Молодежь как социальная группа. Согласны ли Вы с такой позицией

Вопросы для самопроверки к лекции № 32

1. Каковы психологические особенности юношеского возраста?

2. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

3. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

4. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

5. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

6. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

7. Некоторые представители старшего поколения считают, что современная молодежь не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к этой точке зрения.


Тема: «Социальная структура общества»

План:

1. Социальная дифференциация.

2. Социальная стратификация и неравенство.

3. Социальная мобильность.

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

Социальная дифференциация происходит от латинского корня «различие».Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе люди делились на группы в соответствии с присущими им привилегиями и обязанностями. Позже это расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Виды дифференциации:

1. Экономическая - выражается в различии в доходах, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

2. Политическая – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.

3. Профессиональная - выделение а обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Под понятием социальная дифференциация подразумевается не только деление общества на группы, но и определенное неравенство между ними с точки зрения общественного положения, привилегий, обязанностей и т. д.

Устранимо ли это неравенство? Куда приведет оно общество?

Сторонники теории К. Маркса говорят, что это социальная несправедливость, но люди должны принимать неравенство как неизбежность. Другие считают, что неравенство заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.

Поразмышляйте над этими т.з. и соотнесите их с историческими процессами.



В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие таким элементом считают класс. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса – бедных и богатых, т.е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетаемых. Появление классов связывалось с политическим насилием.

На сегодняшний день понятие классы часто заменяется понятием страты.

Страта – это слой людей, которые имеют близкие социальные статусы в обществе.

Современное общество обычно делится на следующие страты:

Высший – высший класс – узкая группа людей, обладающих значительной властью, богатством, престижем в масштабах всего общества. Это замкнутая элита, в которую трудно попасть другим.

Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли сами своего статуса.

Высший – средний класс средние предприниматели, высшие менеджеры, юристы, врачи, профессура университетов. Они имеют высокие доходы, обладают высоким престижем.

Низший – средний класс составляют инженеры, преподаватели, руководители подразделений на предприятиях, фермеры, мелкие предприниматели, высококвалифицированные рабочие.

Высший – низший класс малоквалифицированные рабочие, низший слой служащих (секретари, клерки)

Низший – низший класс безработные, бездомные, иностранные рабочие и др.

Что касается современной России, то такое деление общества на страты только начинает формироваться. Главная здесь проблема - медленное реформирование среднего класса. По уровню доходов к среднему классу можно отнести только 10- 15 % населения, большинство же граждан России по этому показателю относится к низшим классам.

Каждый человек перемещается в обществе, в котором живет. Например, переезжает в другой город, поступает учиться, создает семью, получает более высокую должность, может заняться бизнесом, разориться и т.п. Все эти процессы называются социальной мобильностью.

Социальная мобильность – переходы людей из одних социальных групп и слоев общества в другие, что сопровождается изменением их социальных статусов и доходов.

Виды социальной мобильности:

Горизонтальная мобильность – переход человека из одной социальной позиции в другую, расположенную на том же уровне в обществе. Например: переход с одной работы на другую, смена места жительства, фамилии, открытие бизнеса, разорение и т.д.

Вертикальная мобильность – это переход человека из одного социального слоя в другой. Например, повышение по службе, существенное улучшение благосостояния человека и т.д. В вертикальной мобильности можно различать восходящую и нисходящую мобильность – социальный подъем и спад (разорившийся предприниматель, дворянство во время революции 1917 г.)

Способы, благодаря которым происходят переходы людей из одного слоя в другой:

- повышение образования

Профессиональная карьера

Браки с представителями более высокого социального слоя

Увеличение доходов и изменение образа жизни.

«Социальные процессы в современной России»

1Тенденции в развитии социальных отношений.

2. Люмпены и маргиналы.

3. Изменение социальных отношений в российском обществе.

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержены изменениям. Картина жизни современного человечества пестра и подвижна, особенно в странах развитых. Там укрепляются группы, связанные с крупным масштабным производством, растет городское население.

Значительные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из таких тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии

(«старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится фермеров. Острой социальной проблемой по – прежнему остается безработица.

Определенное воздействие на социальные отношения стремится оказать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных проблем государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Есть 2 группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. Это люмпены и маргиналы.

Люмпены – (от нем. Лохмотья) к ним относят людей, опустившихся на дно общественной жизни – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Маргиналы - (находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в 20-е, 30-е годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неускоренные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке».

Рассмотрим некоторые проблемы социальных отношений в России:

1. Возрастание социальной дифференциации населения. Это выражается в первую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах разных социальных групп, в уровне потребления. Нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что может стать источником социальной и политической нестабильности.

2. Значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. В западных странах эти профессиональные группы входят в средний класс, а в России зарплата их очень низкая.

3. Проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.

4. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

5. Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных Сил.

6. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, «групп социального риска»: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Выход из этих проблем видится в следующем:

1. Сделать социальную политику приоритетной в деятельности государства.

2. Конституция РФ обеспечивает каждому гражданину правовые предпосылки для решения социальных проблем.

Социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей,

Право на вознаграждение за труд, защиту от безработицы,

Право на жилище,

Право на охрану здоровья,

Право на общедоступное образование.


Вопросы для контрольной работы по разделу

«Социальные отношения»:

1. Что такое социальная дифференциация? Укажите ее виды.

2. Устранимо ли социальное неравенство? Идет ли оно на пользу общества или во вред?

3. Что такое социальная стратификация? Какие страты вам известны?

4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью? Укажите виды мобильности, приведите примеры.

5. Какова роль семьи в современном обществе, виды семьи?

6. Перечислите функции семьи, какая на ваш взгляд самая главная?

7. В чем отличие маргиналов от люмпенов? Кто из них наиболее опасен для общества и почему?

8. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?

9. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?

10. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

11. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

12. Какие факторы нынешней социально – экономической ситуации в России способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

13. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

14. Поясните понятия этнос, род, нация.

15.Укажите признаки нации, объясните понятие национальное самосознание?

16. Что такое межнациональный конфликт? Приведите примеры из современной истории России.

17. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем его опасность для общества?

18. Поясните понятия шовинизм, геноцид?

19. Что такое статус личности и чем он определяется?

20. Что такое социальная роль? Приведите примеры.

21. Как соотносится реальное поведение человека и его статусная роль?

22. Что такое социализация? Где происходит с человеком процесс социализации?

23. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

24. Проанализируйте свой статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из них вы считаете главным?

25. Какие факторы способствуют, а какие – препятствуют социальной мобильности?

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, образа жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть довольно замкнутый и автономная по отношению к господствующей культуры (от лат. Sub - частица, указывает на пребывание под чем-нибудь, у чего-либо) или противостоять ее фундаментальным ценностям - контр культ ура.

Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однороден, в ней оказываются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер межличностных отношений, которые складываются. Они более тонко подходят к выбору партнера для общения.

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некоторое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточен скорее на дружбе и дружбы в группах сверстников, чем в семье. Потребность в общении со сверстниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к отделению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и управляемыми взрослыми общественными молодежными организациями).

Потребность в общении у каждого превращается в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежного направления. Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой содержит в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто стремится ощутить власть над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и несходстве, особенности. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных. Пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри груши. Вместе с тем, именно сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только отделяют себя от общества, но и в определенных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в шестидесятых гг. XX в. Некоторые выступления студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках "уйти" от него, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране время появления неформальных молодежных объединений стали восьмидесятые гг. XX в. Наиболее влиятельным направлением стал рок-движение, объединенное, кроме захватов определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: анти-бюрократизмом, пацифизмом, Антитоталитаризм. В 1987 прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадках,

Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т.д.). Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнений к нему. Иногда, однако, происходят и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, между группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с поведением, которое отклоняется от норм.

Крайний и опасное проявление отклоняющегося поведения от норм, - преступность - тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде (вспомните, что вы знаете о поведении, которая отклоняется от норм. Какие причины преступности В чем заключаются главные направления борьбы с ней?). Молодежные криминальные группировки отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино отмечают не только подростки, но и молодежь. Проиллюстрируем это на следующем примере. В 1993 гг. В США был показан фильм "Программа". В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственной мужественности лежал на разделительной полосе оживленной шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тоже самое. Последствия оказались трагическими: оба были задавлены насмерть водителями, которые не заметили.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:

Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

Включение в различные группы сверстников;

Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;

Это скорее культура досуга, чем работа.

Основные понятия

Молодежь как социальная группа.

Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные психологические особенности юношеского возраста?

2. Каких прав и обязанностей приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?

3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?

4. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?

7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?

8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.

10. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Объясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из семьи. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, что, по ее словам, "только работают, а в свободное время" зависают "у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.

3. С какими из следующих характеристик молодежной культуры вы согласны? Почему? Молодежная культура это:

Поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;

Стремление создавать новое, а не просто принимать имеется;

Особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески.

4. Один исследователь так писал о подростковых неформальные группы: "Собираясь в группу, чувствуя в ней безнаказанность... умственно незрелые из-за возраста подростки повторяют историю варваров, разрушали все, что превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный инстинкт" .

Согласны ли вы с такими оценками? Присуща какая-либо из указанных черт молодежным неформальным группам?

