Драгоценный камень с вырезанным изображением кроссворд. Резьба по натуральному камню. Виды, их отличия

Существуют несколько видов резьбы по драгоценному или полудрагоценному камню. Это зависит, в первую очередь, от желаемого конечного результата. Однако не стоит путать такие понятия как огранка ювелирных вставок и резьба по натуральному камню. Первое – это придание формы драгоценному камню. Второе – это нанесение изображения на поверхность драгоценного и полудрагоценного камня.

Гемма – это любой резной камень художественной работы. Гемма (gemma) переводится с латинского, как «распускающаяся почка». Вообще геммы подразделяются на инталии (врезанные изображения) и камеи (выпуклые изображения). Геммы использовались для украшения, как медальоны и печати. Также геммы использовались в качестве амулетов. Геммы были известны в Древнем Египте, в Вавилоне, в Ассирии. Однако расцвет это искусство получило в Древней Греции и Риме.

Глиптика – это резьба на драгоценных камнях. Само слово в переводе с греческого означает «вырезаю», «выдалбливаю». Удивительно, что, несмотря на большую сложность и трудоемкость, глиптика была одним из самых первых видов искусств. Сложность глиптики в том, что резчики, во-первых, использовали твердые минералы – сердолик, агат, гематит, гранат и другие, которые не брал ни один металл. Во-вторых, изображения были миниатюрны, не больше размера драгоценного камня. К тому же очень скоро от резчиков требовалось изготовить зеркальное изображение, которое при оттиске становилось правильным. Первыми мастера-глиптики начали изготавливать инталии и печати, а Древнем Египте и Риме зародился и еще один вид глиптики – камеи.

Инталия (или инталье) – резной камень с вдавленным внутрь изображением. Чаще всего для инталий использовались прозрачные драгоценные камни, чтобы можно было наглядно оценить работу мастера-резчика. Инталии использовались как печати, поэтому такие драгоценные камни вделывались в кольца, а рисунком были эмблемы или девизы. Понятно, что инталии заказывали в основном благородные и царственные особы.

Камея (cameo, camee) – драгоценный камень, на котором вырезано выпуклое (рельефное) изображение. Искусство вырезания на камнях зародилось на Востоке – в Вавилоне и Египте. Однако те камеи были очень просты. А подлинные произведения искусства на камне стали делать древние греки и римляне. Камеи были очень популярны во времена расцвета Древней Греции и Древнего Рима. Резчики того времени создавали удивительные и очень сложные рисунки на драгоценных камнях. В основном для камей использовались твердые камни, такие как оникс, агат, сердолик. Однако мало быть искусным резчиком, чтобы создать необыкновенную камею. Для камей подбирались особые драгоценные камни, которые как бы уже содержали в себе рисунок, и делом резчика было «извлечь» картину из камня. Даже цветовые переходы в камнях использовались резчиками, чтобы подчеркнуть ту или иную деталь картины. Рассматривая такую камею, даже сложно понять, что это – искусная работа великого мастера или случайность самой природы. Дополнительную сложность в работе создавали цветовые традиции – Нептуна резали только на аквамарине, Бахус изображался строго на аметистах, Прозерпина украшала собой лишь черные камни. Конечно же самыми красивыми и сложными были художественные камеи. Однако изготавливались и более простые камеи, которые использовались как талисманы и амулеты. Также камеи служили печатями и даже использовались в качестве подарка для друзей и возлюбленных. Нередко камеи употреблялись для приношений богам.

Резчики по камню были обеспеченны и очень уважаемы. Например, всему миру известны камеи работ гениальных мастеров Августа и Германика, которые украшают Кабинет Медалей при Французской Национальной библиотеке. Еще одним известным резчиком камей был Пирготель. Слава его искусства была столь велика, что Александр Македонский лишь ему одному доверял делать свои изображения на драгоценных камнях.

Позже на камеях изображались портреты людей, фигурки животных, и даже поздравительные надписи. Многие камеи сохранились до нашего времени и украшают собой лучшие и самые известные галереи и музеи мира. Камеи создаются и ныне. И ценится прежде всего работа резчика, а не камень, на котором вырезается камея. Камеи принято обрамлять неброским и недорогим металлом, чтобы подчеркнуть художественную ценность.

