В процессе психологического консультирования реализуются принципы конфиденциальности. Этические аспекты психологического консультирования. Что делать, если ваш случай стал достоянием общественности

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что специалист лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Однако, далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в практике психологического консультирования.

Можно выделить следующие принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что консультант во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт консультанта, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации консультант ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. Таким исключением можно считать ситуацию, когда консультант узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается “обезоружен” контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Во многом сохранение авторитета консультанта для клиента связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения консультантом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит “нагнетать атмосферу”, настаивать, пытаться выяснить все “до конца”. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Этические аспекты психологического консультирования.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта - психолога.

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования;

О своей квалификации;

Об оплате за консультирование;

О приблизительной продолжительности консультирования;

О целесообразности консультирования;

О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких - либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио - и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования.

Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Можно выделить два уровня конфиденциальности.

Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого - то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы.

Другой важный этический принцип - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов, недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

3 Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности

4 Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом)

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

Другие новости по теме:

  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 1. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом чис...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теорети...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. КОНСУЛЬТАНТ 2. 1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ ТИРОВАНИИ В практике психологического консультирования и пси хотерапии ежедневно приходит...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ 3.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязатель...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Оценка результатов консультирования Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей рабо...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Чувства консультанта и самораскрытие Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс.
  • психологический консультирование эмоциональный этический

    Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).

    Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.

    1. Обеспечение конфиденциальности.

    2. Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).

    3. Осознание консультантом своей ограниченности.

    Рассмотрим подробнее эти правила.

    1. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).

    А. В процессе заключения контракта с клиентом (в самом начале консультирования) оговаривается возможность и формы использования информации о нём в профессиональных целях. Сюда относится представление «случая» для супервизирования, предоставление описания встреч для учебных целей или для контроля деятельности консультанта и другое «открытие» информации о клиенте, цели которого оговариваются (обсуждаются) с клиентом.

    Б. При выборе условий и обстоятельств использования полученной в процессе консультирования информации критерием являются интересы клиента. Например, при одновременном консультировании разных членов семьи информация о них передаётся с их согласия во имя их блага. Так же, как и в первом случае, в ходе заключения контракта с клиентом последний информируется о возможных обстоятельствах, при которых не соблюдается конфиденциальность.

    Бесспорно, существуют границы соблюдения конфиденциальности, они описаны в литературе (Р. Кочюнас, Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) и др.:

    1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

    3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

    5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    6. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    7. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    Наиболее часто в литературе указываются следующие условия и обстоятельства, ограничивающие соблюдение принципа конфиденциальности в консультировании (5):

    1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    2. Преступные действия, совершаемые над несовершеннолетними (насилие, развращение, инцест и др.).

    3. Необходимость госпитализации клиента.

    4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    2. Второй принцип, принцип автономности, относится к типу отношений консультанта и клиента и постулирует соблюдение личных прав и свобод клиента. Он включает, прежде всего, профессиональную ответственность консультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уважение особенностей клиента. Такое отношение проявляется на всех этапах консультирования, в каждой интервенции консультанта по отношению к клиенту: то, как консультант представляется, то, как он обращается к клиенту, как заключает с ним контракт на консультирование. Предоставление клиенту исчерпывающей информации об условиях консультирования, возможности выбирать направление и способы работы в процессе консультирования, ознакомление его с тем, что будет происходить и каковы границы конфиденциальности - всё это создаёт взаимные уважительные и доверительные отношения с клиентом. В этом случае у него не возникнет ощущения, что с ним что-то делают, что им манипулируют.

    3. Третий этический принцип консультирования - осознание консультантом своих границ. Он сконцентрирован на вопросах, относящихся к ответственности консультанта по поводу своей профессиональной компетенции. Он может касаться вопросов рекламы и экспертизы, профессиональных полномочий и ответственности перед обществом. В целях повышения осознанности этих вопросов консультанту рекомендуется делиться своим опытом с коллегами, работать с супервизором. При этом важно также отслеживать взаимное влияние консультанта и клиента. Консультант должен уметь определять меру помощи, которую может оказать клиенту. При недостаточной компетентности консультант обязан обращаться за помощью и супервизией к более опытным коллегам и в отдельных случаях даже отказаться от консультирования.

