Какие чувства вызывает железная дорога. «Годы жизни и творчества Н.А. Некрасова. История создания стихотворения «Железная дорога. Тема сложной жизни русского народа в творчестве Некрасова

Противоречивыми - и трагическими, и исполненными веры раздумьями о судьбе русского народа и его будущем наполнена и поэма Некрасова «Железная дорога» . Она имеет сложную композицию: рассказ о строительстве железной дороги предваряет эпиграф, отражающий не суть авторской позиции, а ту точку зрения, с которой и спорит автор своей поэмой. Эпиграф передает разговор отца и сына. На вопрос ребенка, кто построил железную дорогу, отец-генерал отвечает: «Граф Клейнмихель».

Рассказчик не сразу включается в спор, точнее, заметим, что как такового спора в поэме нет: есть две несовпадающие точки зрения - рассказчика и генерала, но рассказчик не стремится доказать свою правоту генералу. Его рассказ, его слова обращены к мальчику, ребенку. Но начинается рассказ не сразу. Первая главка поэмы - описание «славной осени». Природа, описанная здесь, лишена ярких красок или роскошной красоты. Это - обычный для средней полосы России неброский осенний пейзаж, в сущности, совершенно непоэтичный: кочки и болота, красоту и поэзию которым может придать только «сияние лунное». Описывая эту неброскую природу, автор стремится подчеркнуть не невидимую обычному взгляду красоту, а свойственное ей ощущение покоя. Природа умиротворяет и человека: не вдохновенные гимны красоте мира вызывает она, а гораздо более прозаическое желание - отдохнуть душой и телом, выспаться:

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!

«Нет безобразья в природе!», «Славная осень!» - эти слова передают пафос первой части. Но лунный свет, заливающий Россию, открывает и иную жизнь - человеческую. Сном-видением предстают перед рассказчиком и его маленьким слушателем тысячи погибших строителей дороги, «толпа мертвецов», страшный хор, пропевший о труде и гибели. Местоимение «мы» еще более подчеркивает всеобщность безысходных судеб:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!..

В хор погибших строителей включается голос рассказчика, проводящего маленького Ваню по всем кругах ада. В своем «показе» строительства дороги рассказчик подчеркивает трагическую сторону строительства дороги. Пафос рассказа - судьба истинных строителей, вызвавших к жизни «дебри бесплодные» и обретших «гроб себе». Но цель рассказчика - не только «показать при лунном сиянии правду»: он выступает и как учитель жизни, внушающий мальчику необходимые ему для жизни истины, прежде всего, мысль о человеческом братстве:

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки
С разных концов государства великого -
Это все братья твои - мужики!

Исследователи обратили внимание на то, как тщательно отбирал Некрасов географические названия, стремясь в этом перечне представить всю Россию, весь русский народ назвать строителем этой железной дороги. Не случайно не дается и конкретное название дороги - рассказ получает широкое обобщение. Но повествователь не только стремится вызвать в душе генеральского сына сочувствие к крестьянской доле - в маленьком Ване он видит человека, от которого тоже зависит будущее страны. Поэтому в его обращении - и добрый совет: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять», и слова-размышления о будущем России, внушающие мальчику веру в лучшее будущее страны:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Характерно акцентирование в этих строфах слова «вынес», «вынесет». Оно имеет переносный смысл - «вытерпел». Но автор не случайно избегает слова «вытерпел». Именно «вынес» - как богатырь на своих плечах, вынес всю тяжесть жизни и труда. Образ народа-богатыря, строителя, созидателя, «Божьего ратника» возникает и в словах: «Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Слово «дорога» в этих двух строфах имеет и прямое, и переносное значение, выступая метафорой жизни. Дорога железная и дорога-жизнь соотнесены автором. Железная дорога осмысляется и как этап жизни русского народа, и как символ его жизни, нынешней и будущей. Говоря о том, что народ «проложит» себе дорогу-жизнь, автор, несомненно, хочет подчеркнуть трудность и трагизм этого великого дела, которое потребует немало новых жертв - жизней. Кроме того, проложить дорогу можно только в нехоженых местах, на новом месте. Тем самым автор указывает и на то, что созидание новой жизни - это и великий труд, и поиск новых путей, отказ от привычной жизни. И на этот богатырский подвиг есть у народа силы. Но автор не спешит с оптимистическими утверждениями: счастье, по его мнению, не увидит даже юное поколение. И последняя, завершающая главка, вполне объясняет неверие автора в возможность быстрых перемен: не одно поколение пройдет, прежде чем народ избавится от терпеливой покорности.

