Конспект поет зима аукает. «Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Поет Зима аукает. Поднебесье, тихие веси

Конспект урока по чтению.

«Поёт зима, аукает…»

Урок по теме: «Введение в раздел 7.

Сергей Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша»

Цели:

Отработка у учащихся функционально-грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);

Развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию(формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором);

Воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;

Задачи:

1. дидактические:

Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;

Формировать навык самоконтроля и самоанализа;

2. задачи развития:

Развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;

Развивать познавательный интерес школьников;

3. побудительные:

Формировать потребность в послеучебном познавательном труде;

4. воспитательные:

Обеспечить здоровье и свободное развитие личности;

Содействовать в воспитании творческой личности;

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Вспомните каким для вас было сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

Попробуйте с помощью мимики лица показать сегодняшнее настроение.

Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

2. Определение темы и целей урока.

- Какое время года сейчас на дворе? (весна) Наступила календарная весна.

Но в природе нашего края весна ещё не наступила. В природе пока хозяйничает зима.

Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»

Что вы услышали? Что вы почувствовали?

Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

Вспомним поэтические строки о зиме. (читают дети наизусть)

Действительно, увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

Только ли положительные эмоции может вызывать зима у людей?

(Морозы, холод, метели – не всегда вызывают положительные эмоции у людей, а значит и у поэтов и писателей. Люди по-разному могут относиться к зиме, даже, когда она другим дарит радость.)

- На уроке нас ждёт встреча ещё с одним мастером слова. Понаблюдаем, как он относился к зиме.

3.Работа со стихотворением «Поёт зима, аукает…»

А) Работа с текстом до чтения.

Какое это произведение по жанру? (ритм) с.52

Читали его произведения раньше? Какие? (Черёмуха, Берёза, С добрым утром)

Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Ваше предположение, о чём пойдёт речь в произведении?

Прочитайте ключевые слова.

зима поёт, аукает, баюкает

мохнатый лес

седые облака

ковёр шелковый

метелица стелется

воробышки игривые

озябли пташки

вьюга стучит

с бешеным рёвом

Уточните свои предположения о теме, развитии действия.

Б) Чтение стихотворения «про себя».

Давайте прочитаем стихотворение, проверим и уточним свои предположения.

В) После первичного чтения.

Какие чувства у вас возникли? Что почувствовали?

Какие картины зимы представили?

Г) Чтение вслух по строфам.

Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы.

На доске мы с вами составим две колонки:

1. какой поэт увидел зиму

2. какие средства выразительности он использовал

1-я строфа.

1-3 строки.

Какую картину вы представили, прочитав 1 предложение?

Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)

Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы?

Как зима может петь, аукать и баюкать?

Кого она может баюкать?

В каком лесу оказался поэт? Какой это лес? (сосняк, сосновый)

Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

В толковом словаре Ожегова так объясняется это слово:

Мохнатый – обросший шерстью, волосами .

Что значит это слово в стихотворении? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много) Кого ещё можно назвать мохнатым?

Какое необычное сложное слово встретили еще в этих строчках? Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней) Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (красивая, сказочная)

4-6 строки (3строки).

Прочитайте, какие слова использует поэт, описывая облака? (седые) Почему?

Какое чувство вызывают облака у поэта? (тоски и грусти) Почему?

Какое слово усиливает тоску? (глубокая)

Обратите внимание, у поэта «тоска глубокая».

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (грустная и тоскливая)

Олицетворение – самый любимый приём поэта, потому что во всём, что его окружало он видел жизнь: и в пшеничном колосе и в русской берёзке…

2-я строфа.

1-3 строка.

Прочитайте первое предложение.

Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется)

Обратите внимание на ударение в этом слове. Почему поэт поставил ударение на этот слог? (сохранить рифму, народное и поэтическое выражение; поэт близок к УНТ; стихи его похожи на народные песни)

Можете ли вы сказать, как поэт относится к метелице? (боится - больно холодна)

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (холодная)

4-6 строка (3строчки).

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (суровая)

Прочитаем хором.

3-я строфа.

1-3 строка.

Подберите синонимы к слову озябли (замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой – голод или холод?

Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.

4-6 строка (3строчки).

Прочитайте следующие строчки строфы. Сравните метель в этой строфе с предыдущей.

Сначала она стелилась шелковым ковром , а теперь? (вьюга)

Как вы думаете, отчего злится метель?

Можете ли вы объяснить значение слова «ставни» (дощатая или металлическая створка для прикрытия окна).

