответствующих видов деятельности и установление ограничений их осуществления.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации"*(41) Красная книга Российской Федерации - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации содержит также необходимые меры по охране и восстановлению указанных объектов животного и растительного мира.

    Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом МПР РФ от 25.10.2005 г. N 289 "Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)"*(42).

    ЛЕСНОЙ КОДЕКС - Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ Сентябрь 19, 2014

    Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

    1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Статья 52. Охрана лесов от пожаров

    Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.

    Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

    1. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
    1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
    2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
    3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
    4) разработка планов тушения лесных пожаров;
    5) тушение лесных пожаров;
    6) иные меры пожарной безопасности в лесах.2. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".3. Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.4. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Источник: www.leskodeks.ru

    Возможно вам понравится

    Житель Воронежа предотвратил слив бетона в лесу — Портал лесной отрасли WOOD.RU
    Каким только мусором не захламлены леса Воронежской области: строительными отходами, поломанной мебелью, пищевыми отбросами, пластиковыми бутылками, осколками стекла, шприцами.. Город.. Утром инспекторы лесной охраны выехали на указанное место. Действительно, были..

    Ужесточен контроль за соблюдением лесного законодательства — Информационное агентство Клерк.Ру
    Повсеместно прокурорами установлены нарушения при осуществлении органами власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по охране лесов от пожаров, в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и.. контроля влечет повсеместное..

    Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций.

    Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

    Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий. В число этих мер входят лесовосстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами являются лицензирование лесопользования, сертификация лесной продукции и юридическая ответственность за лесонарушения.

    К числу широко осуществляемых организационно-правовых мер охраны лесов относятся: лесоразведение и гидролесомелиорация, воспроизводство лесных ресурсов с помощью выращивания в лесных питомниках сеянцев и саженцев, создание лесосеменных и маточных плантаций ценных пород, заготовка их семян для последующей репродукции и др.

    Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление данных мероприятий. Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ для предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятия по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовке этих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

    Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства, являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров, защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

    При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, а также внедрении технологических процессов должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.