Способ действия. Какие из данных ниже глаголов обозначают действие.которое происходит один раз.в один момент?с помощью какого суффикса выражается значение однократности Какой суффикс обозначает что действие происходило многократно


Значение действия выражается продуктивным суффиксом -нь(е), -ни(е), -ени(е). Теоретически почти от каждого глагола, кроме основ совершенного вида с приставками реального значения, можно с помощью этого суффикса образовать отглагольное существительное (ср. у Салтыкова-Щедрина: под- кузьмление от подкузьмить, рылокошение и т. п.). Особенно распространены в современном книжном языке (больше всего - в его научно-технических и газетно-публицистических стилях) абстрактные отглагольные существительные на -анье, -енье, производимые от основ как несовершенного, так и - реже - совершенного вида (им соответствуют в общем языке и устных народных, а также профессиональных диалектах существительные, образованные от глагольных основ: а) без суффикса - типа полет, прорыв, уклон; б) с суффиксом -к(а): выработка, проработка, кладка, поливка и т. д., тоже обозначающие действие и результат действия, реже - орудие действия, но с меньшим отпечатком глагольности).
Примеры образований на -анье, -енье: гулянье, выспрашиванъе, преус- пеянье, кипенье, плаванье, мышленье, паденье, приобретение, умножение, усвоение, уплотнение, развертыванье, распространение, просвещение, перевыполнение, напрашиванье, разбазариванье, сцепление, затемнение, оборудование, приземление и т. п.
Ср. обозначения эмоций, настроений: желанье, ожиданье, покаянье, сожаленье, раскаянье, восхищенье, умиленье и т. п.
Со значением действия тесно связаны понятия результата, продукта действия: произведение, изобретение, воспроизведение, представление, окончание, заграждение, тиснение и т. п., а иногда и места: заведение, селение. В техническом языке слова на -ние являются также названиями орудий, механизмов, установок, приборов, посредством которых производится какое-нибудь дей-ствие. Например: сцепление, зажигание (в автомобиле) и т. п. Отглагольные существительные на -ание и -яние сохраняют на себе ударение инфинитива (ср.: усовершенствование, состояние, пребывание, растягивание и т. п.), а слова на -ение по большей части имеют ударение на -е- (просвещение, распространение, удаление, выделение, сокращение и т. п.). Но ср.: сосредоточение, упрочение, обеспечение, намерение и некоторые другие традиционные слова, в которых, впрочем, современное нелитературное просторечие склонно переносить ударение на -ение (ср. прост, обеспечение). Образования на -ньё (спаньё, враньё и т. п.) принадлежат устной речи и непродуктивны.
В именах существительных с суффиксом -нь(е), производимых от глаголов на -ся (которые могут иметь и страдательное значение), понятие действия-процесса сочетается с понятием состояния. Например: старанье, колебанье и т. п.; ср. охорашиванье. Отглагольные существительные, обозначающие действие, «не имеют ясно выраженной идеи залога». Ср.: удаление при удалять и удаляться; отправление при отправить - отправлять и отправиться - отправляться и т. д.; ср.: ссылка при ссылать (кого-нибудь) и ссылаться (на кого-нибудь, на что-нибудь)101.
В отглагольных существительных на -ние, не осложненных суффиксами -ива-, -ыва-, -ва-, стираются не только залоговые, но и видовые оттенки значения. Такие слова соответствуют в одинаковой мере инфинитиву совершенного и несовершенного вида. Так, улучшение: 1) действие по глаголу улучшить - улучшать (например: «Надо стремиться к улучшению качества продуктов пищевой промышленности») и 2) состояние по глаголу улучшиться - улучшаться. Субстантивация действия, его «опредмечивание» парализуют грамматические свойства глагола. Ср. значения таких слов, как увеличение (соотносительно с увеличить - увеличивать - увеличиться - увеличиваться), проведение (провести - проводить), укрепление (укрепить - укреплять - укрепиться - укрепляться), закрепление, сокращение и т. п.
Многие думают, что в отглагольных именах существительных на -ние еще сохраняются видовые оттенки глагола, хотя и в ослабленном виде (ср.: формирование - сформирование; выдвижение - выдвигание; чтение - прочтение; взыскание - взыскивание; наказание - наказывание и т. п.). Это представление обманчиво. Само значение процесса, даже предполагающего ту или иную степень длительности, еще далеко от соотносительных, коррелятивных видовых значений глагола. Правда, суффиксы -вани-, -и(ы)вани-, -ани- обозначают дли-тельное или кратное действие. Морфемы -ва-, -ива-, -ыва- (редко -а-) соотносительны с -е(ни-) и в системе существительных сохраняют оттенок кратности, длительности. Ср., например: рассматривание и рассмотрение, расстрелива- ние - расстрел; ср. также: приобретение и приобретите; падение и падание; приказание - приказывание; предсказание - предсказывание и т. п.* Ср. у Достоевского в «Идиоте»: «Дело в жизни, в одной жизни,-в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии». Однако большая часть слов на -и(ы)вание, -ание и на -ение, произведенных от одной глагольной основы, семантически не соотносительны (ср.: растяжение и растягивание; на-
* Известно, что в приказном канцелярском языке почти до конца XVIII - начала XIX в. имена существительные на -ние, образованные от переходных глаголов, могли сочетаться с винительным падежом прямого объекта («об убиении купчиху Васильеву»), гонои ГХИНТвфюН
т
стоившие и настояние; настраиванье и настроение; ср.: Нроживйние и прожитие; укрывание и укрытие и т. п.). Легко заметить, что в именах на -ние, -не содержащих в своем составе глагольно-видового суффикса -и(ы)ва-, -ва- (и даже -а- в противопоставлении с -е-), значение процесса, представляемого как своего рода «предмет», бывает лишено соотносительных оттенков недлительное™ - длительности, результативности и неограниченного течения. Можно говорить лишь о семантаческих осложнениях значения «определенного действия», вносимых в строй имен на -ние влиянием глагольно-видовых суффиксов и глагольных приставок (ср.: течь - течение; стечься - стекаться - стечение; стекать - стекание; ср.: течка, утечка и т. п.). Вся система живых семантико-морфологических соотношений, связанных с этим кругом явлений в современном русском языке, очень мало изучена.
Можно думать, что видовые оттенки в формах отглагольных существительных на -ние и -тие сильнее выступали в русском литературном языке XVIII и начала XIX в., особенно в его официально-канцелярских стилях 102 А. X. Востоков в своей «Русской грамматике» учил: «В существительном отглагольном теряется означение времени настоящего и прошедшего, принадлежащее причастиям и деепричастиям, но сохраняется вид глагола, неокончательный, совершенный и многократный, например читание, прочтение, чйтывание»103. Впрочем, образования на -ывание со значением многократности признаются не очень употребительными 104. Зато существительные с предложными основами совершенного вида рассматриваются как обычное явление (обмытие, пропетие, сожитие, простертие и т. п.).
Акад. Я. К. Г рот в предисловии к Академическому словарю заметил, что «бесчисленное множество имен могут образоваться от страдательного причастия глаголов совершенного вида, составленных с помощью предлога вы-, как, например: выгнание, выдержание, вырезание, выгнутие, вырытие, выжже- ние, выдрание. Так как подобные имена могут считаться скорее только возможными, нежели действительно существующими, и образование их не пред-ставляет никакого затруднения, то они, за некоторыми исключениями, в словаре не приводятся. Но имена, таким же способом образованные от глаголов несовершенного или и от глаголов совершенного вида, но соединенных с другими предлогами, например изгнание, задержание, обрезание, прорытие, являются весьма употребительными»105. Таким образом, в образованиях на -ние все острее дает себя знать процесс нейтрализации видовых и приставочно-глагольных значений. Он обнаруживается в сокращении возможностей производства имен на -ние от разных типов видовых основ.
