Технологическая карта урока имя существительное. Технологическая карта урока русского языка.Тема: Что такое имя существительное? Синичка – невеликая птичка

Плешанова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №61
Населённый пункт: г. Челябинск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка Образовательная система: «Школа России» Тема: Имя существительное. Упражнения на повторение. (Урок развития умений)
Дата публикации: 02.05.2018
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4

Образовательная система: «Школа России»

Тема: Имя существительное. Упражнения на повторение. (Урок развития умений)

Цель :

обобщить

систематизировать

постоянных

непостоянных

признаках

существительного,

развивать умение применять их в практической деятельности, создать наглядную таблицу - кластер « Признаки имени

существительного»

Планируемые результаты:

Предметные:

знать постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

уметь распознавать признаки существительного в практической деятельности.

Метапредметные:

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной

деятельности;

осуществлять

взаимный

контроль

совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные :

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов.

Межпредметные связи - технология

Используемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методы:

По источникам и типу подачи информации:

разговорный метод с помощью речи: собеседование с учащимся;

наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: демонстрация пособий;

практический метод: изготовление кластера

По взаимодействию учителя и обучаемого:

Стратегия «Зигзаг»;

метод совместного поиска истины;

метод исследования и познания.

По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:

организационные методы;

методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;

контролирующие методы.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка;

Карточки с дифференцированными заданиями (прил. 1);

Ключевые слова (прил.2), маркер, листы для кластера, клей, листы с цветовыми метками.

Организация пространства –групповая работа

Этапы урока

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование

Актуализация

знаний.

Стратегия

«Зигзаг»

Ребята! Я рада приветствовать вас на нашем

уроке русского языка.

Покажите

настроение. Я хочу, чтобы такое настроение

сохранилось до конца урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем

работать

Посмотрите

друга. Что вы заметили?

Как вы думаете, что означает номер?

Верно, это номер группы, а что означает

цвет - узнаете позднее.

Какие правила вы

должны помнить, работая в группе?

А тему нашего урока вы узнаете, отгадав

Слайды 1,2,3

2. Словарная работа.

эмоциональный

настрой на работу

Организует беседу

Проводит

инструктаж.

существляет

фронтальный

Настраиваются на

Отвечают на

вопрос: у каждого

члена команды

своя цветовая метка

Номер команды,

Формулируют

правила поведения

на уроке и

аргументируют их

Отгадывают ребусы

Личностные УУД:

Выражать

положительное

отношение к

процессу познания,

проявлять внимание.

Регулятивные УУД:

Нацеливание на

успешную работу.

Коммуникативные

Умение слушать и

слышать друг друга;

Высказывать свои

Познавательные

Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Стратегия

«Зигзаг»

III этап.

Тренировочны

е действия с

изученным

материалом

Какие слова получились?

(месяц, облако, пятница)

Что вы можете сказать о них?

Кто сейчас уже сможет сказать тему нашего

Верно, тема нашего урока

«Имя существительное. Обобщение и си-

стематизация знаний»

В результате вашей работы в группе вы по-

лучите продукт, изделие. А какое -узнаете

Сейчас вы достаете задания из файла. То,

которое соответствует вашему цвету кружка

Ваше задание. Выполняем на листочке.

Организует беседу,

выявляющую

знания детей по

теме. При

необходимости

корректирует

результаты ответов

Организует

индивидуальную,

дифференцированн

ую работу

Отвечают на

поставленный

вопрос: это имена

существительные,

муж.,жен. и ср.рода

Мы будем говорить

существительном

Выполняют

задания по

карточкам

индивидуально

ориентироваться в

своей системе знаний

по данному вопросу,

Владение общими

приёмами

выполнения заданий;

Извлекать

информацию из схем,

иллюстраций

Личностные УУД:-

укреплять

мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности

Стратегия

«Зигзаг»

Физминутка

«Гимнастика

для глаз»

Закончили работу? Берем лист с заданием

и идем к тому столу, где находится карточка

с вашим цветом.

Давайте немного отдохнем. Пока вы перехо-

дили из группы в группу, вы размялись. А

солнышком

Слайд 4

каждого из вас? Верно, новую группу.

