Что делать для спасении души. Спасение души. Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве

Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезновением, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что Сам Он, Всесвятой Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих. «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» () (1).

* * *

Христианам, особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте веры своей богопреданной, так дано много от Бога благ и сил к спасению, столь много открыто тайн Божиих, что верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей легко спастись и сделаться наследниками Царствия Небесного, вечного, иго Господне благо, и бремя Его легко (). Ангелы с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству, безчисленным чудесам, сотворенным Им в уверение Своего Божества и Божественного посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых и вознесении на небеса с обетованием о втором страшном Его пришествии судить живых и мертвых (4).

* * *

Меня удивляет непрестанно Божие всеблагое, премудрое строение спасения душ человеческих, сотворенных по образу и подобию всеблагого премудрого вечного Бога с самого начала человеческого рода досель и до скончания века. Внимайте и вникайте, что сделано и делается Богом для этого великого, человеколюбивого дела с самого начала падения первых людей в грех, проклятие и смерть, с первого удаления их от Него. Сколько заботы о спасении, какое обетование о Семени жены, имеющем стереть главу змея! Сколько попечения об избранном семени – Аврааме, Исааке, Иакове, Ное, о всех патриархах народа избранного, как и о народе! Сколько чудного промышления, сколько чудес (при изведении из Египта) в пустыне, при судьях, при царях избранного народа! Сколько отеческих наказаний со стороны Господа Бога упорному, преступному народу, сколько пленов ужасных; сколько гибели повинных перед Богом! А разные идолопоклоннические народы – какими бичами Божиими служили для наказания евреев, как сами были потом сокрушены праведным судом Божиим! А в Новом Завете – явление Архангела Захарии, рождение Предтечи, Благовещение Приснодеве и рождение Спасителя мира (4)!

* * *

Когда согрешишь против Бога и грехи твои будут мучить, жечь тебя, ищи тогда скорее единой Жертвы о грехах, вечной и живой, и повергай свои грехи перед лицом этой Жертвы. Иначе тебе нет ниоткуда спасения. Сам по себе спастись не думай (6).

* * *

Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он (Господь) меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, невидимые враги бегут от меня после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познаю над собой спасительную десницу Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей (6)!

* * *

Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: во имя Отца и Сына и Святого Духа, – и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою . Моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся (). Надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже. Обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей (). Отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского. Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам, – о Теле и Крови Христовой – и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться. Пьешь воду, или чай, или мед сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, о Пречистой и Животворящей Крови Спасителя. Отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостью человеческой. Спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные. Встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом паче нынешнего солнечного дня дне Царствия Небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаявшиеся Богу в этом временном животе. Идешь ли куда, думай о правости духовного хождения перед лицом Божиим и говори: Стопы мои направь по слову Твоему и да не обладает мною никакое беззаконие (). Делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслью о Боге Творце, все соделавшем бесконечной премудростью, благостью Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию Своему. Деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что Сокровище наше неистощимое, от которого все сокровища души и тела, Источник приснотекущий всякого блага есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце бесценному и живому Сокровищу – Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братьям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности. Видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя. Видишь ли золотой блеск или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато, огнем очищаемое, и что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды – Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу, и все Небесные Силы, и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием (6).

* * *

Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься и других спасешь (7).

* * *

Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих, и нет предмета, более достойного непрестанного и всегдашнего памятования, как искупление мира Сыном Божиим от греха, проклятия и вечной смерти. Святая начертала навсегда неизгладимыми буквами, образами и обрядами в своем Богослужении все домостроительство нашего спасения для того, чтобы люди столь склонные к забвению Бога и спасения душ своих и всего того, что Бог сделал для нашего спасения, вечной радости и блаженства, постоянно имели, так сказать, перед глазами и как бы под руками все великие, премудрые и благие дела Божии касательно нас, непрестанно возбуждали себя к покаянию, исправлению и спасению и бегали суеты мира, тленного и скоропреходящего. «Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» () (7).

* * *

Во все продолжение нашей земной жизни Бог ради Сына Своего, нас ради вочеловечившегося и принявшего на Себя все грехи мира, печется о нашем спасении, ведет к нему как бы за руку Духом Своим Святым, Который есть залог наследия будущих благ через богослужение, проповедь , Слово Божие и Таинства Церкви, через совесть и испытание наших внутренностей – и, наконец, введет нас в наследие обещанных благ (7).

