История любви марьи болконской. Марья Болконская: характеристика образа. Отношения с Анатолем Курагиным


Образ княжны Марьи – один из любимых женских образов Л.Н. Толстого. Прототипом образа княжны Болконской была мать автора, которую он не помнил, но в своем воображении представлял ее духовный облик. Толстой молился ее душе, и эта молитва помогала ему в тяжелые моменты жизни.

Внешняя характеристика героини, как и у всех любимых героев Толстого, непривлекательна, самой себе она казалась и вовсе некрасивой, не находили ее красавицей и светские щеголи. Однако ее глаза, «большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» говорили о богатом и прекрасном внутреннем мире, который гораздо важнее, чем внешняя красота. Глаза княжны Марьи сияли, когда она начинала говорить о том, что любит, они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица… делались привлекательнее красоты».

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы с отцом Николаем Андреевичем, екатерининским вельможей, который был сослан при Павле, после чего не выезжал из имения.

Отец Болконской педантичен, нередко груб и брюзглив. Он часто насмехается над дочерью, но она любит его нежно и глубоко.

Автор уготовил девушке удивительную судьбу. Она проходит тяжелый путь, но все ее романтические мечты исполняются. Княжна Болконская готова на самопожертвование, которое является ее моральным принципом. Она живет согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Марья Болконская высокообразованна, она любит музыку, много читает. Отец старается подготовить детей к самостоятельной жизни, стремится научить их думать и принимать ответственные решения. «…математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу», - повторяет Николай Андреевич. Но княжна и не похожа на этих барышень. Живя взаперти в деревне, не участвуя в удовольствиях светской жизни, переписываясь с Жюли Карагиной, подругой детства, Марья искренне утешает и поддерживает ее. В письмах же подруги содержатся лишь светские сплетни, да пустая болтовня.

Княжна Марья умеет глубоко чувствовать и ее натура настолько тонка, что она способна каким-то внутренним чутьем понимать, что происходит с ее близкими. Именно она отказывалась верить в то, что князь Андрей погиб под Аустерлицем. Княжна беспокоится о внезапно разбогатевшем Пьере, и не напрасно, на его пути на самом деле возникает слишком много трудностей. Марья чувствует, что ее брат несчастлив в браке. Она пытается понять и найти оправдания «маленькой княгине». Именно княжна Марья благословляет и проводит последние минуты с князем Андреем перед его отъездом на войну. И княжне Марье принадлежат в романе основные идеи о войне и мире. Еще на первых страницах романа Марья пишет Жюли о том, что война - это свидетельство того, что люди позабыли Бога. Эту же мысль гораздо позже высказывает и князь Андрей.

Богатая княжна Болконская была завидной невестой. Приезд в дом Болконских князя Василия Курагина с непутевым сыном Анатолем и его сватовство стало причиной большой перемены во внутреннем мире девушки. Если до этого она считала, что ее жизнь наполнена любовью к Богу, то сейчас она понимает, что есть еще и любовь земная. Княжна готова полюбить Анатоля, но, к счастью, он быстро демонстрирует свою истинную сущность. Ей предназначен судьбой совсем другой человек – Николай Ростов, который появляется в самый трудный для нее момент. Но отношения между ними непростые. Николай чувствует, что не имеет права любить княжну Марью, ведь он дал слово Соне, кроме того, богатство Болконской смущает его. Марья Николаевна тоже считает, что потеряв отца и брата, она не может думать о личном счастье. Но стоит им увидеть друг друга, как уходят прочь все сомнения.

Марья Болконская – княжна из известного романа «Война и мир» Л. Н. Толстого , дочка Николая Болконского. Жизнь ее отличалась от других русских девушек. Она практически всегда была чем-то занята и отец всеми силами старался заниматься правильным воспитанием дочери. Вследствие того, что ей приходилось заниматься точными науками княжна Мария стала сравнительно умной девушкой.