Дружба между человеком и камнем насчитывает уже несколько тысячелетий. Сначала камень использовали как оружие, затем был орудием труда, и, наконец, стал выражением художественного восприятия мира. Цветные минералы, полупрозрачные и прозрачные кристаллы, уже на протяжении огромного количества времени, добываются тяжелым трудом и доставляются в художественные мастерские для создания новых шедевров.

Драгоценные камни - это сотворенные природой чудесные кристаллы, а человек издавна пытался обработать эти удивительные самоцветы, стараясь усилить их сияние и блеск. Драгоценный камень с врезанным изображением издавна был символом влиятельности и богатства его владельца, о нем писали стихи, наделяли магическими качествами. Влияние драгоценных камней на человеческую жизнь осталось неизменным и в современном мире.

Влияние драгоценного камня на человека

Редкость, необычность, красота, буйство красок минералов всегда поражали человека. Камень стал магическим символом, легенды о драгоценных камнях передавались через поколения, им посвящали стихи и оды. Драгоценные минералы с врезанным изображением защищали своих владельцев от злых духов, вызывали удивление, восторг и суеверный страх. Тайны драгоценных камней всегда манили к себе как магнитом человека, а их влияние на человеческую жизнь трудно оспорить.

Желая сохранить здоровье человека, привлечь успех и богатство, на помощь призывался драгоценный камень определенного типа. Создавались мифы, поверья, легенды о драгоценных камнях, и вера в них была абсолютно непоколебимой. Знаменитый трактат «О приготовлении лекарств для всех частей тела» (1400 лет до н. э.) содержит около 10 минералов, которые использовали для лечения. Считалось, что гранат объединяет друзей и веселит сердце, жемчуг избавляет от меланхолии, агат исправляет зрение, топаз борется с гневом человека, сапфир охраняет невинность и улучшает цвет лица.

Создание резного изображения на драгоценном камне - глиптика

Одним из древнейших ювелирных методов обработки драгоценного камня является резьба по минералу, которая получила название глиптика. Именно глиптика стала толчком для того, чтобы в будущем создавались бусы, статуэтки, различные предметы украшения, четки из драгоценных минералов. Произведения глиптики получили название геммы. Геммы делятся на 2 вида:

  • инталии - произведения из драгоценного камня с врезанным изображением;
  • камеи - изделия из драгоценного камня с выпуклым изображением.

Один из исследователей глиптики, знаменитый французский ученый Э.Баблон отмечал, что для того, чтобы изготовить одну большую камею, нужно столько же времени, сколько и для постройки собора. Многоцветные роскошные камеи являются больше памятником своеобразия живописи в камне, а одноцветные, более скромные инталии - символом графического искусства.

Развитие глиптики в разные эпохи

Россыпь драгоценных камней всегда манила человека. Чаще всего обработке поддавался сердолик, агат, гематит, изумруд, аметист и гранат. Высокая прочность такого материала давала возможность сохранить произведение искусства на долгие века. Греческий философ Теофраст создал трактат О камнях, который считается одной из первых работ по минералогии. Этот трактат содержал в себе описание около шестнадцати видов драгоценных камней.

Для древних изображений на природном минерале использовались различные сюжеты из обычной жизни человека, а также сцены из мифов и преданий. Часто драгоценные камни с врезанным изображением использовались как именные печати, из них изготовляли бусы, четки, а позднее иконы. Плиний Старший, римский натуралист, создал трактат «Естественная история», в котором описал происхождение драгоценных минералов, их применение и свойства. Гораздо позже русский минералог В.М. Севергин перевел трактат Плиния на русский язык.

Византийская резьба на минералах приобрела более мистическое звучание.

На драгоценных камнях появляются изображения библейских сюжетов, из твердых ценных пород создаются кресты, четки и иконы. Тайны драгоценных камней несут более религиозный характер. В Новом Завете упоминается даже стена из драгоценных камней. Такая стена из драгоценных камней была в основании Небесного Иерусалима. Стена из драгоценных камней состояла из 12 ценных пород - яшмы, граната, рубина, халцедона, берилла, драгоценной разновидности циркона, сапфира, оникса, изумруда, топаза, аметиста и жемчуга.