* * *

Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд, Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные и смерть самую поносную, чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом Небесным как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде и от смерти второй. Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божией и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божию? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самой усиленной, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего и едва-едва, по установлению Церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней. Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения; пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам как лекарство умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же, таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в гееннском пламени за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее за крест, пока Распятый на Кресте еще продолжает к нам Свои милости (8).

* * *

Если мы великодушно переносим скорби, болезни, лишения и разные несчастья в жизни и почитаем их должным воздаянием себе же за грехи свои, с верой и любовью вспоминая страшные страсти Спасителя, ради нас претерпленные, то блаженны мы: распятый Господь спасет нас. Но горе тем, которые христиане только по имени и попирают Его спасительное учение своим пренебрежением к Нему или дерзкими мудрованиями о Нем, которые живут по воле сердца своего в неправде, в нечистоте, в забвении о Боге: они должны ужаснуться своего страшного положения: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (). "Злодеев Бог предаст злой смерти» (). Грешников нераскаянных Жизнодавца не спасет, а осудит; но грешники, кающиеся искренне в своих грехопадениях, имеющие сердечную веру в Господа и надежду на Него и очищающие себя от грехов, спасутся Им: Своими крестными страданиями Спаситель прикроет грехи их, по немощи человеческой содеянные (8).

* * *

Господь предупреждает: если хочешь спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, откажись от своей воли грешной и неустойчивой и во всем подчинись воле Божией, всегда святой и благой. Тогда ты всецело сочетаешь себя Христу, потому что нельзя соединиться Христу, источнику благости, с человеком злым, недоброжелательным, неправедным, лицеприятным; какое общение света с тьмою, у Христа с сатаной (см. )? Никакого.

Поэтому Христос Спаситель объявляет наперед, что кто думает сберечь свою душу, избегая самоотвержения, тот потеряет ее. О какой душе здесь идет речь? А о той, которая сама себя блажит, ласкает, лелеет, холит, нежит, увеселяет играми, роскошью, богатством, удовольствиями всякого рода. Что здесь значит сберечь душу? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть. И все, что человек выдумывает приятного, веселого и роскошного в жизни, все это служит к его погибели: его душа умирает от богатства и роскоши, влекущих ее к самоуслаждению, к тщеславию, гордости, любочестию, потому что в ней оскудевает вера, благодать и все, что составляет истинную жизнь. Напротив, сбережет, сохранит свою душу для вечности кто будет воевать против страстей и прочих наклонностей и умрет ради правды. Таковы, например, мученики, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему погубили жизнь свою для земли и приобрели ее для другой жизни: получили вечные награды от Господа Бога.

Здесь под погублением души разумеется погубление страстей и умерщвление греха в себе и всех греховных похотей. Тяжело искоренять их, глубокие корни они пустили в нас: тяжело пьянице расставаться с пьянством, гордецу – с честолюбием, похотливому – с любодением, сребролюбцу – с деньгами, а надобно расстаться, иначе нельзя сделаться истинным последователем Христовым, последователем не на словах только и по имени, но и на самом деле. Господь усиливает речь свою и говорит, что нет никакой пользы для человека даже в обладании целым миром, если он погубит душу свою: благами всего мира он не выкупит своей души от вечной гибели. Какая была слава у Александра Македонского, у Наполеона и др., и все исчезло, как дым, все прошло, как сон, потому что душа их погибла у одного в пьянстве, у другого – из-за ослепленной гордости, в отвержении Бога (9).

* * *

Человек, христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный промысел явил о спасении твоем Господь, предопределяя спасти Тебя, прежде, чем веки сотворены, предъявив Свое пришествие на землю через пророков и разных праведных мужей Ветхого Завета, как Он пришел на землю и исполнил все Свое смотрение дивное о Тебе, основав с пастырством и Таинствами, дав ей спасительное слово, благодать на благодти, всеспасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично прийти на землю со славой для суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царствие Небесное усилием приобретается, и употребляющие усилие приобретают его (см. )? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие, гордость, зависть, любостяжание, невоздержание, распутство, блуд и всякую страсть и скорее примись за дело своего спасения. Читай Слово Божие, читай, как жили и подвизались святые, подобострастные человеки (9).