Перешли, посмотрели на ваших новых чле-

Организует

групповую работу

Организует

физминутку

Переходят в другую

группу - по цвету.

Выполняют

гимнастику для

Отвечают на

поставленный

вопрос: цвет

означает

другую команду –

Регулятивные УУД

- Развиваем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом

упражнения.

Уметь планировать

свои действия в

соответствии с

поставленной

IV этап.

Самостоятель-

работа

применением

имеющихся

знаний

Блиц-опрос

нов команд.

Теперь вы должны обсудить с вашими това-

рищами по команде, какое общее задание

было у вас в упражнениях Напоминаю, что

упражнения у вас всех разные. Когда вы

найдете, поднимите руку.

Кто готов озвучить?

Правильно,

признаки существительного

Теперь посовещайтесь и придумайте вопро-

сы о своем признаке имени существитель-

ного для других команд.

Организует

поисковую

деятельность

Обобщает

высказывания

обучающихся

Работают в группе,

находят признак

объединения

Команда белых-род

Команда синих-род

Команда красных-

склонение

Команда желтых

Команда зеленых-

существительных.

Формулируют

вопросы и

отвечают.

Познавательные

выявлять сущность и

особенность

объектов;

на основе анализа

объектов делать

Коммуникативные

Развиваем умение

слушать и понимать

Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами.

Оформлять свои

мысли в устной

Умение работать в

Рефлексия

Сейчас вы возвращаетесь в свои первона-

чальные команды

уже каждый со своим

знанием признака существительного, изго-

тавливаете

совместно

Необходи-

Организует

групповую работу

Составляют

кластер «ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬ

Познавательные

обобщать и

классифицировать по

мые материалы у вас на столах, не забываем

о правилах работы в группе.

Кто готов – прикрепляет кластер на доску.

Обсудим, у какой группы получился самый

точный логичный кластер.

Эта схема будет теперь наглядным пособи-

ем в нашем классе.

Организует

обсуждение

Обсуждают, чей

кластер самый

логичный

признакам.

Регулятивные УУД:

Осуществлять

самоконтроль,

взаимоконтроль.

познавательную и

личностную

рефлексию

Оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной

КоммуникативныеУ

Умение заслушивать

выступления других.

При необходимости

исправить и

дополнить, уточнить

озвученный ответ.

Строить

высказывания,

понятные для других.

Личностные УУД:

развитие

доброжелательности,

готовность к

VI. Итог урока.

Скажите, когда нам может пригодиться эта

изготовить

маленькую?

Вы все поработали отлично, одну отметку

получите

другую-за

письменную работу.

Что вам больше всего понравилось делать

на уроке?

Кто может похвалить своего товарища по

команде за отличную работу?

Открепите

нарисуйте

инструкциям на слайде 5.

Организует беседу

Организует

оценочную

деятельность

Отвечают на

При разборе имени

существительного,

как части речи.

Морфологический

Ответы учащихся

сотрудничеству

развивать умение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Гребенькова Наталья Валерьевна 3 класс Предмет: русский язык УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Метапредметные Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Характеристика этапов урока

Этапы урока


1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка ».- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. 1.Слушать друг друга2.уметь уступать3.Уметь договариваться4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Технологическая карта урока

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать грамматическое понятие «имя существительное», познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Задачи урока:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об имени существительном.

2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Ресурсы: учебник «Русский язык» Канакина В.П., толковые словари.

ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.

Технологическая карта

урока русского языка

Тема: Что такое имя существительное?

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

Организационный момент

Цель: проверить готовность к уроку

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Проверяют своё рабочее место

Регулятивные: волевая саморегуляция

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).

Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок»)

Мы давай подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять-

(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять-

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями).

Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.

Записывают число, классная работа.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву)

Ин..й, м..дведь, ябл..ко, св..стеть, уч..ница, щ..вель.

Давайте проверим и исправим ошибки.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее?

А остальные слова в какую группу можно объединить?

Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Проверяют, исправляют ошибки.

Сравнивают, находят лишнее слово:

Свистеть

Объясняют почему лишнее:

Это глагол.

Объединяют в группу:

Имена существительные.

Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других

Целеполагание (5 мин)

Цель: формулирование темы и задач урока

Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.

