Обособление уточнений. Предложения с уточняющими обособленными членами. «ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн §6. Обособление сравнительных оборотов

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.

Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).

Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Литература:

Учебники:

1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.

3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.

Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Орг.момент

Метод: беседа

Проверка готовности аудитории к занятию.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

1 мин.
2. Проверка домашнего задания

Метод: фронтальный опрос

Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. 5 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий

Метод: информация для размышления

Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. 10 мин.
4. Реализация смысла

Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа

Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель напоминает правила составления тезисов, поддерживает инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Тема урока записывается на доске и в тетрадях. Применяется учебник.

План лекции:

1. Понятие об обособленных членах предложения.

2. Виды обособленных членов предложения.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения.

5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений.

20 мин.
5. Актуализация знаний

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа

Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. 35 мин.
Физкультминутка 4 мин.
6. Рефлексия

Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма

Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. 10 мин.
7. Подведение итогов

Метод: рассказ-информация

Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. 2 мин.
8. Задание на дом

Метод: объяснение

Преподаватель комментирует домашнее задание:
  1. Упр. 235.
  2. Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
  3. Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.

2. Упражнение 372 (1).

III. Вызов “Корзина” идей.

Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.

IV. Реализация смысла.

1. Слово преподавателя.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.

Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.

При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:

  1. К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
  2. Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
  3. Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
  4. Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).

Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.

Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.

Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).

Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.

Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).

Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.

Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).

На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.

Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).

Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).

2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)

1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.

Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).

2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).

3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).

4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.

5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).

Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .

Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва

Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).

Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:

  1. Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
  2. Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
  3. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
  4. Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
  5. Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
  6. Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).

V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?

Какими членами предложения являются обособленные обороты?

Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)

Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)

2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).

Обособленные члены предложения Условия обособления
Определения Обособляются:

1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова.

2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова.

3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) Определения, относящиеся к личному местоимению.

Приложения 1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящимся к нарицательному существительному.

2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово.

3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного.

4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное.

5) Приложения при личном местоимении.

Обстоятельство 1) Деепричастный оборот или одиночное деепричастие.

2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения.

Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др.

Дополнение Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др.
Уточняющие члены предложения Слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов:

1) Уточняющие обстоятельства места.

2) Уточняющие обстоятельства времени.

3) Уточняющие обстоятельства образа действия,.

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.

Пояснительные конструкции Пояснительные члены предложения с союзом или .
Присоединительные конструкции Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др.

3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…

В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

4. Письменное задание.

Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.

5. Контрольное тестирование.

1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:

а) запятую перед и ;

б) запятую после и ;

в) знаки расставлены верно.

1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.

2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.

3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.

4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.

5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.

6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.

7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.

8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.

9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.

10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.

2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:

1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).

4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.

6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.

8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.

9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.

3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?

Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

а) 2 – выделяется причастный оборот;

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.

Ответ: б).

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

а) 1 – выделяется причастный оборот;

б) 2 - выделяется деепричастный оборот;

в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;

г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.

VI. Рефлексия

1. Вопросы.

Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.

В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?

Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?

Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?

2. Работа по карточкам.

Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.

1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.

2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.

3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.

Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.

Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.

3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание:

Составить конспект “Вводные слова и предложения”.

Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.








Обособляются уточняющие обстоятельства места: Далеко, в лесу, раздавались удары топора. (где? где именно?). В углу двора, под рябиной, накрыт стол для ужина. (где? где именно?). Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нём можно было лежать. (куда? куда именно?)


Обособляются уточняющие обстоятельства времени Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.(когда? когда именно?) Однажды, в будний день, поутру, я с дедом разгребал снег во дворе.(когда? когда именно?) На другой день, на восходе солнца, около ста человек собрались запрудить реку. (когда? когда именно?)


Уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи специальных союзов: то есть, или (в значении то есть), а именно. Весь этот день Анна провёла дома, то есть у Облонских. Инфинитив, или неопределённая форма глагола, помогает определить спряжение. У меня есть одна вещичка, а именно маленький локомотив, что я сам сделал.