Если обратиться за параллелями к словам на -тель, то и в этой группе приходится констатировать полное отсутствие соотносительных форм на -итель и на -ы(и)ватель-атель (ср.: сшиватель, истребитель, выключатель и т. п.).
Одинаковость грамматических значений у образований на -итель и -атель свидетельствует о том, что в существительных устраняются те видовые оттенки совершенности и несовершенное™, которые связаны с суффиксами -и-, -а- в глаголе (ср.: спасти - спасать и спаситель; произвести - производить и производитель; распределить - распределять и распределитель; укротить - укрощать и укротитель; просветить - просвещать и просветитель; изобрести - изобретать и изобретатель и т. п.).
А. А. Потебня констатировал: «В русском литературном языке необычны существительные от глаголов начинательных, как сохнутие, мокнутие, зеленение. Существительные от глаголов однократных, как толкнутие, хотя и встречаются, но имеют комический оттенок, так как разят деланным приказным или бурсацким языком. При многих глаголах совершенных длительных (неоднократных) вовсе нет этих существительных; так, например, нельзя или крайне неловко сказать... запершие, почииение платья... приписание... При других таких же глаголах эти существительные сами по себе безразличны относительно совершенности и несовершенное™... Так, сохранение, сбережение, забвение может значить и то, что некто забывает, забывал (или забывается, забывалось), и то, что некто забыл, забудет (нечто забылось, забудется), смотря по контексту. Для предупреждения разлития рек может одинаково значить как «для предупреждения того, чтобы реки не разлились», так и «чтобы не разливались». Падение государства значит, что «государство пало» и что «оно падало»... То, что можно бы считать здесь за различение совершенности и несовершенное™, на деле есть только различение степеней длительно-сти... и многократности, например, в «подавание помощи» обязательна только мысль о многократности действия, но не определено, состояло ли действие из незаконченных моментов («что помощь подавалась») или законченных («что бывала каждый раз подана»)» 106. Я. К. Грот пришел к такому же выводу о стирании своеобразий видовых значений глагола в существительных на -ение путем наблюдений над ударением их 107.
Он установил, что в бесприставочных отглагольных существительных на -ение ударение отражает колебания в ударении инфинитива (варить - варенье; упрочить - упрочение), а в префиксальных типах их более или менее стабилизуется ударение на суффиксе -ение независимо от ударения инфинитива (увеличение, представление, усвоение, изменение, одобрение и т. п.). Грот отсюда заключил, «что окончание -ение с ударением встречается почти всегда в таких именах, которые происходят от глаголов, могущих принимать окончание -ать или -ять, например прославление от прославить - прославлять». Таким образом, ударение в отглагольных существительных на -ение приспособлено к формам несовершенного вида на -ать (-ять), хотя эти отглагольные существительные производятся от основ инфинитивов совершенного вида (ср.: раз-бавить - разбавлять - разбавление; наставить - наставлять - наставление и т. п.).
Различия в оттенках действия у этих существительных зависят от лексических значений основ. «Большею частью большая отвлеченность имен на -ние, -тие совпадает с их большей длительностью и меньшею определенностью, законченностью» 108. По степени отвлеченности и по способу выражения действия слова на -ние, -тие резко отличаются от бессуффиксных отглагольных существительных мужского рода. Взгляд и глядение, взглядывание; выстрел (Schuss)и стреляние (Schiessen); чох и чихание; вздох и вздыханье; обжиг («фарфор по первому обжигу расписывается, а там идет во второй об-жиг» - Даль) и обжигание; обхват, отдых, прилет, отлет и отлетание ит. п.‘,мигимиганье - различаются не только оттенком длительности, но и конкретными значениями. Различия в длительности здесь не имеют ничего общего с видовыми значениями глаголов. Они - иного качества. Бессуффиксные отглагольные слова выражают еще большую степень опредмеченности действия. Ср.: крик и кричанье; вой и вытье; зажим и зажимание; загиб и загибание и т. п.
От глагольных основ, образующих причастия прошедшего времени страдательного залога на -тый, имена существительные производятся посредством суффикса -ти(е), -ть(е), -ть(ё) с теми же значениями действия, состояния, продукта: кровопролитие, разлитие, взятие, открытие, понятие, колотье, раскрытие, развитие и т. п. Ср. в разговорной речи: бритьё, литьё, шитьё, питьё, мытьё, вытьё, забытьё. Ср. церковно-книжные слова бытие, житие, из которых бытие укрепилось в научном языке.
С понятием действия связаны частично и книжные суффиксы -ств(о) и устарелый -стви(е), хотя основным значением их является значение состояния и абстрактного явления.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Способы глагольного действия - лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов (приставок, суффиксов и постфикса -ся). В рус. языке имеются след. основные С. г. д.
1. Начинательный способ. Глаголы со значением "начать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: за-: запеть "начать петь", забегать, заволноваться, застучать; воз- (иногда в сочетании со значением интенсивности действия): возликовать "начать ликовать", возлюбить, возненавидеть; по-: подуть "начать дуть", полюбить, почувствовать, посыпаться; вз- (в сочетании со значением интенсивности действия): взволноваться "начать сильно волноваться", взвыть, взреветь; формант раз- + -ся (в сочетании со значением достижения большой интенсивности, часто в результате постепенного нарастания интенсивности): разгореться "начать сильно или хорошо, ровно гореть", разбушеваться, распеться, расшалиться.
2. Ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение нек-рого времени (чаще недолгого)" имеют приставку по-: побеседовать "провести нек-рое время в беседе", постоять, покатать, полетать, поработать.
3. Длительно-ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение к.-н. времени (чаще длительного)" имеют приставки про-: простоять "провести какое-то время стоя", прождать, проворочаться, проискать; пере- (обычно в сочетании со значением известного, определённого отрезка времени): переждать "провести определённое, необходимое время, ожидая окончания чего-н.", перезимовать, переночевать.
А. Окончательный способ. Глаголы со значением "окончить длившееся определённое время действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставку от-: отшуметь "кончить шуметь", отболеть, отзвучать, отлюбить; формант от- + -ся (в сочетании со значением длительности прекращённого действия, освобождения от него, иногда вследствие невозможности его продолжать): отбегаться "кончить бегать, оказаться не в состоянии больше бегать", отъездиться, отвоеваться.
5. Повторительный способ. Глаголы со значением "повторно, заново, иногда по-новому, иначе совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: пере-: переделать "сделать заново и иначе", перевоспитать, перекроить, пересеять; ре-: реорганизовать "повторно организовать", реэвакуировать; воз-: воссоединить "соединить вновь", воссоздать.
