Есть ли рыцари в наши дни? Существуют рыцари в наше время? Встречаются ли рыцари в наши дни

Хоменко Диана

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

БОУ «Алаботинская СОШ»

НОУ «Интеллектуальный лабиринт»

«Есть ли рыцари в наши дни?»

Научно-практическая работа

Выполнила:

ученица 4 класса

Хоменко Диана

Руководитель:

учитель начальных классов

Мирошник Татьяна Владимировна

2013

Введение

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

  1. История возникновения рыцарства
  2. Обучение рыцаря
  3. Посвящение в рыцари
  4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить, кто такие рыцари и есть ли рыцари в

Наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-4ых классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решила узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 30 человек. Данные опроса представлены в таблице.

Вопросы

Ответы

  1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

  1. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

  1. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

  1. Существуют ли рыцари в наши дни

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

  1. Какими качествами обладают рыцари нашего времени

доброта

честность

смелость

мужество

верность

храбрость

сила

ловкость

ум

вежливость

воспитанность

благородство

  1. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что рыцарь обладал жестокостью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Продолжая исследовательскую работу, я предложила ребятам написать сочинения о рыцарях и нарисовать герб. Много было интересных работ. Послушайте сочинение Чурсанова Андрея (приложение) и посмотрите какие гербы нарисовали ребята (приложение).

Чтобы больше узнать о рыцарях, я обратилась к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник» . Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

  1. верховая езда
  2. фехтование
  3. обращением с копьем
  4. плавание
  5. охота
  6. игра в шахматы
  7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

  1. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

Я решила выяснить , есть ли рыцари в моём классе?

Мальчикам было предложено понаблюдать за своими хорошими поступками. Наблюдения проводились в течение одной недели. По итогам наблюдений я составила таблицу.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Джоджуа Эдуард

++++

+++++

Серов Александр

Салыков Алмаз

Серов Егор

++++

Чурсанов Андрей

++++++++++

++++

+++++

Чернышов Алексей

++++++

++++++++++

+++++

ИТОГО

Таким образом, я выяснила, что всего за неделю мальчиками было совершено 84 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провела не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

  1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.
  2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.

Поговорить о книжке. Наши встречи трудно назвать уроком. Ведь на уроках обязательно один - Учитель, а другой - Ученик. А у нас ребята выдают иногда такое... от чего мое сложившееся мнение вдруг рушится вдребезги, переворачивается с ног на голову. Или же я, давным-давно разобравшая книжку «по косточкам», рассмотревшая её вдоль и поперек, вычерпавшая смысл до самого дна, вдруг от робкого, но безумно талантливо поставленного вопроса мальчика или девочки начинаю видеть двойное, тройное….и какое-то там еще дно той же самой книги…
Скажите, вы читали рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»? Маленький такой рассказик в три странички? В этот раз мы обсуждали его.
Неуклюжий толстый мальчик Вася, которого все называют тюфяком, мечтает стать рыцарем и постоянно рисует в тетрадках фигурки, доспехи… Однажды он спас малыша, провалившегося под лед. Спас и пошёл домой, переодеваться (промок ведь!) . Малыша отвел к маме его «друг» Димка. … А на следующий день, на общешкольной линейке именно Димку славили, как спасителя-героя. Вася промолчал. ..
Вот здесь-то меня и подстерегала неожиданность)). Впервые за много лет на вопрос, правильно ли поступает Вася, ребята ответили: «Да». И упорно стояли на своем. То есть, спрашиваю, подлость не надо наказывать? Неет, отвечают, дело не в этом…Просто, если ты рыцарь, то ты должен быть скромным и не кричать о том, что ты - герой. … А ведь они правы:-). Мы, конечно, нашли компромисс, придумали, как наказать подлость и не изменить при этом рыцарской чести. Да и вообще много говорили о рыцарях и о том, есть ли они в наши дни. А вы как думаете? Вам они встречались? У нас вот мнения разошлись:

Думаю, в наши дни тоже есть рыцари. Вот в прошлом году было жаркое лето и вокруг Сарова были пожары. И простые люди, добровольцы, ездили бороться с огнем. Я считаю, что эти люди - рыцари (Саша П.)