Обособляются уточняющие члены со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да и, да и вообще. Было очень тепло, даже жарко. Болит, притом сильно, у меня сегодня голова. Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.


Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.



Обособление согласованных определений

Согласованные определения обособляются, если:

1) выражены причастным оборотом или оборотом с главным словом прилагательным и стоят после определяемого существительного: Событие, оставившее глубокий след в моей жизни , произошло первого апреля. Я прожил жизнь, полную неожиданностей и предательств .

2) такие обороты стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени): Разрозненная усталостью , огромная колонна нестройно растягивалась (какая колонна? + почему растягивалась?).

3) одиночные определения составляют однородный ряд и стоят после определяемого существительного, перед которым часто есть еще одно (необособленное) определение: Прошло два года странной жизни, молчаливой, грустной . Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо . Обособляются одиночные определения, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение: Дома мать, грустная , собирала сына в дорогу. Статный , красивый , юноша сразу привлек к себе внимание.

4) распространенные и нераспространенные определения, стоящие как до, так и после определяемого слова, относятся к личному местоимению: Наблюдательный , он сразу заметил сверкание стекол бинокля.

5) определения отделены от определяемого слова другими словами: Разъяренные , стояли одна против другой две живые стенки: красная и белая. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый .

6) определение выражено кратким прилагательным или кратким причастием (обычно образующими однородный ряд преимущественно в поэтической речи): Солнце плыло на закат. / А корабль, волной гоним , / Светом меркнувшим объят , / Проскользнуть хотел под ним.

НЕ обособляются, если:

1) стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка. Дня через три оголились доступные всем ветрам бугры.

2) существительное само по себе в данном предложении не выражает нужного смысла и нуждается в определении: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные … Мудрость и красота литературы открываются только перед человеком просвещенным и знающим .

3) прилагательное или причастие являются не определениями, а именной частью сказуемого: Тайга стояла безмолвная и полная тайны . Луна взошла сильно багровая и хмурая , точно больная .

Обособление несогласованных определений

Несогласованные определения обособляются, если:

1) нужно подчеркнуть их значение, выделить важный для описываемой ситуации признак (внешность, эмоциональное состояние человека и т. д.): У окна сидела старушка , в телогрейке и с платком на голове .

2) относятся к личному местоимению или имени собственному: Денис Антонович , без пиджака, в шлепанцах на босу ногу , сидел у стола с газетой.

3) составляют однородный ряд с согласованными: И только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый, без единого пятнышка .

Обособление приложений

Приложения обособляются, если:
1) являются распространенными и стоят после определяемого слова: Там соловей, весны любовник , всю ночь поет…
2) относятся к личному местоимению: Мы, артиллеристы , хлопотали около орудий.
3) одиночные приложения стоят после определяемого слова и имеют дополнительное самостоятельное значение: Неожиданно в комнату входит молодая женщина, машинистка .
4) стоят перед определяемым словом и имеют дополнительное обстоятельственное значение и если определяемое слово – имя собственное: Смелый и неутомимый новатор , поэт стремился передать в стихах железную поступь революции. Упрямец во всем , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.
5) приложением является имя собственное одушевленное, имеющее уточняющее значение: В домике тихо доживала свой век дочь помещика, Катерина Ивановна . Хозяин сакли, Садо , был человек лет сорока.
6) приложения с союзом как имеют причинное значение: Киселеву, как полковому командиру , нельзя было драться с подчиненным.
НО! Как стилист Чехов недосягаем – «недосягаем в качестве стилиста» - нет обособления.

7) приложения вводятся словами по имени, по прозвищу, по кличке, по фамилии, родом и подобными: Студент этот, по имени Михалевич , искренно любил Лаврецкого.

Упражнение № 28. Расставить недостающие знаки препинания. Указать обособленные согласованные и несогласованные определения и приложения. Назвать условия обособления.