6. Ограничительно-завершительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, довести до определённой точки во времени или до конца" имеют приставку до-: досидеть "просидеть, пробыть до к.-л. времени", доварить, домыть, доучиться.
7 Однократный способ. Глаголы со значением "однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффиксы: -ну-: толкнуть "однократно совершить действие, названное глаголом толкать", дунуть, свистнуть, скользнуть; -ану- (в сочетании со значением интенсивности или экспрессивности, резкости действия): стегануть "сильно стегнуть", мазануть, резануть, толкануть, сказануть; префикс с-: сжульничать "однократно совершить действие, названное глаголом жульничать", схитрить, сманеврировать, сходить, съездить, сглупить; формант с- + -ну- (в сочетании со значением небольшой интенсивности): сполоснуть "один раз слегка пополоскать", сболтнуть, сбрехнуть, соснуть.
8. Уменьшительно-смягчительный способ. Глаголы со значением "с небольшой интенсивностью совершить (или совершать) действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: на-: наиграть "бегло сыграть", напеть; по- (иногда в сочетании со значением постепенности действия): поотстать "немного отстать", попривыкнуть, поизноситься, поостеречься, пообсохнуть; под-: подбодрить "немного ободрить", подзабыть, подсократить; при-: приглушить "слегка заглушить", привстать, приоткрыть, притормозить; форманты: на-+ +-ива-/-ва-: насвистывать "свистеть тихо, слабо", накрапывать, напевать; под-+-ива-/-ва-: подпахивать "немного пахнуть (обычно неприятно)", поддразнивать, поддувать, подкашливать; при-+-ива-: прихрамывать "несколько, немного хромать", припахивать, прихварывать; вз-+ + -ну-: всплакнуть "немного поплакать", взгрустнуть, оздремнуть; при- + -ну-: прихворнуть "похворать недолго, несильно", присвистнуть, прихвастнуть; с- + -ну- (в сочетании со значением однократности, см. п. 7).
9. Многократный способ. Глаголы со значением "многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффикс -ива-/-ва-/-а-: хаживать "многократно ходить", сиживать, певать, едать.
10. Прерывисто-смягчительный способ. Глаголы со значением "время от времени и с небольшой интенсивностью совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют формант по- + -ива-/-ва-: повизгивать "время от времени слегка визжать", побаливать, подёргивать, подремывать, подувать, покачивать.
11. Дистрибутивный способ. Глаголы со значением многократного, иногда также поочерёдного действия, распространённого на все или многие объекты или совершённого всеми или многими субъектами, имеют приставки пере-: переглотать "проглотить поочерёдно, всё, многое", перегаснуть "погаснуть поочерёдно (о всём, многом)", перебывать, перебудить, перездороваться (со всеми); по-: повывезти "вывезти поочерёдно всё, многое (всех, многих)", померзнуть, поглотать, полопаться, потаять.
12. Длительно-дистрибутивный способ. Глаголы со значением "длительно, медленно, не спеша совершать действие, названное мотивирующим глаголом (в глаголах движения с оттенком: направляя его то в одну, то в другую сторону) " имеют формант раз- + -ива-/-ва-/-а-: распивать "пить долго, медленно, не спеша", раздумывать, раскуривать, расхаживать, разгуливать, разъезжать.
13. Сопроводительный способ. Глаголы со значением "совершить (совершать) действие, названное мотивирующим глаголом, во время другого действия или сразу после его окончания (иногда приспосабливаясь к другому действию)" имеют приставки под-: подыграть "сыграть, приспосабливаясь к игре другого", подладить, подпеть, подсвистеть, подтянуть {песню); при-: пристукнуть "стукнуть чем.-л. в момент к.-л. действия или в довершение чего-л.", прищёлкнуть, присвистнуть, прихлопнуть; формант при- + -ива-/-ей-: припевать "сопровождать что-л. пением", приговаривать, прикрякивать, присвистывать, прихлопывать, пришёптывать.
14. Интенсивно-кратный способ. Глаголы со значением "интенсивно и многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют форманты: вы- + -ива- (в сочетании со значением "отчётливо выделять каждый акт действия"): вытанцовывать "старательно танцевать, отчётливо выделяя каждую фигуру танца", вызванивать, высвистывать: на- + -ива-: названивать "длительно, непрерывно или многократно, настойчиво звонить", накручивать, наплясывать; от- + -ива-: отплясывать "плясать с увлечением, с жаром", отстукивать, отщёлкивать.
15. Интенсивно-результативный способ. Глаголы со значением "интенсивно совершить, довести до к.-л. результата действие, названное мотивируюшим глаголом" имеют приставки: вы-: выбелить "тщательно побелить", вылизать, вымокнуть, выписать (каждую букву); из-: иззябнуть "сильно озябнуть", изобидеть, иссушить; на-: нагладить "тщательно погладить", начистить {пуговицу), набезобразничать, нагрешить; от-: открахмалить "тщательно накрахмалить", отработать, отрепетировать, отциклевать; пере-: перепугать "сильно испугать1, перемёрзнуть, переволновать, перековеркать, перетрусить; пре- (иногда в сочетании со значением чрезмерности действия): преисполнить "целиком наполнить к.-л. чувством", преувеличить "представить ббльшим, более существенным, важным, чем есть на самом деле", преуменьшить; про-: проварить "долгой варкой довести до полной готовности", прогладить, продумать, прожевать; раз-: растолстеть "сильно потолстеть", разбранить, разволновать, раскормить, раскритиковать; форманты вы- + -ся (иногда в сочетании со значением "приобрести или утратить к.-л. свойства"): выбегаться "после долгого бега исчерпать свои силы", выговориться, выспаться, выстояться; до- + -ся: 1) в сочетании со значением "довести действие до к.-л. этапа, границы, целн": добудиться "долго будя, добиться, чтобы кто-н. проснулся", додуматься, дождаться, дозваться, доискаться, достучаться; 2) в сочетании со значением "довести себя до неприятных последствий": доработаться "работой довести себя до неприятных последствий", добегаться, довоеваться, докуриться; за- + -ся (в сочетании со значением "целиком погрузиться в действие, увлечься, утомиться"): забегаться "устать от длительного бега", заслушаться, заговориться, замечтаться; из-/изо- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния; приобрести или утратить определённые качества, способности или привычки"): изолгаться "привыкнуть лгать", изнервничаться, избегаться, изголодаться; на- + -ся (в сочетании со значением "дойти до состояния удовлетворения или пресыщения"): набегаться "вдоволь, много побегать", нагореваться "долго, много погоревать", навоеваться, наговориться, нагуляться, настрадаться; об-/обо- + -ся (в сочетании со значением "чрезмерно интенсивным действием причинить себе неприятность"): объесться "съесть слишком много, до пресыщения", облопаться, обожраться, обтрескаться; от-/ото- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): отлежаться "долго полежав, прийти в нормальное состояние", отвисеться, отоспаться; про- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): проспаться "долго поспав, прийти в нормальное состояние", проплакаться, прочихаться; с- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния, негодности"): сработаться "в процессе длительной или интенсивной работы прийти в негодное состояние (об инструменте, механизме)", спиться, стосковаться; у- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния - крайней усталости, бессилия, исчерпанности"): убегаться "утомиться от длительного бега", уездиться, уходиться.

СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ (способ глагольного действия, совершаемость, Aktionsart), тип модификации глагольного действия, выраженный определенными словообразовательными средствами (приставками, суффиксами, комбинацией приставки и суффикса или приставки и постфикса). Так, глагол зашуметь представляет собой начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь , хаживать – многократный способ действия от глагола ходить , покашливать – прерывисто-смягчительный способ действия от глагола кашлять , а кашлянуть – однократный способ действия от того же глагола и т.д.

Категория способа действия тесно связана с категорией вида. Согласно А.В.Исаченко, вид и способ действия представляют собой различные манифестации одного и того же явления, находящиеся в дополнительном распределении. Поэтому глагол, соотносимый с некоторым исходным глаголом противоположного вида, является либо его видовым коррелятом, либо его регулярной семантической модификацией, т.е. способом действия. Тем самым, отличительным признаком способов глагольного действия оказывается отсутствие у них видовых коррелятов. Эта точка зрения разделяется, однако, не всеми аспектологами. Наиболее веским аргументом против включения признака видовой непарности в определение способа действия является то обстоятельство, что запрет на образование вторичного имперфектива в русском языке почти всегда не абсолютен: так, например, формы накупать или отцветать (несов. к накупить и отцвести ) просто нормативны, а формы типа просиживать, отдежуривать , разболеваться или разбаливаться не противоречат русской морфологической системе и постоянно возникают в речи.

