Родительские субботы в пост. Родительская суббота. Что такое вселенские родительские субботы

Любой верующий и не верующий православный христианин хотя бы раз в жизни, но почтил память усопших родственников в специальные родительские дни. В родительские дни все храмы Русской православной церкви служат заупокойные литургии. Принято в эти дни посещать кладбища, раздавать за помин души (чаще всего это конфеты). Но раздавать милостыню в виде продуктов, вещей или денег можно не только в родительские дни, но и в течение всего года. Ведь души усопших ждут нашей молитвы не только в родительские дни, им молитва нужна всегда. Ведь раздавая милостыню и заказывая постоянные поминания в церкви, поминая дома можно облегчить участь усопшего родственника. Помимо того, что усопших родственников поминают в специальные родительские дни, неплохо было бы вспомнить о них в день рождения или в день ангела.

Но называть родительские дни родительскими субботами не совсем правильно. Ведь такие дни не всегда приходятся именно на субботы. Например, Радоница всегда бывает во вторник на девятый день после Пасхи. Еще есть 9 мая, в этот день принято поминать погибших воинов. Уж 9 мая очень редко бывает в субботу.

Все родительские дни, так или иначе, связаны с Пасхой, а Пасха каждый год в разное время. В 2016 году будет первого мая. В этот день и Светлое Христово Воскресение можно отпраздновать, славя воскресшего Христа, и первое мая отметить.

Перед началом Пасхального поста всегда бывает Вселенская мясопустная Родительская суббота. На этой неделе мясо едят уже перед постом Великим последний раз. Там пройдет масляная неделя и начнется Великий пост. Для многих это, конечно же великий подвиг продержать весь пост с пользой для души и тела. Так вот Вселенская мясопустная Родительская суббота в 2016 году будет 5 марта.

Ну а следующий день, когда служат по усопшим заупокойные службы это, как говорилось выше, 9 мая. В этот день не только проходит парад на всех площадях населенных пунктов, но и многие православные храмы служат молебен по погибшим воинам.

Дальше идет РАДОНИЦА, соответственно раз у нас Пасха первого мая 2016 года, то девятый день будет соответственно 10 мая. РАДОНИЦА считается у православных самым главным Родительским днем. На Пасху не принято посещать кладбища, а вот на РАДОНИЦУ нужно обязательно посетить могилки усопших родственников и отслужить панихиду по усопшим.

Для тех, кто умер не крещеными, или самоубийц тоже есть специальный день. Это в четверг после Пасхи через семь недель. В 2016 году это будет 16 июня. Но об этом дне мало кто знает и не во всех храмах в этот день служат такие службы.

Следующая Родительская суббота - это конечно же ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Накануне Троицы всегда бывает. Троица в 2016 году 19 июня из чего следует, что родители будут 18 июня.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который всегда 11 сентября, каждый год поминают православных воинов. Этот день также можно считать Родительским днем. Ведь практически в каждой семье есть кто-то, кто погиб в Великой Отечественной Войне.

И последняя Родительская суббота - это ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. В 2016 году это будет 5 ноября.

Вот все те дни, когда служатся специальные православные службы по усопшим. Но не стоит забывать о том, что очень часто в церкви совершаются панихиды, где также можно помянуть усопших.

Жизнь так коротка, что многое можно не успеть. Не стоит молитву за ближних, как за живых, так и за усопших, оставлять на потом. Ведь мы же всегда помним о своих живых родственниках. Так давайте же и об усопших не забывать.

Православные христиане в молитвах своих поминают умерших близких, родственников, раздают за них милостыню, творят добрые дела, ставят в церкви свечи и . Так мы поминаем своих умерших, чем очень сильно помогаем в их вечной жизни, и приносим облегчение. Кроме обычных дней, для этого существуют особые родительские субботы — в какие дни в 2016 году, и как поминать, расскажем подробнее.

Они ждут там нашей помощи!

Помню, где-то читала давно рассказ, как девочка комсомолка еще в советские времена, похоронила отца, через год — мать, и осталась одна одинешенька, никого не было у нее. Жила она в коммуналке с двумя не молодыми женщинами, которые ее по своему опекали. И вот как-то они заметили, что несколько дней девушка приходит, закрывается в комнате у себя, заплаканная выходит, обеспокоенная, но не рассказывает им ничего. Они уж обеспокоились ее состоянием, все думали-гадали, что же с девушкой происходит неладного, как вдруг приходит она веселая, счастливая и рассказывает, что произошло.