- «Ставни свешанные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле) Почему они такие?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (сильная и могущественная)

7-12строки (6строчек).

Всё ли так страшно в стихотворении?

О чём мечтают воробышки?

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

На кого похожа весна у Есенина?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (слабая, невсесильная, весна сильнее)

-Какой литературный приём использовал автор рисуя нам образ зимы и весны?

Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой верой)

Д) Вопросы после чтения.

Посмотрите на первую колонку.

Какая у Есенина получилась зима?

Что можете сказать о настроении поэта?

Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (да)

Какие чувства и эмоции испытывал поэт, когда писал стихотворение?

Е) Работа над средствами художественной выразительности.

Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности.

- Какие средства выразительности использовал Есенин, описывая зимнюю природу?

Посмотрите на вторую колонку.

На доске:

Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) сравнение (сопоставление двух объектов дл нахождении общих или отличительных признаков) противопоставление (противопоставление одного объекта другому) метафора (употребление слова или выражения в переносном значении)

Ё) Исследовательская работа.

Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как настоящие литературоведы. Я хочу вам предложить ещё одно интересное задание.

1вариант.

Найти слова, которые помогают услышать звуки зимы (поёт, аукает, баюкает, скрип, звуки ветра, завывание вьюги)

2 вариант.

Найти слова, которые помогают увидеть краски зимы.

В стихах Есенина о зиме почти нет красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Многие из них положены на музыку. Какая по характеру музыка соответствует этому стихотворению?

(Слушание муз. « Времена года». У камилька.)

Ж) Выразительное чтение

Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений он рисует…

-Давайте в чтении попробуем передать своё настроение.

- Какой темп чтения выберем?

З) Чтение в парах.

- Как вы думаете, понравилось бы ваше чтение самому поэту?

А вообще, чтение – это настоящее таинство. Читатель улавливает в стихотворении, какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого звучит иначе. Читатель выражает своё отношение к прочитанному.

З) Чтение учителем наизусть.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин воспевал красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей Любовь к России, её природе он впитал в себя ещё в детстве. Ведь родился и вырос он в селе Константиново, что на Рязанщине, на берегах реки Оки. Воспитывался он в простой русской семье. Его мама была безграмотной женщиной. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Во всём мире до сих пор знают любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность.

Николай Браун посвятил поэту своё стихотворение:

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы.

6. Итого урока.

А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

Что вы открыли для себя в его стихах?

Любит ли Есенин зиму?

Послушайте ещё одно стихотворение С Есенина о зиме.(читает наизусть ребёнок « Берёза» дополнительно)

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у каждого из вас.

План - анализ лирического произведения.

Какое настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он писал? Изменяется ли поэтическое настроение? Понравилось ли вам стихотворение? Чем? О ком (или о чём) оно? Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются? Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно? Какие строчки напоминают вам сказку? Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи? Что хотел показать поэт нам этим стихотворением? Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

7. Домашнее задание.

Я предлагаю вам домашнее задание по выбору?

1. проанализировать стихотворение « пороша» по плану.

2.выучить наизусть или подготовить выразительное чтение одного из стихотворений страница 52-53.

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова по учебнику В.А.Лазаревой 2 класс.
Учитель: Пивоварова Наталья Дмитриевна МКОУ «СОШ №7» г.Михайловки Волгоградской области
Тема: Работа над рассказами-миниатюрами Г.М.Цыферова «Как лягушки чай пили».
Цели:
Познакомить с особенности прозы современного автора.
Формирование представлений учащихся о способности автора изображать в художественном тексте «внутренний мир» героев рассказа и сказки.
Работа над умением соотносить словесные и изобразительные образы, над развитием эмоционально-образной сферы воображения обучающихся, навыков анализа художественного текста.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные УУД:
- интерес к учебному материалу,
- внимательное отношение к окружающему миру;
- уважительное отношение к собеседнику;
- понимать необходимость товарищеского сотрудничества.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- умение определять проблему и формулировать проблемные задачи на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий;
- осуществлять пошаговую самооценку по результату деятельности;
ПознавательныеУУД:
- развитие умение осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;
- поиск и выделение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;
- работа с дополнительными источниками информации – словарем, энциклопедией;
- развития умения работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к героям, событиям, языку произведения;
- слушать и понимать речь одноклассников, вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, учиться работать в паре, группе, в круге.
Оборудование:
- учебник, презентация к уроку;
- выставка книг;
- словарики характеристик «спасательный круг»;
- карточки для индивидуальной работы с цепочками слов;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- энциклопедия о животных;
- индивидуальные листы успешности;
- принадлежности для рисования;
- рисунок к истории про лягушек;
- нераскрашенный рисунок, детали для «дополнения» рисунка: лягушки, кувшинки, коряга.
Ход урока:
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1.Сообщение темы. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем читать произведение Геннадия Михайловича Цыферова.
Познакомимся с этим писателем поближе, чтобы лучше понять особенности его произведений, как необычно он воспринимает окружающий мир.
Слайд
Рассмотрите портрет писателя.
Геннадий Михайлович был воспитатель-педагог, работал с детьми, тогда и начал писать свои рассказы и сказки. Корней Иванович Чуковский высоко оценил его работу и посоветовал заняться детской литературой. По его произведениям сняты более 25 мультфильмов: «Паровозик из Ромашково, «Мой зелёный крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим» и многие другие.

