Шерметьевы. Шереметьев николай петрович Шереметьевы история

Шереметьев Борис Петрович (1652-1719), граф (1706 г.), российский полководец и дипломат.

Родился 5 мая 1652 г. в Москве. Старший отпрыск знатного рода московских воевод. До 18 лет жил с отцом. Учился в отвоёванном у поляков Киеве, затем быстро выдвинулся при дворе. В 1682 г. стал боярином.

Счастливо женился на Евдокии Алексеевне Чириковой (1671 г.), вторично - на вдове своего дяди, Анне Петровне Нарышкиной (урождённая Салтыкова, 1712 г.).

Совместно с В. В. Голицыным провёл переговоры о Вечном мире с Польшей (6 мая 1686 г.). В Крымском походе 1689 г. тяжёлая кавалерия Шереметева дважды была потрёпана татарами. В 1695 г. он с помощью пушкарей и инженеров снёс все турецкие крепости на Днепре до Очакова.

В 1700 г. под Нарвой шереметевская конница не была разбита Карлом XII, но её смяла собственная бегущая пехота. Собрав остатки дивизий генерала А. А. Вейде и адмирала Ф. А. Головина, Шереметев организовал активную оборону, подтянул драгун и перешёл в наступление.

В сражении у мызы Эрестфер 8-тысячный корпус генерала Шлиппенбаха был разбит Шереметевым. Ободрённый первой победой над шведами, Пётр I пожаловал полководцу чин генерал-фельдмаршала и орден Андрея Первозванного (1701 г.).

По требованию Шереметева царь согласился отложить боевые действия до завершения формирования драгунских полков и конной артиллерии. Летом 1701 г. 30-тысячный корпус фельдмаршала вновь наголову разгромил Шлиппенбаха, занял города Верден и Мариенбург (современный Алуксне в Латвии).

Под его командованием русская армия взяла Нотебург (современная Петрокрепость в Ленинградской области), Ниеншанц, Копорье и совершила Эстляндский поход (1702 г.).

В 1704 г. армия Шереметева взяла Дерпт (современный Тарту в Эстонии) и прикрывала осаду Нарвы. С 8-тысячным отрядом полководец совершил глубокий рейд к Митаве (современная Елгава в Латвии) и выдержал жестокое сражение с армией генерала Левенгаупта (1705 г.).

В 1706 г. получил титул графа.

Под Полтавой Шереметев командовал центром армии (1709 г.). Затем возглавлял военные действия в Прибалтике, участвовал в неудачном Прутском походе (май - июнь 1711 г.) и ездил в Стамбул для заключения мира, водил армию в герцогства Померания и Мекленбург на побережье Балтийского моря. Во время суда над царевичем Алексеем отказался подписывать смертный приговор.

Шереметев был храбр и любим солдатами, он стал одним из героев народных песен времён Северной войны (1700-1721 гг.).

С давних времён среди представителей высшей российской аристократии находились меценаты, способствовавшие развитию отечественного искусства. Их деятельность дала возможность раскрыться многим народным талантам, способствовавшим подъёму на новый уровень духовной жизни страны. Среди них был и граф Николай Петрович Шереметев, биография которого стала основой для написания этой статьи.

Наследник несметных богатств

Николай Петрович Шереметев родился 9 июля 1751 года. Волею судьбы он стал наследником одного из богатейших и знатнейших дворянских родов России. Его отец - Пётр Борисович, глава рода Шереметевых - стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России - князя А. М. Черкасского.

В своё время он был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших Петру Борисовичу и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого не гнушались посещать порой даже члены царствовавшего Дома.

Воспитываясь в семье, где сценическое искусство воспринималось как одно из высших проявлений духовности, его сын Николай с ранних лет полюбил сцену и в возрасте 14 лет уже дебютировал, исполняя партию бога Гименея. Вместе с ним в спектаклях отцовского театра принимал участие и его друг - наследник престола цесаревич Павел.

Заграничный вояж молодого графа

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился в Европу, где, как представитель знатнейшего и богатейшего российского рода, был представлен при дворах Франции, Пруссии и Англии. Завершил он своё путешествие в Голландии, где поступил в одно из наиболее престижных учебных заведений того времени - Лейденский университет.

Но не одним академическим дисциплинам посвящал своё время молодой граф. Вращаясь в высших кругах европейского общества, он лично познакомился со многими передовыми людьми той эпохи, среди которых были знаменитые композиторы Гендель и Моцарт. Кроме того, воспользовавшись случаем, Николай Петрович основательно изучил театральное и балетное искусство, а также усовершенствовался в игре на фортепиано, виолончели и скрипке - инструментах, владению которыми обучался с детства.