Вот ей несколько раз снился сон, что видит она своих родителей на небесах, такой большой красивый сад, стоит большой стол, уставленный едой всякой, все сидят, едят, пьют, а ее родители стоят, сгорбившись, в сторонке, и никто их к столу не приглашает. Она спрашивает: мамочка, папа, а вы почему не за столом? А они ей печально так: — А там нет нашей доли…

Девочка, проснувшись, плакала, переживала, потом, говорит она — плюнула на комсомол, атеизм и помчалась к батюшке. Он ее спросил: а когда родители умерли — они исповедовались, причащались, их отпевали, молитвы за них читались?

На все вопросы девушка печально отрицательно кивала головой…. В результате беседы с батюшкой она поставила свечи за родителей, заказала сорокоуст, раздала, что смогла, за них милостыню, еще какие добрые дела по наущению священника сделала. И, о счастье, через какое-то время ей приснился сон, что ее родители, счастливые и довольные, сидят вместе со всеми и сказали ей: « Спасибо тебе доченька, теперь и у нас здесь все хорошо!»

Вот так и родительские субботы для того, чтоб всей церковью поминать умерших и облегчать им там вечную их жизнь, они ведь сами уже ничего сделать не могут. Только здесь, при земной жизни, мы можем о себе, о своей вечности позаботится, а потом — только молитвами наших близких можем помощь получить.

Что представляет собой родительская суббота и сколько их всего

7 дней в году церковь выделила для родительских суббот, в которые принято усердно, что называется, всем православным миром молится, и поминать своих усопших. В храмах по особенному в эти дни служатся молебны, панихиды, люди приходят поставить свечки за своих близких, подать записочки, приносят в храм еду, раздавая таким образом милостыню, и поминая своих умерших родных. Родительскими субботы названы были потому, что люди в первую очередь поминали родителей, а потом с ними и всех остальных усопших.

Из 7-ми родительских субботних дней — 2 Вселенских, в которые поминаются вообще все крещеные христиане от века рожденные — это Мясопустная и Троицкая. Первая — за неделю до Пасхи, вторая — накануне Троицы.
Частных родительских еще 5 — три из них – Великим постом во 2-ю, 3-ю и 5-ю седмицы, затем еще Радоница, 9 мая поминаются погибшие защитники Родины и Димитриевская суббота.

Родительские субботы в 2016 г.

  • 5 марта 2016 г. – Вселенская Мясопустная родительская суббота;
  • 26 марта частная родительская;
  • 2 апреля — частная;
  • 9 апреля — частная;
  • 9 мая — поминание погибших воинов;
  • 10 мая 2016 — Радоница;
  • 18 июня 2016 г. — Троицкая Вселенская;
  • 5 ноября 2016 г. — Дмитриевская поминальная.

Великим постом заупокойные поминовения не приняты, как в обычные дни, для них выделено 3 субботы на второй, третьей, и четвертой неделе.
Одна из них – Радоница, наиболее любимая у христиан. В эту субботу люди с давних времен идут на кладбище, и несут своим умершим радостную весть (от слова радость — Радоница), что Христос воскрес и даровал всем вечную жизнь. Это вторая неделя после Пасхи.
Димитриевская суббота также почитаема весьма народом, это последняя родительская суббота в году, заключительная, так сказать.

Что делать в родительскую субботу

Пятничным вечером в храмах служится «парастас», то есть велика панихида, в субботу с утра также панихида по окончании Божественной Литургии.

Что нужно делать — прийти на вечернюю в пятницу, утром — на Литургию, принять участие в панихиде, можно принести постные продукты в храм, а уже затем идти на кладбище, поухаживать за могилкой, уделить внимание месту погребения близких. Но никак не вместо храма — сразу на могилку. Вашим умершим больше поможет служба и свечи в церкви, чем просто посещение кладбища, а и того хуже — устраивание пьянок на могилах, чем вы еще больше навредите своим близким умершим, вместо того, чтобы помочь им.

Когда молитесь за усопших дома, в храме, когда ставите свечи на канун, читайте такую молитву:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное»

И помните : Господь просит от нас только одного — любви. Любви к Господу, и отсюда уже вытекающей любви к ближним. Тогда не будет мыслей ни об осуждении, ни о гордости, ни обид, ни оскорблений не будет. Ели вы человека любите — вы ему верите, ласковы с ним, всегда хотите быть рядом и помогать? Вот, все отсюда и вытекает. И добрые дела — Господь всегда радуется, когда наше сердце не черствое и милосердное, и что бы мы ни сделали доброго для кого-то хоть из людей — мы для Него делаем.

Храни всех Господь!

Обсуждение: 8 комментариев

    да, наверно это действительно все очень важно, спасибо за столько подробный рассказ про родительские субботы, а многие сейчас совсем не знают, что это такое, для чего и как их правильно проводить.