На доске опорные слова:

Учиться отличать…

Узнать новое об…

Оценивать…

Возвращаемся к словам, записанным под диктовку

На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?

Вывешиваются вопросы на доску кто? что?

Распределите.

Итак, что же такое имя существительное? (на доске кластер)

Называют тему урока:

Имя существительное.

Формулируют задачи урока:

-имена существительные от других частей речи

-имене существительном

-свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)

Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто?

Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?

(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?)

Заполняем кластер

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности (1 мин)

Если слово отвечает на вопросы кто? и что?

То мы дружно приседаем,

Чтоб не видел нас никто.

Прилагательным в ответ

Мы рукой помашем вслед.

А когда глагол услышим,

Сесть за парту надо тише.

«Открытие» учащимися нового знания

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

Откройте учебник (стр. 45, упр.76)

Прочитайте. Почему так говорят?

Кто такой государь? Подберите синонимы.

Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным?

(вопросы вывешиваются на доску)

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное?

А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы?

Какой вывод мы можем сделать?

Прочитайте сведение на стр. 46 («Обратите внимание»)

Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами.

(Электронное приложение к уроку)

Запишите пословицу, где встречаются эти два месяца.

Ребята, что обозначают существительные январь, февраль?

Весна, зима?

А что ещё могут обозначать имена существительные?

Если затрудняются, то смотрят электронное приложение

Находят нужную страницу в учебнике.

Объясняют пословицы.

Работают над лексическим значением слова государь, подбирают синонимы:

Государь (царь, правитель)

(январь - центральный, главный месяц;

весна - моложе, поэтому январь дедушка;

в январе чаще морозы, а в феврале-метели).

Государь (чего?) зимы, дедушка (чему?) весне, морозы (чему?) январю, метели (чему?) февралю

Кто? Что?

Чего? чему?

Делают вывод:

Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы чего? чему? …

Читают сведение

Смотрят электронное приложение к уроку про словарные слова

Выбирают и записывают пословицу, подчёркивают орфограммы.

Зимние месяцы

Времена года

Смотрят электронное приложение, делают вывод

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других .

Включение в систему знаний (5 мин)

Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.

Игра на интерактивной доске (электронное приложение, упр.1)

Классифицируют имена существительные на группы по их лексическому значению.

Познавательные: .

Коммуникативные: .

Личностные:

Регулятивные

Творческое задание с самопроверкой по эталону

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.

Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?

Найдите в словарях, что они обозначают?

Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные.

Учащиеся делятся на 3 группы, собирают стихотворение:

Вот так ……-зима:

Не сугробы-……..!

На деревьях синий …..,

Как густая …….. .

(бахрома, зимушка, иней, терема)

Самопроверка по эталону.

Бахрома, терема, иней.

Работают со словарями, зачитывают значения слов.

(на интерактивной доске рисунки непонятных слов)

Списывают стихотворение, находят имена существительные.

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация .

Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог .

Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

Регулятивные: умение работать в парах, группах.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Разноуровневое домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации.

Рефлексия деятельности (итог урока)(5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

Вернёмся к поставленным задачам урока.

Учиться отличать им. сущ-ые от других частей речи

Узнать новое об им. существительном

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.

(дополняют кластер)

С помощью «смайликов-настроения» проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.

Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Орфографическая разминка

На карточках слова с разными орфограммами, а на обратной стороне проверочное слово)

На партах возьмите карточку розового цвета (на карточках слова разных частей речи)

Двигаясь по классу, общаясь друг с другом, вам надо создать группы.

Принцип построения вы выбираете сами.

Что объединяет эти группы? (глаг., сущ., прил. – части речи)

Какую часть речи мы изучаем?

Тема урока: Имя «Существительное» (Слайд 1)

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Лев Васильевич Успенский, русский писатель (обращаясь к портрету)(Слайд 2) говорил об этой части речи так: ««Имя существительное – это хлеб языка»

– Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л. Успенский так утверждал?

ВЫВОД:

Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных.. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам

А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского

По опорным словам (слова, которые были на карточках) и картине «Зима» (Слайд 3 ) напишем сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу».

А чтобы вы себя представили в зимнем лесу, я включу музыку Чайковского «Времена года» Январь

Сигналом к окончанию работы, послужит окончание музыки.

