Некачественная вода в частном доме. Куда жаловаться на плохую воду из крана. Права и обязанности организаций, осуществляющих водоснабжение

Разве можно употреблять такую воду для приготовления пищи или умываться ей? Конечно, нет. А раз так, то и платить за неё нет никакого резона. Мало кто знает, но в законе РФ существуют нормы и правила, регулирующие качество поступающей в дома воды; и, если ими умело пользоваться, можно реально «очистить» свой водопровод.

Закон всё-таки писан

С принятием действующего Жилищного кодекса РФ Правительство Москвы утвердило и новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - КУ) гражданам, где четко указано, каким образом должны предоставляться КУ и как должна изменяться плата, если услуга оказывается некачественно (Постановление Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Вот, например, выдержки из Постановления, которые касаются проблемы некачественной воды:

«Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение».

Как видно из п.6 Правил, вода все же ДОЛЖНА БЫТЬ надлежащего качества. А п.7. тех же Правил указывает на тех, кто несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды. Это ресурсоснабжающие организации (Исполнитель).

Одновременно с этим у нас, как у Потребителей, есть права, четко прописанные в п. 51:

Получать в необходимых объемах КУ надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;

Получать от Исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

Требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие непредоставления и предоставления КУ ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ.

За воду - в бой!

А раз у нас есть права, нужно научиться их отстаивать. И первое , что должен для этого уяснить каждый потребитель, - это то, что вода по составу и свойствам ВСЕГДА должна соответствовать санитарным нормам. Отклонение от санитарных норм не допускается. При несоотвествии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата НЕ ВНОСИТСЯ за каждый день предоставления КУ ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Второе . В случае непредоставления КУ или предоставления ненадлежащего качества, ВЫ уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу (далее - АДС) исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Третье . Уведомить АДС можно как письменно, так и устно (в т.ч. по телефону), все заявки подлежат регистрации. При этом вы обязаны сообщить свои ФИО, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной или предоставленной ненадлежащего качества КУ. Сотрудник АДС обязан принять заявку, сообщить свои ФИО, номер заявки и время ее приема.

Четвёртое . Если сотруднику АДС известны причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества, он обязан сообщить об этом вам и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Пятое . Если же причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества неизвестны, сотрудник АДС обязан согласовать с вами точное время и дату установления факта непредоставления или проверки качества предоставления КУ. По результатам проверки составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

Шестое . Если вы и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению по качеству предоставления КУ, то определяются новое время и дата оценки качества предоставления КУ. Для оценки приглашается представитель госжилинспекции и представитель Роспотребнадзора. По результатам повторной оценки качества предоставления КУ составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в АДС заявки;

б) время, указанное в первичном акте, составленном исполнителем, - в случае выявления исполнителем факта предоставления КУ ненадлежащего качества.

А теперь, внимание

Составленный и подписанный обеими сторонами акт - это основание для перерасчета платы за КУ, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и ВАШЕМУ имуществу или совместно проживающих с вами лиц, составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у вас, второй - у исполнителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания ВАМИ акта об устранении недостатков предоставления КУ;

б) с момента возобновления предоставления КУ надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

При этом исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления КУ, а это значит, что ВЫ вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

* Анна Николаева - юрист, специалист в области гражданского права.

Предоставление коммунальных услуг согласно ГК РФ должно осуществляться на основании договора, который может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентных действий). Чаще всего заключение договора таким образом (пользование ресурсом, его ежемесячная оплата) происходит в отношении услуг холодного и горячего водоснабжения, о которых пойдет речь в настоящем материале.

Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)

Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.

Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:


  • по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
  • до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.

В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.

Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.

Нормативы качества горячего водоснабжения

В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.

Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Некачественные услуги водоснабжения

Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:

  • низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
  • несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.

Для горячего водоснабжения - это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.

Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.

Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).

Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.

Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.

ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях - подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.

Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Судебные споры

Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.

Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.

Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.

В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.

ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

Кто отвечает за состояние первого от стояка крана горячей и холодной воды? Собственник квартиры или управляющая компания (ТСЖ )? Так или иначе, с этими вопросами сталкивался, считай, каждый собственник квартиры. Кран - потек, за чей счет замена? Кран сорвало - кто будет оплачивать ущерб? Так вот, Верховный суд РФ в своем решении утверждает: за состояние первого от стояка крана отвечает управляющая компания.

Кто отвечает за первый от стояка кран воды в квартире?

Горячая и холодная вода в квартирах многоквартирных домов подается по так называемым «стоякам ». От них, через «отводы », осуществляется внутриквартирная разводка по точкам потребления (раковины , ванны, унитазы и т.д.)

При этом стояки входят в состав общедомового имущества и за них отвечает управляющая организация (ТСЖ , управляющая компания и т.п.). А за «отводы » отвечают собственник квартиры. Граница ответственности проходит по первому после «стояка » крану. Но кто отвечает за сам кран?

Действующее законодательство этот момент трактует следующим образом:

В частности, п.5 Правил Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме говорит:

… В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых ) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков , а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях…

(Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Пункт 5)

Вроде бы все ясно - первые от стояка краны входят в состав общедомового имущества. Однако в реальной жизни коммунальщики действуют по своей логике. Вот одна из историй.

В квартире жительницы Магадана произошла авария - сорвало кран на «гребенке » холодной воды, расположенной на отводе от стояка. Вода затопила квартиру и пролилась в квартиру этажом ниже. Общая сумма ущерба оказалась больше 10 000 рублей.

Управляющая компания добровольно компенсировать ущерб отказалась. Хозяйке квартиры пришлось подавать в суд. Городской суд Магадана требования истицы были удовлетворены. Однако коммунальщики оспорили решение в областном суде. Свою позицию они мотивировали тем, что злополучную «гребенку » хозяева квартиры поставили самостоятельно, не соблюдая технические требования к этим вида работ. Соответственно, за состояние самостоятельно установленного крана ответственности они не несут, и компенсировать ущерб не обязаны.

Точку в разбирательстве поставил Верховный суд РФ, куда обратилась хозяйка квартиры. В решение Суда говорится:

… Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома.

Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.

С учётом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему.

Обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу Биленко С. Ю., либо к общему имуществу жильцов многоквартирного дома являлись юридически значимыми и подлежащими доказыванию.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сослался на то, что Биленко СВ. наряду с заменой и переоборудованием внутренних инженерных сетей, являющихся её собственностью, произведена замена запорного вентиля (запорно -регулирующей арматуры) в месте соединения с отводом от общего стояка холодного водоснабжения, послужившего причиной протечки, и являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Истец данные обстоятельства оспаривал, однако суд апелляционной инстанции их не проверил и доподлинно не установил.

Одновременно с этим замена запорного вентиля не освобождает управляющую организацию — ООО «Жилсервис » от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, возложенных на общество заключённым договором…

Полный текст определения коллегии Верховного суда РФ по этому делу .

1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.