А. 1. Хозяин мой доктор был вечно занятый, молчаливый человек. 2. Молодой парень в рваном тулупчике белобрысый и скуластый ждал земского доктора. 3. За домом виднеется сад почерневший. 4. Была у Ермолая легавая собачка по прозванию Валетка. 5. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом. 6. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонаря. 7. Обидно мне старику слушать такие вещи. 8 Полученный ответ рассматривается как согласие. 9. Тайга стояла безмолвная и полная тайны. 10. И озарен луною бледной простерши руку в вышине за ним несется Всадник Медный на звонкоскачущем коне. 11. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения… 12. Веселый южанин он в самую трудную минуту мог всех рассмешить. 13. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. 14. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 15. В сенях ему попался Наум совсем одетый и в шапке. 16. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 17. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры. 18. Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы Грушницкий отгадал истину. 19. На дворе обведенном оградой из булыжника стояла другая лачужка.

Б. 1. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета. 2. Стрелы пущенные в него упали жалкие обратно на землю. 3. Цвет небосклона легкий бледно-лиловый не изменяется весь день. 4. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. 5. Сын женщины и орла он (Ларра) отличается себялюбием, высокомерием, презрением к людям. 6. Несколько лет спустя другой атаман по прозванию Шамай пустился по его следам. 7. Чернышевский создал произведение в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное. 8. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. 9. Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал восточную часть горизонта. 10. Муж ее путиловский рабочий два раза до войны сидел в тюрьме. 11. Вот она семейная жизнь… 12. Я увидел мужика мокрого в лохмотьях с длинной бородой. 13. Домой мать вернулась усталая и раздраженная. 14. Каштанка потянулась, зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате. 15. Он без шапки с растрепанными волосами бежал впереди всех. 16. Листья кленов похожие на лапы резко выделялись на желтом песке аллей. 17. Цветная осень вечер года мне улыбается светло. 18. Оглушенный тяжким гулом Теркин никнет головой. 19. Сытый и довольный щенок крепко спал. 20. Маша в ярком, сверкающем костюме выделялась в толпе гостей. 21. Всегда уверенная в себе на этот раз она испугалась.

Обособление обстоятельств

Обстоятельства обособляются, если:

1) выражены деепричастным оборотом: Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

2) выражены одиночными деепричастиями и надо подчеркнуть, выделить данное обстоятельство: Девушка, не отвечая , смотрела на дверь.

3) действие, названное одиночным деепричастием, не совпадает по времени с основным действием, названным глаголом: Отдохнув , он собрался уходить.

4) Одиночные деепричастия образуют однородный ряд обстоятельств: Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату.

НО! Если однородный ряд выражен наречием и деепричастием, то обстоятельство не обособляется: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

5) обстоятельство выражено существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на непогоду , рыбаки вышли в море.

НЕ обособляются, если:

1) деепричастие или деепричастный оборот по значению близки к наречию: До двух часов занятия шли не прерываясь (непрерывно). Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь (замкнуто).

2) деепричастие входит в состав фразеологизма: Мчится сломя голову (быстро). Работают спустя рукава (плохо).

Обособление дополнений

Факультативно обособляются дополнения, выраженные формами косвенных падежей существительных с предлогами кроме, помимо, наряду с, за исключением, сверх, в отличие от и подобными. Такие существительные называют предметы, в каком-либо отношении выделяемые в ряду подобных предметов: Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг . Рука, не устающая трудиться, за редким исключением , добра.
Ряд исследователей называет данные конструкции выделительными членами предложения .

Предложения с уточняющими обособленными членами

Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значения других членов предложения. От полупредикативных обособленных членов уточняющие отличаются семантикой: они не содержат дополнительного сообщения, как полупредикативные, а лишь конкретизируют имеющееся сообщение в какой-либо его части: Около дома, возле крылечка , тихо течет безымянная речка. Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября . У нее черные, широко открытые глаза и коротко , по-мальчишески , подстриженные кудри.
Уточняющие члены называют более частное, конкретное понятие, чем то, которое обозначено поясняемым словом.
Уточняющие слова могут быть связаны с уточняемыми при помощи слов особенно, в особенности, даже, главным образом, в частности, в том числе, например, притом, да и вообще и подобными. Так выражаются поясняющие члены предложения : Немцы изрядно повредили садик Поповых , особенно вишневые деревья .

