Что значит внеклассное чтение. Внеклассное чтение. Организация уроков внеклассного чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Костромы

Статья на тему:

«Из опыта работы

по внеклассному чтению»

Выполнила:

Белянкина (Северьянова) Ирина Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ Гимназия №1 г. Костромы


1 вариант


  • Как звали жителей Розовой страны? _____________________________________________________________

  • Правительница Жёлтой страны? _________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Страшила? _________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Трусливым Львом? ________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имели Серебряные Башмачки?

  • Как Элли победила злую волшебницу Гингему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Гудвин вернулся домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Фиолетовой страной? _______________________________________

Письменная анкета по внеклассному чтению

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

2 вариант

Фамилия, класс___________________________________________________________


  • Как звали жителей Фиолетовой страны? ___________________________________

  • Правительница Голубой страны? ________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Лев? ________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Страшилой? _________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имела Золотая Шапка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как Элли победила злую волшебницу Бастинду? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Элли вернулась домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Изумрудным городом? _________________________________________________________________________

  • Продолжите важные слова героев сказки: «Элли научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, - ____________________________»

После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе.

Затем, ученики рассаживаются по командам. У нас, обычно, 4 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами (принцип смены командиров). Быть командиром – очень ответственно и престижно. Командир группы внимательно выслушивает ответы ребят во время обсуждения вопросов, назначает отвечающих от команды, выбирает эксперта команды(эксперт помогает учителю следить за ходом игры и ставить баллы в таблицу результатов), в конце урока подводит итоги работы в группе, играет большую роль при выставлении оценок за урок активным учащимся, участвует в конкурсе командиров.

Кроме, письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги . Иногда, он проходит до анкет, иногда, в конце урока, после КВНа. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип поддержания интереса к чтению ). Для этого использую такие формы работы :


  • (1-2 кл.) беседа – соревнование (кто больше знает о жизни и творчестве данного писателя)

  • (1-2кл.) заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции , открытки или фотографии. Особенно привлекает внимание ребят фотографии из моего личного архива, на которых запечатлены места, где побывала с экскурсией их учительница.

  • (3-4кл.) выступления – доклады самих учащихся

  • (3-4кл.) мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ )
(Презентация об Э.Успенском )
Чтобы поддерживать интерес ребят к чтению, чтобы урок внеклассного чтения не ассоциировался у учеников с обычным уроком литературного чтения, а воспринимался как урок – праздник, как урок радости, сам урок провожу в игровой или нестандартной форме, чаще всего в форме КВНа (принцип проведения уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме, принцип использования соревнований между учениками ).

Заранее разрабатываю вопросы и задания для будущего КВНа , печатаю их на компьютере, красочно оформляю. В 3-4 классах использую вопросы и задания, составленные самими учениками (принцип самостоятельности и активности учащихся).

В начале игры дети придумывают названия своим командам в соответствии с темой урока (например, на уроке внеклассного чтения по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» названия команда соответствовали Сказочным странам: Жёлтая страна, Голубая страна, Розовая страна, Фиолетовая страна; на уроке внеклассного чтения по книгам М.Пришвина дети использовали в названиях своих команд названия рассказов «Лада», «Журка», «Хромка», «Ярик»).

В ходе КВНа команды отвечают на вопросы по книге, выполняют разнообразные творческие задания. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Эксперт группы, назначенный командиром, подходит к доске и заносит полученные баллы в итоговую таблицу (принцип минимального участия учителя, максимального участия детей в ходе урока)

На КВНе стараюсь использовать как устные задания (викторина, «Угадай героя по описанию», загадки), так и письменные задания , где необходимо что – то дописать, соединить стрелками, нарисовать (кроссворды, «Восстанови описание», «Расставь события по порядку»). Дети младшего школьного возраста очень любят такие задания, с удовольствием отвечают на вопросы по карточкам, с азартом выполняют упражнения на красочных листах и не воспринимают такую работу, как серьёзный, монотонный труд (принцип учёта возрастных особенностей учеников ). Обязательно предлагаю задания, где бы ребята проявили свои творческие, артистические способности : инсценирование отрывков книги, пантомима, драматизация, «Изобрази героя», «Проговори скороговорку Чебурашки», «Придумай четверостишие с данными рифмами» (принцип развития творческих способностей детей ).

