Кто с мечом на русскую землю. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы. « Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»

Разгром Хазарии

На смену аварам пришли хазары. Они создали свое государство - Хазарский каганат, в который вошли Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточный Крым и Донские степи. Одно время некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань. Сохранилось народное предание о том, как жившие на холмах у Днепра славяне в качестве дани послали хазарам по мечу от дома. Хазары решили, что эта дань - грозный признак, так как они добиваются дани, воюя саблями, заостренными с одной стороны, а с Днепра пришло обоюдоострое оружие - мечи. И действительно, уже во времена Олега и Игоря русские дружины вели борьбу с хазарами и совершали походы на Каспийское, Черное и Азовское моря, а позже русские воины нанесли сокрушительный удар хищной Хазарии.

В 965 году русские дружины под предводительством князя Святослава разгромили войска хазарского кагана в степях и овладели их городом Саркел, названным русскими Белая Вежа. Другая часть русских дружин предприняла поход на ладьях, вторглась в глубь Хазарии, взяла несколько городов, в том числе хазарскую столицу Итиль на Волге. Хазарский каганат перестал существовать. Все русские племена избавились от хазарской дани.

Русское войско того времени было весьма маневренным и выносливым. Оно не знало ни обозов, ни возов, ни котлов и передвигалось очень быстро. Святослав не скрывал своих намерений и, отправляясь в поход на врагов, обычно предупреждал их: "Хочу на вас идти". И когда мы говорим о мужестве и храбрости русских, вспоминаем слова Святослава: "Иду на вы", "Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской, мертвые не знают позора".

Русь на богатырской заставе. Разгром печенегов

В конце IX века в степях между доном и Днепром появились печенеги. Печенеги были многочисленны, воинственны, коварны, алчны, жестоки. Но теперь им противостояли не отдельные славянские племена, как во времена гуннов, авар, хазар, а обширное и могущественное древнерусское государство, столица которого - Киев - находилась в двух-трех днях пути от кочевий степняков.

Впервые печенеги подошли к русским землям в 915 году. Через пять лет произошло первое военное столкновение русских с печенегами. Летопись очень скупо говорит об этом событии, однако оно сыграло большую роль в истории Руси. Выйдя из своей Приуральской лесостепи и пройдя через всю Хазарию, разгромив венгров (угров), печенеги встретили со стороны Руси мощный отпор.

Русь оградила себя от кочевников стеной крепостей-поселений. Печенеги могли совершать набеги на Русь, грабить, уводить в плен, но завоевать русские земли, отбросить русских на север им, как показали первые же столкновения, оказалось не под силу.

С печенегами - этим коварным и страшным врагом - Русь воевала не на жизнь, а на смерть.

В 968 году, пользуясь тем, что Святослав с большинством воинов находился на Дунае, печенеги напали на Киев и окружили его. Киевляне страдали от голода и жажды. Стали искать добровольца, который бы осмелился проникнуть через печенежский стан и перебраться за Днепр, где находились русские войска. За это рискованное дело взялся один юноша. Он вышел из города с уздечкой в руках и, пользуясь знанием печенежского языка, обращался к встречным, спрашивая, не видели ли они его коня. Так он прошел через лагерь печенегов, подошел к Днепру, бросился с берега и поплыл. Печенеги осыпали его стрелами, но смелый юноша продолжал плыть. Русские направили навстречу ему лодку, и вскоре юноша предстал перед воеводой. Он сообщил, что если горожанам не будет оказана помощь завтра же, то Киев падет.

Наутро русские сели в ладьи и направились к Киеву. Приняв их отряд за рати Святослава, печенеги бросились врассыпную. Вскоре вернулся извещенный киевлянами Святослав и прогнал печенегов в глубь степей. Впервые печенеги испытали силу оружия русских воинов. Тяжелые русские мечи рассекали печенежских всадников, печенежские стрелы отлетали от кольчуг дружинников Святослава, об их стальные доспехи тупились печенежские сабли.