* * *

Сердечная энергия человека должна быть направлена вся к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах, заблуждениях, потерях, неудачах, скорбях и болезнях, а не к самолюбию, не к сребролюбию и сладострастию, к чревоугодиям и неумеренным удовольствиям, к играм, спектаклям, к конским ристалищам, к катанию на велосипеде. Между тем враг старается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (), – и таким образом постоянно крадет самое дорогое благо человека – спасение души (10).

* * *

Удивительно наше небрежение, нерадение, леность о своем спасении, ибо сколько средств, сил, удобств ко спасению дано нам многомилостивым и всещедрым Господом! Это естественная жажда наша спасения, мира и блаженства в душе; свет разума и стремление воли нашей ко всему истинному, доброму, прекрасному, чистому, возвышенному; обилие благодати, данной нам для спасения и, подобно рекам, текущей в Церкви и наполняющей души, жаждущие спасения; близость и готовность Господа спасать нас на всякое время и всякий час; ходатайство Духа Святого «воздыханиями неизреченными» (), пособие, содействие Ангелов Хранителей ко спасению, богослужение ежедневное в церкви, спасительные Таинства, молитвы и ходатайство Божией Матери и всех святых. Удивительно при всем этом, как мы можем погибать, а не спасаться все. Конечно, много противодействия ко спасению: искушения от плоти многострастной, от мира прелюбодейного и грешного, от диавола, всюду расставившего сети на погибель; естественная порча, греховное зачатие и рождение во грехе; наклонности и привычки ко греху. Но гораздо больше средств ко спасению, чем к погибели. «Ибо Тот, Кто в вас (Христос), больше того, кто в мире (диавол)» (), и все святые победили все препятствия и спаслись. А мы что? Дремлем и спим! Стыдно, грешно, больно, плачевно. Грех берет над нами силу тем, что он глубоко зарылся и засел в нас, в нашем сердце, в нашей многострастной плоти, сделал себе крепость из наших же страстей: самолюбия, сластолюбия, честолюбия, гордости, корыстолюбия, невоздержания, самомнения, маловерия, неверия, вольнодумства, лицемерия, лицеприятия, лености, лукавства, и этими страстями как сильными орудиями подстреливает нас и берет себе в плен, отрывая, удаляя от Христа, истинного Живота нашего. А потому желающему спасения надо копать, углубляться в своем сердце и положить основание на камне, то есть на Христе Спасителе, на крепкой, непоколебимой вере в Него, уповании на Него, и ни на ком, ни на чем больше – на крепкой любви к Нему и ближнему (10).

* * *

Дело спасения душ наших есть самое великое, самое мудрое дело, и учиться этому делу, этому мастерству надо у тех, кому открыто это дело, кто исполнил это дело; а это – дело спасения, дело покаяния – открыто особенно святым, так как они особенно старались заниматься им и выполнили его превосходным образом, богоугодно, душеспасительно (10).

* * *

У Господа Бога цель твоей жизни – вечное спасение твое – всегда в виду. Он ведет тебя к нему какими Сам весть судьбами. Поэтому если и неприятности приходится терпеть тебе в жизни, переноси их великодушно, зная, что, верно, они нужны в деле твоего спасения (10).

«…Всегда были люди - в том числе и в эту ужасную эпоху, — которые понимали, что жизнь ценна не количеством богатства, не достигнутыми успехами, а тем, насколько в своей жизни человек приблизился к Богу, сколько он сотворил добра по отношению к другим, сумел ли он исполнить заповедь Божию о любви к Богу и людям - эту двуединую заповедь, на которой, по слову Господа нашего Иисуса Христа, зиждутся все пророки и весь закон (см. Мф. 20. 37-40). И такие люди всегда были, есть и будут.»

Митрополит Иларион (Алфеев)

+++

Святые отцы представляют такой пример: когда котел кипит, то никакая гадина, даже никакое малое насекомое не может приближаться к оному, будучи опаляемы горячестию котла; если же огонь угаснет и котел остынет, то не только насекомые удобно садятся на нем, но разные гады смело влезают и спокойно лежат в нем. Так и огонь истинной Божественной любви отгоняет всякие нечистые помыслы; а когда подобные помыслы сильно досаждают человеку, то это явный признак, что он не достиг еще в мере любви Божией.