Под конец игры провожу конкурс командиров , для которого подбираю самые трудные оригинальные задания, которые требуют отличного знания содержания книги («Какой герой говорил такие слова?», «Назови крылатые слова и выражения сказки», «Определи название рассказа по его главной мысли»). Лучший командир зарабатывает для своей команды 3 балла.


Далее перечислю творческие вопросы и задания, которые чаще всего использую на КВНах, и приведу примеры таких заданий.
Творческие вопросы и задания КВНа.

  1. Викторина.
Викторину по прочитанным книгам, обычно, провожу в начале КВНа. Составляю свои вопросы или использую детские вопросы, в которых проверяется знание событий , описанных в книге, знание героев книги, глубина понимания произведения. Вопросы задаются командам по очереди. Но каждая команда обязательно ведёт обсуждение вопросов для всех команд, так как в случае неправильного ответа другой командой или их отказа ответить, вопрос переходит следующей команде (по кругу). Этот приём позволяет командам набрать дополнительные баллы за игру.
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (перевод Лилианны Лунгиной)

1 часть трилогии о Малыше и Карлсоне

Общие вопросы.


  1. Что такое трилогия? (три сказочные повести про одних и тех же героев)

  2. Перечислите названия трёх повестей о малыше и Карлсоне

    • Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

    • Карлсон, который живёт на крыше, возвращается, опять прилетел

    • Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять

  3. Какие книги написала Астрид Линдгрен?

    • Пеппи- Длинный чулок

    • Знаменитый сыщик Калле Блюмквист

    • Мио, мой Мио

    • Расмус- бродяга

    • И другие (32 книги)

  4. Чему научился Малыш, пока общался и дружил с Карлсоном? (прибираться, шить (готовили костюмы привидения), готовить кофе, зажигать плиту; не бросать друга в беде; смеяться и не грустить)

  1. Карлсон, который живёт на крыше

  1. Семья Малыша (папа, мама, сестра Бетан 14 лет, брат Боссе 15 лет)

  2. Сколько лет Малышу (в начале книги)? (7 лет)

  3. Где находится домик Карлсона? (на крыше, за большой дымовой трубой)

  4. Мечта Малыша (иметь собаку)

  5. Настоящее имя Малыша? (Сванте)

  6. Как отвечал Карлсон на вопрос «Сколько тебе лет?» («Я мужчина в самом расцвете сил»)

  7. Назовите обычные фразы Карлсона («Нет, я так не играю», «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки, дело житейское»)

  1. Карлсон строит башню

  1. Кличка собаки друга Кристера (Ёффа)

  1. Карлсон играет в палатку

  1. За что сестра Малыша Бетан хотела заплатить Малышу 25 эре? (чтобы он не выходил из своей комнаты, пока она общается в столовой с другом Пелле)

  2. Что подарил Малыш Карлсону, чтобы исправить настроение? (электрический фонарик)

  3. Что изображали Малыш и Карлсон, когда пошли к Бетан и Пелле? (палатку)

  1. Карлсон держит пари

  1. Любимая еда Малыша (чашка горячего шоколада и свежие мамины плюшки с корицей)

  2. Кем надо было стать Малышу, чтобы Карлсон поправился? (родной матерью)

  3. Как Малыш лечил Карлсона? (на деньги из копилки купил леденцов, засахаренных орешков и шоколаду)

  4. Что сделал Малыш перед отлётом с Карлсоном на крышу, чтобы за него не волновались родители? (написал записку)

  5. Какое лекарство, по мнению Карлсона, является лучшим в мире средством против жара? («приторный порошок»: истолочь и хорошо перемешать шоколад, конфеты, печенье)

  6. Как Карлсон советовал делить засахаренные орешки? Какое правило при этом надо соблюдать? («Кто первым берёт, всегда должен брать то, что поменьше»)

  1. Проделки Карлсона

  1. Какую фразу говорил Карлсон, чтобы успокоить плачущую девочку? («Плюти-плюти-плют»)