Упражнение №29. Расставить недостающие знаки препинания. Указать обособленные обстоятельства и дополнения. Назвать условия обособления.

1. Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивали. 2. Кити встала за столиком и проходя мимо встретилась глазами с Левиным. 3. Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей. 4. Анфиса не увидела на лице мужа ничего кроме прежнего поблескивания глаз. 5. Капитан сказал все это обращаясь ко мне. 6. О прогулке он рассказывал смеясь. 7. Гонки на яхтах при наличии благоприятной погоды состоятся в воскресенье. 8. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. 9. Мы тени предков чуя рядом стояли насмерть под Москвой. 10. Над голыми деревьями кружились играя молодые галки. 11. Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил Дарье быков. 12. Синцов отвечал на вопросы неохотно и не вдаваясь в особые подробности. 13. В колхозах ввиду затяжных дождей стали оборудовать крытые тока. 14. Несмотря на засуху желуди уродились на славу. 15. Вопреки непогодам моторы поют над тайгой. 16. Иван Ильич глядел не отрываясь на зеркальную голубоватую воду. 17. Ни звука кроме вздохов моря. 18. Офицеры за исключением Соловьева поспешили выйти. 19. Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и теплая погода. 20. Львов судорожно писал ни на кого не смотря. 21. Между собаками как между людьми попадаются умницы и глупыши. 22. В это утро вскоре после восхода солнца началось извержение вулкана. 23. Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел гулять по липовой аллее бульвара. 24. Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.

Домашнее задание
Упражнение №30.
Указать обособленные второстепенные члены, назвать условия обособления.

1. Ему ли карлику тягаться с исполином? 2. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. 3. Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. 4. Вследствие множества наехавших гостей никто не спал в одиночку. 5. И добавим мы к духовной пище весело заваренный чаек. 6. До шалаша мы добежали промокшие насквозь. 7. Это выбрав сухое звонкое дерево барабанит лесной музыкант пестрый дятел. 8. Ветер все еще сильный дул теперь с востока разметывая снежные и дождевые тучи. 9. Стоянка наша в бухте вопреки ожиданиям многих затянулась. 10. Самолет наряду с пассажирами захватил и почту. 11. Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт. 12. Говорила больше мать дама с седыми волосами. 13. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом. 14. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому. 15. Трифон Иванович выиграл у меня два рубля и ушел весьма довольный своей победой. 16. Простор равнины вливался в обвешанное резкими облаками небо. 17. Я говорю это как литератор. 18. Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий. 19. Отец пришел расстроенный этим сообщением. 20. Он со своим умом и опытностью мог уже заметить, что она отмечала его. 21. Как истинный поэт Шишкин в самом простом мотиве умеет найти повод для создания глубокого образа.

Предложения с осложняющими элементами, не являющимися членами предложения

Упражнение 1.

Спишите примеры, графически покажите, какой член предложения обособляется и почему. Выразительно прочитайте, интонационно выделяя обособленные конструкции.

1) Там, в глубине одного из небольших дворов, мы облюбовали крошечный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много. (М. Горький) 3) Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. (Н. Некрасов) 4) Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой. (В. Распутин) 5) Задача, поставленная перед нами, была трудной - до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) 6) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель... (А. Пушкин) 7) По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины, или торбсья. (В. Короленко) 8) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) 9) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. (И. Бунин)

Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. В каких предложениях возможно выделение уточняющих членов? Какой из вариантов пунктуационного оформления этих предложений вы выберете и почему?

В 1880 году ранней весной открылась в (Санкт)Петербурге необык-нове(н, нн)ая выст_вка. Люди ждали часами что(бы) попасть на неё. А там в зале с опуще(н, нн)ыми на окна шторами стояла (одна)един-стве(н, нн)ая картина осв_щё(н, нн)ая лампами. Люди входили в зал и зам_рали как заворожё(н, нн)ые. Что это?