В настоящее время более принят подход, согласно которому вид и способ действия рассматриваются как явления разного порядка, хотя и относящиеся к одной и той же понятийной сфере. А именно, вид является грамматической категорией, а способ действия – словообразовательной. При этом, поскольку содержательная сторона у обеих категорий в значительной степени общая (внутренняя структура и способ протекания действия во времени), в принципе один и тот же глагол может оказаться одновременно и видовым коррелятом к некоторому глаголу противоположного вида, и одним из его способов действия – если он одновременно удовлетворяет функциональному критерию видовой коррелятивности (см. ВИД) а кроме того, по своей форме и значению соответствует одному из способов действия. Так, например, глагол понравиться является одновременно видовым коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия – в отличие от глагола полюбить , который является лишь способом действия, но не видовым коррелятом к любить . Глаголы типа прыгнуть , кинуть или укусить являются одновременно однократным способом действия к прыгать , кидать и кусать и их видовыми коррелятами. Другими словами, содержательная сторона категории вида и содержательная сторона категории способа действия очень близки; различие же между ними касается функциональной стороны и сводится в конечном счете к тому, что принадлежность к одному из двух видов обязательна для всякого русского глагола, а принадлежность к одному из способов действия – нет. Так, мы можем сказать Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил , оставив эту идею в глаголе невыраженной.

Большинство способов действия образуется от глаголов несовершенного вида: при помощи присоединения приставки процесс, обозначенный исходным глаголом несовершенного вида, определенным образом ограничивается – количественно или качественно (ср. заговорить "кончить говорить", отговорить = "кончить говорить", проговорить весь вечер, поговорить о погоде, наговорить глупостей, договориться до абсурда и т.п.); сами такие способы действия относятся к совершенному виду – за исключением тех, которые включают в свой формальный показатель имперфективирующий суффикс (хажива ть , по сматрива ть, при плясыва ть). С другой стороны, существуют некоторые способы действия, образуемые от глаголов совершенного вида (напридумать историй; все деревья в саду поперемерзли ).

К основным способам действия русского глагола относятся следующие.

Начинательные способы действия, среди которых различают инхоативный и ингрессивный . Инхоативный способ действия образуется при помощи приставки за- и принадлежит к числу наиболее продуктивных; он регулярно образуется от обозначений гомогенных ситуаций, не имеющих ни начальной, ни конечной фазы, отличной от срединной, например: зашуметь , зазвенеть , замяукать , засвистеть , забормотать , зашептать , забарабанить , завонять ; забелеть, замелькать , заволноваться , засомневаться , закапризничать , заважничать ; заходить по комнате, забегать , заплясать , задышать и т.п. Инхоативные глаголы как бы «вырезают» начальный отрезок ситуации, по которому можно идентифицировать всю ситуацию в целом. Поэтому глаголы, от которых образуется этот способ действия, должны описывать относительно «простые» ситуации – такие, которые могут быть идентифицированы на этом небольшом отрезке своего протекания. Так, можно сказать Телефон зазвонил , но не *Она зазвонила по телефону , – поскольку действие «звонить по телефону», в отличие от просто «звонить», не является гомогенным: оно складывается из последовательности разнородных действий, объединенных некоторой целью и через нее осмысляемых. Поэтому большинство глаголов с инхоативным за- обозначают явления, воспринимаемые органами чувств. Важной особенностью глаголов инхоативного способа действия является отсутствие у них вторичных имперфективов. К инхоативным глаголам примыкает некоторое количество глаголов, которые можно было бы назвать несобственно-инхоативными: заболеть , зацвести , закурить , заговорить , запеть , загореться , закипеть , – имеющих, в отличие от собственно инхоативных глаголов, соотносительные формы несовершенного вида (соответственно: заболевать , зацветать , закуривать , заговаривать , запевать , загораться , закипать ); эти соотносительные глаголы несовершенного вида имеют значение процесса прохождения начальной фазы. Продуктивность инхоативного способа действия проявляется в обилии новообразований, сделанных по этой модели; ср.: зауважать, запрезирать, заиметь, засобираться домой, запроситься гулять, завсхлипывать и т.п.