    Практикующий консультант, как и любой другой человек, не может претендовать на совершенство, он по-своему ограничен. Он не может рассчитывать на отличный результат с каждым клиентом. Как пишет Кочунас, «Честно говоря, с некоторыми клиентами вообще невозможно работать. Да и не нужно. Цель консультанта -- не стать специалистом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы. Не следует забывать, что какой бы ни была проблема -- неудачи в школе, алкоголизм или семейный конфликт, -- понять ее можно только при анализе переживаний человека. Обязанность консультанта -- понять клиента, а не найти ответы на вопросы, которые ставит перед клиентом жизнь».

    Понимая свою ограниченность, в рамках уже первой встречи ему следует решить, будет ли он продолжать работу с данным клиентом. В том случае, если консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые клиентом проблемы, либо проблемы клиента требуют специализированной помощи, или дальнейшей работе могут мешать еще какие-нибудь причины (например, личные), клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению специалистов, следующие:

    1. Консультант не компетентен решать проблему, изложенную клиентом.

    2. Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.

    3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.

    4. Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.

    5. После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении (Кочунас: George и Cristiani (1990)).

    3. Следующий этический принцип - запрет на двойственные отношения. Как показывает практика, консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов нецелесообразно. Это связано с существующим в двойных отношениях конфликтом интересов и со сложностью разграничивать двойные отношения. Также это связано с развитием в отношениях клиента и консультанта явлений переноса и контрпереноса (подробнее они рассматриваются в следующем разделе пособия). Понимая специфику этих явлений и их влияние на такие «специальные» отношения, которыми оказываются отношения консультанта и клиента, можно понять, что переход границ «специальных» отношений в другой тип отношений, с одной стороны, нарушает их целительный характер, их «лабораторность», необходимую для исследования в их контексте проблем клиента. И с другой стороны, переход отношений «консультант-клиент» в личные или деловые приводит к тому, что они становятся направленными на удовлетворение тех или иных потребностей и желаний партнёров. При этом консультант теряет возможность занимать объективную и отстранённую позицию, являющуюся условием психологической и психотерапевтической помощи.

    Сексуальные отношения между консультантами и клиентами являются неприемлемыми ни с этической, ни с профессиональной точек зрения. Они основаны на злоупотреблении преимуществами роли консультанта и особенностями консультативных и терапевтических отношений.

    Все виды двойственных отношений в консультировании характеризуются уязвимостью клиента, «переносными» отношениями клиента к консультанту, зачастую с элементами идеализации. Все виды двойственных отношений между консультантом и клиентом изначально не равноправны и заключают в себе опасность эксплуатации клиента. Одна сторона в них (клиент) более уязвима, чем другая (консультант).

    Помимо перечисленных, в литературных источниках описываются и другие этические принципы консультирования. В них фокусируются цели и направленность работы консультанта. Это принципы: благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда); принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба); принцип действия в интересах клиентов. Реализации этих принципов достичь существенно сложнее, чем их декларировать. Опасность заключается в соблазне для консультантов распространять на клиентов свои личные ценностные ориентации и игнорировании их действительных потребностей и степени заинтересованности двигаться (или не двигаться) в том или ином направлении.

    Необходимость следования этическим принципам консультирования кажется, на первый взгляд, абсолютно понятной и простой для соблюдения. Однако в реальной практике встречаются объективные трудности их применения. В литературе описаны основные из них:

    1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

    2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором

    3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики (Кочюнас: George и Cristiani (1990)

    Именно упомянутые этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем.

    Например, в работе с клиентами, имеющими суицидные намерения, в противоречие входят обеспечение безопасности клиента и сохранение его автономии и права на свободное самоопределение. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Кочюнас: Beauchamp, Childress, 1983).

    В литературе обсуждаются сложные ситуации, например, как вести себя консультанту, если в ходе сеанса он узнаёт об асоциальном замысле клиента, если он наблюдает следы насилия или признания об инцесте от ребёнка, если родители просят рассказать подробнее о внутреннем мире своего скрытного подростка и многие другие.