Преподобный Амвросий Оптинский

+++
Сейчас, в наше время, чтобы спасти свою душу, не надо быть каким-то особенным подвижником, чтобы на лбу шишка была двадцать сантиметров от поклонов, не это требуется. Надо быть просто нормальным человеком. Бог от нас никаких подвигов не ждет - просто не скули и делай то, что тебе Бог дал, там, куда Он тебя поставил. Не жалей себя, а до крови служи Богу на том месте, где ты есть. Не устраивай себе привилегий, не хитри, не обманывай.

И не надо искать каких-то особо сильных молитв, которых, собственно, и не существует. Не надо искать каких-то прозорливцев, пророков - служи Богу, ищи Самого Бога на том месте, где ты есть. Ведь это везде возможно, где бы человек ни был. Не требуется куда-то забегать вперед и глядеть по сторонам, а нужно оглянуться вокруг себя.

+++

Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав.

Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны

Протоиерей Димитрий Смирнов

Любовь не завидует. Зависть, как и любой другой грех, больше всего вредит не тому, на кого она направлена, а тому, кто завидует. Как говорится в одной сказке, у тех, кто своим соседям завидует, поселяются злыдни…

Священник Владимир Русин.

Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Страстотерпица царица Александра

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Неужели в самом деле, неужели можно быть несчастным? Ну что такое моё горе и моя беда, если я в силах быть счастливым?

Как можно пройти мимо дерева и не быть счастливым, что ты видишь его? А говорить с человеком и не быть счастливым, что ты любишь его? А сколько вещей на свете, на свете, таких прекрасных, что...

Посмотрите на ребёнка! Посмотрите на Божью зарю! Посмотрите на травку, как она растёт...

Посмотрите в глаза, которые на Вас смотрят и так вас любят...

Ф. М. Достоевский

Только не унывай, не ной, не отчаивайся: «Ой, не спасусь! Ой, как мне жить по-христиански?» И все прочее. Живи мирно. Стяжи мир в сердце своем обязательно и никогда не унывай. За все славу Богу. И за искушения, и за испытания, и за все - слава Богу. Вот это святое чувство благодарения Богу да наполняет всегда наши сердца.

Схиархимандрит Зосима (Сокур).

У каждого из нас - своя неповторимая и несравнимая боль, вкус которой известен только нам, её нельзя ни с кем разделить. И очень много нужно мужества и надежды человеку, чтобы вынести эту боль.
Каждое горе - это урок от Бога. Близкие учатся состраданию и отзывчивости, но и сам скорбящий должен научиться принимать участие своих друзей. Сострадать - значит учиться делить с близкими не только чужую боль, но и своей болью делиться, а милосердие - это не только готовность помочь другому, но еще и способность принимать жалость и сочувствие от других.

Архимандрит Савва (Мажуко)

+++

Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!», - и ты будешь жить как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, а как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за все. Так вот что дает славословие Бога. Оно дает невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А не хваление Бога дает тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние…

Архимандрит Тихон (Агриков).

Мы люди еще неопытные в брани, и поэтому нам свойственно ошибаться, свойственно падать, но от этого не надо отчаиваться. Наше отчаяние от гордости, потому что мы хотим, чтобы у нас сразу все получилось хорошо и замечательно. Этого не будет никогда, обязательно мы будем терпеть искушения, и до самой смерти у нас будут падения, только падения эти будут разные. Сперва мы будем падать делом. Потом, встав на ноги, научимся не совершать тех поступков, за которые нам будет перед Богом стыдно. Потом мы научимся не согрешать словом. Потом научимся воздерживаться от мыслей. Каждую дурную мысль, которая приходит нам в голову, мы постепенно, с годами, с десятилетиями, научимся отгонять с гневом, потому что эта мысль не наша, она нехорошая, она от дьявола.

Пока-то мы увлекаемся мыслями нехорошими и некрасивыми, мы привыкли это всё обсасывать, смаковать, медлить в этом; воображение постоянно рисует нам всякие картины. Но после того, как мы научимся помыслы отсекать, мы сможем и чувства наши беречь, то есть у нас никакого сочувствия даже не будет злу. Все то, что противно Христу, станет противно и нам. Мы будем с ужасом отвращаться от всякой тени греха.