  2. Какую причину плача девочки назвал Малыш? (хочет есть, хочет молока)

  3. Как Малыш и Карлсон успокоили плачущую девочку? (Карлсон слетал за молоком, Малыш его подогрел, девочка выпила молоко и успокоилась)

  4. Как напроказничал Карлсон, чтобы проучить родителей плачущей девочки? (прицепил колбасу к дверной ручке, к клюву фарфорового голубя, сунул колбасу в ручку плачущей девочки)

  5. Настоящее имя плачущей девочки? (Сусанна)

  6. Каким именем назвал плачущую девочку Карлсон? (Гюль-фия)

  7. Как Карлсон шутил с жуликами- ворами и помог Оскару вернуть свои вещи? (отбирал у жуликов украденные у Оскара часы и бумажник, подбрасывал их в необычные места, например: бумажник клал в тарелку с супом, часы вешал на лампу и др.)

  8. Как поступила мама, когда прочитала записку Малыша? (вызвала пожарную машину, от машины до самой крыши выдвинули пожарную лестницу, по которой пожарный поднялся за мальчиком)

  1. Карлсон играет в привидения

  1. Где прятался Карлсон, когда пришли в гости к Малышу Кристер и Гунилла? (в шкафу, на полке)

  2. Что должна была сделать Гунилла, чтобы Карлсон не обиделся и не улетел? (погладить его по голове и сказать «Мой милый Карлсон!»)

  3. Во что предложил играть Карлсон ребятам? (в привидения)

  4. Как Карлсон прогнал жуликов- воров из дома Малыша? (нарядился в привидение и напугал их)

  1. Карлсон выступает с учёной собакой Альберг

  1. Кого нашли дети по дороге из школы? (маленького чёрного пуделя)

  2. Как его стали называть друзья? (Альберг, как написано на ошейнике)

  3. А как чёрного пуделя звали по-настоящему? (Бобби)

  4. Как называлось представление, на котором выступал Карлсон с пуделем? (Вечер чудес)

  5. Сколько стоил билет на представление? (одна конфетка)

  6. Кому досталась коробка с конфетами «Для благотворительных целей»? (Карлсону)

  7. Какие «фокусы» показывал Карлсон на вечере? (говорил за собаку, летал с собакой)

  8. Почему Малыш не смог оставить у себя жить найденного чёрного пуделя? (мама позвонила по телефону, который был написан на ошейнике; в 7 часов пришёл мальчик Стафан Альберг, хозяин собаки)

  9. Из-за чего Малыш «лежал ничком на кровати и плакал так горько, что просто сердце разрывалось»? (пришёл хозяин собаки и унёс её)

  10. Имя мальчика, который насмехался над фокусами Карлсона? (Кире)

  1. Карлсон приходит на День рождения

  1. Сколько лет исполнилось Малышу на Дне рождения? (8 лет)

  2. Что подарила семья Малышу на День рождения? (4 свёртка: коробка с красками, игрушечный пистолет, книгу и новые штанишки)

  3. Что подарили на День рождения Малышу Гунилла и Кристер? (коробку конфет)

  4. Из-за какого подарка Малыш горько плакал? (Бетан и Боссе подарили ему игрушечного чёрного плюшевого щенка)

  5. Какое знаменательное для всей семьи событие произошло на Дне рождения? (семья познакомилась с Карлсоном)

  6. Когда Малыш ощутил себя счастливым, что у него даже «заныло где-то внутри, то ли в душе, то ли в животе»? (когда подарили живую собаку, мечту Малыша)

  7. Собаку какой породы подарили Малышу? (короткошёрстую таксу)

  8. Как назвали подаренную собаку? (Бимбо)

  9. Что подарил Малышу на День рождения Карлсон? (свисток)

  10. Что было с мамой, когда она впервые увидела Карлсона? (чуть не упала в обморок)

  11. Почему мама, папа, Бетан и Боссе договорились никому не рассказывать о Карлсоне? (никто не поверит, и даже, если поверит, то «своими расспросами не даст покоя до конца наших дней»)

  12. Куда должен был уехать после Дня рождения Малыш? (к бабушке в деревню)