    В некоторых странах (например, в США) несоблюдение психологом этических принципов может привести к лишению его диплома и права на практику.

    При подробном рассмотрении этических принципов консультирования становится понятным, что все они взаимосвязаны и взаимоперетекают друг в друга. Источниками информации, опорными пунктами для консультантов при принятии этических решений становятся свои морально-нравственные ценности, ориентация на этические стандарты и правовые прецеденты, супервизии и советы своих коллег, кодексы и справочники. Как для своего собственного благополучия, так и для благополучия клиентов консультантам очень важно быть хорошо информированными в области этики и морали.

    Психологическое консультирование

    Введение. 3

    1. Сущностьпсихологического консультирования. 5

    2. Принципы психологического консультирования. 9

    3. Этапы психологического консультирования. 13

    Заключение. 17

    Список использованной литературы.. 19


    Введение

    Актуальность выбранной темы работы обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы работы.

    Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.

    Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или используются психологические знания. Таким образом, первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Консультантам-психологам приходится работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Каждый из них требует от психолога особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования.

    Цель работы является исследование этапов и принципов реализации психологического консультирования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие, цели и задачи психологического консультирования.

    2. Охарактеризовать принципы психологического консультирования.

    3. Определить этапы психологического консультирования.

    Теоретическую основу работы составили учебные пособия по психодиагностике и психологии управления.

    1. Сущность психологического консультирования

    Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.

    В сочетании с биоэнерготерапией, психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний.

    Консультация психолога может быть полезна всем взрослым людям, которые ощущают:

    · беспокойство, стр

    ахи или бессилие;

    · раздражительность;

    · плохое настроение, апатию;

    · бессонницу

    · суицидальные мысли

    · игровую и другие зависимости

    · чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой.

    Психологические консультации часто необходимы подросткам:

    · которые чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;

    · страдают от недостатка уверенности в себе;

    · испытывают затруднения в общении со сверстниками;

    · сомневаются в своих способностях;

    · боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений.

    · испытывают дефицит любви.

    · страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.

    Психологические консультации могут помочь семьям и супружеским парам:

    · которые испытывают сложности и конфликты во взаимоотношениях друг с другом, с детьми, с родителями;

    · а также тем, кто решил расстаться и наладить вновь свою личную жизнь.

    За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.

    Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.

    В наш "прогрессивный" век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ведёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи велика. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, психологическое консультирование развито слабо.

    Во-первых, многие люди думают, что сами справятся со своими проблемами и трудностями, а, дотянув до хронического заболевания или невроза, получают результат несвоевременного обращения к врачу.

    Во-вторых, столкнувшись единожды с так называемыми "психоаналитиками", "психологами" или "целителями" знают, как не просто найти хорошего специалиста. В этой области, как ни в какой другой, формальные профессиональные регалии психолога не способны обеспечить успех. Исцеление души не является чисто технической проблемой. Психологическая помощь - это совместная душевная работа, требующая времени и желания стать здоровым и счастливым.

    В-третьих, некоторые думают, что психологическое консультирование - простая, ни к чему не обязывающая и не приводящая беседа, наподобие бесед с друзьями и коллегами. Это является распространённым заблуждением, так как беседа - один из способов или методов нахождения причин заболевания или проблемы. Уже во время беседы опытный психолог начинает лечение, в частности на уровне работы с подсознательной сферой.

    Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь пациенту, который очень часто оказывается не на столько болен, как он думает сам или не болен вообще.

    Человек, обращающийся к психологу за психологической помощью, формулирует свой вопрос, в котором отражена его основная проблема и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы. Форма и содержание запроса бывают разнообразными.

