Г.в.носовский, а.т.фоменко христос родился в крыму. там же умерла богородица. Золотая колыбель Золотая колыбель крыма легенда

Крым — колыбель русского Православия, неотъемлемая часть святой Руси, об этом обязательно нужно помнить и хранить единство Церкви,— часто напоминает в своих проповедях за богослужением и в беседах с паломниками настоятель храма святого Феодора Ушакова в поселке Новофедоровка священник Алексий Тушев, руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии. Совершая паломничество по Крыму, мы ощущали это внутреннее единство постоянно: жизнь многих святых и подвижников связана одновременно и с Крымом, и с Саратовской епархией. Среди них — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов), митрополит Вениамин (Федченков)… О главных святынях Крыма и особенностях крымского паломничества отец Алексий рассказал корреспондентам «Православной веры».

— Почему верующему человеку можно и важно приезжать в Крым именно в паломничество?

— До недавнего времени Крым считался исключительно туристическим центром, а сейчас сюда приезжает все больше и больше паломников. Вообще важность паломничества очень велика — прикосновение к святыне часто становится началом духовного пути человека. А в Крыму множество святынь, причем относящихся не только к русскому Православию, но и вселенского значения. Здесь несли свое служение величайшие святые — от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки. Двадцать веков сияет свет Христов над нашим полуостровом — благословенной Тавридой.

— Конечно, в первую очередь — Херсонес, колыбель Православия, где принял Крещение равноапостольный князь Владимир, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — здесь находится храм, датированный I веком нашей веры, а это величайшая редкость. Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь под Симферополем с тремя святыми источниками: он является одним из самых посещаемых мест Крыма. И особо мне хотелось бы отметить патриотическую часть крымской истории: Севастополь — город, который пережил две героические обороны. Множество святых освятили его своим присутствием, в том числе праведный Феодор Ушаков, который был одним из основателей города и Черноморского флота. Патриотизм — важная составная часть паломничества, потому что, соприкасаясь с историей, человек учится любить ближних и свое Отечество.

— Многие святые, просиявшие в Крыму, связаны с Саратовской епархией. В Симферополе находятся мощи святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического и Симферопольского, который родился в Саратове; святителя Луки Крымского, который до рукоположения работал земским врачом в селе Романовка Саратовской области... Земная жизнь святителя Луки окончилась совсем недавно — в 1961-м. Есть ли еще люди, которые его знали?

— Да, живы многие из его ближайших родственников. К сожалению, уходят из жизни священники, им рукоположенные. Совсем недавно скончались два священника, многие десятилетия прослужившие в Феодосии и Симферополе. До сих пор есть храмы, где на престоле антиминсы, подписанные святителем Лукой, я видел их своими глазами. Есть множество свидетельств его благодатной помощи людям. Даже тот факт, что ежегодно на день памяти святителя к нам чартерными рейсами приезжает множество паломников из Греции, говорит о многом. В Греции и на Кипре уже практически нет ни одного храма, где не было бы иконы святителя Луки: Агиос Лукас — так его называют в Греции, очень любят и чтут.

Обычно святых угодников Божиих люди почитают задолго до их канонизации. И к святителю Луке никогда не зарастала тропа народная, всегда были цветы на его могиле, и у святителя Гурия — то же самое. О святителе Гурии недавно вышла новая книга, но о нем, конечно, известно меньше, потому что он жил в ХIХ столетии. Но, тем не менее, мы также знаем о его помощи страждущим людям. Конечно, чудеса для нас — не самое главное. Главное, что эти святители своими трудами преобразили и освятили нашу землю.

— Пожалуйста, несколько слов о церковной жизни в Крыму. Насколько верующий народ здесь живет? К сожалению, когда путешествуешь по Крыму, возникает ощущение, что здесь значительно больше мечетей, чем храмов,— они заметнее с дороги…

— Что касается мечетей, вопрос разрешается очень просто — мусульманскую общину Крыма хорошо финансирует исламский мир: Турция, Арабские Эмираты помогают татарам, исповедующим ислам, строить культовые сооружения. Православных храмов на самом деле в Крыму больше, но они не так заметны: во-первых, потому, что дороги новые, и старые церкви теперь стоят вдалеке от дорог, а во-вторых, в селах или поселках храмы, как правило, находятся в приспособленных помещениях. Как у нас в Новофедоровке — есть община, есть люди, но храм с куполами, который был бы виден со всех сторон, пока только строится. Строится с трудом, уже несколько лет, очень мало помощи.

Крым пострадал от безбожной власти очень сильно. Красный террор здесь был жесточайший — власть мстила за Белое движение: после расстрела белых офицеров приступили к массовому разрушению храмов и монастырей. В советское время в Крыму было всего лишь 3-4 действующих храма — маленьких, кладбищенских. Кафедральный собор в Симферополе был взорван в 1930 году (сейчас он восстанавливается). Это время, к счастью, закончилось, но мы все еще пожинаем его плоды. Примерное соотношение верующих и неверующих людей в Крыму — такое же, как везде: крестятся почти все, ходят в храм, исповедуются и причащаются около пяти процентов населения. Могу судить по своему приходу. А если приводить цифры, то наша епархия — одна из самых больших на Украине: у нас около 350 священнослужителей. И хотя священников, как кажется, много, их все равно не хватает. Часто один священник служит на 3-4 сельских приходах.

— Расскажите, пожалуйста, о возрождении монашеской жизни в Крыму: в чем ее особенности и сложности?

— Помимо сложностей духовного плана (малое количество монашествующих, отсутствие духовных традиций, преемственности — 70 лет дают о себе знать) — у нас в Крыму есть еще и специфические юридические проблемы. Очень многие монастыри и древние христианские храмы оказались на территории заповедников. Естественно, если земля принадлежит заповеднику, то нормально, полноценно существовать там монастырю практически невозможно: без разрешения государства нельзя ничего строить и перестраивать. И потому очень тяжело дается возрождение крымских монастырей.

— Наши гиды рассказывали нам, что многие монастыри находятся в труднодоступных местах — на каменистых горах, в заповедных лесах, где нет никаких удобств, привычных для современного человека,— света, газа, воды. Там очень трудно жить и нести монашеский подвиг.

— Да, раньше у людей были другие требования, и монаху достаточно было пещерки и источника воды, чтобы можно было там жить. Сейчас, к сожалению, людей, способных нести подобный подвиг, очень мало. Самый большой у нас Бахчисарайский монастырь насчитывает всего около 20 монашествующих. В Космодамиановском монастыре — пять монахов, в Инкерманском, Свято-Геогиевском — до десяти, в Стефано-Сурожском —один монах… Один-два монаха, как правило, живут в монастырях в местах труднодоступных. Но слава Богу, что там совершается Божественная литургия, идет молитва, и есть надежда, что эти святыни сохранятся, хотя и не будут такими многолюдными, какими были раньше. Кстати, практически все наши заброшенные горные монастыри возрождались благодаря паломникам. Как правило, все они находятся далеко от населенных пунктов, но туда приходили, приезжали люди, добирались иногда вместе с батюшками, молились и служили там молебны в память о том, что было когда-то. И Господь, видя такое усердие людей, со временем помогал православным возрождать эти святыни.

— Можно ли в двух словах обрисовать портрет крымского паломника?

— Характерная черта крымского паломника — это любовь к морю. Желающих приехать в паломничество в Крым зимой не имеется. Крымский паломник — это человек, который хочет сочетать полезное с приятным.

— А не вредит ли такой подход духовному настрою?