Другой тип начинательного значения представлен ингрессивным способом действия, к которому относятся глаголы с приставкой по- . Сюда входят две группы глаголов. С одной стороны, это глаголы, обозначающие направленное движение; в сочетании с приставкой по- они обозначают начало соответствующего движения (а также действие в целом): пойти , побежать , полететь , покатиться, поскакать , помчаться , подуть (о ветре), полить (о дожде), повалить (о снеге), посыпаться и т.п. При этом, если инхоативный способ действия позволяет как бы «увидеть» описываемое действие, представить себе характерный именно для него способ протекания, ингрессивный способ действия лишь указывает на тот факт, что действие началось – и, тем самым, скорее всего осуществится. С другой стороны, к ингрессивному способу действия относится ряд глаголов с приставкой по- , образованных от глаголов восприятия и внутреннего состояния: показаться, почувствовать, почудиться, померещиться, подумать, полюбить, понравиться . Однако все эти глаголы (за исключением полюбить ) тоже описывают не только начало состояния, но и сам факт его наличия.

Делимитативный (= ограничительный) способ действия образуется от глаголов, обозначающих непредельные процессы, при помощи приставки по- ; глаголы данного способа действия описывают некоторую «порцию» действия, оцениваемую как небольшую и ограниченную временем, в течение которого оно производилось, например: погулять , поездить , пожить , поиграть , полетать , помахать , помолчать , поработать и мн. др. Глаголы делимитативного способа действия имеют тенденцию к превращению в видовой коррелят. Так, глагол поесть , в зависимости от обстоятельств, может выступать и в той и в другой функции, ср.: Поешь пока мое мороженое (делимитативный способ действия) и Ты уже поел ? (используется как видовой коррелят глагола есть ). Делимитативные глаголы никогда не подвергаются вторичной имперфективации; глаголы типа покашливать, покуривать, погуливать, которые можно принять за вторичные имперфективы к покашлять, покурить, погулять, таковыми не являются: они представляют собой другой способ действия, а именно – прерывисто-смягчительный, формальным показателем которого является комбинация приставки по- с суффиксом -ива -.

Пердуративный (= длительно-ограничительный) способ действия образуется при помощи приставки про- и обозначает действие, которое как будто целиком «заполняет» некоторый промежуток времени. Если мы говорим, что человек проработал тридцать лет на заводе , три года пробездельничал , целый день провалялся в постели или полтора часа проговорил по телефону , мы сообщаем, что прошел названный промежуток времени и он целиком был занят данной деятельностью. Глаголы пердуративного способа действия просидеть , пролежать , простоять подвергаются вторичной имперфективации, ср.: Он каждый день просиживает по десять часов за компьютером, пролеживает до обеда в кровати, простаивает по три часа в очереди. От прочих глаголов пердуративного способа действия образование вторичного имперфектива затруднено.

Финитивный способ действия образуется при помощи приставки от- и обозначает прекращение некоторой деятельности или состояния, делая акцент на том, что ситуация не просто перестала иметь место, но уже и не будет больше иметь места, не может продолжаться: Отговорила роща золотая; Отцвели уж давно хризантемы в саду.

Для финитивных глаголов характерна сочетаемость со словом свое , вводящим в рассмотрение идею некоторого количества действия, «отмеренного» судьбой данному человеку или объекту, ср.: Машина свое отъездила (неважно, попала в аварию или сгнила в гараже, – главное, что больше ездить не будет); Часы свое отходили (сломались, и невозможно починить); Корабль свое отплавал ; Я свое отработал , отдежурил , отвоевал , отлюбил , отучился , отмучился и т.д. Финитивные глаголы имеют некоторую экспрессивную окраску и часто содержат оценочный компонент, причем с нефиксированным знаком оценки. Так, предложение Я свое отработал может выражать как сожаление, так и удовольствие по поводу того, что говорящему больше не придется работать. Этот способ действия является весьма продуктивным. Он свободно образуется почти от любых глаголов, обозначающих непредельные гомогенные процессы или состояния. (Присоединяясь к глаголам, обозначающим предельные процессы, приставка от- имеет совсем другое значение, а именно – результативное, представленное в множестве глаголов типа отремонтировать , отколотить , отругать , отрепетировать , отрегулировать и т.п.)