Познакомьте нас со своей творческой работой

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

Слава Успенского будут эпиграфом нашего урока

«Имя существительное – это хлеб языка».(Слайд 4)

Вспомним, что знаем о существительном.

На экране: (Слайд 5)

Закончите предложения:

Имя существительное – это __________, которая обозначает _________________ и отвечает на вопросы _______?,________?_.

Бывают одушевленные и ____________, собственные и ________________.

Существительные имеют ________ склонения ________. Изменяется по __________ , ___________ и _________.

В предложении являются _____________ и __________________________________________.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, события, явление природы и отвечает на вопросы кто, что? Бывают одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные.Существительные имеют 3 склонения,. Изменяется по числам и падежам. В предложении являются главными и второстепенными членами

– Вы вспомнили все, что знали о существительном.

4 . Определим скл. сущ. -Участники № 2 раздать по 1 листочку. Вам надо подобрать по одному слову 1- ого скл., Стол № 1 ,2,

Стол № 3,4 – слова 2 склонения

Стол № 5- слова 3 скл

Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

Положите на центр стола словом вверх.

Как только слово произнесено одним учеником, другие ученики не должны его повторять.

Так повторяем, пока не используете все листочки.

– Слова 1- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 1-ое склонение?

– Слова 2- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали во 2-ое склонение?

– Слова 3- его склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 3-е склонение?

На партах возьмите карточку голубого цвета (на карточках слова с безударными падежными окончаниями сущ., а на обратной стороне правильное написание слова с объяснением)

По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание слова.

3 Работа с предложением

Самостоятельно записывают предложение под диктовку)

На берез… лежат пушистые шапки снега.

Задание: найти существительные, указать падеж)

– Как определить падеж существительного?

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1)найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;

2)по вопросу и предлогу определить падеж.

Перед вами на листочках тест по русскому языку «Имя существительное».

На обратной стороне листочка фамилия товарища, посмотрите, с кем у вас назначена встреча на … часов. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на … часов, обсудите ваше задание, а в конце поблагодарите за работу.

Совпали ли ваши ответы с товарищем?

Сверить с образцом (Слайд 6)

Тест по русскому языку «Имя существительное».

1.Выберите имя существительное:

а) превосходный;

б) пишет;

в) я;

г) надёжность.

2. В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим:

а) дательном;

б) предложном;

в) творительном;

г) именительном.

3. Укажите словосочетание, в котором имя существительное имеет окончание

–е:

а) достал из речк…;

б) подарок для бабушк…;

в) отдыхал в деревн…;

г) причалил к пристан… .

Подведём итог урока.

Посчитайте, сколько баллов вы набрали и оцените свою работу в зависимости от количества набранных баллов.

Встаньте, задвиньте стульчики, подойдите в центр класса. На стенах мы видим таблички. Что написано? (пословицы) Прочитаем пословицы.

Не пером пишу, а умом.

Учёба и труд к победам ведут.

Тот шумит много, кто делает мало.

Ум хорошо, а два лучше

Подойдите к той пословице, которая характеризует вашу работу на уроке.

Посмотрите, как мы дружно работали, а увлекла нас какая часть речи? СУЩ.

Надеюсь, вы убедились в справедливости слов Л .Успенского,которые были нашем эпиграфом?

(ЧТЕНИЕ ХОРОМ) (Слайд 7)

1.Задание:запишите имена сущ. в три столбика:

Конь,гнездо,дядя, пурга,окно,постель,папа,простыня,полотенце,бельё.

Проверим!(презентация)

2.-Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных? Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь, шампунь, кофе, шимпанзе?

Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова, род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами прилагательными м.р. (Крепкий кофе, большой шимпанзе)

Но есть одна подсказка, которая поможет вам определить род имен существительных, оканчивающихся на ь знак.

Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль - тюля, лебедь - лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: вуаль – вуали.

Определим род имен существительных мозоль, шампунь.

(мозоль – мозоли (ж.р.); шампунь – шампуня (м.р.).

А теперь посмотрите на доску.В предложениях допущены ошибки.Устно исправьте их.

В скачках участвовала жокей.(В скачках участвовал жокей.)А кто такой жокей?(Это наездник.)