Мес_ц залил всё (во)круг своим т_инстве(н, нн)ым светом. Св_р-кают края разорва(н, нн)ых обл_ков. Серебря(тся, ться) зеленоватые воды широкой реки. Бл_стят огоньки в окнах низких домков покрытых соломой. И сами их белё(н, нн)ые стены словно излучают серебря(н, нн)ое сияние...

А это и (в)правду была картина. Художник и в самом деле умел воспр_извести красками то, что вроде(бы) (не, ни)подвлас_но руке человека свет лу(н, нн)ой ночи и тума(н, нн)ого утра и жаркого солнеч(?)ного дня красное зарево з_ката сверкание снега мерцающую бронзу сосен ослепительный блеск берёзовых стволов.
(По Н. Иониной)

Упражнение 3.

Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

Упражнение 4.

Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания слов. Графически покажите, каким членом предложения является каждое из них. Какие слова выполняют в предложении роль обособленной уточняющей конструкции? Какие из них являются уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко. 6) Главный член предложения, а именно подлежащее. 7) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 8) Кошечка, по имени Анфиса. 9) Служебная морфема, в частности суффикс. 10) Чибисы, или пигалицы. 11) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 12) Бегемот, или гиппопотам. 13) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 14) Высокий - не меньше тридцати метров. 15) Селенит (разновидность гипса). 16) Зеркало, тоже овальное. 17) По утрам, особенно зимой.

Упражнение 5.

Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами в данных предложениях.

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Упражнение 6.

Спишите примеры, соблюдая орфографические нормы. Графически выделите уточняющие члены предложения и те слова, ккоторым они относятся. Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления.

1) (Не, ни)об_ятное пространство заливала река в п_ловодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разброса(н, нн)ы серебря(н, нн)ые пятна. (М. Горький) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бе(с, сс)конечно много. (М.Горький) 3) А _ рядом, у пр_талинки, в траве, между корней, бежит, струи(тся, ться) маленький серебря(н, нн)ый ручей. (С.Есенин) 4) За лугами, в с_неющ_й роще, куковала кукушка. (И. Бунин) 5) В просеке, в тени, чу_ствуе(тся, ться), как резко морозит к ночи. (И. Бунин) 6) Однако утром, при со_нце, его ноч(?)ные т_рзания быстро ра(с, сс)еялись. (И. Бунин) 7) Тут, в глуб_чайшей полевой тиш_не, летом среди хлебов, подступавших ксамым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии п_чальной и свое_бразной. (И. Бунин) 8) Там, в глубине одного из (не, ни)больших дворов, мы облюб_вали крошеч(?)ный фл_гелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 9) Камушки были когда(то) найде(н, нн)ы на пляже, у моря. (М. Осоргин) 10) Он по_вился поз_но вечером, почти ноч(?)ю. (А. Н. Толстой) 11) Однажды, в студё(н, нн)ую зимнюю пору, я из лесу вышел... (Н. Некрасов) 12) А (на)верху, над мглою этой, перер_стя весь лес, одна, в луче з_ката, в бликах света, г_рела яркая сосна. (В. Солоухин) 13) Дли(н, нн)ая, в (не, ни)сколько вёрст, тень л_жилась от гор на степи. (Л. Толстой) 14) (В)низу, в зале, стали тушить огни. (А. Чехов) 15) Восьмого июля, в пятн_цу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Лёша возвращались из села Казанского. (А. Чехов) 16) Именно в этот канунный, перед бурей, год случились (не, ни)которые зн_чительные для него прои_шествия. (Л. Леонов) 17) А там, за соснами, как купол голубой, стоит бе(с, сс)трас_ное, бе_жалос_ное море. (А. Фет)

Упражнение 7.

Докажите, что в данных предложениях употребление уточняющих членов факультативно (необязательно). Прочитайте примеры сначала с ровной повествовательной интонацией, а затем с интонацией обособления. Какой член предложения при этом вы будете выделять интонационно и с помощью знаков препинания на письме? Сделайте выводы о том, как связаны смысл, интонация и пунктуация предложений в подобных случаях.