Слайды
У Геннадия Михайловича есть очень интересный персонаж – цыплёнок. Он сочинил про него много удивительных историй, который назвал удивлениями.
Послушайте первую сказку, которая называется «Про меня и про цыплёнка», чтение ее нам подготовили ребята.
Слайд (музыка)
Когда я был маленький, я знал очень мало и всему удивлялся, и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зеленой крыше присели отдохнуть веселые облака и свесили белые ножки. И если облако потянуть за ножку, оно вздохнет и полетит. Далеко полетит куда-то.
- Что мы обычно представляем при слове снег?
- А Геннадий Михайлович представил, что снег – это одуванчики и белые ножки облачков. Интересно?
К чему я тебе все это рассказываю? А вот к чему. Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца проклюнулся желтый цыпленок. Вчера он проклюнулся, а потом весь день, всю неделю всему удивлялся. Ведь он был маленький и все видел впервые.
Вот о том, как он был маленький и все видел впервые, я и решил написать книжку. Хорошо быть маленьким.
А еще лучше – все видеть впервые!
Геннадий Михайлович пишет: «Хорошо быть маленьким.»
Как вы думаете почему?
То, что видишь впервые, воспринимается по-особому, в каком-то другом изображении, так как незнакомые явления не умеешь объяснить.
- Что вы можете сказать об авторе, какой он человек?
Каким он вам представился?
Каково ваше первое впечатление?
Кому нужно можно воспользоваться «спасательным кругом» - словариком характеристик.
Слайд
Геннадий Михайлович наблюдательный, любознательный человек, всему удивляется, у него богатое воображение, поэтому окружающий мир он воспринимает необычно. Во взрослой жизни он остался мальчишкой и окружающий мир воспринимает по-детски. У него богатая натура, красивая и добрая душа, в обыденных вещах он видит необычное. Все, что происходит вокруг, считает великим чудом, а все увиденное впервые загадочным и удивительным. Читают двое учащихся.
Снежинки, сугробы, снеговики.
Маленькие все видят впервые и им очень интересно познавать мир.
любознательный
добрый
богатое воображение
наблюдательный
весёлый
фантазёр
2.Предвари-тельное чтение.
Работа с цепочками слов.
Работа в паре.
Прежде чем приступить к чтению тексов, поработаем с цепочками слов.
Слайд
Прочитайте слова, значения каких слов вам непонятны?
Где мы можем узнать о значении этих слов?
Заранее я попросила ребят найти разъяснения в словаре. Давайте их послушаем.
Поработайте в паре, составьте цепочки слов.
Какие слова вы подобрали?
Сравните со слайдом. Слайд
солнце – солнышко
свет – светофор – светофорчик
красный – покраснел
взгляд - заглянул
диво – удивился
лужа – лужица
шарить – пошарить
стужа – студеный
Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения Геннадия Михайловича? Выскажите свои предположения.
Слайд


Подбирают слова:
солнце –
свет –
красный –
взгляд –
диво –
лужа –
шарить –
стужа –
В толковом словаре Ожегова мы нашли значение слова «шарить» - это разговорное слово, означает искать ощупью, или перебирая, или перекладывая что-то;
«стужа» - это разговорное слово, которое означает сильный холод, мороз.
Оценка работы:

Работали, смогли подобрать слова.

Старались, но не все смогли составить цепочки.