    Ответить

    Как девочка не испугалась то??? А вот встречный вопрос. А что при комсомоле веровать нельзя было что ли? Почему родителей не отпевали?

    Ответить

    1. При советской власти, когда мы комсомольцы были, партийные, нельзя было, конечно — все атеистами должны были быть, с партии вылететь можно было за такие дела! мы помню, дочку дома тайно крестили, вызывала батюшку с другого города, потому как все комсомольцы-коммунисты были… Вот такие были времена…

      Ответить

      1. Меня в свое время тоже тайно крестили, в другой город ездили, чтобы на работу не сообщили родителям. А вот родительскую субботу сколько себя помню всегда почитали, даже когда советская власть была.

        Ответить

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ (РАДОНИЦА) В 2016 ГОДУ

Существует большое количество праздников и дат, почитаемых православными христианами. Важно помнить календарь великого поста, знать, какого числа антипасха, чтобы заранее подготовиться и встретить дни со смирением или радостью. Но не все даты отмечаются с весельем, некоторые из них обозначены скорбью, покаянием, поминанием и смирением.

Помня, какого числа чистый четверг, вы не ошибетесь в высчитывании какого числа радоница в 2016. На второй неделе после Пасхи отмечается этот день поминовения усопших. Воистину верующий человек никогда не забывает своих предков, поэтому всегда знает, какого числа родительский день в 2016 году и готовиться посетить кладбища, чтобы помянуть ушедших из жизни родных и любимых людей.

Когда и какого числа радоница в 2016? Поминальная дата приходится на девятые сутки после праздника Светлой Пасхи, а значит, легко можно вычислить: радоница в 2016 году какого числа отмечается. Это 10 мая. Согласно древним традициям, усопшая радоница – день, когда на место упокоения родных нужно принести куличи, крашенные яйца, домашнюю выпечку. Все должно напоминать о Пасхе, то есть о Воскрешении Христа. И не нужно полагать, что день радоницы – траурный и скорбный праздник. Совсем наоборот, почтение, поминание усопших, молитвы о них должны вселять благоговение в сердце христианина. Именно поэтому, зная, какого числа радоница в 2016, постарайтесь настроить себя на светлый и благостный лад.

РАДОНИЦА

По христианской вере, смерть означает лишь переход в новую, чистую жизнь. Придя на кладбище в день радоницы, нужно пообедать возле места упокоения. И стоит позаботиться о тех, кто сегодня страдает, люди неимущие тоже почитают праздник, поэтому свято помнят, когда отмечается радоница в 2016 году, какого числа им будут особо щедро подавать милостыню. Отказывать в прошении строго запрещено, проявите милосердие. Важно, что в родительский день православный нельзя употреблять спиртные напитки, вести себя вызывающе и ссориться, наносить людям обиды.

Помолиться утром, зажечь перед иконами поминальную свечу, чисто одеться и пойти на место, где упокоены родные, близкие – вот так встречается родительский день. В 2016 году какого числа он будет, вы уже знаете – 10 мая. Пусть душа ваша возрадуется за тех, кто перенесен из мира земного в более чистый и светлый мир и наполнится благодарением и покоем.

Родительский день православный – дата, когда истинные христиане приносят благую весть о Воскресении Христовом тем, кто упокоился телом. Поэтому так важно помнить какого числа и дня родительский день в 2016 году. Кстати, 10 мая выпадает на вторник. Хотите узнать, какого числа благовещение, мы напомним – православный праздник приходится на 7 апреля.
Что за праздник Родительский день?

Теперь вам абсолютно точно известно, какого дня и числа родительский день в 2016 году. А вот почему называется он радоница (радуница)? Историки предлагают несколько версий возникновения названия:

1. Традиции церкви понимают эту дату как радость о Воскрешении Христа, поэтому радоница (от слова радоваться). Мы торжествуем победу вечной жизни над смертью и переход наших предков в мир чистоты и святости. Именно поэтому усопшая радоница – праздник не скорби, а улыбок и благости.

2. Второе определение дня происходит от слова «род». Поминовение предков всегда было святой обязанностью на Руси. Еще до появления христианства, на погостах водились хороводы и пелись печальные песни, проводились трапезы и другие обряды. Человека, забывшего свой род, принимали как сироту и жалели, при этом чураясь его скорбной недолгой памяти.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

Конечно, неважно, откуда повелось название, главное, что мы помним какого числа родительский день в 2016 году и чтим память своих любимых родных людей. Радоница – преходящий праздник, отмечаемый всегда во вторник. Именно поэтому мы ищем, родительский день в 2016 году какого числа, отсчитывая дни от Светлой Пасхи.