Фауна пустынь очень своеобразен.(Фауна пустынь очень своеобразна.)А что такое фауна?(животный мир)

Запишите исправленное последнее предложение и сделайте синтаксический разбор письменно в тетрадях и у доски.Кто хочет разобрать предложение?

Фауна-подлежащее,выраженное существительным.Своеобразна-сказуемое,выраженное кратким прилагательным.Своеобразна как?Очень-обстоятельство,выраженное наречием.Фауна чего?Пустынь-дополнение,выраженное существительным.Предложение повествовательное,невосклицательное,простое,

распространённое.

3.Есть и еще одна загадка в русском языке. К какому роду мы отнесем такие слова как неряха, зазнайка, задира, умница, молодец?

Это слова общего рода, они могут относится к лицам и женского, и мужского рода. Например,

Настя, ты такая умница! Спасибо, что помогла маме убраться по дому.
Петя, ты большой умница! Получил «5» по такой сложной теме!

4.Откройте учебник(стр.56)

Упр.502

-Это упражнение мы выполним устно, по цепочке.Не забывайте называть главное слово в словосочетании.К примеру:сильное впечатление-впечатление-главное слово,среднего рода,поэтому и прилагательное будет ср.рода с окончанием-ое.

(выполнение упражнения по цепочке)

4.Представим, что наша планета находится под угрозой. И только от нас с вами зависит, удастся ли ее спасти. А спасти нашу планету мы можем, правильно определив род имен существительных и подобрав код.

Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код спасения земли.

Мужской род

Женский род

Средний род

1.Рояль (м.р)
2.Полотенце (ср.р)
3.Простыня (ж.р)
4.Конфета (ж.р)
5.Солнце (ср.р)
6.Корабль (м.р)
7.Фамилия (ж.р)
8.Село (ср.р)
9.Впечатление (ср.р)
10.Путь (м.р)
11.Тюль (м.р)
12.Радость (ж.р)

Мужской род

Женский род

Средний род

Среди существительных встречаются слова, у которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к толковому словарю.

5.Задание: Запишите имена существительные, определите их род. Устно согласуйте с ними имена прилагательные.

Письменно самостоятельно выполняет весь класс, комментированная проверка одним учащимся.

Бандероль (ж. р.), вестибюль (м. р.), рояль (м. р.), шампунь (м. р.), тюль (м. р.), вуаль (ж. р.), мозоль (ж. р.), умница (общ.) полотенце (с. р.), трудяга (общ.), лебедь (м. р.), Сочи (м. р.), плюш (м. р.), молодёжь (ж. р.), фасоль (ж. р.), метро (с. р.), гуашь (ж. р.), фрау (ж. р.).

5.Тестирование.

У вас на столах лежат карточки с буквами м,ж,с.

Проверяем,поднимая правильную карточку

1. Определи род имени существительного
ШАМПУНЬ.

2. Определи род имени существительного
КАРТОФЕЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

3. Определи род имени существительного
МАШИНА.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

4. Определи род имени существительного ТЮЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

5. Определи род имени существительного ПОЛЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

6. Определи род имени существительного
ПЕЧЕНЬЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

7. Определи род имени существительного
КРОВАТЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

8. Определи род имени существительного
СНЕГИРЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

9) Определи род имени существительного СОЛНЦЕ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

10) Определи род имени существительного РОЯЛЬ.

а) мужской род; б) женский род; в) средний род.

7.Развитие речи.Творческое задание.

(работа над составлением текста по опорным словам.)

Вот и проходит холодная, морозная, снежная _______ . Уже совсем скоро запоют ________. Всё чаще нас будет радовать ________ своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые _________. Приходи скорее к нам, _________!

Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Весна»).

Верно. Ваша задача составить текст по опорным словам и записать его к себе в тетрадь. Слова какой части речи вы вставили?

(существительные)

Правильно! Напишите над вставленными существительными род. Что у вас получилось?

Вот и проходит холодная зима. (ж.р.) Уже совсем скоро запоют птицы.(не определяем, потому что во мн.ч.) Все чаще нас будет радовать солнышко (ср.р.) своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые почки.(мн.ч.) Приходи скорее к нам, весна (ж.р.)!