— Думаю, что не вредит, а в каком-то смысле и помогает. Я сам часто езжу в паломнические поездки, и представляю себе, что такое 10 дней на колесах, в молитве. Это очень трудно. Все-таки должны быть минуты, часы, когда человек может просто посидеть на море, посмотреть вдаль, полюбоваться красивой природой. Все, что нас окружает, сотворил Бог, и если помнить об этом, относиться к природе с пониманием и любовью, то купание в море, любование крымской природой не только не мешает, но помогает, дополняет паломничество.

— С какими трудностями может столкнуться паломник в Крыму, от чего можно предостеречь?

— Природные, климатические условия в Крыму бывают довольно тяжелыми для неподготовленных людей. У нас, к сожалению, были случаи, когда паломники спускались с гор на носилках: ломали руки-ноги, получали ушибы… Но они, как правило, народ терпеливый, и понимают, что все, что происходит с ними в паломничестве, дано им свыше. Конечно же, отправляясь в поездку, тем более в горы, надо помнить об элементарных правилах безопасности. Должна быть с собой удобная обувь, обязательно головной убор, вода. А в духовном плане… Во-первых, паломничество должно начинаться с благословения священника. Во-вторых, паломник должен приготовиться к тем искушениям, которые встретятся на его пути к святыне. Чаще всего они связаны со взаимоотношениями между людьми: то сосед по номеру храпит, то кто-то занял твое место в автобусе… Только тогда можно сказать, что паломничество принесло пользу, когда человек отправился в поездку одним, а возвратился хоть немного другим — менее раздражительным, завистливым, нетерпеливым. Если так — то паломничество состоялось.

Крестовая гора расположена вблизи Алупки. Она окружена сосновым лесом, среди которого видны живописные нагромождения скал, упавших некогда с Ай-Петри. В древние времена здесь находилось таврское поселение и могильник. Гору опоясывает оборонительная стена циклопической кладки, ныне сильно разрушенная.

В очень давние времена, когда не создал еще Аллах великого прародителя всех людей Адама, изгнанника дженетта, на свете жили какие-то древние не то люди, не то духи по названию джинтайфасы.

Были разные джинны. Одни были правоверными, другие неправоверными, не признававшими единого Аллаха, создателя всех миров.

По эту сторону крымских гор, вдоль всего побережья жили аллаховы джинны. Они были верны заветам единого Аллаха и его пророка, произносили по правилам молитвы и пять раз в день восхваляли его премудрость. По ту сторону крымских гор, внутри страны, жили неправоверные джинны. Они не признавали заветов Аллаха, не творили его молитв и подчинялись врагу Аллаха – великому бесу Иблису, которого сделали своим богом и учение которого выполняли.

Аллаховы джинны, живя на побережье Крыма, сажали сады, разводили виноград, сеяли хлеб и просо, пряли лен. Иблисовы же джинны, живя в диких горных лесах, пасли стада на редких лугах, охотились на козлов и оленей, выжигали уголь.

Каждая группа джиннов имела своего властителя, своего хана. Не было согласия между джиннами Аллаха и джиннами Иблиса. Часто шли между ними войны и распри. Они отнимали друг у друга пашни, леса и пастбища, угоняли скот, не давали производить сельские работы. Из-за этих стычек зарождались кровавые военные походы, разорялись и сжигались деревни, много джиннов убивалось и уводилось в позорное рабство. Ненавидели аллаховы джинны иблисовых, а иблисовы – аллаховых. Ненавидели и их ханы друг друга и всегда были полны жаждой мести за прошлые обиды.

Но чаще побеждали иблисовы джинны, так как они были смелы, подвижны, жестоки, неустрашимы, выносливы, закаляясь на охоте и пасьбе скота, а джинны-земледельцы были робки, боялись уходить от своих хижин и пастбищ, плохо владели оружием, не привыкли к военным хитростям и жестокостям.

У хана иблисовых джиннов был сын-наследник, юноша редкой красоты, смелый, страстный и настойчивый. Не знал он еще любви, так как не было в стране иблисовых джиннов девушки, достойной такого витязя. И жадно прислушивался он к рассказам о чужих красавицах.

Был у ханского сына дядька-воспитатель, невольник хана, который когда-то маленьким мальчиком был украден иблисовыми джиннами у аллаховых в лесу, когда собирал кизил. Он вырос в неволе, отличался умом и многими доблестями, в старости получил поручение воспитывать ханского сына, научил его разному искусству и стрельбе из лука, и метанию из пращи, и прыганью, и бегу. Очень полюбил старый раб своего воспитанника и рассказал ему, как живут другие джинны, какие у них витязи и девушки. Часто виделся старик тайком с другими невольниками своего племени и знал через них обо всем, что происходило на его родине.

Рассказывал старый дядька воспитаннику своему, что у хана аллаховых джиннов на морском берегу Крыма есть молодая дочь, такая красавица, что только о ней и поют соловьи той страны и далеко за ее пределы разносят сладостную славу о ее несравненной прелести. Велел молодой сын хана привести к себе тайно тех невольников, которые видели принцессу, и расспрашивал их обо всем, из чего слагается ее дивная красота, – и о коже лица, похожей на лепесток розы, и о тонких стрелках бровей, и о глазах, горящих, как звезды, и о губах, манящих, как черешня, и о мягких пленительных волосах.

Много рассказали невольники пылкому юноше, и так ясно представилась ему несравненная красота дочери южнобережного хана, что загорелось у него неукротимое желание хотя бы посмотреть на никогда не виданную им красоту, хотя бы услышать из уст благоухающее слово и сказать ей. Глубокая страсть разгорелась в его мужественном сердце, все мысли его наполнились думой о прекрасной, никогда не виданной им соседке. Перестала радовать его и охота со сверстниками на оленей и козлов на Яйле в дремучих горных лесах, и состязания в меткости стрельбы из лука в летящую птицу, и скачки на диких горных конях, и военные игры с мечом, копьем и щитом, и охота за пленниками с длинным арканом, и веселые пирушки у отцовского очага, и рассказы его старых воинов о давних походах, боях, победах, сказки старух о славных царских сыновьях в далеких странах. Стал сын хана мрачен и молчалив, погрузился в думы, отказывался от еды и питья, не находил покоя, молчал, не смея проронить слова о своей преступной страсти к дочери врага, размышлял без сна по ночам и тосковал так, что пожелтел, иссох и стал похож разве на тень свою. Так далеко завела его скрытая от всех любовь.

Глубоко печалился старый хан, глядя на скорбную перемену в любимом сыне. Настойчиво допытывался он от него о причине его тоски, но юноша молчал, как могила. Призывал хан искусных колдунов, чтобы его излечить, но те не находили никакой болезни, и тщетны были все их заклинания от дурного глаза. Старался хан развеселить сына плясками невольниц, шутками придворных насмешников, воинскими забавами, зурнами и сантырами. Но ничто не помогало, принц оставался мрачен и угрюм, и не мог отец разгадать тайны его печали.

Призывал тогда старый хан к себе верховного жреца Иблиса и поручил ему во что бы то ни стало узнать причину скорби сына. Тот стал следить за каждым его шагом, словом и вздохом, но ничего не мог заметить. Наконец, когда в одну ночь юноша забылся краткой дремотой, верховный жрец подкрался к нему, приник ухом к его шевелящимся устам и услышал явственное: «О, Зехра, Зехра!» и слова великой любви и печали.

Долго гадал хан со своим жрецом, о ком шептали ночью уста юноши, но не могли никак догадаться. Долго спрашивали они повсюду, но не нашлось во всем ханстве ни одной девушки по имени Зехра. Стали они тогда призывать гадателей и гадать на имя «Зехра». И догадался один из колдунов и указал, что Зехра живет по ту сторону гор на берегу великого моря. Опросили они пленников из аллаховых джиннов и узнали всю правду.