Отъезд в Москву

По возвращении в Россию Николай Петрович Шереметев был назначен директором Московского банка и был вынужден сменить парадный Санкт-Петербург на тихую и патриархальную Москву. Известно, что императрица Екатерина II, опасаясь возможности государственного переворота, под благовидными предлогами удаляла из столицы всех друзей и возможных сообщников своего сына, цесаревича Павла. Поскольку с наследником престола Шереметева связывала давняя дружба, он также попал в число нежелательных при дворе персон.

Оказавшись в этой «почётной ссылке», Николай Петрович не счёл себя обделённым судьбой, а, воспользовавшись случаем, приступил к строительству нового помещения театра в подмосковном родовом имении Кусково. С этого времени крепостной театр Шереметевых стал давать представления на двух сценах - в ранее возведённой пристройке к их дому на Никольской улице и во вновь отстроенном здании в Кусково (фото последнего помещено ниже).

Крепостной театр графа Шереметева

По свидетельству современников, с уровнем постановок шереметевской труппы не могли конкурировать спектакли ни одного крепостного театра России тех лет. Благодаря знаниям, приобретённым за границей, Николай Петрович умел обеспечить высокое художественное оформление представлений, а также создать профессиональный оркестр. Особое же внимание уделялось составу труппы, набранной из принадлежавших ему крепостных.

Набрав артистов из числа наиболее одарённых крестьян, граф не жалел сил и средств на обучение их сценическому мастерству. В качестве педагогов выписывались профессиональные актёры императорского Петровского театра. Кроме того, новоявленных актёров граф Николай Петрович Шереметев отправлял учиться за свой счёт не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, где они, помимо основных дисциплин, занимались иностранными языками, литературой и стихосложением.

В результате на спектакли Кусковского театра, открывшегося в 1787 году, съезжалась вся аристократическая Москва, а также столичные гости, включая членов царствовавшей семьи. Популярность его труппы была столь велика, что владельцы прочих частных московских театров жаловались городскому голове на то, что ради своей забавы граф - человек и без того сказочно богатый - отбивает у них зрителей и лишает дохода. Между тем для Николая Петровича служение Мельпомене никогда не было забавой. Теперь же театр стал главным делом всей его жизни.

Архитектурное наследие графа

Ещё одним увлечением графа Шереметева была архитектура. Располагая достаточными средствами, за два десятилетия он построил много сооружений, признанных истинными шедеврами русского зодчества. Среди них театрально-дворцовые комплексы в Останкино и Кусково, дома в Гатчине и Павловске, Странноприимный дом в Москве (фото выше), Фонтанный дом в Санкт-Петербурге и целый ряд иных сооружений, включая несколько православных храмов.

Период царских милостей

Крутой поворот в жизни графа наступил в 1796 году, когда после смерти Екатерины II российский престол занял её сын Павел. Ощущая к Шереметеву, как к другу своего детства, искреннюю привязанность, он одним из первых своих указов пожаловал ему чин обер-гофмаршала и ввёл его, таким образом, в число наиболее влиятельных государственных сановников.

С этих пор ордена, звания, привилегии, дарственные имения и прочие царские милости сыпались на него одна за другой. С 1799 года он - директор императорских театров, а ещё через некоторое время - начальник Пажеского корпуса. Однако в эти годы совсем иного пытался добиться от императора Шереметев, и как раз об этом пойдёт дальнейший рассказ.

Любовь к крепостной актрисе

Дело в том, что к своим 45 годам граф Шереметев Николай Петрович был не женат. Обладая колоссальным состоянием, которое делало его богаче самого императора, и отменной внешностью, граф являлся самым завидным женихом в России, о браке с которым мечтали многие невесты из высших слоёв общества.

Однако сердце графа прочно заняла крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова. Обладавшая удивительной природной красотой и замечательным голосом, она тем не менее в глазах общества оставалась всего лишь крепостной девкой - дочерью сельского кузнеца.

Когда-то в детстве граф заметил эту голосистую девчушку и, дав ей достойное воспитание, сделал первоклассной актрисой, таланту которой без устали рукоплескали самые взыскательные зрители. Её настоящая фамилия - Ковалёва, Жемчуговой же её сделал сам граф, сочтя такой сценический псевдоним более звучным.

Препятствия на пути к браку

Однако существовавшие традиции не позволяли им узаконить отношения. С точки зрения аристократии, одно дело - наслаждаться пением крепостной актрисы, и совсем другое - позволить ей войти в высший свет, признав в ней ровню. Немаловажную роль сыграли и протесты многочисленной родни графа, видевшей в Прасковье претендентку на наследство. Любопытно отметить, что в ту эпоху люди актёрской профессии вообще имели настолько низкий статус, что их даже было запрещено хоронить в церковной ограде.