Испытывали затруднения в составлении цепочек.
3.Постанов-ка проблемы.
Формулиров-ка целей урока. Работа с первой историей.
Рисунок:
Формулиров-ка цели. Прочитайте заголовок первой истории. Что вы можете о нем сказать?
Слайд
«Как лягушки пили чай»
- Прочитайте первую историю.
Слайд
Вечером у синей-синей реки из белых-белых кувшинок пили чай зелёные лягушки.
- Как вы думаете, эта маленькая история – сказка или это рассказ о жизни самых обыкновенных лягушек? Почему?
Слайд
- Это художественный или научно-популярный текст? Докажите.
- Чем отличается художественный текст Цыферова?
Словами автор передаёт чувств а и настроения своих героев.
Я попросила вашего одноклассника найти описание лягушек в детской энциклопедии. Послушаем его.

Чем научно-популярный текст отличается от художественного?
Предложу вашему вниманию рисунок, выполненный мальчиком из другого класса к этому тексту.
Как вы думаете, внимательно он прочитал эту маленькую удивительную историю Геннадия Михайловича? Почему?
Какие неточности заметили?
А эти проблемы у нас возникают? Всегда мы внимательно читаем произведения автора, обращаем внимания на детали. Почему это важно? Детали помогают нам лучше понять главную мысль произведения и представить образ, созданный автором?
- Над чем мы будем работать на уроке? Какие цели мы подставим перед собой?
Слайд
Мы узнаем о творчестве Геннадия Михайловича Цыферова и понимать созданные им образы, соотносить словесные и зрительные образы.
А помогут нам в этом рисование и аппликация. Поэтому поблагодарю этого мальчика за его рисунок, за то, что он помог сформулировать наши проблему и задачи на уроке.
Давайте создадим этот удивительный образ чаяпития лягушек, придуманного Геннадием Цыферова.
Учитель вывешивает схематический рисунок реки.
- Дополните рисунок, аппликацию, выберите недостающие детали.
- Какие «рисующие» слова вам помогли «дополнить» рисунок? (синей-синей, белых-белых).
А вот иллюстрация к книге Геннадия Цыферова «Как лягушки чай пили»
Слайд
А как можно продолжить эту историю?
Что может происходить с лягушками дальше. Можно фантазировать сколько угодно и у нас получиться новая сказка, а это уже другая история.
Слайд
Итак, сегодня на уроке будем продолжать учиться внимательно читать истории Цыферова, представлять картины, нарисованные автором, по его словесным образам создавать зрительные образы в рисунке.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Увидели проблему, но испытывали затруднения в формулировке целей урока.


Удивительное название, что-то необычное. Такое в жизни не бывает, это может быть в сказке.
Чтение про себя.
Автор как бы оживил лягушек, они стали как люди пить чай.
Это художественный текст.
Автор рисует словами как красками сказочный образ лягушек, очеловечивает их, как бы «оживляет»: «пьют чай и болтают, как девчонки».
Лягушки – это земноводные, то есть те, которые могут жить и на суше, и в воде. Лягушки, которые живут в реках и озёрах в Европе, в основном буро-зеленого цвета. У них влажная и бугристая кожа. Благодаря тому, что у лягушек есть крепкие и гибкие задние лапы, передвигаются они с большой скоростью короткими прыжками.
В этом тексте описывается всё как в жизни.
- Невнимательно прочитал текст, неточности в рисунке, так как не обратил внимания на «рисующие» слова, мелкие детали: солнышко, цвет воды, кувшинок.
Помогают лучше понять о чём пишет автор.
Будем учиться вчитываться в текст, видеть внутренний мир героев произведений, представлять образы, развивать свое воображение, представлять словесные образы и создавать зрительные.
Дети помещают заранее припасённых лягушек и кувшинки, раскрашивают воду, объясняя выбранный цвет «синий-синий», обращая внимания на «рисующие слова», авторские повторы как художественное средство.с зрительными.
Оценка работы:

Увидели проблему, смогли сформулировать цели урока.

Испытывали затруднения в формулировке целей урока.