Печенегов отбросили далеко от Киева, но борьба с ними не прекращалась и позднее. В конце X века по рекам Десне, Трубежу, Остру, Суле и Стугне была возведена полоса укреплений, состоявшая из городов-крепостей, сторожевых вышек, завалов (засек) и т. п. Археологи раскопали и изучили некоторые из таких городов, в том числе расположенный у впадения Сулы в Днепр город Воинь, не случайно получивший свое символическое название. Это был действительно город-воин, "сторож" земли русской.

Отовсюду направлялись на пограничье со степью лучшие воины. На южных рубежах Руси создавалась былинная "застава богатырская". Ею, как щитом, оградила себя земля русская от хищных печенегов.

"Повесть временных лет" - древнейший летописный источник - донесла до нас немало народных преданий о борьбе с печенегами. Одно из них повествует о единоборстве русского юноши Никиты Кожемяки с печенежским богатырем, закончившемся гибелью печенега.

"Застава богатырская" на рубеже древнерусского государства со степью надолго запомнилась русскому народу. Она сделала свое дело: печенеги опасались нападать на Русь.

Но в 1036 году, собрав все свои силы, печенеги подступили к Киеву. Князь Ярослав Мудрый спешно выступил из Новгорода. Придя в Киев, он стал готовиться к решающей битве. Русские дружины вышли из города и выстроились в боевой порядок. Печенеги пошли на приступ. Ожесточенная битва длилась до вечера и закончилась полным разгромом неприятеля.

Борьба Руси с половцами

Но с востока надвигалась новая страшная опасность - половцы. В 1055 г. они подошли к Переяславской земле. Однако до военного столкновения дело не дошло - был заключен мир. Мир оказался непродолжительным. В 1061 году половцы напали на Переяславскую землю, разбили русские дружины, опустошили и разгромили все селения.

Более сильные и многочисленные, чем их предшественники, половцы заняли огромную территорию от Дуная до реки Урал. Они отторгли от Руси огромные массивы чернозема, разоряли и грабили села и города.

Более полутора столетий соседства Руси и половцев заполнены непрерывной борьбой.

Новый большой поход половцы предприняли на Русь в 1068 г. Русские князья, возглавлявшие киевские, черниговские и переяславские дружины, потерпели поражение. Но трехтысячная дружина черниговского князя Святослава, сражавшаяся под Сновском, разгромила двенадцатитысячное войско половцев. Много врагов потонуло в Снови, а их предводитель попал в плен.

В 90-х годах натиск половцев на Русь усилился. Половецкие ханы совершали набеги на южную Русь, осаждали Киев и Переяславль.

Одной из причин успеха половцев являлось отсутствие единства среди русских князей, враждовавших между собой и этим самым ослаблявших Русь. Объединить силы Руси для борьбы со степняками сумел князь переяславский (с 1113 года - киевский) Владимир Мономах. Прославленный своей победой над ханом Тугорканом, Мономах собрал в 1103 году у Долобска съезд князей, на котором было решено пойти на половцев.

Вышли в поход на ладьях и на конях. За порогами Днепра, у Хортицы, конные дружины двинулись на восток. Пешие рати, высадившись с ладей на берег, двинулись вслед за ними и на четвертый день подошли к реке Сутень, где обе части русского войска соединились. Половцы выслали навстречу свою разведку, но русские окружили ее и перебили. 4 апреля произошло столкновение главных сил. У половцев, как сообщает летопись, совершивших перед этим большой поход, "не было быстроты в ногах". Не приняв боя, они обратились в бегство, но русские преследовали их по пятам. Немало половцев, в том числе 20 ханов, погибло. Добычей русских стало много скота, коней, верблюдов, кибиток. "И вернулась Русь из похода с полоном великим, и со славой, и с победой великой".

Поход 1103 года положил начало ответным ударам Руси по половцам. В 1106 году их разбили у Заречска, в 1107 году у Лубен. Удар здесь оказался настолько неожиданным, что половцы, не успев даже поднять знамя, обратились в бегство, многие пустились бежать, не успев даже вскочить на коней. Победоносные походы русских следовали один за другим.