    Но требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента или предполагающие, что за клиента все сделает специалист, или что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное, не оправдают его надежд. Фразы наподобие: "От меня ушел муж: сможете его вернуть!"; "Меня преследуют странные мысли: сделайте так чтобы их не было"; "Загипнотизируйте меня, я хочу проснуться другим человеком", не относятся к образу действия профессионального психолога. Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психологе-консультанте. Не "по адресу" также запросы, подразумевающие чисто фармакологическое решение: "У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства", а также запросы, которые, в силу их сложности, должны сопровождаться специализированной медицинской помощью (психиатрическим лечением и пр.). Неадекватно выглядит также запрос на виртуальный контакт с психологом: "Проведите со мной эффективную работу через Интернет или по телефону"! Это равносильно тому, чтобы виртуально сходить к стоматологу или гинекологу. Многие не понимают, что психолог, - это тоже врач, который лечит, прежде всего, душу человека, а тело автоматически приходит в состояние бодрости и здоровья, если достигается душевный покой и гармония.

    Психолога нельзя "нанять" как нанимают, например, гувернера или личного водителя, определив для него обязанности или поставив "задачу" и устраниться от личного участия. Психологическая работа - это именно работа, где клиент и психолог сообща ищут решения, это - общее дело, требующие сотрудничества. Необходимо присутствие клиента, он должен быть личностно вовлечен в процесс и готов к тому, что работа, связанная с исследованием и изменением себя не является легкой. От психолога потребуется профессионализм, а от клиента - определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и готовность включаться в развивающийся процесс исцеления.

    О деятельности любого человека говорит результат! О деятельности врача, психолога и биоэнерготерапевта говорят здоровые, счастливые и улыбающиеся лица людей, которые достигли результатов в познании себя и самосовершенствовании.

    О "волшебных" превращениях", об исцелении души и тела, об изменениях в личной жизни и бизнесе, о нахождении своей "половины" и гармонизации отношений с окружающим миром, о разрешении своих проблем и нахождении пути выхода из кризисной ситуации можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.

    2. Принципы психологического консультирования

    Основными принципами психологического консультирования называются условия, без которых психологическое консультирование не может состояться. Три необходимых составляющих психологического консультирования это - консультант, человек и терапевтические отношения между ними. К каждой из этих трех составляющих предъявляются особые условия, без которых ее участие в процессе психологического консультирования будет неэффективно.

    Первое условие эффективного консультирования - личность консультанта. Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования.

    Консультант должен обладать следующими свойствами личности: - проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; - чувствительность к установкам и поведению других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; - способность вызывать доверие других людей; - уважение прав других людей; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга.

    Обобщая эти требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

    Следующее важное качество личности консультанта - самопонимание. Для консультанта очень важно в процессе психотерапии отдавать отчет в своих собственных эмоциях и переживаниях. Очень важно реалистично относиться к себе, иметь адекватную самооценку и адекватное отношение к жизни вообще. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.

    В психологическом консультировании существует специальный термин, обозначающий важное качество хорошего консультанта - аутентичность (греч. Authentikys - подлинный).

    Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у человека недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта нет внутренней готовности, решать проблему человека, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. Аутентичный консультант позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Человек должен доверять консультанту лично и как профессионалу.

    Эмпатия является непременным условием консультирования. Слово происходит от греческого «pathos» (сильное и глубокое чувство близкое к страданию) с префиксом «em» - означающим направление внутрь. Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Главной чертой эмпатии является реальное эмоциональное присутствие консультанта. Более того, здесь происходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и человек. Таким образом, проявление эмпатии означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания человека, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир человека и понять смысл разных событий в этом мире.

    Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет человекам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства - злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - человек имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатическое понимание можно показать человеку самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, и т.п.

    Можно предположить, что следующим основным принципом психологического консультирования является психологический контакт. Доверительный контакт консультанта и человека, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к человеку, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, - существенной составляющей психологического консультирования. Существуют так же термины «рабочий альянс», «рабочий союз», «рабочие отношения». Рабочий альянс представляет собой те аспекты взаимоотношений между консультантом и человеком, которые фиксируются в консультативном контракте: имеется в виду договоренность работать в определенном режиме с целью избавления человека от его психологических проблем. Рабочий альянс превалирует, когда человек откровенно рассказывает о своих мыслях и чувствах и анализирует их совместно с психотерапевтом. Специфика консультативного контакта меняется от одного человека к другому. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Несмотря на такое разнообразие подходов к существу консультативного контакта, большинство специалистов едины во мнении, о его важности в процессе консультирования.