Так потихонечку будет наше спасение проходить. А когда мы очистим свои мысли и чувства, тогда мы сможем и кому-то другому передать нечто, чему сами научились. Тогда мы сможем и за Христа потерпеть. Потому что сейчас нам приходится терпеть в основном за свои грехи: и за свою гордость, и за свою противность, и за непослушание. Это как наказание за грех. А когда мы уже очистим свою душу, очистим свой ум, очистим свое сердце, чувства, поступки, тогда, может быть, Господь сподобит нас и пострадать за Христа в ту меру, в которую мы сможем потерпеть. И нечто подобное тому, что мы испытывали в начале, мы будем обязательно испытывать в конце нашего подвига.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Сергей Худиев
  • архим. Ианнуарий (Ивлиев)
  • иерей
  • о. Н. Ким
  • архиеп.
  • свт.
  • Ю. Рубан
  • мученик
  • свт.
  • Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» - избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) -
    1) Промыслительное действие , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в ();
    2) деятельность , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ();
    3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни;
    4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.

    Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?

    Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ().

    Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?

    Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.

    Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?

    Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, каким, например, можно признать мнение, обозначенное святителем , общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.

    Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?

    Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
    Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
    На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна, у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
    И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?

    Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?

    Христос предупреждал об этом: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ().

    Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
    Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
    В-третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
    Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8 человек.

    Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?

    Вместе с тем богословская практика допускает использование термина «спасение» в более частном звучании.

    Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема ().

    Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая , Спаси нас!

    В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.

    Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить (или других святых) о спасении от нападок нечистых , избавлении от их лукавых воздействий.

    В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных

    Добрый день, дорогие наши посетители!

    В Послании апостола Иоанна сказано, что весь мир лежит во зле. Создается впечатление, что единственная возможность спасти душу – так это удалиться от всякого шума и суеты, и жить отдельно. Как же человеку, живущему в миру — спастись?

    Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

    «В древнем житии есть рассказ: однажды Господь указал Антонию Великому на кожевника, достигшего особой близости к Богу. Антоний разыскал этого кожевника и стал спрашивать, как ему это удалось.

    Тот ответил: «Увы, я самый первый грешник! Все в Храм идут, а мне приходится подметки прибивать, чтобы кормить семью. Все спасутся – один я погибну!»

    И вот Господь сказал: «Антоний, он выше тебя». А ведь святой Антоний 20 лет молился в пещере, знал наизусть Священное Писание, по его молитве воскресали мертвые. А кожевник выше, потому что достиг глубочайшего смирения, которого Антоний, в то время, еще не достиг.

    О чем эта притча? О том, что наше спасение рядом: в каждой встрече, в каждом деле, во всех мелочах обычной жизни.

    Если вы человек семейный, то и спасать душу надо в семье, на работе, везде и со всеми, с кем вы общаетесь.

    Главное для спасения – это следовать воле Божией. Открываешь утром глаза, и первая мысль: какова воля Божия? Еще полчаса лежать или встать? Встать. Поднялся: слава Богу!

    Что теперь? Сразу хвататься за дела или помолиться Богу? Господи, вразуми! Господь скажет: помолись. Даже в таких мелочах мы можем угождать Богу или угождать себе.

    И если мы, в своей обыденной жизни, будем ко всему относиться внимательно, то увидим массу возможностей для спасения души.

    Стоишь, например, в очереди, душно, кто-то лезет вперед, препирается, где-то перепалка – а ты стой и смиряйся. Представь, что на твоем месте стоит, допустим, преподобный Сергий Радонежский с авоськой. Как бы он себя вел? Вот и ты старайся так же.

    Глядишь, пока в очереди ждешь, получишь большую духовную пользу. Спасение вокруг нас. Сейчас не спасается только духовно слепой человек, потому что многое у нас не налажено, многое устроено словно специально так, чтобы человека раздосадовать.

    И если мы будем сдерживать раздражение, умерять свои желания, аппетиты, нетерпение; если начнем искать смирения – для нас откроется поле деятельности. Даже если один день в неделю мы сможем прожить, как истинные христиане, то достигнем очень многого».