В течение второй половины XII и первой трети XIII века войны с половцами не прекращались. Русские рати наносили сильные удары по их войскам. В 90-х годах XII века эти удары также следовали один за другим. После этого походы половцев на Русь прекратились. "Богатырская застава" на юге спасла Русь от кочевников. В этой тяжелой борьбе огромную роль сыграли не только княжеские дружины, но прежде всего широкие народные массы, само население южно-русских земель, жители Киева, Чернигова, Переяславля, Путивля, Рыльска, Курска и других городов и окрестных сел.

Борьба с кочевниками навсегда запомнилась русскому народу. Она нашла отражение в русском устном народном творчестве, в былинах, связанных с именами князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, надежно стоявших на "богатырской заставе".

Борьба Руси с кочевниками сыграла огромную роль в истории русского народа. Она способствовала укреплению древнерусского государства, усилению его обороноспособности.

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Цитата из Библии, слова Иисуса Христа. В главе 26 Евангелие от Матфея описывается, как пришли арестовывать Иисуса, преданного . Один из сторонников Иисуса решил драться за него (гл. 26, стр. 51-52):

"51. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.

52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут ;".

В Откровение Иоанна Богослова (глава 13, стр. 10) сказано:

"Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом".

Эта фраза из Библии стала основой знаменитого выражения , приписываемого Александру Невскому.

Примеры

"История человечества наполнена доказательствами того, что физическое насилие не содействует нравственному возрождению и что греховные наклонности человека могут быть подавлены лишь любовью, что зло может быть уничтожено только добром, что не должно надеяться на силу руки, чтобы защищать себя от зла, что настоящая безопасность для людей находится в доброте, долготерпении и милосердии, что лишь кроткие наследуют землю, а поднявшие меч от меча погибнут ."

780 лет назад, в 1236 году, началась самостоятельная деятельность Александра Ярославича в качестве князя Новгородского. Военными победами на западных рубежах страны и умелой политикой на востоке он предопределил судьбу Новгородской и Владимирской Руси на два столетия. Он показал необходимость жестокого, бескомпромиссного противостояния с Западом и союзнических отношений с Востоком, Ордынским царством.

Юность

Родиной прославленного русского полководца был старинный русский город Переяславль (Переславль-Залесский), стоящий на реке Трубеж, впадающей в озеро Клещино (Плещеево). Назвали его Залесским потому, что в старину широкая полоса дремучих лесов как бы огораживала, защищала город от степи. Переяславль был столицей князя Ярослава Всеволодовича, человека властного, решительного и твердого в борьбе с врагами, большую часть своей жизни проведшего в военных походах.

Здесь 13 мая 1221 года у Ярослава и его жены княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери знаменитого воителя, князя Новгородского и Галицкого Мстислава Удатного, родился сын, второй по счету, которого назвали Александром. Ребенок рос здоровым и сильным. Когда ему исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения Александра в воины (инициация). Княжича опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родную землю от врага. С этого времени он мог руководить дружиной. Отец готовил из сына витязя, но приказал учить и грамоте. Изучал княжич и русское право - «Русскую Правду». Любимым занятием юного княжича стало изучение военного опыта его предков и событий родной старины. В этом отношении русские летописи служили бесценной сокровищницей знаний и военной мысли.