Княжна Марья отличается от всех женщин, которые описаны в романе Л. Н. Толстого. Выросла она в деревне, воспитанием занимался суровый отец. Она не знала тех развлечений, которые были доступны Наташе Ростовой . Кроме того, Марья Николаевна выросла без матери, что тоже наложило отпечаток на жизнь, ей приходилось жить с отцом, которого она одновременно боялась и уважала. У нее практически нет друзей, поэтому она уделяет внимание переписке с Жюли Карагиной. С Наташей Ростовой у них изначально не получилась дружба, но со временем все поменяется. Их сблизит ранение Андрея Болконского . Женщины будут вместе заботиться о нем и их отношение друг другу изменится.

Что же касается внешности девушки, то здесь сложно было что-то выделить. Тело слабое, лицо худое. Больше всего в образе Марьи Болконской выделялись грустные и большие глаза. Они были настолько красивы, что даже на некрасивое тело практически никто не обращал внимания. Натура у девушки была живой, у нее могла быстро меняться настроение и, особенно на него откладывала отпечаток окружающие. Например, князь не в духе, то и княжна была расстроена. Марья Болконская практически менялась на глазах, когда приезжал возлюбленный Анатолий. Княжна всегда мечтала о браке, счастливой семейной жизни и, конечно, о любви. Она выделялась молчаливостью и трудной походкой.

Для Марьи Болконской большое значение всегда имела семья и она сильно любила родительский дом. Отец Николай Болконский обладал сложным характером, но дочь его все равно любила и всегда восхищалась его поступками. Любила княжна Мария и своего брата – Андрея Болконского. Когда он приезжал в Лесные Горы из Петербурга, девушка всегда с любовью его встречала. Так что для Мария семья всегда имела огромное значение. Верила она в Бога, в то, что он всем управляет. Княжна отличается сильной доверчивостью, добротой. Марья Николаевна во всех людях старалась видеть в людях только лучшие характеристики. Ради счастья других людей она готова была пожертвовать собой. Наивная, добрая, мечтательная, умная княжна вызывает симпатию у читателей романа «Война и мир».

Марья Болконская хоть и некрасивая девушка, но наделена глубокой духовностью. В тексте ей автор уделяет мало внимания по сравнению с Наташей Ростовой. Героиня романа мечтала о браке с Анатолием Курагиным. Хоть княжна Марья и кажется нам такой слабой, немного беззащитной, но она может удивить читателя. Она способна выдержать все тяготы жизни, которые выпали на ее судьбу.

Читая роман, можно понять, что Л. Н. Толстой любит свою героиню Марью Николаевну. Конечно, больше симпатии у него вызывает Наташа, но княжна также важна для писателя. В конце романа он подарит Марьи Болконской семью, о которой она так мечтала.

  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
  • Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение

Не сама красивая, умная, робкая, уже не юная, очень богатая — такова княжна Мария Болконская в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», один из трёх главных женских образов. Кажется, автор сделал всё, чтобы жизнь его героини была максимально сложной, полной разочарования, страданий, даже отчаяния.

Но в конце Марья счастлива. Она получает от судьбы всё, о чём мечтала и на что уже не надеялась. Сказка? Можно воспринимать историю княжны и так, если не иметь представления о творчестве Л. Н. Толстого. Это один из самых беспощадных — если не самый — по отношению к человеку и жизни русский писатель. Он говорит о самом больном и — только правду.

Другая принципиальная черта творчества и философии автора — рационализм. Нечто головное, выдуманное, фантастическое — это не про Льва Толстого. Поэтому история Марьи Болконской — жизненная правда, урок, образец, надежда тем, кто уже и не надеется.

История эта внешне очень проста. Княжна Марья уже «стара»: в XIX веке 20 лет для девушки — возраст критический. Если до этого времени на неё не обратили внимания, выйти замуж весьма проблематично. Её несколько раз сватали, но отец — старик князь с необычайно острым умом, олимпийским презрением к людям и безудержной властностью — расстроил все сватовства. Он понимал, что женихам нужна не Марья, а её богатство и родовитость.