  1. Узнай героя по описанию

Не секрет, что в последние десятилетия, точнее, после развала Союза и коренной перестройки не только государственных систем в каждой бывшей союзной республике, но и системы образовательной, введения обучения на платной основе, упал самым серьёзным образом как уровень преподавания и обучения, так и престиж школ, средних и высших учебных заведений. Особенно удручающими стали отношения наших граждан с книгой. Из мы постепенно становимся самой дичающей и самой безграмотной. Возникает удивительный парадокс: современные тинэйджеры со знанием дела рассуждают о плюсах и минусах последних моделей мобильных телефонов, чуть не с закрытыми глазами могут из запчастей собрать навороченный системник от ПК, но при этом напрочь не знают, кто такой Алексей Толстой (а иные - и Лев Николаевич!), не читали «Онегина» или «Мёртвые души», о содержании «Войны и мира» имеют весьма смутное представление и путают Отечественную войну 12-го года с Великой Отечественной.

Роль внеклассного чтения в жизни учеников младшего школьного звена

Знакомство с книгой у детей происходит по-разному. Азам чтения малыши обучаются ещё в подготовительной группе детсада, кого-то приучают к нему ещё и дома. В результате ученик первого класса достаточно подготовлен к общению не только с учебником (книга для чтения), но и к внеклассному чтению.

Что даст ребёнку внеклассное чтение? Прежде всего, поможет сформировать из него заинтересованного любителя книги. Развить навыки чтения. Научить самостоятельно пользоваться книгами, добывать из них нужную информацию и получать заложенные в них знания. Таким образом, внеклассное чтение с первых ступеней школьной жизни должно помочь саморазвитию маленького человека, превращению растущей личности из объекта жизни и обстоятельств в активного субъекта деятельности. Нельзя забывать, что прежде всего именно книга заставляет души трудиться, формируя из очередного представителя биологического вида «хомо сапиенса».

Самостоятельно взять в руки книгу приходит в голову далеко не каждому первоклашке. Потому на внеклассное чтение дети должны быть хорошо мотивированы учителем - с одной стороны, и своей семьёй, родными - с другой. Главная цель мотивации - развитие в школьнике познавательного интереса. В связи с этим учитель обязан тесно сотрудничать с семьёй ребёнка, чтобы совместными усилиями твёрдо, но ненавязчиво руководить им, приучая постепенно к самостоятельности.

Внеклассное чтение не может быть бессистемным, пущенным на самотёк. К нему, как к любому виду интеллектуальной деятельности, прилагаются определённые критерии.

Критерии выбора

Школьная программа серьёзна и насыщена не только в но и во младших. Как правило, на её усвоение часов не всегда хватает, особенно при сложных темах. И потому уроки внеклассного чтения порой забираются под дополнительную математику, письмо или другой предмет. Поступать так - совершать серьёзный методический промах! Ведь именно на уроках по внеклассному дети расширяют свой кругозор, выходя за рамки программы. Их не только нужно проводить - следует приучать ребят вести читательские дневники, составлять карточки-отзывы, даже рисовать иллюстрации к самым ярким эпизодам. Таким образом у учеников будет воспитываться чуткое, внимательное, думающее отношение к слову, наблюдательность, память и к книге.

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» .

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях -- это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики .

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст .

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе .

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Литература приобретает особую роль в формировании личности - в обучении юного поколения, в его развитии и воспитании. В настоящее время, все чаще и чаще «первое знакомство с современной литературой происходит через ТВ, компьютеры и средства массовой информации» Слободская, Н.И. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе.- / Н.И. Слободская. - Волгоград: Учитель, 2003. - 64 с., «поднятие престижа детской литературы» становится одной из основных задач деятельности школы. Современная русская литература, с ее повышенной эмоциональностью, своевременным откликом на происходящие в стране события, ориентирована на творческое воображение молодого поколения. В таком случае овладение основами руководства чтением школьников становится одной из важнейших задач подготовки учителя.