В старом хане тревога сменилась страшным гневом. Измену увидел он в преступной страсти сына, измену отцу, племени и его древнему богу Иблису. Он запретил сыну даже и помышлять о проклятой иноплеменнице, осыпал ее имя страшной бранью, грозил юноше заключением и отцовским проклятием и установил за ним строгий надзор. Одно упоминание об иноверном соседе-хане и его племени приводило старика в свирепую ярость.

Но не таково было твердое сердце юноши-принца, чтобы можно было угрозами изгнать из него черты любимой. Видя неукротимость гнева своего отца, он про себя твердо решил бежать тайком из пределов власти грозного отца и пробраться во что бы то ни стало за горы в приморскую страну аллаховых джиннов, к мечте своего сердца, чтобы хоть единый раз взглянуть на свой кумир и исцелить душу свою единым взглядом ее прекрасных глаз.

Долго, долго размышлял печальный юноша, как ему выполнить свое решение, как обмануть отца и поставленный им надзор. Никто не мог ему помочь в его планах, кроме его старого преданного слуги, дядьки, который вырастил его с малолетства и душу свою готов был положить, чтобы исполнить желание воспитанника. Старик достал тайком платье чабана и в одну темную грозовую ночь положил свернутое из соломы чучело на ложе принца, а сам с переодетым юношей проскользнул мимо дворцовой стражи, прокрался глухими мрачными переулками к городской стене, отыскал ему одному известный подземный ход, ведший из старого разрушенного подвала под стеною наружу – в ближайший лес, в скрытую пещеру. Только здесь беглецы остановились на минуту, чтобы вздохнуть, но тотчас же осторожно скользнули дальше по глухим лесам, по скалам и пропастям, без дорог и тропинок, по дебрям, куда не ступала нога путника, и где только горные козлы прыгали со скалы на скалу, не боясь стрелы охотника, да мрачный барсук копошился в расселинах, щелкая орехи.

Так бежали они всю ночь все выше и выше в горы и к рассвету поднялись на самую Яйлу. Пустынна была Яйла, служившая границей между обоими ханствами, страшились показываться сюда джинны и с той и с другой стороны, но все же побоялись беглецы дневного света, спрятались в мрачной пещере и дождались вечера. В темноте второй ночи они осторожно прокрались по опасным скалам и провалам Яйлы и скользнули в леса южного склона. Пробираясь между сторожевыми постами аллаховых джиннов, между стоянками охотников и кошами чабанов, остерегаясь их свирепых собак, спустились беглецы наутро к прибрежным скалам.

Трудно было бежать из отеческого дворца и родного племени, трудно было пробраться незамеченными через непроходимые горные леса в чужую, вражескую страну, но самое трудное было проникнуть во дворец правоверного и увидеть его зорко оберегаемую красавицу-дочку. Долго искал случая и измышлял ханский сын способы воплотить свою мечту, – ничего не помогало. Его прогоняла стража, рвали сторожевые собаки, высокие ограды и крепкие запоры преграждали ему путь.

Решили, наконец, беглецы придумать хитрость, чтобы, во что бы то ни стало пробраться во дворец и выполнить горячее, непреклонное желание юноши. Стал принц вместе со своим старым слугой разучивать неведомые им до сих пор священные песнопения. Долго учили и выучили их большое число. Тогда переоделись они в платье странствующих нищих-дервишей и стали ежедневно приходить к воротам ханского дворца и распевать священные гимны, восхваляя премудрость Аллаха и его халифа на земле, великого хана правоверных джиннов.

Прекрасный могучий голос молодого дервиша, страстные настойчивые мольбы, выражавшиеся в звуках его песен, нашли, наконец, дорогу к уху красавицы-принцессы. Она стала в обычный час приближаться к воротам и в открытом месте слушать прекрасные гимны дервишей. Наконец, красавица Зехра начала упрашивать старого хана, своего отца, разрешить святым дервишам в священные дни приходить в ее дворцовую молельню и оглашать ее песнопениями. Старого хана также глубокого растрогало прекрасное пение дервишей, и он допустил священных странников во внутренние части дворца, уступая просьбам красавицы-дочки.

Тут-то, в священной тишине храма Аллаха, впервые увидел переодетый принц-дервиш ту, о ком столько бессонных ночей мечтала его душа. Долго не мог он прийти в себя от трепета и изумления, ибо все его мечтания были лишь бледной тенью той красоты, которую он теперь видел перед собою наяву, и не было границ его восторгу. Но и сама принцесса Зехра скоро заметила, слушая дивные гимны, что не только звучным голосом обладает молодой дервиш, но и прекрасным, мужественным, гордым лицом, светящимися, смелыми, пылкими глазами и могучим, гибким, стройным станом, проступающим из-под нищенских дервишских одежд.

Прошло немного времени, и все чаще пели дервиши свои песнопения для красавицы-принцессы в молельне. И уже не только искусство пения показывал молодой дервиш во дворце, он участвовал в состязаниях в стрельбе из лука, и в метании копья, и в борьбе, и в верховой езде, и никто из правоверных юношей не мог сравниться с ним мужеством, силой и меткостью. И заподозрила красавица Зехра и ее отец, правоверный хан, что не нищий дервиш входит в их дворец, а какой-то пришлый витязь, покинувший свою землю.

Прошли месяц за месяцем, и пришел день, когда два любящих сердца открылись в преданности друг другу. Не было предела их блаженству, когда старый отец красавицы не нашел слов отказа на их мольбы и согласился сочетать их браком. Принц торжественно принял веру своей возлюбленной, веру единого Аллаха, сбросил притворные одежды дервиша, явился в настоящем виде витязя, но не открыл своего действительного происхождения.

Счастлив был безмерно и старый хан, когда его дочь, прекрасная Зехра, наградила его золотокудрым внуком. Очарованный дед подарил ей фамильную колыбель, в которой по наследству с давних веков укачивались все наследные принцы ханского рода правоверных джиннов. Была колыбель сделана из чистого золота со слоновой костью, вся сверкала драгоценностями и мастерством работы, а при качании сама собою издавала нежные колыбельные песни. Стала красавица Зехра укачивать своего прелестного младенца в золотой поющей песни колыбели.

Тем временем слух о браке ханской дочери с каким-то пришлым витязем, принявшим ее веру, дошел до края иблисовых джиннов по ту сторону Крымских гор. Давно уже хан тщетно искал своего исчезнувшего сына и никак не мог обнаружить его следов. Он пытал и казнил стражу, не уберегшую его, он призывал гадателей, но ничего не мог узнать. Наконец он решил, что беглый сын погиб в горах и лесах и что лучше ему, беглецу, умереть такою смертью, чем попасть в сети своей возлюбленной, дочери ненавистного хана приверженцев Аллаха. И утешал этим хан свою отцовскую скорбь.

Когда же дошла молва о браке при дворе хана аллаховых джиннов и о рождении наследного младенца, страшное подозрение закралось в душу старика. Он послал лазутчиков в ненавистную вражескую страну, чтобы они посмотрели на пришлого витязя, мужа принцессы. Лазутчики принесли весть, что это действительно сын хана, бежавший из отцовского дома и принявший ненавистную веру Аллаха.

Безмерна была ярость старого хана против беглеца и изменника-сына, бросившего родной край, свое племя, отца и его ханский трон, предавшегося кровным врагам, сочетавшегося мерзким браком с дочерью злейшего недруга, породившего с нею змеиное отродье и совершившего самое страшное дело: изменившего вере отцов, служению Иблису. Великим гневом и местью закипело сердце старика, и решил он уничтожить и отступника-сына и проклятое гнездо врага, совратившего его своим чародейством, и всю страну ненавистных правоверных джиннов. Уничтожить так, чтобы покончить с ними навеки.