Рыцарей мало в наши дни. Хочется, чтобы их было больше (Рома О.)

Настоящий рыцарь не должен быть злым и обидчивым. Не может же он сказать: «Я на тебя обиделся и помогать не буду». Рыцарь совершает поступки не для того, чтобы стать известным, он такой по характеру, поступает по велению сердца (Катя Б.)

Пусть сейчас рыцарей нет, но в жизни всегда найдется место для геройства. Самое главное - это готовность прийти на помощь всем тем, кто в ней нуждается (Рома Ч.)

Сейчас не встретишь на улице человека в доспехах. Сейчас рыцари выглядят иначе, их не отличишь по внешности, только поступки говорят о том, что они настоящие рыцари(Софья Т.)

Рыцари существуют и в наши дни, нужно только внимательно вглядываться в людей и в их поступки - тогда увидите. И рыцарем может стать любой, неважно, какого он возраста - взрослый мужчина или ребенок (Илья К.)

Я думаю, что в наше время настоящий рыцарь - это очень добрый, воспитанный, интеллигентный человек. Таким человеком был мой дедушка (Влада Ш.)

Я думаю, рыцарь должен быть смелым, честным и добрым. Добрый человек хорошо относится к совершенно незнакомым людям… Я считаю, что в наши дни рыцарей нет (Саша Т.)


В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Появление рыцарства связано с возникновением системы феодального землевладения. При передаче земли во временное (а позже постоянное) владение ее жалователь становился сеньором, а получатель — вассалом последнего. В обязанности вассалов входила защита владений сеньора, выкуп его из плена, участие в его совете и суде и т. д. Вышестоящий феодал не мог подчинить себе рыцаря находящегося на службе у его собственного вассала, что выражалось формулой: "вассал моего вассала не мой вассал". В результате складывалась многоступенчатая феодальная лестница от короля до безвассальных ("однощитных") рыцарей.

Основным источником дохода феодала было его поместье. Оно содержалось за счeт труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Жилищем феодалов служили каменные замки. Они обычно строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Эти сооружения состояли из широких круглых или четырехугольных башен, окружeнных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней поднималась ещe более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышалась главная башня — донжон, где жил хозяин замка с семьeй. Расположение комнат не имело строгой планировки: большие залы с огромными каминами, соседствовали с маленькими мрачными комнатами, наводнeнными мышами и крысами. Непременным атрибутом замков были подвалы, где хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой. Там же содержали пленных и провинившихся крестьян. Замки также окружали рвами с водой, снабжали подъемными мостами, подземными ходами и винтовыми лестницами. Обладая такими мощными укреплениями, феодалы могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.

Основу рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Тело рыцаря защищала кольчуга из железных колец, а позднее рифлeный цельнометаллический доспех. Голову рыцаря покрывал железный или стальной шлем, форма которого со временем менялась от открытого "шишака" до закрытого "салада" с подвижным забралом, для защиты лица. Непременной деталью оборонительного снаряжения был металлический, обычно миндалевидный щит, закрывавший воина от подбородка до колен. Доспехами были защищены и лошади рыцарей. Таким образом, общий вес их снаряжения и вооружения мог достигать 50 кг.

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

В 14 лет юношу посвящали в оруженосцы: священник брал с алтаря меч и пояс и, благословив их, перепоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы: кравчие (прислуживавшие за столом), шталмейстеры (ухаживавшие за боевыми лошадьми) и оруженосцы при супруге рыцаря. Вершиной этой иерархии была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Он должен был охранять своего господина, содержать в порядке его оружие и доспехи, сопровождать его в боевых походах и поездках к иноземным дворам.

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды — символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копьe. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы — недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры — неутомимость в делах, меч — правосудие, щит — защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьe-победу правды над ложью.