Не смогли сформулировать цели урока.
4.Работа над поставлен-ной проблемой.
Работа по алгоритму. Работа в группах. Наша задача учиться внимательно прочитать текст и нарисовать к нему рисунок, как можно точнее изобразить словесный образ автора.
Для этого мы распределимся в три группы. У вас три текста. Обратите внимание – перед текстом три звёздочки *** . Как вы думаете, зачем автор их разместил перед историей?
Предлагаю это сделать вам.
Прежде чем приступать к работе над произведениями Геннадия Цыферова, давайте вспомним алгоритм работы с текстом.
Слайд
Алгоритм работы с текстом:
Прочитай текст.
Подумай над сюжетом.
Определи героев.
Подумай над названием.
Подумай над деталями образа, определи «рисующие» слова.
Выполни рисунок.
Приступайте к работе, распределите обязанности.
Приступаем к обсуждению выполненных работ по плану:
1. чтение истории
2. название
3. рисунок
Слайд
1 группа:
Покраснел помидорчик на один бок. Теперь - как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна – зелёный.
Какое интересное сравнение у автора?
А почему вы нарисовали такой маленький помидорчик, а не во весь лист? Докажите.
Как спеет помидорчик? Что он предпочитает?
А что его делает светофорчиком? Таким необычным? - Это автор не стал придумывать названия к своим историям.
Работа по группам.
Название: Помидорчик.
Рисунок: маленький помидорчик один бок красный, другой ещё зеленый.
(помидорчик – светофорчик) (маленький светофорчик)
Солнышко. Неравномерно и не сразу.
Солнышко и луна.
Физминутка. Слайд
Учитель называет предмет, а дети пытаются его изобразить.
Воробышек – быстро машут согнутыми руками, орел – медленно машут вытянутыми руками, солнышко – улыбаются, руки в стороны, медведь – медленно переваливаются с ноги на ногу, лисичка – мелкие осторожные шаги, зайчик – пугливые взгляды, прыжки. Работа по группам Слайд
2 группа.
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.
В чем необычность этого текста?
Как вы представили, что половинка месяца живая?
Как ослик относится к своей находке? Мы можем сказать о бережном отношении к окружающему миру.
О самом ли ослике история? Перечитаем историю и отметим действия ослика.
Слайд
Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая. Название: Про ослика. Где половинка? Живая!
Рисунок: звездное ночное небо, месяц, ослик, кусты, листья лопуха, деревья, маленькая лужица, отражение луны, ножкой касается лужи.
Автор оживил месяц.
Поверхность воды шевельнулась, когда ослик коснулся лужицы. Очень бережно.
История о его любознательности: гулял, увидел, удивился, искал, шарил, нашел, посмотрел, тронул.
Ослик наблюдательный и любознательный.
Физминутка. Слайд
Давайте встанем и изобразим как гулял ослик, увидел месяц, удивился, стал искать, шарил, увидел, тронул ножкой. Работа в группах. Слайд
3 группа.
Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.
Что вас удивило в этой истории? Как автор оживил вербочку?
Какую проблему мы озвучили в начале урока?
Какие задачи мы ставили на уроке?
Слайд
Давайте оценим свою работу на уроке. Получилось у нас вчитываться в текст, увидеть удивительные образы, созданные Геннадием Цыферовым. Точно ли представили образы автора в своих рисунках.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Точно изобразили словесный образ в рисунке.

Старались, но допустили неточности в изображении образа.

Невнимательно вчитались в текст, допустили несколько неточностей.
Уточните, как лучше назвать прочитанные тексты: сказки или рассказы? Почему?
Название: Про вербочку.
Рисунок: веточки вербочки, вместо почек варежки.
Настала весна, днем тепло, пригревает солнышко, у вербочки показались почки. А ночью еще мороз, холодно и она как девочка надела варежки. Они меховые, потому что почки покрыты пушистыми волосками.
Не всегда внимательно читаем.
Будем учиться внимательно вчитываться в текст,
развивать свое воображение, сравнивать словесные образы со зрительными.
Оценка работы:

Работали активно, точно изобразили на рисунке словесный образ.

Старались, но допустили неточность.

Допустили несколько
неточностей.
Это сказки или сказочные истории, так как в них много фантазии, автор оживляет предметы и животные своим поведением похожи на людей.
5.Итог урока.
Ресурсный круг. Выскажите свое мнение, чем для вас интересны эти истории?
В чем необычность этих текстов, того мира, который увидел автор?
Слайд
Для этой работы встанем в круг.
(Учитель и дети находятся в круге. Учитель первый называет свой ответ на вопрос и передает слово жестом стоящему слева ребёнку. Второй ученик говорит свой ответ. Учитель помогает сформулировать ответы ребят.)
Автор помогает увидеть мир глазами растений и животных. Сказки учат любить природу. Истории помогают внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть необычное в обычном. Произведения Геннадия Михайловича помогают увидеть красоту природу и беречь ее.
Давайте возьмёмся все за руки в круге и поблагодарим друг друга за урок. Все вместе мы учились и помогали друг другу быть внимательными читателями.
Присаживайтесь и оцените свою работу в круге на шкале успешности.
Слайд
Оцените свою работу на шкале успешности по этапам урока:

Смогли высказать своё мнение, было интересно слушать ребят.