    Обсуждение: 2 комментария

      Добрый день! Не нашла лучшего места на сайте, чтобы задать волнующие вопросы, так получилось, что они по сути разные, но духовного касаются.Я не давно воцерковленный человек, и у меня есть вопросы..
      1) Как относится к «душевному» в своей жизни по-христиански? Вот например, я люблю читать о святых отцах, стараюсь всегда в своём уме и внутри себя держать себя от греха, нечистоты. Но получается так, что большинство моих друзей — не церковные люди, или верующие, но ещё не пришедшие в Церковь, и я под их влиянием могу читать литературу или слушать музыку не то чтобы «плохую», я стараюсь ограждать себя от зла, а просто обычную, не церковную. Тк не могу все дни недели слушать и читать только духовное, часто после тяжёлого дня хочется почитать или послушать что-то «для души», чтобы отвлечься и расслабится от трудного дня.Не является ли это грехом?Как держать себя в постоянном труде над душой, даже находясь в «мирской» среде, и при этом не обидеть нецерковных людей поблизости?
      2)У меня лёгкое дцп с рождения, и плюс по своим привычкам я привыкла ходить в брюках и джинсах. Я ношу юбки, но это происходит реже. Так как походка у меня бывает «как у парня» в следствии слабости мышц, и чтобы скрыть её, мне удобнее ходить везде либо в брюках/джинсах, а зимой в синтепоне.Юбки стала носить, но не выше колен. А в юбках «до пола» я просто спотыкаюсь и могу упасть (ноги и равновесие вследствие диагноза не идеальны внешне). В храме, куда я хожу, написано, что «не позволительно женщине заходить в Храм в брюках».Я понимаю, что это правило максимальное удобное для всех и храм не может подстраиваться под каждого, но что делать, если мне в силу удобства и других причин приходиться носить брюки, а так как фигура у меня специфическая, приходится брать брюки, которые будут хорошо держать колени, чтобы не спадали. Простите, если вопрос не уместный..не знаю, как быть.
      3)Что делать, если не получается посещать воскресные службы?Т.е получается это не каждое воскресение. И как быть, когда надо стоять всю службу, а спина и шея быстро устают и болят, можно ли в этом случае сидеть?
      4)Посещаю кружок при храме второй раз. Когда пришла первый раз, у меня возникло «отчуждение», так как я выросла в не церковной среде, и друзья все если верующие, то не все церковные. У меня первое время вызывало смущение та мысль, что все перед началом работы громко произносят молитву. Я тоже её произношу, но про себя, и делаю крестное знамение. Ко второму занятию стала привыкать, но для себя мне удобнее молится про себя..я, не считая храма, не люблю молится дома на глазах у домашних и громко произносить слова, те считаю молитву глубоко личным, тем, что не должно делатся «напоказ». Но это тоже в храме, а я чувствую смущение, нормально ли это и пройдёт ли со временем?
      Буду благодарна за ответы. Аминь.

      Ответить

      1. Здравствуйте, Елена!
        1) Духовное чтение должно быть в меру и не исключает полезного душевного чтения. Душевные книги и музыка не должны противоречить тем идеалам и нормам, которые проповедует православная Церковь (например, русская классика). Вы правильно боитесь, ведь для начинающего воцерковляться человека, чтение только духовной литературы и прослушивание только духовной музыки – непосильный крест.
        Ограждаться от своих нецерковных или неверующих друзей не нужно. Надо вести себя с ними так, чтобы наша вера им не мешала и не ставила бы их в неуютное положение. Самое главное, проявлять любовь и уважение к близким – лучшей проповеди быть не может.
        2) Вам удобнее ходить в брюках по объективным причинам, и поэтому ничего в этом нет страшного. Чтобы не смущать людей, при входе в храм подвязывайте большой платок поверх брюк или специальную юбку, которые, как правило, лежат при входе в каждый храм.
        3) Не получается каждое воскресенье прийти в храм на службу, сильно расстраиваться не надо, ведь можно и дома помолиться в месте с православным телеканалом «СОЮЗ», но это не должно быть правилом, а только, как исключение и для болящих. И не переживайте, если у Вас устает спина от долгого стояния, как раз для немощных почти в каждом храме есть скамейки, а если их нет, можно принести раскладной стульчик.
        4) Обычно вслух молитву читают служащие в храме, чтецы на клиросе, на кружках перед началом и после окончания занятий, и в других случаях, когда вместе в одном месте молятся об одном, так принято для удобства. А когда Вы молитесь одни и с Вами никто другой не молится, конечно, в этом случае можете молиться про себя.
        Молитва вслух, когда все встают перед началом доброго дела и поют «Царю Небесный», это же такая сила и красота, к этому быстро привыкните.
        Да поможет Вам Господь!