Созвал хан всех своих вельмож и жрецов на Диван, клялся перед ними именем великого Иблиса отомстить врагу и потопить его в крови и просил всех помочь ему в этом священном деле. Жрецы и вельможи, почуяв добычу, еще больше разожгли его гнев и обещали дать всех своих воинов. Собралось в горах огромное войско последователей Иблиса и, подстрекаемое жрецами, припоминая древние обиды, возбуждаемое гневным мстительным ханом, ринулось через горы на вражескую землю,

Семь лет и семь зим длилась страшная война. Кровь лилась рекой, земля дрожала под копытами лошадей, воздух наполнялся свистом стрел. Яростно нападали на селения прибрежных джиннов свирепые пришельцы из-за гор. Не трусами показали себя и аллаховы джинны. Они выставили храброе войско и мужественно защищали свою землю и веру, свои хижины, жен, детей и стариков. Сам старый правоверный хан собирал отряды и направлял их навстречу врагам. Его мужественный зять стоял во главе войска, защищавшего его новую родину. Его видели в первых рядах, в самых опасных местах; как лев, бросался он вперед, увлекая за собою аллаховых воинов, и стремительно поражал приверженные Иблису войска своего отца, своих единоплеменников, бесстрашно защищая от них свою любовь, свою красавицу и своего сына. И его оружие сопровождала победа.

Но не везде и не всегда мог быть в первых рядах храбрый, бесстрашный предводитель, не все его воины были так же крепки сердцем, как он. Пока он побеждал в одном месте, – в других слабели его войска под напором разъяренных горцев и терпели поражения. Так случилось, что он отважно бросился с отборным отрядом на врагов, врезался в их ряды, сея вокруг себя ужас и смерть, проник далеко вглубь их войска, стараясь достигнуть отцовского стана, и не осмеливались враги приближаться под удары его стремительного меча. В это время в других местах поколебались и были обращены в бегство его отряды, сомкнулись за его спиной ряды врагов, и он с неустрашимой горстью храбрецов оказался окруженным и отрезанным в опасной горной теснине. С беззаветной храбростью защищался отряд, много врагов полегло к его ногам, но прибывали все новые и новые толпы, тучи стрел сыпались с соседних скал, огромные камни скатывались в теснину, и, наконец, метко пущенный чьей-то скрытой рукой камень из пращи попал отважному предводителю прямо в висок и поверг его мертвым на землю. То был камень из пращи его гневного и мстительного отца-хана. Лишенный любимого вождя, недолго мог сопротивляться весь отряд и был уничтожен до одного человека. Рядом с убитым витязем легло и изрубленное тело его воспитателя, старого раба.

Страх и ужас напал на всю землю аллаховых джиннов. Уже никто не думал о сопротивлении, думали лишь о бегстве и спасении. Ожесточенные воины приверженцев Иблиса хлынули безудержным потоком в беззащитную страну, жгли, грабили, убивали все, что попадалось на пути, камня на камне не оставляли от былых деревень, городов и храмов, в мрачную пустыню превратили цветущий Южный берег Крыма. Счастливым мог почитать себя тот, кто был уведен в тяжкое рабство: он сохранял, по крайней мере, свою жизнь. Остальные были до одного все перебиты.

Куда было спасаться? Не было аллаховых кораблей на морском просторе, крепости на горных скалах были уже разрушены врагами, а все пути и тропы из их прибрежной страны вели через горы в страну ненавистных врагов, иблисовых джиннов. Не было никому спасения.

Старый хан аллаховых джиннов долго защищался с дочерью и внуком в своем дворце, где ныне находится Алупка. Долго не могли взять его враги и придумали способ, чтобы уничтожить его совершенно. С самой горы Ай-Петри стали они сваливать огромные обломки скал; те со страшным грохотом и неудержимой силой катились вниз и падали прямо на дворец, разбивая его в осколки и щепки. Столько этих страшных скал посбрасывали враги, что и следа не осталось от ханского дворца, а на его месте образовалась огромная груда горных обломков, нагроможденных друг на друга в мрачном хаосе.

Старый хан, убитый горем и охваченный глубоким отчаянием, видя неминуемую гибель дворца, когда первые камни ринулись с Ай-Петри, бросился спасаться через последнее убежище – через потайной подземный ход, который вел из дворца в Алупке вверх в горы, в крепость Исар на горе, называемой теперь Крестовой. Он устремился по подземному ходу, увлекая за собой рыдавшую дочь, прекрасную Зехру, и маленького внука. Из всех своих былых богатств и сокровищ они захватили с собой только одну, самую дорогую драгоценность – золотую поющую колыбель.

С великим трудом, и мукой поднялись они по мрачному длинному подземному ходу в крепость. Там вверху был выход в скрытую таинственную пещеру в расселине. Когда они подошли к нему, то с ужасом и отчаянием увидели, что их грозная крепость уже взята и разрушена врагами, что и на нее свалились могучие обломки скал с Ай-Петри и что расселина с пещерой завалены так, что выхода из них нет совсем.

Не могли их здесь найти свирепые враги, не могли их ни убить, ни увести в позорное рабство. Но могли ли они здесь найти спасение? Кругом лежала опустошенная разрушенная страна, наполненная трупами, среди которых рыскали озверевшие враги. Никто не мог их спасти, открыв выход из пещеры. Без всякой помощи и поддержки несчастные, претерпев страшные страдания, умерли с голоду у выхода из подземного хода.

Перед смертью старик-хан произнес над золотой колыбелью грозное заклинание, от которого она стала невидимой.

Предание говорит, что золотая колыбель эта еще и ныне хранится в мрачной пещере горы Исар.

Только иногда, во время сильной бури, когда вихрь проникает в заколдованное таинственное подземелье и раскачивает колыбель, она тихонько поет заунывную колыбельную песню.

Многие, очень многие с давних пор старались как-нибудь достать золотую колыбель в пещере на Крестовой горе, но всегда безуспешно. Многие поплатились жизнью за свои дерзкие попытки, срываясь со скал, другие, спасши свою жизнь, возвращались перепуганные, полубезумные, с искривленным навеки ртом, руками или ногами. Очень крепко была заколдована старым ханом золотая колыбель. Никому не дается она в руки, если тот не имеет нужного талисмана.

А талисман может открыться только тому, в ком горит такая же могучая беззаветная любовь, какую носил в себе отважный сын хана иблисовых джиннов, павший от руки собственного отца.

Примечания:

Дженнет – рай.

Зурна – духовой инструмент, прародитель гобоя.

Сантыр – струнный инструмент, подобие цимбал.

Яйла – плоская вершина горы, горное пастбище, характерна для Крымских гор.

Кош – стоянка пастушья, загон для скота.

Халиф – титул духовного главы мусульман, почитавшегося а качестве преемника Мухаммеда.

Исар – забор из камней. в данном случае – укрепление. Речь идет о Биюк-Исаре (биюк – большой), известном средневековом городоще на Крестовой горе близ Алупки

Члены крымского клуба путешественников «Акинак» увлеклись поиском легендарной "Золотой Колыбели". Некоторые краеведы считают, что под этим термином скрывается сам Святой Грааль...

«Пока мы ограничились поиском в самых малоизвестных местах возможного нахождения крымской реликвии», - ответил руководитель экспедиции Александр на вопрос о целесообразности экспедиции на Бор-Каю, гору Внутренней гряды. Ведь даже из известной легенды понятно, что речь идет о горе Басман высотой 1176 метров.


На снимках: Бор-Кая летом. Не в этой ли пещере Золотая Колыбель? Фото автора.



А это самое сердце Крымского заповедника, с северо-западной стороны Главной гряды. В восточных отвесных обрывах Басмана зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения.