Но главным все же в обучении Александра стало практическое освоение всех премудростей ратного дела. Это было неписаным законом того сурового времени, и никаких поблажек княжичам не делали. На Руси тогда рано взрослели и становились воинами уже в подростковом возрасте. Уже в 4-5 лет княжич получал точную копию меча из мягкого, легкого дерева - липы (он позволял учить держать дистанцию в бою). Затем деревянный меч становился тверже и тяжелее - его делали из дуба или ясеня. Также детям давали лук и стрелы. Постепенно увеличивался размер лука, возрастало сопротивление тетивы. Сперва стрелу метали в неподвижную мишень, а затем в подвижную, княжичей брали на охоту. Охота была целой школой по выслеживанию, появлялись навыки следопыта, отроки учились убивать и смотреть опасности в лицо (психологическая подготовка). Опытные княжеские дружинники обучали детей Ярослава Всеволодовича верховой езде. Первоначально на хорошо выезженных боевых конях. К десятилетнему возрасту княжич обязан был лично усмирить необъезженного коня-трехлетку. Воины обучали княжича владением сулицей (русским дротиком) и копьем. Метко брошенная твердой рукой сулица поражала врага на расстоянии. Гораздо больше мастерства требовал бой на копьях. Здесь в первую очередь отрабатывался таранный удар тяжелым копьем. Вершиной искусства считался неотразимый укол в забрало.

Такое обучение не было исключением: оно было обязательным в княжеских семьях. Будущий князь - это и правитель, и профессиональный воин. Поэтому совсем не удивительны те факты, что почти все древнерусские князья были отборными витязями, лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями врагов. Схожую подготовку, хоть и попроще, без верховой езды, подготовки мечника (меч был дорогим удовольствием) и т. д., получали все свободные мужчины Руси. Лук, охотничье копье, топор и нож были повседневным русского человека той эпохи. А русы во все времена, считались лучшими воинами.

Особенности Великого Новгорода

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу, в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима. Под их присмотром продолжалось обучение княжичей ратному делу. Княжичи познавали Новгород, его порядки, чтобы в будущем не принимать опрометчивых решений, могущих вызвать ссору с вольными горожанами. Приглашенные на княжение зачастую просто изгонялись из Новгорода. Им указывали на дорогу, ведущую из города, со словами: «Иди, княже, ты нам не люб».

Новгород был самым многолюдным и богатым городом на Руси в начале XIII века. Поэтому он и назывался Великим. Его не коснулись набеги степняков на юге и ожесточенная борьба князей за Киев, который не раз опустошали, только усилили позиции северного центра Руси. Полноводный Волхов делил город на две части. Западная сторона называлась Софийской, здесь находился крепкий кремль - «детинец», а в нём величественный каменный собор Святой Софии. Длинный мост соединял Софийскую сторону с восточной частью города - Торговой стороной, самым оживленным местом в Новгороде. Тут находился торг. Сюда приезжали купцы из новгородских пятин (областей), с берегов Волги, Оки и Днепра, представители финно-угорских племен с побережья Балтики, жители Скандинавии и Центральной Европы. Русские продавали меха и кожи, бочонки с медом, воском и салом, кипы пеньки и льна; иноземцы везли оружие, изделия из железа и меди, сукно, ткани, предметы роскоши, вино и многие другие товары.

Новгород Великий имел свою особенную систему управления. Если в других русских землях вече уже уступило ведущую роль княжеской власти, то в Новгороде дела обстояли иначе. Высшим органом власти на новгородской земле являлось вече - собрание всех свободных граждан, достигших совершеннолетия. Вече приглашало на княжение приглянувшегося новгородцам князя с небольшой дружиной, чтобы князь не имел соблазна перехватить управление, и избирало из среды бояр посадника. Князь был полководцем феодальной республики, а посадник охранял интересы горожан, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал ополчением, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Кроме того, важную роль в городе играл выборный тысяцкий, который представлял интересы меньших бояр и черных людей, ведал торговым судом, спорами русских с иностранцами, участвовал во внешней политике аристократической республики. Важную роль также играл архиепископ (владыка) - хранитель государственной казны, контролёр мер и весов, владычный полк следил за порядком.

Приглашенный на новгородское княжение князь (как правило, из владимирских земель, бывших хлебной житницей вольного города) не имел права жить в самом Новгороде. Его резиденцией вместе с дружиной было Городище на правом берегу Волхова.