В Средневековье геммы применялись для украшения церковных книг, утвари, одежды, ими украшали четки священников и иконы. Интереснейший трактат Святого Епифания повествует о 12 драгоценных камнях на нагруднике первосвященников, их свойствах и символическом звучании. Русские цари носили на теле миниатюрные иконы в виде камей, а у купцов важным символом дома были каменные иконы в красном углу. В эпоху Возрождения искусство обработки драгоценных камней приобрело более светский характер, им посвящали стихи, они стали олицетворением красоты и изящества.

Прекрасные горные породы превращались в оригинальные бусы, серьги, броши, а ожерелье из драгоценных камней - стало объектом желания каждой дамы. Драгоценные камни с врезанным изображением были профессиональными талисманами, оказывая влияние на репутацию людей. Моряк считал счастливым аквамарин с изображением Нептуна, винодел - аметист с изображением Диониса, судья - украшение из яшмы или сердолика с врезанным изображением Фемиды и весов, четки - обязательным атрибутом служителя церкви. Французский ученый 19 века Альфонс Луи Констан создал трактат «Камни - вещь живая», в котором объединил существующие представления античных и средневековых исследователей о ценных минералах.

Инталия - исток ювелирной обработки драгоценного камня

Первые попытки процарапать изображение на поверхности драгоценного камня довольно быстро превратились в идею создания объемных, врезанных в его поверхность изображений. Так появилась инталия. Создание инталии требует огромного труда, высокого художественного мастерства и абсолютно не допускает ошибок.

Распространенности инталии способствовало широкое использование камня с врезанным изображением на практике - его использовали как печать для скрепления важных документов, указов и писем. Дамы украшали свои наряды огромным количеством камей и инталий с мифологическими мотивами, а также портретными миниатюрами. Прекрасным дамам посвящали стихи, их изображали на холстах.

Медальоны, броши, бусы, четки, серьги - нередко представляли собой драгоценные камни с врезанным изображением.

Печати в виде врезанных изображений часто вставлялись в перстни, броши и медальоны. Со временем такие произведения искусства становились семейным сокровищем, даже когда печать теряла свою юридическую значимость после смерти человека. Печать с изображением продолжали носить, придавая ей магическое влияние (как защитный амулет).

Драгоценные камни с врезанным изображением часто вставлялись в прекрасные бусы, нательные иконы, четки и панагии. В этом случае использовался такой камень, как топаз, аметист рубин и даже кварц.

Трудность создания драгоценных камней с врезанным изображением (помимо их миниатюрного размера) заключается в том, что мастер-ювелир должен постоянно обращать внимание на обратное изображение. Углубленное изображение в инталии нужно чистить, делая пробные оттиски. Драгоценный камень очень твердый по своей структуре, поэтому инталии практически вечны и неподвластны времени.


Выставка драгоценных камней как собрание шедевров мировой глиптики

По сохранившимся до нашего времени изделиям, которые предлагает выставка в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), выставка гемм Французской национальной библиотеке (Париж), другие сокровищницы, можно совершенно точно сказать, что античное искусство обработки драгоценных камней, создание врезанного изображения на нем достигло колоссального мастерства. Самую знаменитую камею в России представляет выставка в Государственном Эрмитаже. Речь идет о камее Гонзага, созданной на трехслойном агате еще в 3 столетии до нашей эры.

Выставка гемм в Государственном музее изобразительного искусства представляет около 150 камей и инталий, которые были созданы за период около шести тысяч лет. Выставка представляет драгоценные камни с врезанным изображением не только как предметы искусства, больше - как предметы исторического наследия человечества. Выставка вобрала в себя экспонаты из Государственного музея геологии им. Вернадского. Выставка представляет взору посетителей ценные книги, бусы, серьги, иконы, слепки с известных драгоценных камней с врезанным изображением.

Полезные драгоценные камни для детей

Драгоценные камни издавна считаются обладателями ценнейших качеств, которые проявляются при их постоянном ношении, особенно это касается детей.

Самым полезным драгоценным камнем, который оказывает положительное влияние на детей, является малахит. Еще Марбодий писал, что если камешек малахита подвесить возле колыбели маленьких детей, то злые духи не смогут подойти к ним, и малыши смогут спокойно спать. Малахит поможет защитить от сглаза и болезней, если его носить с собой. Поэтому, особой популярностью пользуются малахитовые бусы, кольца и серьги. В Германии малахит на уровне с бирюзой считается камнем, защищающим детей от опасностей (если падает). Также, малахит - камень, который предупреждает о беде (если разбивается на осколки).