Были затруднения в высказывании своего мнения.

Не получилось высказать своё мнение.
Автор «оживил» предметы, вызвал наше удивление самыми обыкновенными вещами, помог нам увидеть красоту там, где мы ее обычно не замечаем.
Истории яркие, в них картины природы живые. Эти сказки добрые.
Дети берутся за руки и говорят: «Спасибо!»
Оценка работы:

Смогли высказать своё мнение.

Затруднялись в высказывании.

Не смогли высказать своё
мнение.
6.Домашнее задание по выбору. Слайд
Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- чтение другие истории из книги «Как лягушки чай пили» на страницах 87-88 учебника;
- найти и прочитать другие истории из этой книги Геннадия Цыферова;
- нарисовать рисунки к историям;
- придумать продолжения рассказов Геннадия Михайловича;
- сочинить свою удивительную историю про самые обычные предметы. 7.Рефлексия. Слайд
Просмотрите свои оценки на всех этапах урока. Оцените свои достижения за весь урок на шкале успешности.

Слайд: «Спасибо за урок!» Оценка работы:

Работали активно, всё понятно.

Старались, не всё было понятно, не всё получалось.

Работали неактивно, мало старались.
Уважаемые коллеги, прошу и вас на шкале успешности оценить, насколько урок был значим для вас.
Оцените значимость урока для вас на шкале успешности:

Урок полезен, соответствует ФГОС.

В уроке есть интересные моменты, но все формы и методы работы использую в своей работе.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
  2. развивать умение анализировать произведение
  3. воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 1. (Пословица)

Как вы ее понимаете?

(Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным.)

Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем на нашем уроке.

II. Погружение в урок

(Звучит музыка Вивальди «Зима»

Слайд 2.

Тихо в густом сосновом лесу. Все покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики украсились нежным пушистым инеем.

Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.

III. Сообщение темы урока

О зиме прекрасное стихотворение «Поет зима – аукает...» написал Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я познакомлю вас с этим произведением. Будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

Слайд 3. (Тема урока)

IV. Вступительная беседа

Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.

Слайд 4. (С.А. Есенин)

Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.

Слайд 5. (Дом С. Есенина)

Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.

Слайд 6. (Берег реки Оки)

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.

Слайд 7. (Рязанская природа)

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

V. Знакомство с произведением С. Есенина

1. Слушание стихотворения «Поет зима – аукает...». (Читает учитель)

2. Беседа после чтения. Понравилось вам стихотворение?

3. Словарная работа. Все ли слова понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

VI. Анализ произведения

1. Прочитайте первую строфу.

– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.

Эти слова взяты из жизни природы или человека? Докажите.

– «Мохнатый лес» – это какой лес?

– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)

(Составляется партитура чувств)

Слайд 8. (Партитура чувств)

– Как изображены облака?

– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?

– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?

2. Прочитайте вторую строфу.

– Как изображена метель?

Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?

Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)

– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)

– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?

3. Физкультминутка

Вы – мои воробышки игривые
Крылышки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите...
Ну-ка, пташки, хватит спать,
Надо прыгать и играть!

(Выполнение движений под музыку)

4. Прочитайте третью строфу.

– Почему они замерзли?

– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)

– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)

– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?

5. Прочитайте четвертую строфу.

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?

– Что им снится? Почему?

– Каков образ весны?

– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)

– Какую картину можно нарисовать?

6. Какова главная мысль этого произведения?

VII. Выразительное чтение

1. Мы с вами составили партитуру чувств. Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.

Чтение стихотворения учащимися: за лидером, индивидуально.

2. Какие слова, выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?

VIII. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью

1. К какому жанру относится данное произведение?

Слайд 9. (Жанры произведений)

Покажите на моделях. (Дети на листочке рисуют треугольник)

2. Какова его тема?

Слайд 10. (Тема чтения)

Покажите. (Треугольник закрашивают зеленым цветом)

4. Как называется это произведение? Напечатайте.

5. Сравните с моей моделью.

Слайд 11. (Образец модели обложки)

IX. Итог урока

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?

Вот вы и узнали, над чем заставило вас задуматься это стихотворение: надо чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

Недаром в начале урока звучала пословица: «Мало уметь читать, надо уметь думать»!

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА: С. Есенин «Поёт зима - аукает»

Цель урока:

Выразительное чтение стихотворения.