        Ответить

    Святитель Макарий (Невский)

    Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени. Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе». Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться». А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы тру­диться для спасения души: поститься не можем, молиться не при­выкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».

    Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые не начнут своего спасения, достигнув зрелого возраста, так, и в зрелом возрасте не начав спасения, не начнут его и в старости; так же достигшие и старческого возраста не успевают покаяться на смертном одре, ибо прежде чем успеет прибыть к ним священник, они нередко отходят из этой жизни непокаявшимися и неочищенными. Так погибают душой и молодость, и зрелость, и ста­рость.

    Все они теряют спасение, которое приобретено столь дорогой ценой, как кровь Сына Божия.

    А теряют свое спасение они потому, что считают это дело слишком трудным, скучным, препятствия к тому неодолимыми для себя.

    На самом же деле спасение души не так трудно, как кажется. Все препятствия легко устранятся, если люди будут пользоваться теми средствами, какие им уже даны как христианам. Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости - часто потому, что не знают, как начать это важное дело. Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого. Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усерд­ной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю - спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение. Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очище­нию своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады: мухи, жуки, черви и т. п. Нужно вынимать из души этих гадин одну за другой и бросать от себя. Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начи­нать с малого. Ведь и в тяжкие грехи мы впадаем не вдруг, а подходим к ним постепенно, начиная с малого, почти с ничтожного случая. Посмотрим, например, как сделался человек пьяницей. Он почти и не заметил первого случая, когда началось у него употребление вина в самом малом размере. Вот он, молодой, сидел в обществе старших, употребляющих вино. Здесь представился случай для всех выпить общую чашу за здоровье кого-либо или по случаю какого-либо события или праздника. Все пьют - и для него налита чаша вина. Что ему делать? Пить из нее или не пить? Рядом сидящие говорят ему, иногда даже родные, отец или мать: «Ты, родимый, не пей, но только пригуби». И он послушался, пригубил, то есть коснулся губами или выпил один глоток вина. Но это пригубленье для него стало роковым: после того он стал смело не только пригублять, но и испивать, потом пить, может быть, сперва по полрюмки, потом по полной чаше, и чем дальше, тем больше. Его стало уже тянуть к вину. При всяком случае, с радости и с горя, он стал выпивать, а потом пить без всякого повода, потому только, что хочется пить. И вот первый, по-видимому, невинный глоток вина сделал его пьяницей. В чем была его ошибка? В том, что ему не следовало делать первого глотка, а сделав это, не следовало повто­рять его, а если повторил, то остановиться тогда, когда у него еще не явился сильный позыв к вину. Когда же он заметил в себе этот позыв, то он должен был решительно воспротивиться ему: нужно было пону­дить себя, чтобы не исполнить явившегося в нем желания выпить, пока оно было не сильно; следовало тогда же молиться мысленно Богу, чтобы Он не дал ему пристраститься к вину. Сделай он это, не был бы он пья­ницей.

    Подобно этому человек приучается к воровству. Берегись взять без спроса, тайно чужую вещь, хотя самую ничтожную. Берегись утаить найденную чужую копейку. Одна христианка в своей ежедневной записи так изображает постепенный навык ко греху, начиная от ничтожного повода и оканчивая тяжким грехопадением:

    «Если по совершении тяжкого греха я захотела бы добраться до причины, приведшей меня к такому действию, и припомнила бы сначала помышление, возбудившее похоть, потом случай, породив­ший это помышление, то увидала бы, что это было почти ничто, малость, безделица едва заметная. Это было слово двусмысленное, которое я услышала и которому я усмехнулась; это был равнодушно брошенный мною взгляд, от которого совесть моя, однако, удержи­вала меня; это было ненужное изъяснение, которого я добилась из пустого любопытства; это была молитва, которой я пренебрегла и которую заменила другим занятием, более занимательным; это была оставленная мной работа, пока я следила в уме своем за чем- нибудь неопределенным... Неделю спустя повторилось то же самое более продолжительно - угрызение совести стало глуше и, наконец, замолкло... Еще неделя... но мы не будем продолжать: каждый, испы­тавший подобное, сам может докончить свою повесть и вывести нраво­учение».