Между тем семья, дети, семейный круг и заботы — предел мечтаний княжны. Уже совершенно отчаявшись в возможности счастья, княжна молится Господу и говорит, что готова с благодарностью нести крест, её предназначенный, но — коли будет на то воля Божья — с великой радостью примет супружество и потому будет готовится к нему каждый день.

Счастье придёт в виде Николая Ростова, сначала спасшего её от взбунтовавшихся крестьян, а потом — от одиночества. Но до этого Марья с достоинством, самоотречением и смирением вытерпит жестокие испытания сумасшествием и презрением отца, его смертью, войной и гибелью любимого брата — князя Андрея.

Характеристика героини

Марья Болконская скрытна, сдержанна в выражении чувств, в обхождении проста, однако и читатель, и другие герои романа чувствуют её врождённое благородство, непростое происхождение. Это — от отца.

Толстой постоянно говорит нам, что княжна некрасива. Даже шаги у неё тяжёлые, недевичьи. И только глаза Марьи — лучистые и выразительные — преображают лицо девушки в моменты особого духовного подъёма. Эти глаза и поразили Николая Ростова, будто заглянули ему в самое сердце.

Княжна умна и знает о своей непривлекательной внешности. Долгие уединённые размышления, молитвы, книги помогают ей смириться с тем, какая она, и с одиноким служением отцу.

Смирение, покорность, одиночество не превращают Марью в злую или замкнутую, обиженную на весь белый свет. В каждом своём занятии, состоянии, обязанности девушка находит хорошее: в подчинении деспотичному отцу — христианскую добродетель почитания родителей; в одиночестве — возможность общаться с «божьими людьми» и самой собой; в служении родным (брату, племяннику) — извечное предназначение женщины быть хранительницей семьи и опорой мужчины.

Образ героини в произведении

(Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Мария Болконская, как и Наташа Ростова, противопоставлена в романе Элен Курагиной — внешне и внутренне. Княжна, в отличие от Элен, некрасива, но чрезвычайно богата духовно: каждому чувству она отдаётся без остатка, не притворяется ни в чём, всегда думает в первую очередь о других и только иногда — о себе.

При этом Марья не безответна, внутри её — стержень. Во время французской оккупации мадемуазель Бурьен предложила не уезжать из Богучарова, а сдаться на милость французам: те благосклонно относились к дворянам и тем более дамам. Но княжна даже мысли допустить не может, что она — сестра воюющего князя Андрея и дочь старого Болконского — станет просить защиты у врага.

В конце романа мы видим Марью — счастливую жену и мать. Так вышло, что она сдержала слово, данное Богу: она и правда всю предыдущую жизнь готовилась к семейному счастью — училась без устали и капризов заботиться о близких, училась любить даже тогда, когда любить невыносимо, училась отдавать себя всю.

Это — идеал женщины для Толстого. Он знает, что в реальности девушек, хотя бы отдалённо напоминающих Марью Болконскую, мало. И они обязательно счастливы. Потому что их счастье не обязательно то, каким его понимает большинство. Их счастье — быть рядом и жить жизнью других, какой бы тяжёлой она ни была.

Болконская Марья - княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи "некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти "маленькой княгини"), которому она, как может, заменяет мать.

Марья - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа "на долг и присягу".
Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Николая Андреевича Болконского, "умного, гордого и даровитого человека".

Болконский-отец живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь "ходил по-старинному, в кафтане и пудре", был невысок, "в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...

    Пьер Безухов - один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны...

    Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...

Образ княжны Марьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Болконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Она постоянно окружает себя «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них…», часто посещает ее.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. «Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.

Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, …радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям» (Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Книга для учителя. М., 1988. С. 139).

Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В. Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной. Выть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви… однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле» (Ермилов В. Указ. соч. с. 184).

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни». Образ княжны Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.

Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «…главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене… это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В. Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к… детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смети…» (Ермилов В. Указ. соч. С. 184).

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.