Вопрос о том, надо ли знакомить школьников с современной литературой, в наши дни выходит за рамки дискуссии, затрагивающей только составителей программ, авторов учебников и учителей-словесников. В век телевидения и компьютеров дети, особенно старшеклассники, все меньше читают, а общество не пытается исправить ситуацию, иногда даже усугубляет ее.

В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют интерес к чтению, которой, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Цель внеклассного чтения по литературе -- познакомить учащихся с художественной литературой, входящей в круг чтения современного школьника, во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.

1) круг чтения -- указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;

2) знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе представляет итог большой самостоятельной работы учащихся.

Объект исследования - влияние внеклассного чтения по литературе на формирование мировоззрения школьника, интересов, на процесс развития и становления личности.

Предмет исследования - уроки внеклассного чтения по литературе как один из способов личностного развития школьников.

Цель исследования - выявить особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах.

рассмотреть научную литературу, посвященную методологии проведения внеклассного чтения;

раскрыть особенности подготовки и проведения внеклассного чтения на уроках литературы.

проведение урок внеклассное чтение литература

Глава 1. Внеклассное чтение по литературе в старших классах

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Их организацией занимались и дореволюционные, и советские педагоги. Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным.

В начале XX века особый интерес представляла идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в работах Н.А. Рубакина, где он писал о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются» Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. -- Т. 2. -- М., 1975. -- С. 67, 140, и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения:

воспитание потребности в чтении;

расширение содержания чтения и направленности читательских интересов;

совершенствование культуры чтения;

организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей.

На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи Леонтьев А.А.Проблемы социологии и психологии чтения.- М., 1975, С.45.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Внеклассное чтение, если оно грамотно педагогически и эстетически ориентировано, открывает особые возможности для реализации региональных и индивидуальных потребностей, общих задач образования; для самореализации развивающейся личности. Оно дает свободу выбора произведения, способствует его целостному эстетическому восприятию и последующей индивидуальной творческой интерпретации.

Внеклассное чтение - система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности. Она включает живой личный интерес к посещению библиотеки, занятиям в кружках, студиях, различных читательских клубах, литературных, театральных студиях.

Урок внеклассного чтения - это урок, проводимый в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. Но это название можно считать условным, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе.

Таким образом, можно выделит задачи внеклассного чтения по литературе:

приобщить учащихся к богатствам художественной литературы;

воспитать любовь и привычку к чтению;

сформировать у школьников знания и умения, которые обеспечивают самостоятельное освоение художественных ценностей;

сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;

развить художественно-творческие способности, воображение, эстетическое чувство школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

развить навыки грамотного и свободного владения литературной речью.

В общей системе уроков внеклассного чтения и в методике построения каждого урока определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов уроков, в соответствии с целями и задачами, которые они решают, а также определить место каждого урока в общей системе внеклассной работы по литературе.

1.1 Вводные уроки

Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н. К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении.

В старших классах следует научить пользоваться разного рода библиографическими указателями. Это в значительной мере освободило бы учащихся от напрасной траты времени на чтение книг малохудожественных и малосодержательных.

К вводному уроку следует тщательно подготовиться, чтобы он был праздником книги, ее торжеством. Подготовку следует начать с самых первых дней учебного года - с короткого анкетного опроса: что было прочитано учащимися за лето, что им особенно понравилось, какие книги они хотели бы прочитать и обсудить в течение года. Это дает возможность учителю учесть интересы учащихся при планировании уроков внеклассного чтения на учебный год.

Назначение этих уроков - пропаганда хорошей книги среди школьников.

Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки и конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки и конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся.

Методика проведения таких уроков требует применения разнообразных приемов: рассказ самого учителя о книге или писателе, выступления учащихся с рассказом или докладом, художественное чтение отрывков, инсценирование отдельных эпизодов, сопровождение рассказа музыкой, живописью, кинофильмом, чтение аннотаций на новые книги и т.д.

Первый урок рекомендации книги необходимо провести в начале учебного года, чтобы указать учащимся на лучшие произведения и наметить перспективу чтения на год. В эти рекомендации можно включить уже прочитанное некоторыми учениками. По итогам опроса учащихся учитель отбирает несколько лучших произведений, прочитанных меньшинством, и рекомендует их всем.