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть довольно замкнутый и автономная по отношению к господствующей шаров ьтуры (от лат sub - частица, указывает на пребывание под чем-нибудь, у чего-либо) или противостоять ее фундаментальным ценностям - контр культ урра.

Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах. Запада после. Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна, в ней обнаруживаются половые, этнические, социально-классовые различия. Да к, для сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько характер межличностных отношений состоящие. Они более тонко подходят к выбору партнера для общенияання.

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некоторое целое, которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и дружбы в группах х сверстников, чем на семье. Потребность в общении со сверстниками возникает, как известно, очень рано. Юношескому возраста свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и ба ние принадлежать к какой-либо общности сверстников. Состоят так называемые неформальные молодежные группы (слово"неформальные"в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и управляемыми взрослыми общественными молодежными организациямиями).

Потребность в общении у каждого превращается в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежного направления. Кто-то надеется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто стремится ощутить власть над другимими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и несходстве, особенности. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри груш вые. Вместе с тем, именно сообщество стремится (прежде снаружи) выделиться в общем потоке молодежных движение ихів.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только отделяют себя от общества, но и в определенных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить пр ро молодежную контркультуру). Такое демонстративное неприятие общественных основ, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е годы XX ст. Некоторые вы ступы студентов и молодых рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках"уйти"от варительно го, создав новые формы человеческого общежития (колонии хиппиіпі).

В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 80-е годы XX ст. Наиболее влиятельным направлением стал рок-движение, объединенное, кроме захватов определенным музыкальным стилем, общими идейными учреждений вкамы: анти-бюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В 1987 г прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных площадкахках,

Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т.д.). Вызов общественной мысли чаще всего выражается ся в особенностях одежды и модных дополнений к нему. Иногда, однако, происходят и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, между группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае су спильства сталкивается с поведением, которое отклоняется от норнорм.

Крайний и опасное проявление отклоняющегося поведения от норм, - преступность - тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде (вспомните, что вы знаете о поведении, которое отклоняется от норм. Каковы причины преступности?. Они замкнуты и закрытиті.

Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино отмечают не только подростки, но и мл лодь. Проиллюстрируем это на таком примере. В 1993 г??в. США был показан кинофильм"Программа"В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственной мужественности лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились рядом с ним течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых парней в разных штатах попытались проделать тоже самое. Нас. Лидка оказались трагическими: оба были задавлены насмерть водителями, которые не заметилиомітили.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:

Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

Включение в различные группы сверстников;

Своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;

Это скорее культура досуга, чем работа

Основные понятия

. Молодежь как социальная группа

Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные психологические особенности юношеского возраста?

2. Каких прав и обязанностей приобретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?

3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?

4. Приведите примеры, которые показывают возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни

5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?

7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?

8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры

10. Что собственно неформальным молодежным объединениям?

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид

Как вы относитесь к такой точке зрения?

2. Татьяна 18 лет. Два года назад ушла из семьи. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, что, по ее словам,"только работают, а в свободное время"зависают"у телевизора"Прокомментируйте эту ситуацииацію.

3. С какими из следующих характеристик молодежной культуры вы согласны?

Поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;

Стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;

Особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески

4. Один исследователь так писал о подростковых неформальные группы:"Собираясь в группу, чувствуя в ней безнаказанность умственно незрелые в силу возраста подростки повторяют историю варваров, разрушали все, что пере евищувало их понимание и эстетический уровень. У них бушует агрессивный инстинктинкт".

Согласны ли вы с такими оценками?

Конспект урока для 10 класса «Государственная молодежная политика в РФ»

Цели урока: определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также молодежную политику государства; осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека; развивать умения анализировать социальные

проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения; 3) формировать у обучающихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения; формировать у обучающихся познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Тип урока: урок-дискуссия.

Ход урока.

Активизация познавательной деятельности.

Изобразите схематично устройство понятия молодежь, если известно определение:

- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются

общественным строем, религией, культурой, особенностями

воспитания и т. д. Слайд 1

Что мы понимаем под государственной молодежной политикой?

Молодежная политика: является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и Белгородской области, объектом деятельности государства; основной целью имеет создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив; содействует обеспечению политического и культурного развития; направлена на формирование у молодых граждан патриотизма, уважения к истории, культуре Отечества и других народов; содействует обеспечению прав человека.

Объекты молодежной политики

Молодежная политика проводится в отношении: граждан в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (а в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежных и детских объединений.

Субъекты молодежной политики . Молодежная политика проводится:

Государственными органами и должностными лицами;

Молодежными объединениями, их ассоциациями;

Молодыми гражданами.

Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Главной молодежной программой на территории Российской Федерации является целевая программа «Молодежь России», разрабатываемая с периодичностью в пять лет и корректируемая ежегодно по итогам ее реализации. Целевая программа «Молодежь России» – федеральная молодежная программа, которая утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации и включает в себя комплекс социально-экономических, правовых, организационных и других мероприятий, призванных обеспечить реализацию молодежной политики в Российской Федерации и направленных на решение различных молодежных проблем, поддержку инициативы молодых граждан и их объединений.

Вопросы для обсуждения:

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления? Произведите ранжирование критериев «взрослости», начиная с наиболее важного.

    Создание семьи

    Получение паспорта

    Возраст

    Постоянная работа

    Окончание учебного заведения (4,1,5,3,2) Слайд 2

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Проблемы молодежи: получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему найти гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;

самостоятельности и финансовой независимости от родителей;

Получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в молодежных программах и проектах;

Самостоятельному решению своих проблем внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе, селе;

Информированности о возможностях дополнительного заработка;

Освоению новых знаний на основе современных образовательных технологий;

Сохранению здоровья;

Общению и получению информации посредством технологий мобильной связи и Интернета;

Развитию и совершенствованию своих лидерских способностей, к самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе.

Учитель. Развитию лидерских способностей, самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе способствует участие молодежи в молодежных организациях.

Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих интересов. Индивидуальными членами молодежных общественных организаций могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет. А какие молодежные организации действуют на территории Белгородской области? (Ответы обучающихся)

Вопросы:

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

Теория социальной стратификации позволяет произвести деление общества на социальные слои по одному или нескольким признакам. Давайте произведем стратификацию учеников 10 класса по следующим признакам.

Возраст

Вид деятельности

Место жительства

Уровень доходов родителей

По увлечениям

По психологическим особенностям

Предположите, какие изменения в вашей жизни могут произойти в течение 10 лет.(Слайд 3)

С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

Легко ли быть молодыми? Запишите в тетради, что дает молодость вам лично? Что требует или имеет недостаток? Слайд 4

Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме?

Позицию аргументируйте.

Учитель. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

Давайте рассмотрим, как реализуется молодежная политика в нашем регионе.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и страны.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Белгородской области с учетом социально-экономического развития региона на основе следующих принципов :

выделение приоритетных направлений;

учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

информационная открытость;

независимость оценки результатов реализуемой Программы.

Цель настоящей Программы: создание условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в обществе с учетом индивидуальных особенностей и социального статуса молодого человека.

предполагается, что государственная молодежная политика будет реализовываться в рамках приоритетных проектов:

1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития:

1.1 . Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд».

1.2. Проект «Молодой доброволец региона»

1.3. Проект «Карьера»

1.4. Проект «Молодая семья Белгородчины»

2. Развитие созидательной активности молодежи:

2.1. Проект «Команда»

2.2. Проект «Успех в твоих руках»

3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества:

3.1.Проект «Шаг навстречу» Слайд 5

Нормативно-правовую основу Программы составляет Конституция Российской Федерации, Устав Белгородской области, федеральные и областные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере реализации государственной молодежной политики.

Ожидаемые результаты реализации государственной молодежной политики в регионе, оценка ее эффективности на уровне Белгородской области.

Учитель. Итак, главным результатом реализации государственной молодежной политики и, соответственно, Программы, должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области. Что предполагает социальную ответственность молодежи, т. е. вас. Я прочитаю вам притчу. О чем она? с.121

Общий вывод. К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг; доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие Белгородчины стали:

Количественное пополнение и повышение качества трудовых ресурсов региона;

Рост лидерского потенциала молодежи;

Рост профессиональной конкурентоспособности молодых специалистов и их вклада в экономическое развитие области;

Рост удельного веса инновационных решений и технологий, реализуемых молодыми специалистами народнохозяйственного комплекса региона;

Сокращение финансовых и организационных издержек, порождаемых низким уровнем здоровья молодежи, распространением в молодежной среде различных зависимостей и вредных привычек;

Распространение в молодежной среде региона установки на самостоятельное, инициативное решение собственных проблем;

Формирование позитивной, внутренне интегрированной культуры, улучшающей имидж области и, соответственно, тем самым повышающей ее инвестиционную привлекательность;

Поддержание и укрепление социальной и общественно-политической стабильности, укрепление экономического роста региона и его муниципальных образований;

Повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

Сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

Сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

Снижение уровня правонарушений среди молодежи;

Повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

Повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

Рост электоральной активности молодежи, увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти и местного самоуправления всех уровней.

В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики рассматривается влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в обществе, динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности в региональном социуме.

Д/з Конспект. Повторить п.30-33. Написать эссе « Дело – за юношей, совесть – за взрослым, молитва – за стариком». (Л. Питер) Слайд 6