Новгород по тем временам представлял собой мощную, мобильную военную организацию. Вопросы защиты Новгорода от внешних врагов всегда решались на вечевых собраниях. Перед угрозой вражеского нападения или выступления в поход самих новгородцев собиралось вече, на котором определялась численность войска и маршруты движения. По старому обычаю Новгород выставлял ополчение: каждая семья посылала всех своих взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ выйти на защиту родной земли считался несмываемым позором. Дисциплина войска поддерживалась устным обещанием-клятвой, в основе которой лежали решения веча. Основой войска было городское и сельское народное ополчение, формируемое из ремесленников, мелких торговцев и крестьян. В состав войска также входили дружины бояр и крупных купцов. Число приводимых боярином воинов определялось обширностью принадлежавших ему земельных владений. Дружины бояр и новгородских купцов составляли конную «переднюю дружину». Войско делилось на полки, численный состав которых не был постоянным. Новгород мог выставить до 20 тысяч воинов, что для феодальной Европы было большим войском. Во главе войска стояли князь и посадник. Ополчение собственно города имело стройную структуру, соответствовавшую административному делению Новгорода. Оно набиралось с пяти городских концов (Неревский, Людин, Плотницкий, Славенский и Загородский) и насчитывало около 5 тыс. бойцов. Городским ополчением руководил тысяцкий. Ополчение состояло из сотен во главе с сотниками. В сотню входили ополченцы нескольких улиц.

Кроме того, Новгородская земля с древних времен славилась флотом. Новгородцы слыли опытными и бесстрашными мореходами, умевшими хорошо сражаться и на воде. Их морские суда имели палубу и парусную оснастку. Речные суда были достаточно вместительны (от 10 до 30 человек) и быстроходны. Новгородцы умело пользовались ими для переброски войска и перекрытия рек, когда требовалось закрыть путь вражеским судам. Флот новгородцев неоднократно участвовал в военных походах и одерживал убедительные победы над шведскими кораблями. А речные флотилии новгородцев (ушкуйники) активно действовали на Волге и Каме, а также Севере. Именно в Новгороде князь Александр познал боевые возможности судовой рати, скорость передвижения пешего войска по воде. То есть был восстановлен опыт Святослава Великого, который с помощью судовых ратей мог стремительно перебрасывать войска на огромные расстояния и успешно противостоять Хазарии, Болгарии и Византии.

Надо сказать, что связывание создания русского флота с именем Петра I неверно в корне. Русский флот существует с древнейших времен, о чём свидетельствуют победы Рюрика, Олега Вещего, Игоря и Святослава и других русских князей. Так, в Новгородской земле флот существовал несколько столетий, наследуя традиции русских варягов.

Боевое управление новгородского войска мало чем отличалось от других русских войск. Его «чело» (центр) обычно состояло из ополченческой пехоты. На крыльях (флангах), в полках правой и левой руки, становилась княжеская и боярская конница (профессиональные воины). Для повышения устойчивости боевого порядка и увеличения его глубины перед «челом» располагался полк лучников, вооруженных длинными луками, длина тетивы которых (190 см) способствовала большой дальности полета стрел и мощной убойной силе. Последнее было очень важно в постоянных боевых столкновениях с тяжеловооруженными немецкими и шведскими воинами. Сложный русский лук прошивал доспехи рыцарей. Кроме того, центр могли укрепить повозками, санями, чтобы пехоте было легче отбивать натиск вражеской конницы.

Такое построение новгородского войска имело целый ряд преимуществ перед боевыми порядками западноевропейского рыцарства. Оно было гибким, устойчивым, позволяло в ходе сражения маневрировать не только конницей, но и пехотой. Новгородцы иногда усиливали одно из крыльев и создавали глубокую ударную колонну «пешцев». Располагавшаяся за ними конница в ходе боя совершала охват, нанося удар с тыла и фланга. На походе русская рать, умевшая совершать быстрые и дальние переходы, всегда имела впереди сторожевой отряд («сторожу») для разведки противника и наблюдения за его действиями. Эти познания из области военного дела, основы ратного искусства Руси того времени с раннего детства усвоил Александр Ярославович.