Второй урок можно провести в середине учебного года. Часто уроки рекомендации книги проводить не следует. Обилие информации так же вредно, как и отсутствие ее.

Уроки рекомендации можно посвящать произведениям одной темы или одного жанра. Произведению одного писателя или поэта также можно отвести отдельный урок. Учитель в соответствии с его системой, интересами учащихся и другими конкретными условиями решит, какому. Выступлением учащихся следует предпосылать вступительное слово учителя, которое подготовит слушателей к восприятию новых сведений и включит их в общую систему знаний.

Ещё одним средством рекомендации книг является выставка самих книг. Красиво оформленные витрины с книгами, плакаты с изображением обложек привлекают внимание учащихся. Такая выставка может быть использована на уроке и служить не только вспомогательным элементом урока, но и стать самостоятельной его частью. Выставлять можно книги по рекомендательному списку или по одной теме.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки рекомендации не только знакомят с новым произведением, но и при широком использовании музыки, живописи, кино также являются средством нравственного, эстетического развития учащихся, расширяют их кругозор.

1.3 Уроки по углублению понимания прочитанного

В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя-словесника научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна. Это урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся готовят инсценировки, литературные композиции, викторины, сценарии, самостоятельно работают над композицией и языком произведения и т.д.

В этой группе уроков следует выделить на первое место беседу и диспут, т.к. именно эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности от всех учащихся.

Центральное место среди уроков внеклассного чтения следует отвести уроку-беседе и уроку-диспуту, т.к. именно эти формы организации читательских восприятий обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность суждения учащихся.

Беседуя с учащимися о прочитанном, учитель может поставить перед учениками сложные этические и эстетические проблемы и решать их, учитывая степень подготовки и возрастные особенности учащихся.

Успех беседы или диспута определяется рядом условий. Главное из них - характер самого произведения, выбранного для обсуждения. Произведение должно отвечать интересам учащихся, их духовным устремлениям. Нравственные вопросы, которые ставит учитель, должны находить живейший отклик у молодежи.

Успех беседы решает также качество предварительной подготовки, то, как сумел учитель подготовить учащихся к восприятию произведения, насколько яркими были впечатления от первоначального чтения. «Надо помогать учащимся оформить в надлежащем направлении свои первоначальные впечатления» Иванова, С. Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников. - М., 1964. Чтение будет направленным, если учащиеся четко представляют себе, какие проблемы произведения будут в центре обсуждения на уроке.

Обсуждение должно строиться таким образом, чтобы учащиеся не только проверяли свои первоначальные впечатления от чтения, но и узнавали новое. С помощью учителя ученики должны проникнуть в те глубокие тайники произведения, которые были им недоступны при самостоятельном чтении, осмыслить детали, ранее ими незамеченные, задуматься над новыми вопросами, поставленными учителем в процессе обсуждения.

Подготовка к уроку-беседе и уроку-диспуту может протекать по-разному. Чаще всего учитель заранее сообщает учащимся вопросы, на которые им следует ответить в процессе чтения. В ходе обсуждения выясняются спорные точки зрения, уточняются и углубляются ответы. Вопросы следует давать после чтения произведения, незадолго до обсуждения. Наконец, можно предложить учащимся самим составить вопросы, ответы на которые раскрыли бы основные идейные и художественные достоинства произведения.

Составить вопросы для беседы или диспута - дело далеко не простое. Вопросы должны вызывать максимальную активность учащихся, наталкивать на анализ поведения и поступков героя, на сопоставление с ними своих поступков и мыслей. Они должны заставить учащихся задуматься над главной мыслью произведения и позицией автора, проследить сюжет, осмыслить все детали, т.е. помочь учащимся освоить произведение с точки зрения общественной полезности и художественной правды. Составить вопросы и ответить на них - значит проанализировать произведение. Таким образом, можно сделать вывод, что урок-беседа и урок-диспут являются наиболее значимыми среди уроков внеклассного чтения. Именно такие уроки обеспечивают высокую активность учащихся при чтении и обзоре произведения, более того, они помогают ученикам четко сформировать собственную точку зрения на произведение и сопоставить его с позицией автора.