Каждый новообращeнный рыцарь получал свой герб. Он изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой — символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный — невинность; голубой — величие и красоту, зеленый — надежду, свободу и изобилие; чeрный — скромность, образованность, печаль; красный — храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня — завоеванный замок; звезда — ночной бой; полумесяц — победа над мусульманином; лев- храбрость; орел — доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французкой знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы — краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании кабальерос, в Германии риттеры. Даже рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, — в силе, богатстве и почестях. Один праздник сменялся другим. За бокалом вина они вспоминали свои подвиги. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше. Часто бедные рыцари пускались в дальние путешествия, а потом рассказывали о своих приключениях, прибавляя к былям и небылицы.
Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры. На турнире рыцарь имел случай показать свою храбрость, силу и ловкость. Турниры устраивались обыкновенно по случаю какого-нибудь торжества, например коронации, свадьбы, рождения в семье рыцаря наследника.

Еще задолго до турнира объезжали страну герольды, объявляя, когда и где назначается турнир. Рыцари, которые желали сразиться, записывались у особых судей. Судьи могли отказать, если находили, что рыцарь недостоин этой чести. Оружие, шлемы, все вооружение рыцаря и даже его лошадь подвергалось осмотру. Место для турнира выбирали или на городской площади, или за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем вооружении, с развевающимися перьями на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались.

Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий.
По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова в честь победителя. Затем его торжественно вели в замок, снимали тяжелые доспехи и, надев праздничную одежду, сажали за стол, на почетное место.

Если какому-либо из государей являлось желание удвоить силы своей армии, не увеличивая числа низших воинов, то он создавал рыцарей. Если кто-либо из старших оруженосцев отличался на поле битвы, то его возводили в рыцарское звание.
При возведении в рыцарское звание в военное время обряд посвящения был очень прост. Вновь посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу с произнесением следующих слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем”. Затем следовал обыкновенный обряд лобзания; этим и оканчивалось посвящение.
Подобное ведение дел порождало целые миллионы героев. Влияние почета было до такой степени могущественно, что одно уже звание рыцаря побуждало каждого превосходить самого себя и делало из него из него какое-то сверхъестественное существо.

Рыцари, посвящаемые в это звание в военное время, носили и различные названия, сообразно тем обстоятельствам, благодаря которым им жаловали это почетное звание; так, были рыцари битвы, рыцари приступа, рыцари подкопа и прочие.
Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в звание рыцаря, а пожалованный со дня посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами рыцарского звания. Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались “рыцарями из милости” (“les chevaliers de grace”). Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести.

Так, в преданиях о короле Артуре есть эпизод, когда Артур посвящает в рыцари сына скотопаса. Правда, далее оказывается, что посвященный - незаконный сын одного короля, но, посвящая его в рыцари, Артур не знал об этом.
Но было еще и такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря (les chevalier banneret). На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза; такое знамя несколько напоминало церковную хоругвь.

В то время были еще знаменные оруженосцы (les ecuyers bannerets). Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари; это делалось по приказанию короля; но знаменные оруженосцы никогда не имели ни одной из привилегий рыцарства.

Русское рыцарство не было многочисленным потому, что на огромном пространстве, изобилующем массой естественных преград, было невозможно быстро собрать значительные контингенты. И необходимость принимать первый бой с численно превосходящим противником привела к тому, что у нас к снаряжению и подготовке воинов предъявляли особые требования.

Наши предки создали в высшей степени оригинальную и действенную систему всенародной подготовки и соревновательного отбора бойцов «без отрыва от производства». Выразилась она в форме кулачных боев «стенка на стенку», где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т. п.), и всевозможных игрищ с использованием военных парусно-весельных судов, на которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.

В дни суровых военных будней "кодекс чести" в отношениях между рыцарями часто нарушался, уступая место жестокости и коварству. Стоит ли говорить о "грязных простолюдинах"- крестьянах и горожанах, на которых он вообще не распространялся.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские «подвиги» приносили горе, разорения, поругание и позор не одним простолюдинам. Жестокая эксплуатация крестьян, захват добычи в феодальных войнах, грабеж купцов на дорогах являлись основными источниками рыцарских
доходов. Стремясь к захвату чужих земель и богатств, рыцарство приняло деятельное участие в захватнических грабительских предприятиях - крестовых походах.