Важно отметить, что рассказанная история строительства железной дороги предстает как один из эпизодов жизни не только России, но и всего человечества. Те законы, которые определяют жизнь русских бедняков, - осмысляются как вековечные законы человечества. Не случайно «показ» правды о строительстве дороги начинается с вступления-обобщения:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Широкое обобщение возникает и далее в поэме. Отрицая право бедняков называться «строителями» Ватикана и Колизея, собора святого Стефана, генерал, в сущности, выражает позицию бесчисленных единомышленников - живущих во всех уголках мира и во все эпохи. Мысль о великой несправедливости - о забвении истинных созидателей, творцов ценностей во многом определяет замысел поэмы.

Рассказывая историю строительства железной дороги, автор не только восстанавливает справедливость. Финальная главка поэмы вносит еще одну драматическую ноту: истинные строители и сами не понимают великую ценность своего труда. Последняя часть поэмы, рисующая «отрадную картину» - прощение строителей, «задолжавших» лабазнику, и их награждение бочкой вина, - еще более усиливает трагизм нарисованной картины. Сколько горькой правды в описании мужиков, узнавших, что они не только ничего не получат за свой труд, но даже остались должны: «Может, и есть тут теперича лишку, / Да вот поди ты!..» - махнули рукой». Синекдоха, передающая единство слов и жестов, подчеркивает единство характеров и судеб. Нажившийся на строительстве лабазник да впрягшиеся вместо лошади в повозку купчины мужики, везущие «благодетеля», простившего «недоимку» и подарившего вина, - поистине страшный символ России. Голод-царь, бесконечное терпение и беззащитность народа, его неумение отстоять свои права - все это не позволяет автору рисовать подлинно отрадные картины или мечтать о скором изменении народной судьбы.

Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Литературное направление, жанр

Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.

Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.

Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.

Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.

В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

В основе стихотворения Некрасова лежат реальные события — строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Эта тема для второй половины XIX века была актуальной. Появление в России железной дороги открывало неограниченные возможности. Но разве задумывались люди над тем, кто и какую цену заплатил за то, чтобы Россия превратилась в развитую европейскую державу?

Железную дорогу строили бывшие крепостные крестьяне, которые, получив свободу, попросту не знали, как ею распорядиться. На стройку века их пригнал голод. На строительстве погибло несколько тысяч человек, и об этом Некрасов очень хотел рассказать своим читателям. Всё стихотворение — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне). На вопрос сына «папашах отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейн- Михель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае 1. Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.

Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей. Многие исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей в себе элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады. Композиционная структура произведения сложная — оно построено в форме беседы пассажиров. Условным попутчиком является сам автор. Стихотворение разделено на 4 главы.

Первая глава начинается пейзажной зарисовкой «славной осени», лирический герой восхищается красотой природы и замечает: «Нет безобразья в природе!» Так автор подготовил читателя к восприятию различных противопоставлений, на основе которых построено всё стихотворение. Природе, в которой всё разумно и гармонично, он противопоставляет безобразия, которые происходят в человеческом обществе.

Вторая глава — завязка и развитие действия. Лирический герой рассказывает « умному Ване» правду о строительстве железной дороги — о каторжном труде народа, голодом согнанного на строительство. Особенно контрастна эта картина на фоне изображения гармонии в природе, которая дана в первой главе.

Поэт рисует фантастическую картину: из горькой песни мертвецов мы узнаём об их несчастной судьбе. Некрасов вычленяет из общей толпы «белоруса: и на примере его судьбы рассказывает трагическую историю строительства железной дороги. Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. Огромное уважение выражает поэт к труженикам.

Народ у Некрасова показан и как терпеливый раб, и как великий труженик, заслуживающий восхищения. Лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее. Образ дороги приобретает метафорический смысл — это особый путь русского народа, многострадальной России.