Кумулятивный (= накопительный) способ действия образуется при помощи приставки на- и обозначает «накопление результата» действия: накупить (массу) вещей, наделать (уйму) ошибок; напилить дров, настроить домов, наварить варенья, наобещать с три короба, натворить бед, навыдумывать ; навалило , нападало и т.п. Этот способ действия иногда образуется также от непереходных глаголов: набезобразничать, набедокурить, надышать, напылить У глаголов кумулятивного способа действия, построенных на базе непереходных глаголов неопределенного движения, возникает объект со значением времени или расстояния: наездить, налетать, находить (много часов или километров). Многие глаголы кумулятивного способа действия содержат легкую отрицательную оценку: не просто "много", но, быть может, и "слишком много". Это вносит в значение глаголов данного способа действия оттенок осуждения, иногда едва заметный, а иногда и ярко выраженный, – ср. характерные сочетания с переносным оценочным значением типа наломать дров . Кумулятивный способ действия может образовываться от глаголов как совершенного, так и несовершенного вида: купить (сов.) ® накупить ; ломать (несов.) ® наломать ; придумать (сов.) ® напридумать ; придумывать (несов.) ® напридумывать . К глаголам кумулятивного способа действия может присоединяться приставка по- , образуя глагол кумулятивно-дистрибутивного способа действия, в значение которого иногда входит дополнительный оттенок разнообразия аккумулируемых объектов: понабрать / понабирать , понабить /понабивать . Глаголы кумулятивно-дистрибутивного способа действия содержат тот же пренебрежительный оттенок, что и собственно дистрибутивные, – более того, этот оттенок даже усиливается, ср.: понастроить , понаоткрывать , понавыдумывать , понарожать , понаделать ошибок в диктанте>, поназвать , понатаскать и т.д.

Сатуративный способ действия образуется присоединением приставки на- одновременно с возвратной частицей (постфиксом) -ся и указывает на то, что действие производилось до полного насыщения или даже пресыщения: набегаться , нагуляться , накататься , накупаться , наесться , накушаться , напиться , накуриться и т.п. Глаголы данного способа действия часто сопровождаются словами типа вдоволь , всласть , досыта , до изнеможения , до отвала , до посинения , до умопомрачения и т.п. По своему содержанию этот способ действия близок к кумулятивному (и иногда трактуется как его частный случай) – с тем отличием, что в центре внимания оказывается сам субъект. Некоторые из сатуративных глаголов употребляются преимущественно с отрицанием, ср. Он не мог на нее налюбоваться (наглядеться ); смотрю не насмотрюсь ; на него не напасешься и т.п.

Различные интенсивно-результативные способы действия образуются при помощи комбинации приставок до-, за-, раз- с постфиксом -ся : дозвониться , заиграться , разговориться.

Достигательный способ действия (до-…-ся ) указывает на доведение действия до желаемого результата путем приложения больших усилий, с трудом, преодолевая препятствия и т.п., ср.: дозвониться до кого-то по телефону, докопаться до истины, докричаться , достучаться до кого-то, дождаться кого-то или чего-то и т.п. Однако та же модель может использоваться и для выражения в некотором смысле противоположной идеи, обозначая доведение действия до нежелательного и не предполагавшегося заранее результата, ср. докупаться до воспаления легких, допиться до белой горячки/до зеленых чертиков, докуриться до тошноты, доработаться до нервного срыва и т.п.

Глаголы с циркумфиксом за-…-ся образуют способ действия, который иногда называют чрезмерно-длительным и который указывает на то, что действие превысило некоторую меру в своем продолжении, что скорее всего это произошло независимо от воли субъекта (потому что он слишком увлекся этим действием) и, возможно, привело к каким-то отрицательным последствиям. Например: засидеться в гостях, заговориться , заиграться , зачитаться , загуляться , зафилософствоваться , зажиться на этом свете, залежаться . К этому способу действия примыкают глаголы задуматься , заглядеться , засмотреться , заслушаться , замечтаться . Они отличаются тем, что выражают в первую очередь идею увлеченности, «погружения» в некоторое состояние и не акцентируют идею чрезмерной длительности.

Выделяется также группа глаголов эволютивного способа действия с циркумфиксом раз-…-ся , обозначающих конечную фазу постепенного нарастания интенсивности действия и, как следствие, достижение высокой степени реализации некоторого состояния: разболеться , разлениться , разбушеваться , разговориться , разгореться и т.п.

Однократный (= одноактный, семельфактивный) способ действия образуется присоединением суффикса -ну- или -ану- и обозначает один «квант» деятельности, описываемой исходным глаголом. Ср. с суффиксом -ну- : глотать – глотнуть , глядеть – глянуть , двигать – двинуть , зевать – зевнуть , качаться – качнуться , кидать – кинуть , колоть – кольнуть , кричать – крикнуть , ругать – ругнуть , сверкать – сверкнуть , швырять – швырнуть , щипать – щипнуть и т.п. Однократный способ действия образуется от глаголов, обозначающих простые физические действия, а также акустические и оптические явления. При этом ситуация, описываемая исходным глаголом, может либо уже и так состоять из этих «квантов» (т.е., например, моргать представляет собой многократное повторение действия моргнуть ; такие глаголы называют многофазисными или многоактными), либо быть гомогенной (ср. дуть , глядеть , ругать , пугать , кутить ). В последнем случае квантификация создается самим суффиксом -ну- , ср. дунуть , глянуть , ругнуть , пугнуть , кутнуть . Глаголы на -ну- , образованные от глаголов, обозначающих гомогенные процессы (типа мазнуть или глянуть ), обычно стилистически окрашены: компоненты "быстро" и "сильно", содержащиеся в значении этого способа действия, преобразуясь в прагматической плоскости в идею «грубой силы» и одновременно представляя действие как совершаемое как бы «походя», создают оттенок некоей цинической развязности, нарочитой вульгарности – ср. в особенности новообразования типа курнуть , спекульнуть, критикнуть, общнуться . Помимо суффикса -ну- для образования однократного способа действия используется также суффикс -ану- , менее частотный и с более ярко выраженной экспрессивно-разговорной или даже просторечной окраской, ср. долбануть, драпануть, сказануть, мазануть, психануть, толкануть, трепануть, хвастануть и т.п. Все такие глаголы обозначают однократное действие, производимое резко, с силой и грубо, но при этом о нем говорится с некоторой иронией, говорящий к нему относится как бы «не всерьез».