В.И.Уколова во вступительной статье к книге Франко Кардини “Истоки средневекового рыцарства” говорит: “Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим - крестьянам, горожанам, купцам и им подобным - не было и речи о каком-то “рыцарском” отношении, напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей “хорошим тоном”.

Тяжеловооруженная рыцарская конница малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения на протяжении многих веков является основной военной силой феодальных государств. Однако зарождение новой общественно-политической формации — капитализма, ускорению научно-технического прогресса и изобретению огнестрельного оружия, привели к тому, что консервативное рыцарство уже не поспевало за велениями времени. Ружейные пули легко пробивали доспехи, а пушечные ядра разрушали стены замков. Особенно ясно эти тенденции проявились в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Поэтому с конца XV века представители рыцарских родов начинают формировать офицерский корпус наемных армий Нового времени.

Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").

И в наше время в Великобритании, отдавая дань традициям, присваивают рыцарские звания учeным, артистам и спортсменам.

Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок

Начинаем наш урок.

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с вами в течении всего урока.

Постановка учебной проблемы.

Откройте учебник на стр 30 прочтите название.

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

- Кто знает, кто такие рыцари?

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феодал.

Существуют ли рыцари сейчас, какая работа у них была и где они жили?

Давайте сами попытаемся предположить, дать ответ на эти вопросы. (Говорят дети).

Это лишь ваши предположения, а как и где мы можем узнать, правы ли мы? (спросить у взрослых, прочитать в книге, найти в интернете).

Мы попытаемся узнать это из книг. Будем работать в парах. Каждая пара получит текст, в котором можно найти ответ на эти вопросы.

Работа по учебнику в группах

1 гр. – Болезни и войны.

2 гр. – Описание внешнего вида замков.

3 гр. – Внутренние помещения замков.

4 гр. – Кто такие рыцари.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка самостоятельной работы. Выступления учащихся.

Проверка осмысленности самостоятельной работы и выслушивания рассказов.

1 гр. Зачем строили такие замки?

2 гр. Почему замки были такие большие?

Кто мог стать рыцарем?

Как одевались рыцари?

Где жили?

Чем занимались?

Существуют рыцари в наше время?

1.Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

2.Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Это наука геральдика. Очень разнообразные гербы рыцарей. На войне, лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу; на турнире , герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине? Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.

3. Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они го­ворили о силе и могуществе их владельцев, слу­жили им надёжной защитой. И сегодня эти ка­менные крепости поражают наше воображение. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрыви­стом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. В рыцарское жи­лище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала и металли­ческая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие по стройки.

Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах: замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями Для обитателей этой каменной громады были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылавшего камина.

4.Основным занятием рыцарей в Средневековье была война . Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?

Турнир Охота Пир

Выражение решения

- Мы с вами создали образ рыцаря средних веков. Какие были рыцари? (Смелые, выносливые, сильные, ловкие….)

- Существуют ли рыцари в наше время?

Какого человека мы можем назвать рыцарем в наши дни? (Идёт работа в группах. Предложить детям текст для самостоятельного чтения и ответа на поставленный вопрос)

- Оказывается ещё с рыцарских времён к нам пришли и некоторые рыцарские манеры.

- Какие? (Обычай снимать шляпу; здороваясь, снимать перчатку).

6 . Рефлексия.

В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.

- Понравилось ли вам работать на уроке? (показ ладошки)

- Что запомнилось и понравилось больше всего?

- Какие сделали для себя открытия?

Учреждение образования «Оршанская государственная общеобразовательная средняя школа №20»

Учебно-исследовательская работа

«Есть ли рыцари в наши дни»

Работу выполнил

ученик 3 «Д» класса

Панасенко Илья

Руководитель

Круглякова Г.Г.

Глава 1. Представления учащихся о рыцарях

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

2.2. Обучение рыцаря

2.3. Посвящение в рыцари

2.4. Жизнь рыцаря

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Проблема:

Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»

Цель исследования: выяснить какова роль рыцарства в наши дни.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме.