«Акинак» не ищет легких путей, и сначала его участники проверят все сведения о Золотой Колыбели в других местах. «На Басмане реликвию искали многие, и пока безуспешно», - рассказывают ребята. А ведь в преданиях крымских народов упоминается еще как минимум восемь мест сокрытия священного предмета.
Но интересно, что крымская реликвия часто ассоциируется с самым сакральным предметом всемирного христианства. И имя ей не просто Золотая Колыбель, а - легендарный Грааль. Именно такой точки зрения придерживается и «Акинак», участники которого и предоставили самую увлекательную информацию о реликвии.

Святой Грааль - главная Святыня христианства - чаша, из которой Христос причащал апостолов во время Тайной Вечери, и в которую потом была собрана Его кровь. Произведения об этой таинственной Чаше неожиданно появляются в западной культуре в конце двенадцатого века. И впоследствии этот таинственный и пугающий образ, выходящий за переделы привычной духовности, воплотил в себе недостижимый идеал христианства. Его история прослеживается в Византийской империи, но после ее захвата крестоносцами в 1204 году упоминания о Граале исчезают в христианской Европе, и Священную Чашу там начинают считать утерянной для грешного человечества. Но как в раз в это же время в средневековом Крыму, в государстве Феодоро, мы находим свидетельства существования традиции Грааля. Удивительно, но даже сейчас на фресках крымских храмов повсеместно встречаются изображение золотой чаши-колыбели!
От государства Феодоро не осталось письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы прошлого века оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.

Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая Колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему: в 14 веке христианское княжество Феодоро вынуждено противостоять двум сильным врагам - татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы, и княжеству угрожала серьезная опасность. Католики-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую Колыбель, обещая прекратить войну.

Тогда князь феодоритов вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман, где в молитве к духам горы призвал сокрыть Золотую Колыбель. В этот момент произошло страшное землетрясение, а Золотая Колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте. Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель, охраняющие ее духи делают безумцами.

Еще интереснее крымскотатарский вариант легенды о Золотой Колыбели. Тут и извечная борьба добра и зла, и торжество любви, и вечный конфликт поколений, и противоречия между образом жизни. Неплохой сюжет для фильма, кстати.

Исследователи переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна III, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и даже указывали на сходство крымской Золотой Колыбели с колыбелью Чингиз-хана.

Потому сделаем шаг в теорию мифологии. Сущность мировоззрения объясняется через знаковые сигналы, охранные и запретные символы, гаммы цветов, украшения орнаментов. Эти особенности нашли отражение в одежде и бытовых предметах.
Не тюркские (славяне, иранцы, германцы, греки, римляне) и тюркские племена (древние тюрки, булгары, кыпчаки) представляли, что окружающий их мир состоит из мира людей, мира богов и мира духов-предков. Они связаны между собой при помощи «древа жизни». Вообще-то, таков миропорядок, который лежит в основе мировоззрения и многих других народов. Например, как указывает известный крымский этнолог Рустем Куртиев, алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) - мир душ предков, которых обслуживает бог Эрлик вместе с подругой Умай. Он отвечает за воспроизводство потомков, а богиня Умай охраняет колыбели с душами будущих детей, которые находятся в горной пещере и охраняются Хозяином горы - Старцем, белым как лунь.





У входа в пещеру сидят птицы и звери. Дверь в пещеру открывается во время жертвоприношения белого барашка. В легендах крымских татар Золотая Колыбель хранится в горной пещере и жители каждого региона полуострова считали, что Золотая Колыбель находится именно у них, в их священной горе. По утверждению исследователей, легенда крымских татар о Золотой Колыбели есть символ Древа Жизни со всеми его атрибутами.

Но тут есть еще одно «но», связанное, как принято в бурном двадцатом веке, со спецслужбами и тайными организациями. В конце двадцатых годов на нашем полуострове работала группа сотрудников секретного отдела НКВД во главе с небезызвестным Александром Барченко, крупным специалистом в области оккультных наук и паранормальных явлений. Барченко пришел работать в спецотдел НКВД, который возглавлял старый большевик, один из создателей системы ГУЛАГа, Глеб Бокий. На исследования А. Барченко выделялись огромные по тем временам суммы, он получил от новых властей карт-бланш на неограниченный доступ к архивам и любой информации. Глеб Бокий лично санкционировал поиски Святого Грааля. Официально целью работ было исследование крымских пещерных городов Мангупа и Чуфут-кале.

Однако, по свидетельству одного из участников экспедиции, у нее была еще одна тайная цель - найти чудесный камень сотни тысяч лет тому назад упавший на Землю из созвездия Орион. «Камень с Ориона» - еще одно аллегорическое название Святого Грааля, восходящее к поэме Вольфрама Эшенбаха «Парцифаль», где Грааль предстает перед нами в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера.

Что нашли большевики остается неизвестным, поскольку Глеб Бокий и Александр Барченко в 1937-1938 годах были расстреляны. Но если Бокия расстреляли через пятнадцать минут после вынесения приговора, то Барченко допрашивали еще целый год. Видимо, бывший семинарист Иосиф Сталин был не прочь владеть Святым Граалем. Не прочь был приобрести святыню и бывший художник Адольф Гитлер.

Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. С декабря 1941 года ими руководил группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Отто Олендорф, руководитель «Эйнзацгруппы D», известный под прозвищем «Рыцарь Грааля», которое ему дал Генрих Гиммлер. Сотрудники эйнзацгруппы тщательно обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры Чуфут-кале и Мангупа, руины храмов и горных крепостей. За свою деятельность в поисках Святого Грааля Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени.

Но был ли найден Святой Грааль? Отто Олендорф был арестован американцами в победном сорок пятом. В 1947 году Нюрнбергским трибуналом, как виновник гибели тысяч евреев Украины, эсэсовец был приговорен к казни. Однако выполнять приговор союзники не спешили. Их тоже интересовала христианская святыня? Лишь в 1951 году был повешен последний «Рыцарь Грааля». Добились ли янки от эсэсовца информации, неизвестно.

Ребята из Клуба путешественников уверены, что святыня осталась в Крыму. Но на ее поиск, в том числе и эзотерическими методами, уйдет немало времени. «До лета, это точно, а там и Змей Карадагский приплывет», - то ли шутят, то ли серьезно говорят исследователи крымских пещер.
Зачем искать черную кошку в темной комнате, тем более, если ее там нет? Или, точнее, темную во всех отношениях Колыбель во мраке пещерных лабиринтов, особенно если... «Не хочется думать о грустном», - улыбаются «акинаки» и остаются в горах. Зачем изнывать от полуденного пекла, мерзнуть от набежавшего холодка в летнюю ночь на яйле, мокнуть под надоедливым осенним дождиком, вымазываться в несмываемой глине пещер, топать не один десяток километров по типу «сопка ваша, сопка наша»? Не знаю, да и ребята из «Акинака» не знают.


http://www.bospor.com.ua

Золотая колыбель — крымская легенда о священной золотой колыбели, спрятанной в недрах гор во время войны между двумя враждующими народами. Своеобразное преломление легенда о золотой колыбели получила в культуре крымских караимов, создавшей дополнительные сюжетные линии, отсутствующие у крымских татар, такие как паломничество в Иерусалим и чаяния о спасителе мира — Машиахе. Караимский вариант легенды дошел до нас благодаря , долгие годы бережно хранившему рукопись легенды в своей библиотеке. Т.С. Леви-Бабович относился к легенде как к важному историческому источнику, и планировал опубликовать ее в своем историческом труде «Три странички», чего однако, осуществлено не было. Написанная им статья «Золотая колыбель, или опыт осмысления легенды-были из жизни караимов в Чуфут-Кале в XIII веке» также не сохранилась, и возможно, легенда навсегда бы канула в Лету вместе с погибшей во время войны библиотекой Т.С. Леви-Бабовича, если бы он не пересказал ее в одном из писем собирателю караимского фольклора А.Я. Шишману. В 1936 году А.Я. Шишман прислал текст легенды уже в измененном виде (в каком именно не известно) Б.Я. Кокенаю, который дословно записал его в своем дневнике под названием «Колыбель Хаджи-Мусы».