Янтарь оказывает благотворное влияние на новорожденных детей. Издавна его клали в кроватку малыша для защиты. Считается, что янтарь охраняет физическое здоровье, защищает энергетику ребенка от негативного внешнего воздействия.

Аметист считают камнем знаний. Малыш, который носит аметист, будет расти любознательным, увлеченным и развитым интеллектуально. Аметист поможет справиться с повышенной обидчивостью детей, окажет влияние на излишнюю агрессивность.

Оцениваем!

0

АМНИСТИЯ - 1. Осуществляемое высшим органом власти полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление. 2. Указ о таком освобождении.

..........................

БУНДЕСТАГ - Высший представительный орган (парламент) в Федеративной Республике Германии.

..........................

БОГАТЫРЬ - 1. Герой русских былин и сказок. // Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. 2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. 3. перен. Незаурядный, выдающийся в какой-л. области человек.

..........................

ЯБЕДНИЦА - разг. Женск. к сущ.: ябедник.

..........................

ЕНОТ - 1. Хищный пушной зверек с темно-желтым густым мехом. 2. Мех, шкурка такого зверька. 3. разг. Изделия из меха, шкурок такого зверька.

..........................

ЧУДЕСНИК - разг. Кудесник, волшебник.

..........................

НЕУЧ - разг. Необразованный, невежественный человек.

..........................

МИШУРА - 1. Позолоченные медные или посеребренные металлические нити, идущие на изготовление парчовых тканей, галунов и т.п. // Елочные украшения в виде гирлянд из блестящих нитей. 2. перен. Внешне показной блеск, лишенный действительной ценности, показная роскошь.

..........................

КЛИКО ср. нескл. 1. Сорт, марка шампанского. 2. Вино такой марки.

..........................

ИУДА - и - Употр. как символ предателя, изменника, действующего под маской друга.

..........................

МОЛОТЬБА - 1. Действие по знач. глаг.: молотить. 2. Время, когда молотят.

..........................

СЮИТА - 1. Музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой. // Музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т.п. 2. Композиция из нескольких танцев, объединенных общей темой (в балете).

..........................

АДЖАРЕЦ - см. аджарцы.

..........................

СТАДО ср. 1. Группа животных, обычно одного вида, содержащихся, пасущихся вместе. // Поголовье сельскохозяйственных животных одного вида. 2. Большая группа животных, птиц, рыб; стая, косяк. // перен. разг. Большая, неорганизованная группа людей.

..........................

УГОЛОВНИК - разг. Уголовный преступник.

..........................

УГОЛОВНИК - разг. Специалист в области уголовного права.

..........................

ОДИНОЧКА - разг. 1. Гоночная лодка для одного гребца.

..........................

ОДИНОЧКА - разг. 1. Упряжка в одну лошадь.

..........................

ОДИНОЧКА - разг. 1. Тюремная камера для одного заключенного.

..........................

ОДИНОЧКА - и - разг. 1. Тот, кто находится вдали от других людей, отделился от них. 2. Тот, кто одинок в своей деятельности, не пользуется помощью, поддержкой других. 3. Тот, кто не имеет родных, близких, семьи.

..........................

ЗАБРАЛО ср. 1. Передняя подвижная часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов холодного оружия противника. 2. Защитная маска из прозрачного материала или особого стекла, предохраняющая лицо человека от попадания камней, искр и т.п. при некоторых видах работ.

..........................

ЗАБРАЛО ср. 1. Верхняя часть крепостной стены (на Руси IX-XIII вв.).

..........................

ЕЖЕВИКА - 1. Колючий кустарник семейства розоцветных с черно-сизыми съедобными ягодами, похожими на малину. 2. Ягоды такого кустарника.

..........................

ЛАНГУСТ - и ЛАНГУСТА - 1. Крупный морской рак семейства беспозвоночных с твердым панцирем, без клешней, обитающий обычно в прибрежной полосе теплых морей. 2. Мясо такого рака, употребляемое в пищу. 3. Кушанье, приготовленное из такого мяса.