    Из этой повести видно, как самый ничтожный случай, двусмыс­ленное слово и по поводу его улыбка, привел человека к тяжкому греху.

    Таков путь грехопадения. Таково же может быть и возвращение от греховной жизни к покаянию и исправлению.

    Для Марии Египетской, этой сперва великой грешницы, потом великой трудницы, началом обращения послужила некая сила, для нее сперва неведомая, не допустившая ее войти в храм Иерусалим­ский для поклонения Животворящему Кресту. Познав в этом Божию силу, она тогда же дала обещание исправиться и тотчас пошла в пус­тыню.

    Один человек говорил о себе преподобному Павлу Препростому, что поводом к обращению его к Богу послужили слова, слышанные им в церкви: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 16). И он с этих слов начал свое спасение.

    Но эти примеры могут показаться для кого-либо неподражае­мыми: «Ведь это были люди, достигшие великой святости, они-де, может быть, получили от Бога особенную благодать, а мы - люди обыкновенные». Нет, и они были люди обыкновенные - а если полу­чили особенную благодать, то уже после того, как они оказали много усердия в деле своего спасения.

    Впрочем, оставим их и поищем другие примеры, более подходящие к нам. Вот евангельский блудный сын - с чего он начал свое спасение? С подвигов молитвы и поста? Нет; он только пришел в себя, одумался и сказал сам себе: Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), встал и пошел, а что дальше было - сами знаете.

    Встань и ты, брат и сестра, встань, иди к Отцу, припади и скажи: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, прими меня кающегося и помилуй меня». С этой минуты начинай нудить себя и исполнять то, что велит твоя совесть.

    Вот и евангельский Закхей - как он начал свое спасение? Не обе­щанием ли исправиться и удовлетворить с избытком всех, кого он оби­дел (Лк. 19, 8)? Вот и опять пример для тебя, брат христианин, с чего начать свое исправление.

    А потом что делать? Потом начинай с Божией помощью по силам своим борьбу с пороками. Прежде всего найди в себе главный порок, который ты очень возлюбил и которому ты служил как какому-нибудь богу. Вот, например, ты привык пить вино. Начни борьбу с этим грехом теперь же, не отлагая до будущего времени. Когда тебя будет тянуть туда, где старые твои друзья устроят пьяную попойку, ты не иди туда, решись одолеть свое желание, влекущее тебя разделить с друзьями пьяное веселье. Трудненько сперва будет - но ты крепись, проси у Бога помощи; когда совладаешь с собой, то на душе твоей будет великая радость: знай, что ты одержал победу над диавольским искушением. После этого тебе легче будет бороться с грехом. А потом, победа над гре­хом доставит великую радость и семье твоей, и тебе самому. С семьей тебе будет гораздо веселее, чем когда ты разделял с друзьями твоими пьяное веселье.

    Много соблазна бывает во время общественных увеселений, устраиваемых в городах и селах. Много молодых людей гибнет на этих увеселительных собраниях: в городах - в театрах, маскарадах, общественных садах, в селах и деревнях - на вечеринках, качелях и других подобных местах. Молодые люди так же привыкают к такого рода увеселениям, как рабочий народ к пьяным попойкам. Кто привык к увеселительным собраниям такого рода, гульбищам, садам, вечерин­кам и прочим местам соблазна, тому нужно вести борьбу с этими гре­ховными привычками так же, как пьянице с вином, вору с воровством. Как не пившему вино нужно беречься первой рюмки, так молодым людям нужно опасаться первого выхода в места увеселений: одним - в театры, сады, места гуляний, другим - на вечеринки, качели и тому подобные собрания. А кто уже привык к этому, тому нужно употреб­лять всё усилие воли, чтобы прекратить посещение этих увеселитель­ных собраний. Сперва скучно и трудно будет, но потом, при помощи Божией, можно одолеть себя и возвратить себе душевный мир и спа­сение души.

    Итак, выходите на борьбу со своими греховными навыками, не страшитесь - вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего. Стоит для него потрудиться, даже до пролития крови, если бы то понадобилось!