Задачи урока:

познакомить с лирическим произведением, описывающим зимние явления в природе, показать авторский взгляд на эти явления;

формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

формирование представлений о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, познавательный интерес;

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

Оборудование : мультимедийный пректор, слайды презентации

«С.Есенин. Поёт зима – аукает», учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы 3 класс».

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

О чём говорится в этих строчках? (О снеге.)

Как называется слой только что выпавшего снега? (Пороша.)

Проверка домашнего задания.

Слайд 1.

Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша» описывает действие снега? (Валит снег и стелет шаль.)

Удалось ли передать настроение и чувства автора? (Комментарии учащихся.)

Работа над темой урока.

Введение в тему.

Да, действительно, зима преображает всё вокруг.

Слайд 2, 3,4.

Природа надевает белоснежный, праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.

Работа до чтения. Формулировка темы урока.

Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (О зиме.)

Что помогло сделать такое предположение? (Иллюстрация, заголовок.)

Но запись заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?

(По первым строчкам.)

Сформулируйте тему урока. (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)

Слайд 5.

Прочитайте самостоятельно.

Оправдались ли ваши предположения?

Работа во время чтения.

Слайд 6.

А какая зима в представлении С. Есенина?

Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам работа над стихотворением.

Прочитайте первые строчки.

Поёт зима - аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Что представили? (Лес.)

Что обозначает это слово? (Лес, состоящий из сосен.)

Как понимаете? (Хвоя ветки сосны, покрытая снегом, кажется мохнатой.)

Какое слово встретилось в тексте, требующее объяснения. («стозвоном».) Поэт сам его придумал. Как оно образовано? (Сто звонов.) – Что это обозначает? (Много звуков.)

Проверьте своё предположение с записью.

Слайд 7.

Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.

- А как понять выражение «зима аукает стозвоном сосняка»? (Деревья перекликаются друг с другом.)

Почему этими звуками можно убаюкать лес? (Они негромкие, напевные.)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Что представили? (Облака.)

Что значит «седые»? (Белые.) Почему именно это слово выбрал автор? (Сравнивает с волосами человека.)

Почему так двигались облака? (Небольшой ветер.)

Почему отправились «в страну далёкую»? (Тоскливо, зима не нравится.)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Что представили? (Метель.)

Опишите это явление природы? (Сильный ветер со снегом.)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Холодные усталые

И жмутся поплотней.

Кого представили? (Птиц, воробьёв.)

Какие слова доказывают? (Пташки, воробышки, детки сиротливые.)

Почему они вызывают жалость? (Холодно, голодно, устали.)

Почему они были в таком состоянии? (Сильный ветер, вьюга.)

Прочитайте описание вьюги.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Как представили вьюгу? (Сильный ветер со снегом.)

Но метели мы тоже дали такое определение.

В чём разница? (При вьюге ветер сильнее.)

Что заметили? (Повторяются звуки с, ш.)

Как называется такой приём в литературе? (Звукопись.)

Как понять выражение «стучит по ставням свешенным»?

Раньше окна закрывались деревянными створками. Когда дул сильный ветер они стучали о стену дома.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная,

Красавица весна.

Как понимаете выражение «дремлют пташки»? (Чутко спят.)

Что могло удивить в этом отрывке? (Воробьям снится сон, как людям.)

Что же им снится? (Красавица весна.)

Почему? (Приносит тепло, радость.)

Как бы тяжело не было, всегда нужно надеяться на лучшее.

Физкульт. минутка.

- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу. (Гимнастика для глаз и физические упражнения.)

Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

Прочитайте название стихотворения, над которым мы работаем.

Вас что-нибудь удивило? (Зима поёт.)

В виде кого представляет зиму Есенин? (Певицы.)

Что помогает услышать мелодию зимы? (Стозвон сосняка, метель, вьюга.)

Слайд 8, 9, 10.

Как поёт зима? Охарактеризуйте мелодию по звучанию и настроению. Выберите из списка те, которые больше всего подходят к ним.

Работа в парах.

Слайд 11.

*игривая

*тревожная

* спокойная

*суровая

*напевная

*праздничная

Проверка. Какие слова выбрали из списка? (Тревожная, спокойная, суровая, напевная.)

Слайд 12.

Сравните звучание и настроение мелодии зимы. (Они разные.)

Как можем озаглавить стихотворение? (Мелодии зимы.)

Слайд 13.

Ну, а теперь попытаемся ответить на главный вопрос.

Слайд 14.

Какая зима у Есенина?

Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.

Слайд 15.

1) Мы считаем, что зима у Есенина……

2) Так как …..