Легенда «Колыбель Хаджи-Мусы» из дневника Б.Я. Кокеная (сохранена орфография автора):

Издревле караимы не теряли духовной связи с далеким Иерусалимом и в своих молитвах с благоговением произносили «Если я забуду тебя, о, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя». Однако долгое время им не удавалось побывать в Св. Земле: банды разбойников, после падения Хазарского царства, хозяйничали в Крыму, — пираты на морях сжигали и грабили корабли, а кровавые набеги бедуинов делали непроходимыми дороги к священному городу. До XI века никто не решался в Крыму на долгий и рискованный подвиг паломника. Первым был Кыр-ерский князь Муса, который за небывалый до того времени подвиг удостоился звания «Хаджи». Душа престарелого князя долго тяготила к священным местам и, наконец, после опасного путешествия, ему удалось осуществить заветную мечту. Оросил престарелый князь Кыр-Ера слезами гробницу патриархов, посетил развалины древнего Иерусалимского храма, излил наболевшую душу у алтаря кенасы, возведенной Ананом Ганнаси, и, удовлетворив мечты долгой своей жизни, собрался в обратный путь. На прощание Иерусалимский газзан навестил достойного паломника и, увидев среди его вещей выточенную из ливанского кедра колыбель, невольно подумал: «Охота же князю везти в такую даль детскую колыбель, будто в Крыму не сумеют, в случае надобности, ее сделать». Хаджи-Муса догадался о мыслях газзана и как бы в свое оправдание скромно произнес: «Везу подарок внуку, дабы в ней вырос и стал славен как Ливанский кедр!». Тронутый до глубины души благочестивыми словами, газзан поднял глаза к небу и с вдохновением пожелал, чтобы в этой колыбели вырос спаситель мира, пришествие которого должно принести счастье и мир на земле. Престарелому князю, однако, не суждено было привезти подарок внуку. Умер он близ Александрии (4762 от С.М. — 1002 по Р.Х.). С тех пор колыбель стала переходить от поколения к поколению, как родовое благословение первого паломника из среды караимов Крыма. Потомки князя пользовались среди населения Кырк-Ера заслуженным почетом, а один из них, Исаак, за мудрость получил титул «Мераве-утолителя жаждущих», которое перешло к его потомству. Сын его, Овадья, с достоинством продолжал носить это звание, а внук, князь Ильясу, в 5201 году (1261 г.), находясь во главе защитников Кырк-Ера, погиб в день субботний смертью героя при отражении генуэзцев от стен родного города. На надгробном камне князя была выбита надпись: «крепкою стеною служил он служил он для своего народа внутри крепости и вне ея». Имя князя Кырк-Ера сохранилось среди караимов, окруженное ореолом легенд. Народ поныне верит, что славен стал Ильясу, ибо вырос в заветной колыбели, которая в ночь после гибели князя невидимой силой была перенесена на соседнюю гору и исчезла в ее недрах. С тех пор двугорбая гора, хранительница колыбели Хаджи-Мусы, стала назыаться Бешик-Тав. Но, продолжает народная молва, как Масличная гора в Иерусалиме раскроется и выдаст Ковчег Завета, укрытый там пророком Еремией, так Бешик-Тав разверзнет в свое время недра, колыбель же Хаджи-Мусы пронесется по воздушному пространству и опустится в дом, где раздастся впервые плач новорожденного спасителя мира.

Примечание: гора Бешик-Тау («бешик» — колыбель, «тау»/»тав» — гора) находится на юго-западе от плато Бурунчак и хорошо просматривается с «пещерного города» Чуфут-Кале. Ее вершина ныне покрыта молодым лесом и весьма отдаленно напоминает колыбель, но в недавнем прошлом, когда гора была безлесной, «двугорбая» форма колыбели, вероятно, просматривалась более отчетливо. На горе Бешик-Тау находится старинная подземная галерея, предназначенная для сбора воды.

Караимская колыбель-«бешик» (Seraya Szapszal’s karaim collection. Vilnius. 2004)

© Статью подготовил Ельяшевич В.А.

8. КОЛЫБЕЛЬ МЛАДЕНЦА ИИСУСА (ЗЕВСА) И ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ В КРЫМУ.

8.1. ИИСУС-ЗЕВС, ПЕЩЕРА, КОЛЫБЕЛЬ, ПАРТЕНОС, ФИОЛЕНТ, ОМФАЛ.

Христос родился в пещере. Его положили в колыбель, рис.5.29, рис.5.30, рис.5.31. На многих иконах эта колыбель нарисована желтым цветом. См., например, старинные русские иконы на цветных вкладках в настоящей книге. Скорее всего, иконописцы подчеркивали тем самым, что колыбель Иисуса была золотой. Обычно колыбель изображалась в пещере. В пещере, вокруг колыбели Иисуса стоят домашние животные. Тем самым, русские иконописцы показывали Рождество Христа в пещерном поселении.

Упоминания о Золотой Колыбели Христа сохранились и в "античной" литературе. В книге "Царь Славян" мы показали, что бог Зевс (Zeus) является одним из отражений Иисуса. Так именовали Христа в эпоху царского христианства (которое потом стали считать первичным иудейством). После перехода в "Монгольской" Империи к государственному апостольскому христианству (в конце XIV века), Зевса объявили "языческим богом". Так вот, в древних мифах о Зевсе ЕГО ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ упоминается прямым текстом. Например: "Вокруг ЗОЛОТОЙ КОЛЫБЕЛЬКИ МЛАДЕНЦА ЗЕВСА, висевшей на дереве (чтобы Крон не мог найти его ни на небесах, ни на земле, ни в море), стояли вооруженные куреты - дети Реи" , с.26. Напомним, что злой бог Крон пытался убить Зевса и лишь ценой больших усилий Рее, матери Зевса, удалось спасти младенца. Кстати, вероятно, здесь мы наталкиваемся на еще одно отражение "злого царя Ирода" (то есть Крона), стремившегося убить Младенца Христа (то есть Зевса). Напомним также, что ЗЕВС РОДИЛСЯ НА ГОРЕ И БЫЛ СПРЯТАН В ПЕЩЕРЕ , с.26. Иисус-Иезус тоже родился в пещере.

По ходу дела обратим внимание на любопытный факт, вновь подтверждающий отождествление Иисуса с "античным" Зевсом, рис.5.32, рис.5.33, рис.5.34, рис.5.35. Считается, что "Зевса вскормила свинья, возившая его на спине, и что он потерял свою пуповину у Омфалиона" , с.26. Считается, что слово ОМФАЛИОН переводится как "пупок" , с.29.