1.4 Уроки обучения навыкам аннотирования и рецензирования

Формирование таких навыков и умений, как запись краткого содержания произведения, составление аннотаций и рецензий. Все эти навыки - свидетельство не только читательской, но и общей культуры ученика.

Умению рассказать и записать краткое содержание произведения учат примерно с пятого класса. Этот навык постоянно совершенствуется в последующих классах. В восьмом классе происходит переход к более сложному виду работы - составлению аннотации.

Аннотация - это краткая характеристика произведения с указанием его темы, идейного содержания и краткой оценкой художественных достоинств и недостатков. Аннотация может содержать справки о времени создания произведения и об исторической эпохе, отраженной в нем.

Иногда обучение навыкам аннотирования успешно связывается с практической работой учащихся в библиотеке. По заданию библиотеки и учителя учащиеся должны прочитать очерки о выдающихся писателях, поэтах, общественных деятелях, ученых, и на карточке написать на прочитанный очерк аннотацию для систематического каталога. На уроке внеклассного чтения читаются черновики, после обсуждения и замечаний шлифуются и переписываются начисто, затем передаются библиотеке. Единство жанра аннотируемых книг в значительной степени облегчает усилия учителя и помогает учащимся быстрее усвоить сущность требования к аннотации.

Второй этап - рецензирование. Рецензия - более развернутое суждение о книге, в котором мнение рецензента должно быть обязательно мотивированно. Рецензия требует не только указания на тему и идейный смысл произведения, но и краткого его анализа, указания на главные художественные достоинства и недостатки книги. Рецензирование учит сознательному чтению, помогает выработать навык самостоятельной оценки достоинств и недостатков произведения, способствует развитию мышления и самое главное, содействует более глубокому восприятию художественной литературы.

К рецензированию учащихся подводят постепенно, в восьмом классе акцентируя их внимание на великолепных образцах анализа художественного произведения, данных в статьях В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Происходит знакомство учащихся с отзывами критиков о современных произведениях зарубежной литературы. Затем происходит отбор рецензий на известные учащимся произведения, чтение и разбор их в классе, обращается внимание слушателей на вопросы, которые критик ставит и разрешает в своей статье. Рецензент сообщает краткие сведения об авторе произведения и говорит об особенностях его творчества. Далее указывается на главную тему произведения и раскрывается основная мысль. Затем прослеживается содержание, анализируются основные сцены и эпизоды, объясняется их идейно-художественная роль, указывается на достоинства и недостатки произведения. Подводя итог, критик обращает внимание читателя на общественную и художественную значимость рецензируемого произведения.

Обращается внимание учащихся на своеобразие каждой рецензии, учитель пытается донести ученикам, что это творческий вид работы, здесь должна проявиться индивидуальность рецензента, его личное восприятие произведения и его собственная оценка Система эстетического воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова. - М., 1983.

Таким образом, можно сделать вывод, что разумно организованные уроки внеклассного чтения могут в значительной степени определить характер домашнего чтения учащихся. Пробужденная ими читательская активность в свою очередь породит многообразие других форм внеклассной работы - литературные вечера, диспуты, конференции, конкурсы. Все, вместе взятое, и будет способствовать формированию здоровых читательских вкусов школьников.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Уроки внеклассного чтения на краеведческой основе. Разновидности уроков внеклассного чтения и их роль в литературном развитии школьников. Уроки внеклассного чтения в средних классах на основе произведений авторов Северного района Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2014

    Определение, типы и основные виды уроков. Нестандартные формы уроков права в старших классах. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Уроки обобщения и систематизации. Уроки изучения нового учебного материала, контроля и коррекции знаний.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Особенности организации внеклассного чтения в первом классе. Организационно-методическая структура урока внеклассного чтения во втором классе. О целях, задачах, специфике учебно-воспитательной работы с детской книгой. Структура уроков внеклассного чтения.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2010