Третья глава противопоставлена второй. Переход от сна Вани к действительности резок. Пробуждение мальчика неожиданно — он разбужен оглушительным свистком. Свисток разрушил сон, генеральский хохот разрушил поэзию. Здесь происходит спор лирического героя и генерала. Отец Вани, генерал, высказывает своё отношение к мужику — он презирает чернь. Он предъявляет обвинение даже не народу, а народам. Генерал советует показать Ване «светлую сторону» строительства.

Четвёртая глава представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка. С горькой иронией лирический герой рисует картину окончания трудов. Всё, что заработали мужики каторжным трудом, — это прощенная недоимка да бочка вина. Но и это не самое горькое — вместо ожидаемого, казалось бы, недовольства и возмущения. «Светлая сторона» оказывается ещё более безысходной и беспросветной.

В стихотворении много различных лирических интонаций: повествовательная, разговорная, декламационная; сцена с изображением мертвецов приближает произведение к балладному жанру. Но всё произведение окрашено традиционной для Некрасова песенной тональностью.

Лексика для создания стихотворения выбрана нейтральная. Можно отметить самые различные средства художественной выразительности, использованные автором: эпитеты (славная осень; дебри бесплодные, губы бескровные); сравнение (лёд как тающий сахар); анафору (Едет подрядчик / Едет работы свои посмотреть); инверсию (привычка к труду благородная); аллитерацию (листья поблекнуть … не успели); ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).

Произведение написано четырёхстопным дактилем, рифма — перекрёстная.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Железная дорога» (иногда исследователи называют произведение поэмой) было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Этой работой руководил управляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель. Люди работали в тяжелейших условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Работая над произведением, Некрасов изучал очерково-публицистические материалы: статью Н.А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи» (1860) и статью В.А. Слепцова «Владимирка и Клязьма» (1861). Впервые стихотворение было опубликовано в 1865 году в журнале «Современник». Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям». Публикация эта вызвала недовольство официальных кругов, после чего последовало второе предостережение о закрытии журналу «Современник». Цензор нашел в этом стихотворении «страшную клевету, которую нельзя читать без содрогания». Направление журнала цензура определяла так: «Оппозиция правительству, крайность политических и нравственных мнений, демократические стремления, наконец, религиозные отрицания и материализм».

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Жанрово-композиционная структура его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.

«Железная дорога» открывается эпиграфом – разговором Вани с отцом о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. На вопрос мальчика генерал отвечает: «Граф Клейнмихель». Затем в действие вступает автор, который вначале выступает как пассажир-наблюдатель. И в первой части мы видим картины России, прекрасный осенний пейзаж:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Пейзаж этот создан в русле пушкинской традиции:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей…

Эти зарисовки выполняют в сюжете произведения функцию экспозиции. Лирический герой Некрасова восхищается красотой скромной русской природы, где все так хорошо: и «морозные ночи», и «ясные, тихие дни», и «моховые болота», и «пни». И как будто мимоходом он замечает: «Нет безобразья в природе!». Тем самым подготавливаются антитезы, на основе которых построено все стихотворение. Так, прекрасной природе, где все разумно и гармонично, противопоставляет автор те безобразия, которые творятся в человеческом обществе.

И это противопоставление мы имеем уже во второй части, в речи лирического героя, обращенной к Ване:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Оппонируя генералу, он открывает мальчику правду о строительстве железной дороги. Здесь мы видим завязку и развитие действия. Лирический герой говорит о том, что многие рабочие были обречены на смерть на этом строительстве. Далее мы видим фантастическую картину:

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

Как отмечает Т.П. Буслакова, «реминисцентным источником этой картины является сцена танца «тихих теней» в балладе В.А. Жуковского «Людмила» (1808):

«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В доме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились…

По смыслу два близких… эпизода полемичны. У Некрасова художественной целью становится стремление не только представить доказательства, в отличие от Жуковского, «ужасающей» правды, но пробудить совесть читателя». Далее образ народа конкретизируется у Некрасова. Из горькой песни мертвецов мы узнаем об их несчастной судьбе:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

…Волосом рус,
Видишь, стоит изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь день…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. В призыве, обращенном к Ване, он раскрывает свое отношение к народу. Огромное уважение к труженикам, «братьям», к их подвигу звучит в следующих строках:

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

И заканчивается вторая часть на оптимистической ноте: лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Эти строчки являются кульминационными в развитии лирического сюжета. Образ дороги здесь приобретает метафорический смысл: это особый путь русского народа, особый путь России.