Кроме того, Зевса вскормила "коза" Амалфея, см. там же. Буквальное понимание рассказа, будто бога Зевса вскормила свинья, возившая его на спине, звучит весьма странно. Скорее всего, тут отразилось что-то вполне реальное и вовсе не нелепое. Что" именно, мы уже начинаем понимать. Скорее всего, перед нами - вновь отражение истории кесарева сечения, при помощи которого Иисус-Зевс явился на свет. Мы уже говорили, что Непорочную Деву Марию часто именовали ПАРТЕНОС, и что само слово ПАРТЕНОС произошло от "поротый", распоротый, "портной". Врач разрезал живот женщины, "распорол", после чего зашил, то есть работал "как портной". Но ведь в русском языке есть слово ПОРОСЯ, ПОРОСЕНОК для обозначения молодой свиньи. Произошла путаница. Какой-то поздний редактор либо ошибочно, либо специально, заменил слово ПАРТЕНОС в исходном старом тексте на ПОРОСЯ, после чего стал глубокомысленно рассуждать о "свинье". Которая, дескать, "возила на спине" Младенца Зевса и вскормила его. Дева Мария Партенос действительно носила Иисуса на руках и вскормила его. Тем самым, редактор затушевал христианское содержание мифа о рождении Зевса. Что, вероятно, и было его целью.

Далее, миф гласит, что младенец Зевс потерял свою пуповину у Омфалиона. Но ведь пуповина отделяется от ребенка сразу при его рождении. Следовательно, тут нам сообщили, что Зевс-Иисус родился у Омфалиона. Нельзя не заметить, что "античное" ОМФАЛИОН достаточно созвучно с названием ФИОЛЕНТ. В таком случае древнее сказание донесло до нас сведения о том, что Иисус-Зевс родился на мысе Фиолент-Омфалион. Между прочим, мы неоднократно сталкивались с тем, что старинные летописцы иногда путали латинское m и русским "тэ рукописным" = m ввиду тождественности их написания. Так Т могло превращаться в М и наоборот. То есть из слова ФИОЛЕНТ вполне могло получиться ФИОЛЕНМ или, после перестановки, название ОМФАЛИОН.

Далее, отмечено, что Зевса вскормила "Амалфея". Может быть, имя АМАЛФЕЯ - это опять-таки искаженное название ФИОЛЕНТ. В таком случае термин ФИОЛЕНТ появился в мифе о рождении Зевса два раза - как Омфалион и как Амалфея. В последнем случае речь первоначально шла о том, что Иисус-Зевс был "вскормлен на мысе Фиолент". Потом ошибочно решили, что некая Амалфея вскормила Зевса. На рис.5.36 приведен "античный" барельеф: "Изображен Юпитер-ребенок (то есть Зевс - Авт.), которого кормит молоком коза Амалфея... Рядом с ним сидит его мать Рея (скорее всего, Мария Богородица - Авт.), а два курета исполняют танец, ударяя в щиты мечами... Этот сюжет довольно часто встречается на терракотах... Иногда младенца Юпитера изображают на руках у своей матери, их окружают танцующие воины" , с.20-21.

С рождением Зевса связан еще один сюжет, на первый взгляд не очень понятный. Крон-Сатурн, отец Зевса, проглатывал всех своих детей. Его жена, Рея, была вне себя от происходящего и, наконец, решила спасти только что рожденного своего очередного ребенка, а именно, Зевса, передав Крону вместо сына "камень". Пишут так: "На горе Тавмасий, что в Аркадии, Рея запеленала камень и отдала его Крону и тот проглотил его, будучи уверенным, что проглотил младенца Зевса (рис.5.37 - Авт.). Однако Крон прослышал об обмане и стал преследовать Зевса" , с.26.

Поскольку младенец Зевс отождествляется с младенцем Иисусом, возникает мысль, что "плохой Крон-Сатурн", преследующий Зевса и других детей Реи, это - опять-таки отражение евангельского царя Ирода. Он пытался убить маленького Христа, опасаясь за свою власть, и приказал перебить много вифлеемских младенцев, дабы добраться до Иисуса. А кровожадный Крон, как нам говорят, "съел" других детей Реи, то есть фактически убил их. Выходит, что "погибшие" дети Реи - это и есть вифлеемские младенцы, убитые по приказу Ирода.

Далее, согласно "античному" мифу, новорожденного Зевса спасла его мать. Она скрыла Зевса от Крона-Сатурна. Все правильно. Младенца Иисуса спасла его мать Мария. Она скрыла Иисуса от Ирода, убежав с сыном в Египет.

Теперь обратим внимание на странный камень, переданный Крону вместо Зевса. Миф говорит, что Крон "не распознал подмены", принял камень за ребенка и проглотил его. Фактически здесь рождение и младенчество Зевса-Иисуса связаны с каким-то камнем. Что за камень? Ответ на вопрос подсказывает само его название. Вот что сообщается: <<В Дельфах же почитался архаический фетиш ОМФАЛ ("ПУП ЗЕМЛИ") - КАМЕНЬ, проглоченный Кроном, или КАМЕНЬ КАК ПУП МЛАДЕНЦА ЗЕВСА... Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво смертным>> , т.1, с.463.

Это очень интересно. Оказывается, "камень новорожденного Зевса" именовался ОМФАЛОМ. Более того, это означало "ПУП земли" и даже "ПУП ЗЕВСА". И тут мы сразу вспоминаем, что Зевс "потерял свою пуповину" у Омфалиона. Но ведь ОМФАЛИОН и ОМФАЛ - практически одно и то же название. И оба связаны с ПУПОМ или с ПУПОВИНОЙ Бога. Отсюда сразу следует вывод: КАМЕНЬ ОМФАЛ - ЭТО МЫС ФИОЛЕНТ. Действительно, тут родился Иисус-Зевс и тут он "потерял" свою пуповину. Некоторые писатели назвали потом мыс Фиолент ПУПОМ МЛАДЕНЦА ЗЕВСА или Омфалом или Омфалионом или Амалфеей. Тем самым, название мыса Фиолент размножилось в нескольких вариантах (Омфал, Амалфея, Омфалион) и "расползлось" в несколько сюжетов, так или иначе связанных с рождением Зевса-Иисуса. Понятно, почему Омфал сочли за некий "камень". По той простой причине, что около мыса Фиолент высится скала Святого Явления, то есть, как мы теперь понимаем, Явления Иисуса. Но ведь скала - каменная. Иисус родился на горе, в пещере. Гора - каменная. Вот и получилось, что Омфал = Фиолент - это камень, пуп Зевса, пуп земли. Мы проникаем в "кухню" старинных литераторов, разбавлявших и запутывавших подлинную историческую реальность своими фантазиями.

9. КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО КОЛЫБЕЛЬ СПАСИТЕЛЯ МИРА (ХРИСТА) ХРАНИТСЯ В КРЫМУ.

Рассказы о священной Золотой Колыбели сохранились и у крымских караимов. Причем здесь уже прямо говорится, что в этой Колыбели вырастет Спаситель мира. То есть Христос. Скорее всего, первоначально имелось в виду не будущее время, а прошедшее: в этой колыбели ВЫРОС Спаситель мира (Иисус). А потом Он явится еще раз, во время Страшного Суда.

Обратимся к книге "Легенды и предания крымских караимов". На первых же ее страницах приводится следующая старинная легенда. Очень интересная.

<<БЕШИК-ТАВ (ГОРА-КОЛЫБЕЛЬ).

Издревле караимы не теряли духовной связи с Иерусалимом и... с благоговением произносят: "Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя!" ...

До XI в. никто в Крыму не решался на долгий и рискованный путь паломника (в Иерусалим - Авт.). Первым был Кырк-Ерский князь Муса (то есть правитель Чуфут-Кале - Авт.), который за трудный подвиг удостоился звания "хаджи". Душа престарелого князя долго тяготела к священным местам и, наконец, после опасного путешествия, ему удалось осуществить заветную мечту.

Оросил князь слезами гробницу патриархов, посетил развалины Иерусалимского храма... собрался в обратный путь.