    Анализ научной литературы, посвященной методологии проведения внеклассного чтения. Подготовка и проведение внеклассного чтения на уроках литературы. Составление плана урока внеклассного чтения по поэме Б. Ахмадулиной "Сказка о Дожде" для учащихся 7-8 кл.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Використання нових педагогічних технологій в навчальному процесі. Методи стимулювання і мотивації навчально-пізнавальної діяльності. Нестандартні уроки: визначення, класифікація, методики проведення. Нестандартні уроки на заняттях трудового навчання.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2009

    Дидактичні особливості проведення нестандартних уроків. Взаємодія вчителя й учнів на уроці. Розгляд структури нестандартних уроків: бінарні, віршовані (римовані), інтегровані уроки та уроки-дискурси. Розробки нестандартних уроків у початковій школі.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2009

    Теоретические основы процесса формирования читательской самостоятельности учащихся первого класса. Уроки внеклассного чтения - основная форма работы с детской книгой. Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Использование нетрадиционных и нестандартных форм уроков в обучении младших школьников. Нестандартные уроки: сущностные характеристики и классификация. Нетрадиционные уроки русского языка как фактор развития творческих способностей младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Межпредметные связи в обучении, анализ интегрированных уроков как основного средства повышения активности школьников, причины потребности интегрированных занятий. Роль информатики в интеграции. Применение информационных компьютерных технологий на уроках.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Главная цель трудового воспитания школьников - самореализация личности, развитие ее индивидуальных качеств. Организационные условия обучения технологией. Нестандартные уроки. Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности.

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная : научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая : развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная : расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.

Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

  1. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
  2. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  3. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  4. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
  7. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  9. П. Треверс «Мери Поппинс»
  10. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  11. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
  12. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
  13. Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
  14. К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
  15. А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
  16. А.И. Свирский «Рыжик»
  17. М. Прилежаева «Семиклассницы»

6 КЛАСС

  1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
  2. А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
  3. Дж.Свифт «Гулливер»
  4. Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
  5. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
  6. В. Осеева «Динка»
  7. Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
  8. А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  9. Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
  10. Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  13. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  14. Н.С. Лесков «Зверь»
  15. В. Гюго «Козетта»
  16. Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17. Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
  18. А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
  19. А.С. Пушкин «Дубровский»

7 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
  2. А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
  3. Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  5. Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
  6. А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
  7. Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
  8. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  9. М. Твен «Принц и нищий»
  10. А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
  11. Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»

8 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  2. В. Гюго «Отверженные»
  3. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  4. В. Каверин «Два капитана»
  5. А. Дюма «Три мушкетёра»
  6. В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
  7. А. Фадеев «Молодая гвардия»
  8. В. Скотт «Айвенго»
  9. М. Рид «Всадник без головы»
  10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
  11. Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
  12. А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
  13. К. Федин «Необыкновенное лето»
  14. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

9 КЛАСС

  1. А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
  2. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  3. Ф. Достоевский «Бедные люди»
  4. В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
  5. А. Беляев «Старая крепость»
  6. А. Кронин «Замок Броуди»
  7. У. Коллинз «Лунный камень»
  8. Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
  9. В. Обручев «Земля Санникова»
  10. Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
  11. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба

10-11 КЛАСС

  1. Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
  2. Л. Улицкая «Рассказы»
  3. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
  4. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  5. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Уточняю ещё раз, что список вариативный.

ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ)
Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии
«Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями
«Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе
Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды
Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам
«Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке».
  1. События в романе происходят во времена правления:
    – Карла 9;
    – Генриха 4;
    – Франциска 1;
    – Людовика 13.
  2. Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
    – испанкой;
    – англичанкой;
    – француженкой;
    – немкой.
  3. События в книге начинаются:
    – в первый понедельник апреля 1625 года;
    – в первый понедельник апреля 1635 года;
    – в первое воскресенье 1625 года;
    – в первый понедельник 1623 года.
  4. Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
    – слугу;
    – коня;
    – сменить одежду;
    – шпагу.
  5. Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
    – 1;
    – 3;
    – 2;
    – 4.
  6. Как звали слугу Арамиса?
    – Базен;
    – Планше;
    – Гримо;
    – Мушкетон.
  7. В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
    – 1,5 тыс. пистолей каждая;
    – 2 тыс. пистолей за все;
    – 2 тыс. пистолей каждая;
    – 1,5 тыс. пистолей все.