1) Вдруг впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (В. Короленко) 2) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 3) В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В. Астафьев) 4) Внизу в котловане мигали огни посёлка, а вверху - багровые костры. (А. Фадеев) 5) Я иду к пруду на своё любимое место между шиповниковой клумбой и берёзовой аллеей и ложусь спать. (Л. Толстой) 6) Мы скоро ушли за двадцать километров на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли. (К. Паустовский) 7) Днём при солнечном свете мы видим только землю, ночью - весь мир. (В. Арсеньев)

Упражнение 8.

Вслух прочитайте данные сочетания слов. Определите, какие из них могут быть использованы в роли обособленных уточняющих членов предложения, какие - в качестве пояснительных, а какие - как присоединительные.

Составьте и запишите предложения, используя в роли обособленных уточняющих членов данные сочетания. Графически покажите, каким членом предложения является каждая уточняющая конструкция.

Особенно по вечерам. До самой ночи. По прозвищу Каштанка. У самого края обрыва. В цветущем вишнёвом саду. Метрах в тридцати от нас. Главным образом восьмиклассники. В пять часов утра. До самого вечера. Например подберёзовики и сыроежки. Дрессировать собак. За волнистой линией холмов. В самой тени деревьев. В том числе и но¬вый ученик. На горизонте.

Упражнение 9.

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9)Я жил тогда в Испании, в Барселоне. 10)Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии. 11) Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 12) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 13) Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 14) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 15) Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата.

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Ба_икады возн_кали всюду особе_о по ту сторону Сены. 2) Больных и ране_ых лечили свои же каза_кие медики большей частью к_шевары. 3) Удобства жизни можно соч_тать с каким угодно даже с самым тяж_лым и грязным трудом. 4) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч_т.

Упражнение 11.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и обособленные уточняющие члены предложения.

Выезжаем из города на рассвете. Внизу над рекою стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана точно видение поднимаются стены городского собора темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою из тумана как в стародавние времена слышится рожок пастуха.

Упражнение 12.

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.

Тест по теме «Уточняющие члены предложения»

1. Найдите неверное утверждение

1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения

2. С чем нельзя согласиться?

1) Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
2) Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме - запятыми.
3) Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
4) В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.

3. В каком предложении нет уточняющих членов?

1) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
2) Встали мы очень поздно, в девять часов.
3) С утра поползли серые, как дым, облака.
4) Там, в деревне, он, очевидно, зная себя на своем месте, никуда не спешил.

4. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые.

1) Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку
2) Впереди на дороге, толпились люди.
3) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
4) Снег лежал высоко, в горах.

5. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)



3) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.

6. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.

4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.

7. Обособленное уточняющее дополнение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
2) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Не переставая звонить пароход направлялся теперь все дальше от берегов к югу где чудился конец света.

8. Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении.

Несколько в стороне от него (1) на матрасике (2) лежал белый кот; увидев Каштанку (3) он вскочил (4) выгнув спину в дугу (5) задрал хвост (6) взъерошил шерсть (7) и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) 1, 2, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4, 5.
3) 1, 2, 4, 5, 6.
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

9. Уточняющим обстоятельством в данном предложении является

Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнув спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) на матрасике.
2) взъерошил спину.
3) увидев Каштанку.
4) выгнув спину в дугу.

10. В этом предложении надо выделить запятыми

Здесь в спальне царил мертвый покой. (А. Чехов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.

11. В этом предложении надо выделить запятыми

Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

12. В этом предложении надо обособить распространенное

Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин)

1) вводное словосочетание.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

13. Это предложение осложнено обособленным уточняющим

Поздно вечером, то есть в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. (М. Ю. Лермонтов)

1) дополнением.
2) приложением.
3) обстоятельством места.
4) обстоятельством времени.

14. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении

1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)

15. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении




16. Обособленного уточняющего обстоятельства НЕТ в предложении

1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
3) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
4) Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)

17. При помощи специального слова обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении


2) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)

18. При помощи специального союза обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении

1) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
2) Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Слева, с тускло чернеющих пашен, с равнины, дул теплый ветерок. (И. Бунин)

19. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени:




4) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)

20. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места:

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
2) Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
3) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
4) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости служил при графе Минихе. (А. С. Пушкин.)

Обособляются (выделяются запятыми, реже — тире) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому). Чаще всего уточняются обстоятельства и определения.

1. Уточняющие обстоятельства места: Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (П.); Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютч.); Илья Ильич учился в Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гонч.); Прямо против кордон а, на том берегу, всё было пусто (Л. Т.); В предместье , около боен, выли собаки (Ч.); Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Ч.); Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака (Бун.); За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Г.); В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие (Купр.); На хуторе, в трёх верстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Ф.); Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик (Н. О.); Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Перв.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле (Чак.); Дорога раздваивается, и неизвестно, куда идти дальше — прямо или налево.

Нередко уточняющие обстоятельства места выстраиваются в ряд, образуют цепочку: Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Т.); Вокруг по левому берегу , в полуверсте от воды, на расстоянии семи-восьми вёрст одна от другой, расположились станицы (Л. Т.); Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк (Кор.); Шагах в шести от Челкаша , у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень (М. Г.); В пространной низине, справа, до самого хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в мутно-серой дали, виднелся лес (Ф.); Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск (Гайд.); Тут же, возле амбара, прямо на снегу, раздевались (Ш.).

В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или не рассматриваться как уточняющее обстоятельство. Ср.:

Впереди на дороге толпились люди (т. е. в передней части дороги). — Впереди, на дороге, толпились люди (т. е. сама дорога находилась впереди);

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель находится в лесу). — Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса);

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). — Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне). -

К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей и т. п., обозначающие местонахождение поселков, деревень и т. д., а также указания в адресах: В деревне Уваровке, Петровского района, Калужской области, состоялся праздник урожая; Посёлок Новые Горки, Щёлковского района, Московской области, находится недалеко от станции Болшево; Москва, улица Плющиха, д. 38, кв. 2.

Но: Школа № 4 Талдомского района Московской области — необособленное несогласованное определение.

Обычно уточняющий член предложения ограничивает объем понятия, выраженного уточняемым членом предложения: Вни з у, под железной сетью воздушной дороги, в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся дети (М. Г.) — уточняющие члены расположены по нисходящей градации, т. е. последующий уточняет значение предыдущего. Но бывают случаи, когда уточняющий член по выражаемому им понятию шире, чем уточняемый: Я лежал на кровати, в незнакомой горнице , и чувствовал большую слабость (П.); Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу (М. Г.).

2. Уточняющие обстоятельства времени: Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни (Акс.); Мы отправились и бродили долго, до вечера (Т.); В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины (Т.); Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Дост.); Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Т.); Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (Ч.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту (Фурм.); Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах (Пауст.); Летом, вечерними зорями, на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (Ш.).

Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между обстоятельствами не ставится: Заседание кафедры состоится завтра в шесть часов вечера (ср.: 3автра , в шесть часов вечера, состоится заседание кафедры ).

3. Уточняющие обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх, на небо (Т.); И о душе своей заботился солидно , по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью (Ч.); Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза (Л. Т.); Тихо, с боязнью , она говорила ему что-то странное (М. Г.); Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх (Фед.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона (Ф.); Бабы зашумели все сразу, в один голос , не давая Давыдову и слова молвить (Ш.); Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша (Сол.); Он был тщательно, до розового лоска на щеках , выбрит (Ант.); Вот так, походя, вопрос не решить.

4. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.: Ещё одно, последнее, сказанье — и летопись окончена моя (П.); Кой-где выглянули женские, большей частью старушечьи, головы (Т.); Их сопровождал небольшой плотненький человечек с флегматичным, почти заспанным, лицом (Т.); Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.); Пьер, с раннего утра уже стянутый в неловком, сделавшемся ему узким, дворянском мундире, был в залах (Л. Т.); Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору (Л. Т.); Горбоносый камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке, руками (М. Г.); Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Г.); На площадку классного вагона вышел человек в чёрной — до ворота застёгнутой — гимнастёрке (А. Т.); Через минуту три истребителя один за другим поднялись в голубоватый, как бы перламутровый, воздух (Кат.); Гвардейцы шли во весь рост, широкой цепью, по пёстрому — малиновому, лиловому, зелёному — клеверному полю (Кат); Высокий, на мачте, фонарь помог Глебу разглядеть его серое, небритое, со впадинами на щеках, лицо (Леон.); Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Ш.); Он увидел на белой шапке кургана невдалеке рдяно-жёлтую , с огнистым отливом, лису (Ш.); Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, почти чернильного цвета, тени (Сим.); Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката, снег; Вдали, у Никольских ворот, виднелась высокая — трубой — соболья шапка боярина (А. Т.); А они такие свеженькие, чистенькие, без единого пятнышка, на земле, значит, так вот и лежали? (Фед.); Вошла молодая, лет семнадцати, девушка (Купр.); На дублёной от жёлтого загара шее собирались толстые, в палец, складки (Лид.); Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели (Кат.); На цыпочках прошёл в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары (Ш.); Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату (Ш.); По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Пан.); Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика, низком месте (Пан.); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе с резинками на рукавах (Сол.); Возникает особая, технического порядка, пауза; Пассажир вошёл с оригинальным, под крокодиловую кожу, чемоданом; Каждое из этих явлений имеет свои, присущие только ему, особенности; С её , всё-таки не блестящим, здоровьем следует больше беречь себя.

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый, один (в значении местоимения) и т. п.: Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком (М. Г.); Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения (А. Т.); Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь (Сим.); Между ними давно уже установились те, чисто формальные, отношения, которые так обычны между двумя родственниками (М. Г.); Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега (Ч.); Ни одного, ни санного, ни человеческого, ни звериного, следа не было видно (Л. Т.); Произошло нечто, столь необычное в мире, что всё бывалое, привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью (Фед.).

Но если определительный оборот, стоящий после указательного местоимения, тесно примыкает к нему и не имеет значения уточнения, то. он не отделяется запятой от этого местоимения: Эти недавно построенные дома уже полностью заселены [см. § 18 ].

Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов: Неодолимая, хотя и тихая, сила увлекала меня (Т.); Актуальная, даже если не совсем новая, тема заслуживает внимания; Пожертвовать прошлым ради одной, пусть и дорогой, встречи он не решался; Следует отметить, что эта интересная, потому что ещё никем не разработанная, тема выбрана именно молодым исследователем.

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему определению и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного), то после него запятая не ставится: Перед нами поставлена трудная, зато интересная задача [см. § 12, п. 6] . Разграничение этих случаев зависит от воли пишущего.

Примечания: 1. Писатели-классики иногда выделяли запятыми в качестве уточняющего определения причастный оборот, стоящий поc ле однородного определения-прилагательного. Например, у И. С. Тургенева: Он устроил большую , полотном покрытую , купальню; В ста шагах от мельницы находился маленький , со всех сторон открытый , навес; Из особенной , мною сперва не замеченной , конюшни вывели Павлина. В настоящее время такая пунктуация встречается редко [см. § 10 ].

2. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе, скорее и т. п. Однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе по смыслу равнозначны словосочетаниям точнее говоря, вернее говоря, иначе говоря ), сами выделяются запятыми: Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня — сказуемое согласовано с ближайшим предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой; Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Песец, иначе полярная лисица , ценится за свой мех (здесь иначе в значении ‘то есть’; но: Мальчика нужно вовремя остановить, иначе он такого натворит — здесь иначе выступает в функции противительного союза); Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющего может выступать сочетание слов более того: Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того — восхищался им.

3. Возможно уточнение без вводящих слов: Растения были спасены — политы.