Смягчительный (= аттенуативный) способ действия образуется присоединением приставок по- , под- и при- от глаголов совершенного вида, уже содержащих приставку: попривыкнуть , поразмяться , поразвлечься , поразмыслить , пообсохнуть , поутихнуть ; подзабыть , подвыпить , поднадоесть , поднакопить денег; призадуматься , прилечь , приоткрыть , приотворить , приостановить , приспустить флаг и т.п. Глаголы смягчительного способа действия обозначают "делать нечто слегка, не прилагая усилий, недолго" и выражают несколько снисходительное (но при этом скорее доброжелательное) отношение к самому действию или к его субъекту со стороны говорящего. Глаголы смягчительного способа действия по большей части имеют отчетливо разговорный оттенок.

Многократный (= итеративный, фреквентативный) способ действия образуется при помощи суффиксов -ыва- /-ива- , -ва- , -á- , – тех же, которые используются при имперфективизации, но присоединяемых к глаголам несовершенного вида: ходить – хаживать , сидеть – сиживать , говорить – говаривать , слышать – слыхать и слыхивать , видеть – видать и видывать , есть – едать , пить – пивать , жить – живать , знать – знавать , быть – бывать (ср. при имперфективации: переписать – переписывать, открыть – открывать, начать – начинать ). В литературном языке 19 в. многократных глаголов было существенно больше. Хотя почти все существующие в современном языке глаголы этого типа имеют архаическую окраску, нельзя сказать, что эта модель является непродуктивной. В речи довольно часто можно встретить фреквентативы, образованные при помощи суффикса -ыва- /-ива- , например: читать – читывать , лежать – леживать , стоять – стаивать , играть – игрывать , ездить – езживать и т.п.

Прерывисто-смягчительный способ действия образуется путем добавления приставки по- , под- или при- в комбинации с суффиксом -ыва- /-ива- и обозначают "делать что-то время от времени и понемногу". Наиболее продуктивна модель с приставкой по- : покуривать , попивать , погуливать , покашливать , побаливать , похаживать , пощипывать травку, пописывать стишки, пошаливать , поколачивать жену и т.п.

Глаголы, образованные по данной модели, бывают двух типов. Одни обозначают действия, идентифицируемые лишь на больших интервалах. В ответ на вопрос Что он сейчас делает ? можно сказать: Пьет вино и курит ; Сидит за столом и пишет статью ; Лежит в кровати и читает книгу . Но нельзя: попивает и покуривает ; посиживает и пописывает ; полеживает и почитывает . Другие глаголы, наоборот, обозначают актуальные действия и состояния: покашливать , поблескивать , посапывать , покачиваться . Некоторые глаголы имеют оба типа употребления, ср.: Судья уже посматривает на секундомер и Наш сын уже посматривает на женщин . Несколько реже встречаются приставки под- и при- : подворовывать , подсмеиваться , подшучивать , подпахивать , приторговывать , прихрамывать . Глаголы прерывисто-смягчительного способа действия относятся к несовершенному виду. При этом следует подчеркнуть, что они являются одновидовыми, т.е. не являются имперфективными коррелятами к глаголам делимитативного способа действия: погуливать не образует пару к погулять , посиживать – к посидеть и т.д.

Дистрибутивный (= распределительный) способ действия образуется присоединением приставки пере- или по- ; обязательным условием реализации этого значения является множественность объекта или субъекта (в зависимости от переходности глагола). Глаголы дистрибутивного способа действия обозначают действие, затрагивающее все объекты из множества, названного прямым дополнением у переходных глаголов и подлежащим – у непереходных; соответственно, внутри дистрибутивного способа действия различают два подтипа – объектный (перебить всю посуду, перестирать все белье перебывать на всех курортах; пересажать в тюрьмы всех бандитов; переругаться со всеми друзьями; перецеловать всех девушек; позапирать все двери, повыбрасывать весь хлам и т.п.) и субъектный (Все старики в деревне поумирали ; Все ее подруги к тому времени уже повыходили замуж). Возможно также употребление обеих приставок сразу (Все животные в зоопарке попередохли ; Все яблони за зиму поперемерзли ). Глаголы этого класса часто содержат легкий оттенок цинизма, связанный, с тем, что участники события рассматриваются как некое нерасчлененное множество, а само событие при этом – как нечто ординарное. С точки зрения своей морфологической структуры глаголы дистрибутивного способа действия обладают той особенностью, что формирующая данный способ действия приставка может присоединяться к глаголу как совершенного, так и несовершенного вида, ср.: Все старики поумерли /поумирали ; Все двери позаперли /позапирали .

Многообразие оттенков, касающихся способа протекания действия и отношения к нему говорящего, выражаемых словообразовательными средствами, является не менее яркой особенностью русской глагольной системы, чем наличие в ней грамматической категории вида. Как пишет А.В.Исаченко, «с точки зрения удельного веса выразительных средств славянского глагола, именно совершаемости, со своей необыкновенно богатой палитрой тонких и тончайших оттенков значения, придают славянскому глаголу ту многогранность и гибкость, которая в кругу европейских языков не знает параллели».

Анна Зализняк