Разумеется, в такой обстановке брак был невозможен. Единственный выход из сложившейся ситуации могло бы дать высочайшее дозволение, с просьбой о котором Шереметев обратился лично к императору, надеясь на то, что Павел I сделает для него исключение из общего правила. Однако даже память о детской дружбе не заставила самодержца нарушить порядок, устоявшийся веками.

Желанный, но недолгий брак

Лишь после убийства заговорщиками Павла I граф сумел осуществить задуманное, подделав документы своей невесты, в результате чего Прасковья Жемчугова стала значиться польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Александр I, сменивший на престоле своего отца, дал Шереметеву согласие на брак, но и в этом случае венчание было тайным, состоявшимся 8 ноября 1801 года в одной из небольших московских церквей.

В 1803 году в семье Шереметевых родился сын, получивший во святом крещении имя Дмитрия. Однако радость отца скоро обернулась скорбью: через двенадцать дней после появления на свет ребёнка скончалась его жена Прасковья, так и не сумевшая оправиться после родов.

Постройка Странноприимного дома

С давних времён на православной Руси бытовал такой обычай: когда умирал близкий человек, во упокоение его души тратиться на богоугодные дела. Добровольные пожертвования могли быть разными - всё зависело от материальных возможностей. Шереметев же в память о почившей супруге построил в Москве Странноприимный дом, в помещении которого сегодня располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского (фото № 4).

Работы по сооружению этого хорошо известного москвичам здания проводились под руководством выдающегося архитектора итальянского происхождения - Джакомо Кваренги, являвшегося страстным поклонником и ценителем таланта покойной актрисы. Созданный исключительно для неимущих и обездоленных людей, Странноприимный дом был рассчитан на содержание в нём 50 больных, получавших стационарное лечение, а также 100 «призреваемых», то есть нищих, не имевших средств к существованию. Кроме того, там же располагался приют для 25 девочек-сирот.

Чтобы обеспечить финансирование этого заведения, граф положил в банк на его счёт достаточный по тем временам капитал, а также отписал на содержание Странноприимного дома несколько сёл с крепостными душами. Кроме прямых расходов, из этих средств, согласно завещанию графа, следовало помогать попавшим в беду семьям и ежегодно выделять определённые суммы на приданое для малоимущих невест.

Конец жизни графа

Скончался Николай Петрович 1 января 1809 года, лишь на шесть лет пережив свою супругу. Последние годы жизни он провёл в своём петербургском дворце, известном как Фонтанный дом (фото, завершающее статью). Его прах, покоящийся в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, был предан земле в простом дощатом гробу, поскольку все деньги, отпущенные на похороны, граф завещал раздать бедным.

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Удивительны бывают судьбы изобретателей, запутаны пути их творений. Далеко не всем им сопутствует удача, немало таких несчастных знает история техники. Вот только один из них - талантливый изобретатель Казимир Чарновский.

Заняв трон в 15 лет, Карл XII скучал в совете, водрузив ноги на стол, днями пропадал на охоте и отчаянно кутил. Но стоило врагам Швеции зашевелиться, как король-юнец простился с вином и женщинами и со шпагой наголо повёл в бой своих, каролинеров, одерживая одну победу за другой в Северной войне…

При жизни принцесса Диана стала кумиром миллионов людей, иконой стиля и, как её называли, «королевой людских сердец». Поэтому после её гибели никто не хотел верить, что леди Ди, как простая смертная, стала жертвой банального ДТП. И это породило многочисленные версии о её убийстве.

18 августа 1847 года, около то часов утра, по Парижу разнеслось страшное известие. На рассвете в своём доме в предместье Сент-Оноре была зарезана герцогиня де Шуазёль-Прален, дочь маршала Себастьяни, министра и посла короля Луи-Филиппа.

Это был человек лет тридцати шести, приятной наружности, невысокого роста и, как замечала газета того времени, «любезный, умный, образованный, благодетельный и скромный». Говорили, что в молодости он учился хирургии и затем в роковом для его родины 1814 году служил лекарем во французской армии. Однако после краха наполеоновской авантюры оставил полк и, вспомнив свои способности к лицедейству, которым забавлял ещё в детстве школьных товарищей, сделался актёром.

Остров Тасмания был заселён, по свидетельствам историков, как минимум 35 тысяч лет назад. И все эти годы островитяне жили своими заботами, отгороженные от всего мира тысячами километров воды.

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Странная всё-таки судьба выпала на долю римского императора Сервия Сульпиция Гальбы. Он ждал престола 71 год. Чтобы править страной всего шесть с половиной месяцев…

О Шереметевых мы уже много говорили.Но захотелось узнать,как сложилась судьба детей Дмитрия Шереметева единственного сына графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

У Дмитрия Шереметева было два сына.Сергей Дмитриевич,от первого брака и Александр Дмитриевич от второго.