Собор Святой Софии, премудрости Божией, в Новгороде - символ республики

Угроза с Запада

Пока князь Александр Ярославич подрастал, на границах Новгородской земли становилось все тревожнее. В Прибалтике агрессивно вели себя немецкие рыцари-крестоносцы, не скрывавшие далеко идущих планов в отношении Руси. Католический Рим и его инструмент - «псы-рыцари», считали русских ненастоящими христианами, еретиками, почти язычниками, которых необходимо заново «крестить» огнем и мечом. Кроме того, западные феодалы зарились на богатые русские земли. На соседнее Полоцкое княжество участились набега литовцев, которые, создавая свою государственность и вступив в борьбу с крестоносцами, вторгались и в пограничные русские земли. На земли финских племен, бывших под управлением Новгорода, начали совершать походы шведские феодалы.

Новгородский князь Ярослав Всеволодович, чтобы обезопасить северо-западные границы Русской земли, совершил ряд удачных походов - в 1226 году против литовцев и в 1227 и 1228 годах в Финляндию против шведов. Но задуманный им поход против немецких рыцарей-крестоносцев сорвался. В подкрепление новгородскому войску он привёл владимирские дружины. Однако псковские и новгородские бояре усмотрели в этом усиление княжеской власти и отказались участвовать в походе. Владимирцы вернулись домой. Ярослав Всеволодович, рассорившись с новгородцами, уехал с женой в Переяславль, дав время горожанам одуматься. Сыновья Александр и Федор остались в Новгороде. Но вскоре там начались волнения, и февральской ночью 1229 года боярин Федор Данилович и тиун Яким тайно увезли княжичей к отцу.

Однако дела у Новгорода шли плохо. Пришлось новгородцам помириться с князем и вновь вернуть его. Ярослав Всеволодович обещал горожанам править по старым новгородским обычаям. 1230 году Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра. Три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор неожиданно умер. Александру рано пришлось вступить на ратное поприще. Отец, готовя себе смену и продолжателя княжеского рода, постоянно держал теперь юного Александра при себе. Тот стал познавать княжескую науку управлять землями, вести дипломатические отношения с чужеземцами и командовать дружинами.

Тем временем на границах Новгорода возникла страшная угроза. Вслед за землями латышей крестоносцы захватили земли эстов. В 1224 году пал Юрьев (Дерпт). Крепость защищала русско-эстонская рать во главе с русским князем Вячеславом (Вячко). Защитники города в жестоком бою пали все до единого. Ободренный успехом Орден меченосцев в 1233 году внезапным ударом взял русскую пограничную крепость Изборск. Псковская рать выбила крестоносцев из захваченного ими городка. В том же году немецкие рыцари совершают набег на новгородские земли. Для отражения агрессии князь Ярослав Всеволодович приводит в Новгород переяславские дружины. К нему присоединяются новгородские и псковские рати. Объединенное русское войско, во главе которого стояли Ярослав и Александр, пошло в поход против рыцарей-меченосцев и в 1234 году подошло к Юрьеву. Рыцарское войско вышло навстречу. В яростной битве немецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Опрокинутое русскими воинами, оно было загнано на лед реки Эмбах. Лед проломился и многие рыцари ушли на дно реки. Оставшиеся в живых немцы в панике бежали и затворились в крепостях. Меченосцы срочно отправили послов к Ярославу Всеволодовичу и он «взял с ними мир на всей правде своей». Орден стал платить дань новгородскому князю и клятвенно обещали больше не нападать на владения Великого Новгорода. Понятно, что это было притворное обещание, захватнические планы по отношению к русским землям никто не отменял.

Участие в походе к Юрьеву-Дерпту и сражение на реке Эмбах дало возможность четырнадцатилетнему Александру Ярославичу познакомиться «в деле» с немецкими рыцарями. Из отрока вырастал храбрый молодой витязь-князь, привлекавший к себе людей отвагой и разумностью, красотой и ратным умением. Сдержанный в суждениях, обходительный в общении с людьми различных социальных слоев, не нарушающий древних обычаев Великого Новгорода, молодой князь пришелся по душе простым новгородцам. Ценили его не только за ум и начитанность, но и за храбрость и ратное мастерство.


Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго, сила же его бе яко часть от силы Самсоновы, гласъ же его слышати яко труба въ народе»

Новгородский князь

В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени началась самостоятельная военно-политическая деятельность Александра. Александр Ярославич стал военным правителем огромной Новгородской земли, которой угрожали шведы, немецкие рыцари и литовцы. Именно в эти годы сложились черты характера Александра, которые впоследствии завоевали ему славу, любовь и уважение современников: ярость и одновременно осторожность в бою, умение ориентироваться в сложной военно-политической обстановке и принимать правильное решение. Это были черты великого государственного деятеля и полководца.

Наступил грозный 1237 г. Ордынские войска вторглись на Русь. Разгромив Рязань и Владимир, Батый двинул войско на Новгород. Юный князь Александр готовился к защите Новгорода. Удар армии Батыя героически принял на себя Торжок. Две недели шла неравная ожесточенная сеча (оборона 22 февраля - 5 марта 1238 г.). Жители небольшого городка отбивали яростные приступы врага. Однако стены рухнули под ударами таранов. Новгородская богатая верхушка отказалась направить войско на помощь своему порубежному пригороду. Князь вынужден был заниматься только подготовкой самого Новгорода к обороне.

Страшная угроза обошла Новгород. От урочища Игнач-крест степняки круто повернули на юг. Точно неизвестно почему ордынцы не пошли на богатый Новгород. Исследователи приводят несколько причин:

1) наступала весенняя распутица, в лесах таяли снега, замерзшие северные болота грозили превратиться в топи, непроходимые для большого войска;

2) войско Батыя понесло серьёзные потери, в тылу ширилось партизанское движение. Хан знал о многочисленном и воинственном войске Новгороде, силе его укреплений. Он видел перед собой пример обороны небольшого Торжка. Батый не хотел рисковать;

3) возможно, что уже шёл процесс налаживания контактов между Батыем и частью русских князей, включая отца Александра - Ярослава Всеволодовича.

Прошел год после ухода полчищ Батыя. На Руси произошло важное событие - великокняжеский съезд. В Новгород прибыли гонцы от Ярослава Всеволодовича. Он велел сыну явиться во Владимир. Путь Александра лежал через разоренную землю в выжженный завоевателями древний Владимир, где отец собрал уцелевших в сражениях русских князей - потомков князя Всеволода Большое Гнездо. Предстояло избрать великого князя Владимирского. Съехавшиеся князья назвали им Ярослава Всеволодовича. Александр вновь возвратился в Новгород. Так, Ярослав Всеволодович наследовал Владимир за братом Юрием, а Киев занял Михаил Черниговский, сконцентрировав в своих руках Галицкое княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество.

Великий князь Владимирский Ярослав добавил Александру владений, выделив еще Тверь и Дмитров. Отныне на восемнадцатилетнего князя легла защита западных русских рубежей. А военная опасность уже зримо надвигалась на Русь с Запада. Европейские властители готовились к новому крестовому походу против славян и прибалтийских народов. 12 мая 1237 года глава католической церкви утвердил соединение Тевтонского и Ливонского орденов (бывший Орден меченосцев). Магистр тевтонцев стал великим магистром (гроссмейстером), а вошедший в его подчинение ливонский магистр принял титул магистра края (ландмейстера). В 1238 году папа Римский и магистр Ордена подписали договор, который предусматривал поход в земли язычников - ижорян, карел, входивших в состав Новгородской Руси. Папа Григорий IX призвал немецкое и шведское рыцарство силой оружия покорить языческие финские племена. В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов. Готовился объединенный поход, целью которого являлся захват северо-западных русских земель. Войска крестоносцев стягивались к границам. Рим и западные феодалы планировали воспользоваться ослаблением русских княжеств, обескровленных в результате Батыева нашествия.

В 1239 году Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на княжне Александре, дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.