Третья часть стихотворения противопоставлена второй. Здесь отец Вани, генерал, высказывает свои взгляды. По его мнению, русский народ – «варвары», «дикое скопище пьяниц». В отличие от лирического героя, он настроен скептически. Антитеза присутствует и в содержании самой третьей части. Здесь мы встречаем реминисценцию из Пушкина: «Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?». Генерал здесь перефразирует пушкинские строки из стихотворения «Поэт и толпа»:

Тебе бы пользы всё – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Однако «в полемику с Пушкиным вступает сам автор. Для него неприемлемы поэзия, содержание которой – «звуки сладкие и молитвы»…, и роль поэта-жреца. Он готов «Давать… смелые уроки», броситься в битву ради народной «пользы».

Четвертая часть представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка в развитии темы. С горькой иронией, сатирически лирический герой рисует здесь картину окончания трудов. Рабочие ничего не получают, потому что каждый «подрядчику должен остался». И когда тот прощает им недоимку, то это вызывает бурное ликование в народе:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?

В этой части также присутствует антитеза. Подрядчик, «почтенный лабазник», десятники противопоставлены здесь обманутому, терпеливому народу.

Композиционно произведение делится на четыре части. Оно написано четырехстопным дактилем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («ядреный воздух», «в пору прекрасную»), метафору («Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…»), сравнение («Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит»), анафору («Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть»), инверсию «Эту привычку к труду благородную»). Исследователи отмечали многообразие лирических интонаций (повествовательную, разговорную, декламационную) в стихотворении. Однако все они окрашены песенной тональностью. Сцена с изображением мертвецов приближает «Железную дорогу» к балладному жанру. Первая часть напоминает нам пейзажную миниатюру. Словарь и синтаксис произведения нейтральны. Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Листья поблекнуть еще не успели») и ассонанса («Всюду родимую Русь узнаю…»).

Стихотворение «Железная дорога» было очень популярно среди современников поэта. Одна из причин того – искренность и горячность чувств лирического героя. Как отмечал К. Чуковский, «у Некрасова… в «Железной дороге» и злоба, и сарказм, и нежность, и тоска, и надежда, и каждое чувство огромно, каждое доведено до предела…»

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не-справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост-ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио-нального бытия, частью его самого. В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол-лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле-ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра-матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти-хотворении.Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири-ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му-жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ-ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд-реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про-водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь: Этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ-ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при-ем «сна». Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес-кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве-цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз-звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же-лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по-является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха-рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

- Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!..

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол-пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4-я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4-я часть поэмы строит-ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са-мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо-те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз-ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот-реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…

Завершается поэма риторическим вопросом: Материал с сайта

Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

Болью и горечью отзываются слова Н. А. Некрасова о русском народе. Сколько еще терпения осталось у него? Издавна повелось уж так на Руси: верит народ в «светлое будущее», все силы отда-ет на его «строительство», верит, что вот-вот, еще немного, и настанет совсем другая жизнь, новая, счастливая. Так было и перед отменой крепостного права, и потом, перед революцион-ными событиями начала следующего, XX века. Передовые, мыс-лящие люди, которым небезразличны были судьбы народные, понимали, что сиюминутных перемен нечего ждать. Отсюда и тя-желый пессимизм Некрасова, понимающего, что пройдет еще очень много времени до тех пор, пока рабская покорность не выйдет из души народной, пока труженик не станет действительно свободным, не только в обществе, но и в душе.

Тема будущего в поэме тесно связана с образом мальчика Вани. Недаром именно к нему обращается лирический герой:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Уважение к народу, искренняя любовь к нему — залог скоро-го продвижения России на пути исторического прогресса.

План

  1. Картины природы.
  2. Лирический герой рассказывает мальчику Ване о тяготах народного труда.
  3. Монолог генерала о народе: народ — варвар.
  4. «Светлая сторона» труда. Итоги работы. Покорность на-родная.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • стих железная дорога некрасов 6 класс соченение
  • стих железная дорога некрасов составить вопросы
  • краткий анализ железная дорога некрасов
  • краткий анализ стих-е "железная дорога"н.а.некрасов
  • анализ стихотворения некрасова прости