Сергей Дмитриевич Шереметев-1844-1918гг.
Почетный член академии наук, член государственного совета, председатель археографической комиссии и общества любителей древней письменности и ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Ему принадлежит ряд трудов исторического и историко-археологического характера и статей.

Пережил четырех императоров, февраль с Керенским и октябрь с Лениным – самое смутное время. Ему выпало стать свидетелем последнего дня самодержавия.
Истинный граф, богатырь духа, последний вельможа в русской истории, рождением и своей деятельностью был поставлен в эпицентр исторических событий.

С.Д. Шереметев был высокообразованным человеком. С юных лет питал любовь к истории Российского государства, много внимания уделял изучению усадебной культуры и быта. Автор более 200 научных и научно-популярных трудов

Его женой стала княжна Екатерина Вяземская, внучка Петра Андреевича. Катенька обладала чудным характером, выдержанная, терпеливая. Они прожили пятьдесят лет и вырастили семерых детей.

Дмитрий, Павел, Борис, Анна.

После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Сергей Дмитриевич "добровольно" передал в полное распоряжение большевиков усадебные архитектурные ансамбли в Кусково, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом, Вороново и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге.Детям выпало встретить семнадцатый год.
Семья и дом – две святыни графа Шереметева. А еще усадьбы – эти культурные гнезда России. Дворянские гнезда – как оазисы, центры гармонии человека и природы.

В год революции 1917 года старый граф повел себя так, словно не произошло ничего чрезвычайного. Как только началась революционная неразбериха, он стал просить представителей старых дворянских фамилий везти к нему в дом их частные архивы.
Так было создано Хранилище частных архивов. Торопился передать детям и внукам свои заветы.
«Берегите наше дорогое крестьянство! Они – кормильцы, основа нашей России!»
С.Д. Шереметев писал: «Пока еще уцелели эти уголки и связанные с ними предания, еще жива наша Русь, верная своему историческому прошлому!» «Рассматривая вопросы их доходности, я всегда подсчитываю не только материальные итоги, которые с собой не возьмешь, а считаюсь с тем нравственным процентом, которым слишком пренебрегают в наше время».
Но – увы! – блаженно-прекрасные дворянские усадьбы в начале ХХ века приходят в упадок, причину Сергей Дмитриевич видел в падении нравственности самого дворянства.

После Октябрьского переворота Шереметевы собрались в московском доме на Воздвиженке. Оставаться в России становилось опасно, но покинуть ее казалось немыслимо. 13 ноября 1918 года С.Д. Шереметев писал князю Н.С. Щербатову: "Дорогой Князь, Вы знаете, ныне арестованы после обыска четыре сына и оба зятя...мне нездоровится, да и трудно поправиться..." Через месяц граф Сергей Дмитриевич Шереметев умер 4 декабря 1918года.
Род Шереметевых распался: одни эмигрировали; многие из тех, кто остался в России, подверглись репрессиям.

В последний год жизни вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым С.Д. Шереметев занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково. Вместе со своим сыном П.С. Шереметевым предложил создать в Москве хранилище частных архивов и разместить его в своём доме на улице Воздвиженке.

Он завещал похоронить себя в Новоспасском монастыре, в семейной усыпальнице Шереметевых. Но могила была вырыта за оградой, памятник не ставили, и на долгие годы забыли даже имя человека, который столь много сделал для истории культуры России.

Александр Дмитриевич Шереметев родился в 1859 году.

Был большим любителем и знатоком музыки, живописи, архитектуры. Особое пристрастие он проявил к музыке и пожарному делу. Музыка постоянно окружала его. В 1884 году Александр Дмитриевич сформировал церковный хор при своей домовой церкви.

В 1882 году у Шереметевых был сформирован симфонический оркестр, замененный в 1894 году духовым. В музыкальной библиотеке графа А.Д.Шереметева находилось свыше полутора тысяч сочинений, среди которых свыше 700 оркестровых. Сам организатор концертов был известен как «даровитый композитор и капельмейстер»

С женой и дочерью,на императорском балу в 1903году.

Александр Дмитриевич горячо отдавался и пожарному делу. Еще в молодые годы он учредил на свои средства две образцовые пожарные команды в имениях Высокое и Ульяновка и, руководя их деятельностью, имел возможность в совершенстве ознакомиться с пожарным делом.


После ознакомления с пожарным делом в странах Европы и Америки Александр Дмитриевич все больше занимается вопросом «о правильно организованной борьбе с огнем» и у нас в России. Для широкого распространения знаний о пожарном деле Шереметев и основывает специальный журнал «Пожарный».


Открытие пожарной части.

В качестве редактора журнала он пригласил Александра Павловича Чехова, старшего брата великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Их совместными стараниями в короткий срок была создана сеть корреспондентов во внутренней России, в Сибири, на Кавказе и даже за границей.