    Существуют еще некоторые важные принципы психологического консультирования, имеющие отношение к личности человека. Это принципы, которые указывают пределы эффективности психотерапии. Эти условия касаются особенностей человека и его объективных возможностей по принятию помощи со стороны консультанта.

    1. Напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт. Чаще всего за консультацией обращаются люди в кризисные, переломные моменты своей жизни, когда имеющиеся механизмы адаптации не срабатывают, а устоявшееся мировоззрение рушится под ударами судьбы.

    2. Обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться индивиду, не настолько неблагополучны и неизменны, чтобы он не смог при желании контролировать или изменить их.

    3. У индивида есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время запланированных бесед с консультантом.

    4. Он способен выражать это напряжение и конфликты вербально либо иными средствами. Осознанная потребность в помощи предпочтительна, но не необходима.

    5. Он в достаточной степени независим эмоционально, а также физически от непосредственного семейного контроля.

    6. Он не страдает от чрезмерной неустойчивости, особенно органического происхождения.

    7. Он обладает достаточным интеллектом - средним или высоким, - чтобы справиться со своей жизненной ситуацией.

    8. Подходит по возрастному критерию - достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить некоторую гибкость при адаптации.

    Таким образом, принципы психологическогоконсультирование нужно рассматривать через ряд условий, предъявляемым к трем составляющим психологического консультирования: консультант, человек и консультативный контакт, соблюдение которых позволяет провести психологическое консультирование максимально эффективно.

    3. Этапы психологического консультирования

    Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

    Важно отметить, что каждый этап психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

    Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

    1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о человеке, которую можно получить от третьих лиц, например от человека предприятий, руководителя организации, коллег по работе. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

    2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. То же самое со своей стороны делает человек. Человекдолжен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности. Не следует вселять в человека надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение человека о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

    3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы человека и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч. На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры.

    4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений.

    5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с человеком наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано человеком. Желательно, чтобы время от времени человек сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и человек в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

    На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

    Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

    Заключение

    В заключение работы подведем обобщающий итог.

    Психологические консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

    Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.

    Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь человекам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека

    Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.

    Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

    Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.

    Список использованной литературы

    1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - № 1.2. Вересов Н.Н.Психология управления, учебное пособие. - М., 2001.3. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. - М., 2001.4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.5. Кубра М. Управленческое консультирование. - М., 1992.6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.7. Ревенко Н.В. Психология управления. - СПб., 2001.8. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.


    Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - С. 37.

    Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 126.

    Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. - С. 58.

    Мэй Р. Указ. соч. С. 61.

    Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - №1. - С.22-33.

    Принципы психологического консультирования.

    Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

    1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
    2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
    3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
    4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
    5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
    6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

    Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

    1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
    2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
    3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
    4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
    5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

    Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

    Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

    Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

    Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

    Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

    Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

    • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
    • чувствительность к установкам и поведению других людей;
    • эмоциональная стабильность и объективность;
    • способность вызывать доверие других людей;
    • уважение прав других людей.
    • доверие к людям;
    • уважение ценностей другой личности;
    • проницательность;
    • отсутствие предубеждений;
    • самопонимание;
    • сознание профессионального долга.

    1. Личная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

    2. Социальная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

    3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние . Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

    Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

    Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

    Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

    Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

    Этические аспекты психологического консультирования.

    Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

    1. Консультант ответственен в своей работе:
    перед своим клиентом;
    перед членами семьи клиента;
    перед организацией, в которой он работает;
    перед общественностью (вообще);
    перед своей профессией.

    2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
    об основных целях консультирования;
    о своей квалификации;
    о приблизительной продолжительности консультирования;
    о целесообразности консультирования в данной ситуации;
    о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
    о границах конфиденциальности.

    Конфиденциальность:
    Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
    Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
    Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
    Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
    Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
    - преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
    - необходимость госпитализации клиента,
    - участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
    - повышенный риск для жизни клиента или других людей