Теперь, когда понятно, радоница 2016 православная, что это за праздник, давайте поговорим о том, что принято делать в этот день.

После утренней молитвы дома или в храме, принято причащаться. А затем отправиться к месту упокоения своих любимых родных людей. Очень часто в этот день на могилах присутствует священник. Его можно попросить освятить места погребения, а затем помянуть усопших трапезой. Хорошо, если из дома принесли пасхальные куличи и яйца. Но даже если все съедено подчистую, на Красную горку можно еще приготовить и освятить таких же продуктов.

Постараться взять как можно больше еды – обязанность любого христианина. Милостыня и подачки – неотъемлемая часть радоницы. Пусть этот родительский день православный станет для вас началом добрых дел. Не отказывайте ни одному просящему, даже если его вид вас приводит в сомнения. Попросите помолиться за ваших усопших, подайте еду, и отпустите с миром. Частенько именно молитва благодарного человека, встреченного первый и, может быть, последний раз в жизни, вселяет в душу покой. А на кладбище не нужно плакать и грустить, расскажите родным о том, как прошла Светлая Пасха, как вы к ней готовились и встретили.

Делитесь с предками радостью, не берите на душу греха и не скорбите отчаянно. Даже если страшное горе постигло недавно, наберитесь силы и укрепите дух усопшего. Христос Воскрес, а это великое чудо и благодеяние. Пусть усопшие почувствуют ваше настроение в той, вечной жизни. А теперь, когда мы рассказали, почему так называется радоница 2016 православная, что это за праздник, позвольте еще раз напомнить: родительский день в 2016 году какого числа. Это 10 мая. Будьте здоровы и счастья вам и вашим семьям!



из интернета

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.


Православный календарь говорит нам точные даты всех церковных праздников, а значит, именно благодаря ему можно точно узнать дни Родительских суббот 2016 года. Ведь они тесно связаны с празднествами или постами.

Для начала необходимо пролить свет на термин "Родительская суббота": это дни, когда православные христиане поминают усопших. Называются так эти дни, потому что раньше на Руси всех усопших называли отцами. По другим версиям, этот прозван день так, потому что всегда поминают в первую очередь родителей.

Родительские субботы в 2016

В 2016 году нас ждет 8 православных Родительских суббот. Вопреки расхожему мнению, не всегда они могут быть субботами по привычному календарю. 5 из 8 таких дней попадают именно на «правильный» день недели - их называют Вселенскими родительскими субботами.

Первая Вселенская Родительская Суббота - это Мясопустная. Она будет отмечаться в этом году 5 марта. Данный праздник по церковному календарю означает намерение Бога напомнить нам, что мы все смертны и рано или поздно, но окажемся рядом с ним. Также вспоминаются и все усопшие близкие.

Вторая Родительская суббота - Троицкая. Этот праздник посвящен всем усопшим, без исключения. В этом году данный день будет 18 июня - 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. В этот день, по Евангелию, на учеников Христа снизошел Святой Дух.

Третья, четвертая и пятая Родительские субботы - субботы Великого поста. Это будут 26 марта, 2 апреля и 9 апреля. Это дань уважения к усопшим в честь самого трудного и значимого поста для всех православных христиан.

Шестой Родительский день - 9 мая - день памяти умерших на полях сражений воинов в Великой Отечественной Войне.

Седьмой Родительский день 2016 года - это Радоница, 10 мая, вторник. Радоница - это девятый день после Воскресения Иисуса Христа.

Восьмой Родительский день - Димитриевская суббота 5 ноября, день памяти Куликовской битвы, когда Русь потеряла почти сто тысяч своих войнов на поле сражения. В этот день поминаются все воины, защитники своей родины.
Как отмечать Родительскую субботу

Во время Великого поста 26 марта, 2 апреля и 9 апреля являются специальными днями поминовения усопших. В эти дни принято просто читать молитвы в память о родных, которых с нами нет.

Троицкая суббота - это день проведения панихид в православных храмах в честь всех крещеных людей. Это же происходит и в Мясопустную субботу - все верующие приходят в храм на панихиду.

На Радоницу принято посещать могилы умерших с благими мыслями на душе, так как Иисус Воскрес. Это день, когда смерть утрачивает свою силу, ведь после смерти мы соединяемся с Богом.

Ну а на Димитриевскую субботу принято приходить в храм на праздничную литургию и последующую панихиду. В этот день принято подавать записки с просьбой об упокоении своих близких и о спокойствии их души.

Каждая Родительская суббота является очень важным православным праздником, так как это напоминание нам о том, что жизнь рано или поздно закончится, но начнется другая, более важная. Цените свою жизнь и жизнь своих близких.