На прощание Иерусалимский газзан навестил высокого паломника, но, увидев среди его вещей выточенную из Ливанского кедра КОЛЫБЕЛЬ, невольно подумал: "Охота же князю везти в такую даль ДЕТСКУЮ КОЛЫБЕЛЬ!" Однако Хаджи Муса догадался о мыслях своего гостя и скромно произнес: "Везу подарок внуку, дабы стал славен, как Ливанский кедр!"

Тронутый до глубины души благочестивыми словами, газзан вдохновенно вознес глаза к небу и пожелал, чтобы В ЭТОЙ КОЛЫБЕЛИ ВЫРОС СПАСИТЕЛЬ МИРА, ПРИШЕСТВИЕ КОТОРОГО ДОЛЖНО ПРИНЕСТИ СЧАСТЬЕ И МИР НА ЗЕМЛЕ.

Престарелому князю, однако, не суждено было привезти дар внуку: умер Хаджи Муса вблизи Александрии, куда направился навестить караимов Египта.

Вдова и два зятя, сопутствовавшие князю, ДОСТАВИЛИ КОЛЫБЕЛЬ В КРЫМ В КЫРК-ЕР (Чуфут-Кале - Авт.), как благословение внуку, родившемуся во время паломничества у единственного его сына - Якова, оставшегося управлять княжеством во время отсутствия Хаджи Мусы.

С ТЕХ ПОР КОЛЫБЕЛЬ СТАЛА ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ, КАК РОДОВОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПЕРВОГО ПАЛОМНИКА-КАРАИМА.

Потомки князя Хаджи Мусы пользовались среди населения Кырк-Ера заслуженным почетом, а один из них, Ичхак, за мудрость получил звание "Утолителя жаждущих", - Мереве, которое перешло к его потомству. Сын его, Овадья, продолжал носить это звание, а внук, князь Ильягу, находясь во главе защитников Кырк-Ера, погиб в день субботний смертью героя, при отражении генуэзцев от стен родного города...

Имя Кырк-Ерского князя Ильягу (Ильи? - Авт.) сохранилось среди караимов, окруженное ореолом красивых легенд. Народ поныне верит, что СЛАВЕН СТАЛ ИЛЬЯГУ, ТАК КАК ВЫРОС В ЗАВЕТНОЙ КОЛЫБЕЛИ Хаджи-Мусы, которая в ночь гибели князя божественной силой была перенесена на соседнюю гору и исчезла в ее недрах.

С тех пор двугорбая ГОРА, ХРАНИТЕЛЬНИЦА КНЯЖЕСКОЙ КОЛЫБЕЛИ, стала называться "Бешик-Тав"... Бешик-Тав разверзнет в свое время недра, а КОЛЫБЕЛЬ ХАДЖИ МУСЫ ВЫСОКО ВОЗНЕСЕТСЯ К НЕБУ И ОПУСТИТСЯ В ДОМ, ГДЕ РАЗДАСТСЯ ВПЕРВЫЕ ГОЛОС НОВОРОЖДЕННОГО СПАСИТЕЛЯ МИРА. Так поныне гласит народная легенда>> , с.13-15.

Приведенный нами текст <<печатается по материалам Б.Я.Кокеная в записи Т.С.Леви-Бабовича (библиотека "Карай битиклиги-2">> , с.68.

# Данный рассказ совершенно откровенно связывает Золотую Колыбель со Спасителем мира, то есть, с Христом. Сказано, что в Колыбели впервые раздастся голос Младенца Спасителя. Здесь прошлое время редакторы заменили на будущее. Первоначально, вероятно, старый текст звучал так: в Золотой Колыбели впервые РАЗДАЛСЯ голос новорожденного Спасителя мира. Еще раньше в легенде говорится, что Спаситель мира "ВЫРАСТЕТ" в Колыбели. Опять-таки прошлое время тут переправили на будущее. На самом деле, Спаситель ВЫРОС в этой Золотой Колыбели.

# Не исключено, что "князь Ильягу", то есть князь Илья, это - частичное отражение Андроника-Христа. В таком случае караимская легенда прямо говорит, что "Князь Илья" был вскормлен именно в этой священной Колыбели. Кстати, считается, будто он погиб в XIII веке , с.68. А Христос был распят в конце XII века. Так что мы видим в общем неплохое согласование караимского свидетельства с нашей реконструкцией.

# Караимское сказание абсолютно четко утверждает, что священная Колыбель хранилась в Крыму и была спрятана в горе, в ее недрах. То есть, в пещере. Это идеально согласуется с нашим результатом, что Андроник-Христос родился на крымском мысе Фиолент и, следовательно, его колыбель находилась в Крыму. Далее, Христос родился в пещере. Следовательно, его колыбель первоначально тоже была в пещере. Потом, по прошествии значительного времени, ее могли спрятать опять-таки в пещере, как предмет, ставший священным. Время от времени пещеру могли менять, но то обстоятельство, что колыбель когда-то была в пещере, помнили хорошо. И следовали этой традиции - решили сохранить святыню именно в пещере.

# История Колыбели напрямую связывается с Южным Крымом и, более того, со столицей Чуфут-Кале (Кырк-Ер). Сюда она была привезена, здесь в ней вырастали последующие правители крымского ханства. Опять-таки здесь все верно. Мыс Фиолент, Чуфут-Кале, Бахчисарай расположены совсем недалеко друг от друга. Здесь родился Андроник-Христос, здесь умерла и была погребена Мария Богородица, здесь была Колыбель Иисуса. Все это происходило в указанных местах, расположенных поблизости. Поэтому все воспоминания, несмотря на возможную мелкую путаницу, указывали именно сюда.

# Подчеркивается огромное значение, придававшееся Колыбели Христа: в ней вскармливались и вырастали последующие крымские цари. Считалось, что это необходимо для успеха царствования.

# В караимской легенде уже присутствуют признаки поздней путаницы. С одной стороны, сказано, что Золотая Колыбель находится и хранится в Крыму. С другой стороны говорится, будто ее привезли из Иерусалима. То есть, как мы понимаем, из Царь-Града. Поздняя скалигеровская версия настаивала, что Вифлеем, место рождения Христа, "совсем недалеко" от Иерусалима. На самом же деле, как мы теперь показываем, Иисус родился в Крыму, на Фиоленте (Вифлеем). Чтобы прибыть отсюда в Иерусалим = Царь-Град, надо было пересечь Черное море. Путь, конечно, не очень далекий, но для ранних мореплавателей все-таки непростой.

# Караимское сказание связывает с колыбелью князя Мусу. Он, мол, привез ее из Иерусалима в Крым. Как отмечено в комментариях, Муса - это арабизированное библейское имя Моисей , с.68. Согласно нашим результатам, библейский Моисей жил в эпоху XV века. Под его руководством началось османское=атаманское завоевание мира. По-видимому, в это время Золотую Колыбель перевозили с места на место. Либо это делали османы=атаманы, либо, напротив, Колыбель прятали от них. Потом, когда скалигеровцы запутали историю, люди решили, будто Колыбель попала в Крым из Иерусалима. Тем не менее, вся история Золотой Колыбели напрямую связана именно с Крымом. Что совершенно правильно.

В вопросе о том, где конкретно в Крыму спрятали Золотую Колыбель, царит разноголосица. "До нас дошло несколько вариантов легенды, заметно отличающиеся друг от друга (известно около десятка мест предполагаемого нахождения золотой колыбели: Каплу-Кая, Басмановы пещеры, Крестовая гора на Южном берегу, Бешик-Тау около пещерного города Чуфут-Кале), но объединенных общей символикой" , с.14. Так что все указывали на Южный Крым, но точное место было забыто.

Может быть по образу старинной Золотой Колыбели Христа потом стали изготовлять золотые колыбели для османских принцев. На рис.5.41a показана одна из таких роскошных османских=атаманских колыбелей, датируемая XVII веком.