3) Строчки из стихотворения.

Групповая работа.

Высказывания детей.

Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.

Работа над выразительностью чтения.

Композитор Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина, изобразил зиму в музыке. Слушаем. (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)

Слайд 16.

Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.

2. Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.

3. Упражнения в выразительном чтении.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, метапредметность. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Во 2 классе на тему:

С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Выполнила учитель начальных классов

Коско Е.В.

Результаты деятельности :

Личностные результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты :

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К .Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П .Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты : учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

Учить заботиться о птицах.

Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть,Э.Э.Кац.

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы, игр детей зимой.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: лист самооценки

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Кто здесь хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами.

Определение времени года через загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Какое это время года? (Зима)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

2.Работа с картинами

Слайд 1 -Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» . Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

В чём различие картин?

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Что вам очень нравится зимой?

А что вы зимой очень не любите?

Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

3. Формулировка темы урока учениками.

Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме. А вот с чьим стихотворением?

Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: Слайд 3

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина. Слайд 4.

Стихотворение называется «Поет зима – аукает…» Слайд 5

Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?

(о суровой зиме)

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведением.

А)Работа с текстом до чтения.

Откройте учебники на с.127

Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

Слушаем музыку зимы. Слайд 6

(Включение звукового эффекта - метель.)

Предположите, какое стих. по настроению?

Изображать природу можно по-разному:

Художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей

Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение.

Какое настроение у вас возникло?

Почему?

Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

Прочитайте, что делает зима?

Это живой предмет?

А что с ним делает Есенин?

Этот прием называется… олицетворение.

Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? Слайд 7

Словарная работа.

Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? Слайд 8

Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

Этот литературный прием называется … олицетворение.

При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

Чтение 2 строфы.

Обратите внимание на ударения.

Опишите словами, какую картину представили.

Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

С кем сравнивает воробьев? Почему?

Этот прием называется… сравнение.

С каким чувством прочитаем эти строки?

Физминутка.

Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

Что вы представили? Слайд 10

Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова – синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели). Слайд 11.

Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

Что такое ставни?

Бешеный рев вьюги – это какой рев?

Выразительное чтение 3 строфы.

Чтение 4 строфы.

Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

Что хорошего?

Как прочитаем слова о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения)

О чём мечтают воробышки?

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

На кого похожа весна у Есенина?

Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

Ответы детей.

Ответы детей.

4 строфы

(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)

(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)

Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка. Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения.

Ответы детей.

Ответы детей.

(он спрятал их от холодной вьюги)

(у мёрзлого окна)

(окно, покрытое морозными узорами

(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

5.Работа над выразительным чтением стихотворения.

Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

Все ли одинаково?

А где будем делать небольшие остановки при чтении?

Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

6. Беседа о С.А.Есенине.

7.Слушание Кантаты-пьесы.

В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Слайд 13 Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России . Слайд 14 Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Какие стихи Есенина вы знаете?

Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

Повторное чтение стихотворения.

А теперь послушайте какую музыку-пьесу к стихотворению Есенина написал Свиридов Георгий Васильевич – русский композитор.

Ответы детей

Чтение стихотворений наизусть. В ожидании зимы, Берёза, Зима, Бабушкины сказки

8.Рефлексия деятельности

Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

Учитель читает стихотворение В.Скифа)

За окном продрогшего

Вижу воробья.

Где твой дом воробышек?

Где твоя семья?

В поле за сугробами -

Темень, холода.

Воробей - воробышек,

Где твоя еда?

Зачирикал крохотный:

Что найду - еда!

Прыгаю да охаю

В злые холода.

За окошко брошу я

Сладкий пирожок:

Прилетай, воробышек!

Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

9. Домашнее задание

слайд 15

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».

10.Оценочная деятельность

Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку. СПАСИБО ЗА УРОК!

Предварительный просмотр:

ОЗЯБЛИ - замёрзли, застыли, продрогли, окоченели

Работа в группах. 1 группа. Найти олицетворение. 2-3 группа. Найти сравнение.

Взаи мооценка по плану: 1. Выразительно ли читал. 2. С чувством ли читал. 3.Эмоционально ли читал. 4. Соблюдал ли нужную интонацию. 5. Правильно ли выдерживал паузы. 6. Правильно ли ставил логические ударения. 7. Были ли ошибки в словах.

Домашнее задание: По выбору: -подготовить выразительное чтение стих.; - выучить стих. наизусть; -нарисовать иллюстрацию к стих; -написать мини-сочинение «Воробышки»;