Провести опрос среди одноклассников.

Способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.

Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.

Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.

База исследования: ученики 3-их классов.

Глава 1. Представление учащихся о рыцарях

Меня заинтересовали вопросы:

  • Кто такие рыцари?
  • Чем они занимались?
  • Какими качествами обладали?

Я решил узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 29 человек. Данные опроса представлены в таблице.

1. Рыцарь – это:

а. Всадник в доспехах

б. Пеший воин с копьем

в. Конный лучник

г. Пеший меченосец

д. Командир отряда

2. Чем рыцарь никогда не занимался в своей жизни

а. Земледелием

б. Уборкой комнаты

в. Чисткой доспехов

г. Пением

д. Ухаживанием за дамой сердца

3. Какими качествами должен обладать рыцарь

а. Храбростью

б. Благородством

в. Верностью

г. Жестокостью

4. Обладаешь ли ты рыцарскими качествами

в. Не знаю

5. Существуют ли рыцари в наши дни

в. Не знаю

Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:

Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах

Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты

Считают, что рыцарь никогда не пел

Считают, что рыцарь был храбрым

Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью

Считают, что у них есть рыцарские качества

Верят, что рыцари есть в наши дни

Чтобы получить подробные ответы на мои вопросы, я обратился к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.

Глава 2. История рыцарства

2.1. История возникновения рыцарства

- Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?

Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник». Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.

- Какова же история появления рыцарей?

История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.

Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.

- Где же жили рыцари? Каким было их жильё?

Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.

2.2. Обучение рыцаря

- Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?

Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!

В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.

За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось,
оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.

В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.

2.3. Посвящение в рыцари

- А как же происходило посвящение в рыцари?

Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.

- Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?

1. верховая езда
2. фехтование
3. обращением с копьем
4. плавание
5. охота
6. игра в шахматы

7. сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.

Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:

  • верность ценилась во все времена – предательство редко прощается.
  • прощать и помогать следует без промедления и по мере возможности.
  • женщин и девочек предписывалось уважать, не обижать, не оскорблять словом или делом, потому что только женщина дает начало жизни.

После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.

Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.

2.4. Жизнь рыцаря

Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем
воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.

Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот
бой становился последним в его жизни.

Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.

Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.

С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.


Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:

  • Доспехи носили не только рыцари, а кони использовались почти всеми народами, поэтому человек в доспехах и на коне совсем не значит, что перед вами рыцарь. Важным являются поступки рыцаря, а не его одежда.
  • Соблюдать рыцарские законы может и должен каждый. Верность очень ценное качество для всех. Доброе и храброе сердце стремиться стать на защиту слабых, никого и никогда не оскорбит и не обидит. Выполнять данное обещание и не лгать давно стало не только рыцарской, но и народной мудростью.
  • Школьник – тот же паж. Школа – первый шаг на пути рыцаря. И не важно, где бьется храброе, благородное сердце рыцаря – под металлическими доспехами или под костюмом школьника. Главное поступать как настоящий рыцарь.

- Есть ли рыцари в моём классе?

С помощью моей учительницы Галины Геннадьевны я составил таблицу наблюдений за рыцарскими поступками мальчиков 3 «Д» класса. Наблюдения проводились в течение одной недели. Представляю её вашему вниманию.

Фамилия, имя

Защитил слабого

Оказал помощь

Уступил дорогу страшим

Подал верхнюю одежду девочке

Поднёс портфель девочке

Никого не обидел ни словом, ни делом

Общее количество поступков

Бобылёв Влад


Бурко Илья



Голиков Даниил




Городецкий Вадим


Долженков Максим



Зверев Андрей


Косенков Данила


++++++++


Панасенко Илья


Роговский Александр



Щеблецов Влад



ИТОГО

Таким образом, я выяснил, что всего за неделю мальчиками было совершено 119 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провёл не зря.

Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.

Библиографический список

1. Ф. Брукс и др. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. - М.:Махаон, 2007.

2. Ж. Ж. Руа, Ж. Ф. Мишо. История рыцарства. – М.:Эксмо, 2007.