Христос – Камень преткновения. Пинхас Полонский - Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству Франциск i посетил римскую синагогу

4 февраля 2016 года я опубликовал статью с очень эмоциональным названием , в которой я привёл присланную мне звукозапись , сделанную в одной из синагог в Санкт-Петербурге. Адрес синагоги мне удалось установить по этой фотографии, которая была приложена к звукозаписи.

А эта фотография из интернет-публикации "Еврейская община отметит 120-летие Большой хоральной синагоги в Петербурге" позволила мне сделать привязку к месту. Как оказалось, звукозапись и приведенный выше фотоснимок были сделаны в Большой хоральной синагоге , расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, дом 2.


Фамилия и имя человека, сделавшего эту запись на диктофон, осталась для меня неизвестной, да это и не важно, это мог быть любой из сотен евреев-прихожан, бывших в тот день на проповеди. Зато известны точные имя и фамилия раввина, который читал эту лекцию.

Раввина удалось идентифицировать по его словам, прозвучавшим в записи: "если кто-то не читал мою книжку "Две тысячи лет вместе" , я рекомендую всем купить и прочесть" .

Такая книга хорошо известна. Её можно и сегодня купить в интернет-магазине. Вот благодаря ей и удалось узнать, чей голос звучит на звукозаписи - голос Пинхаса Полонского . Потом я нашёл в Интернете другие звуко- и видеозаписи , сделанные уже самим раввином или его помощниками, и убедился лишний раз в том, что на той записи точно его голос.


К чему такие подробности?

К тому, чтобы теперь никто из иудеев не мог сказать мне в ответ "дежурную фразу": "да мало ли что наговорил какой-то чудак, в непонятно какой синагоге!"

Так вот, речь идёт не о "каком-то чудаке", а о довольно известном господине еврейских кровей, деятельность которого в северной столице санкционирована на уровне как минимум Еврейской общины Санкт-Петербурга (руководитель Марк Грубарг).


Что же такого шокирующего рассказал евреям этот раввин, что услышанное мною в записи побудило меня назвать мою статью: ?

Меня привели в состояние, близкое к состоянию аффекта , вот эти слова Пинхаса Полонского , которые он озвучил находящимся в Большой хоральной синагоге евреям:

"...Вас учили, что иудаизм - это не мессионерская религия. Так это не так! Иудаизм - это самая миссионерская религия на земле.

Через наши дочерние предприятия - Христианство и Ислам - мы распространили нашу идею по человечеству. А теперь мы переходим к тому, чтобы работать напрямую с человечеством! То есть, и Христианство, и Ислам выполнили важнейшую историческую миссию. Они распространили человечеству знания про еврейский народ. Про "Заповеди", про Авраама, про Моисея, про Монотеизм.

Большое за это СПАСИБО! Это очень важная работа, мы сами сделать её не могли. После этой замечательной подготовки мы можем, наконец, сами общаться с человечеством!

Поэтому мы собираемся на уровне Соломона предложить человечеству Новый Путь , и мы собираемся его предлагать в ближайшей перспективе. Это превращение Иудаизма в универсальную религию человечества .

Эта подготовка идёт полным ходом !

А в это время, как известно многим, в мире действительно идёт полным ходом подготовка к объединению всех Христианских Церквей под "единую крышу" под кураторством Ватикана. А сам глава Ватикана, папа римский Франциск ,как рассказал сайт Православие.Ру , в свою очередь ведёт переговоры с иудеями по объединению с ними всех христиан , включая православных.

ФРАНЦИСК I ПОСЕТИЛ РИМСКУЮ СИНАГОГУ


"С точки зрения веры вы - наши старшие братья" , - цитирует слова Франциска I, обращенные к иудеям , портал "Romfea".

Поводом для посещения Франциском римской синагоги стал юбилей принятия II Ватиканским собором (проходил в 1962–1965 годах) декларации Nostra Aetate , напоминает КоммерсантЪ.

Собор 50 лет назад кардинально изменил взгляды Римско-католической церкви на иудеев, объявив последних невиновными в Распятии Господа нашего Иисуса Христа. «То, что было совершено во время Его страстей , не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным » , - говорится в декларации Nostra Aetate.

Папа Франциск продолжил политику на сближение с иудеями , заявив в 2014 году: «Декларация стала залогом новых отношений с “нашими старшими братьями” и размышлений об их духовном наследии, которое стало основой диалога» , пишет КоммерсантЪ.

В апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась встреча папы Франциска с делегацией Конференции раввинов Европы. В ходе аудиенции понтифик напомнил, что Nostra Aetate является ориентиром в отношениях католиков и иудеев .

А недавно папа Римский направил Константинопольскому патриарху послание, в котором говорится, что «больше нет препятствий к евхаристическому общению » . В конце послания Франциск I заверяет патриарха Варфоломея, что будет молиться об успешном проведении Всеправославного собора .

Справка: евхаристическое общение (полное сопричастие, интеркоммунион) - возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. .

Начиная с 1920-х годов в правящих кругах Константинопольского Патриархата формируется концепция, согласно которой вся православная диаспора должна подчиняться Константинопольскому патриарху . Константинопольский Патриарх, по мысли фанариотов, отныне имеет не просто первенство чести, но и первенство власти, и даже может вмешиваться во внутренние дела других Церквей . Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом , неоднократно подвергалась критике, однако де факто уже является утверждённой практикой церкви. .

Таким образом, мы видим, что папа Римский ратует за единение иудеев и христиан , и за межконфессиональное единение православия и католичества , а также за начало проведения в Храмах совместного (евхаристического) богослужения католических и православных священников .

А учитывая, что все эти заявления папы Римского были сделаны в стенах Римской синагоги , где он сказал, что "иудеи - наши старшие братья" , и куда прибыли на встречу с папой главы еврейских общин и организаций, в том числе президент Совета раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, а также президент Московской еврейской религиозной общины Григорий Ройтберг ( ) , то НЕТ никаких оснований считать, что всё это делается НЕ в рамках программы, которую раскрыл евреям во время лекции в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга раввин Пинхас Полонский .

Теперь особо коснусь прозвучавшего заявления папы Римского , что он не считает иудеев виновными в распятии Иисуса Христа. «То, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным ».

В своей ранней статье я задал вопрос: почему мы, разумные люди, ЗАПРЕЩАЕМ сегодня любые неонацистские партии и движения в России?

Ответ таков: очевидно, наше общество потому говорит «НЕТ НАЦИЗМУ» , что мы всё знаем и ещё помним Вторую мировую войну и те преступления , которые совершили против человечества нацисты под руководством Адольфа Гитлера .


Но ведь точно так же мы знаем о преступлениях, которые совершили против Бога и человечества Иудеи, настоявшие на казни Иисуса Христа! И мы свято помним об этом!

Так почему же глава Ватикана и Римско-католической Церкви стал вдруг проявлять СЛЕПОТУ по отношению к ныне живущим иудеям ?

С какой это стати папа Римский говорит о каких-то "страстях Христовых" (как о действиях душевнобольного!) , к смерти которого Иудеи якобы совершенно не причастны ?

Все мы знаем, потому что в Библии написано, которая признана "Священным писанием", что именно Иудеи настаивали на вынесении в отношении Христа смертного приговора .

17 итак, когда собрались они , сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18 ибо знал, что предали Его из зависти.

19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить .

21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят .

23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят .

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших ... (Евангелие от Матфея, глава 27).

Итак, если сегодняшние ИУДЕИ живут по той же самой иудейской Торе, в соответствии с заповедями которой древние Иудеи хотели многажды раз убить Христа-Спасителя и в соответствии с которой ему в конце-концов был вынесен смертный приговор, то они фактически являются правопреемниками тех древних Иудеев, которые требовали от Пилата распятия арестованного Христа-Спасителя!

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя». (Второзаконие, 13: 1-5).

Более того, иудеи и сегодня считают Христа не более чем «еврейским мятежником» , покусившимся на изменение иудейского Закона !!!

Об этом сегодня открыто говорит главный раввин России Берл Лазар , об этом же сегодня открыто говорит и Пинхас Полонский , читающий евреям проповеди в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга:

"Христиане признают "Танах" ("Ветхий завет"), но добавляют к нему "Новый завет", считая его священным текстом. Разумеется "Новый завет" не является "священным текстом". Вполне можно считать его "интересной книгой". Иисуса можно считать "важным духовным лидером". Это ничему не противоречит. А вот считать Иисуса - Богом - это противоречит еврейской традиции...."

Так если один высокопоставленный Иудей утверждает, что Иисус - "не более чем еврейский мятежник" , а другой высокопоставленный Иудей считает, что Иисус - "не более чем важный духовный лидер" , при этом Новый завет Христа - "не более чем интересная книга" , а папа Римский говорит, что "иудеи - старшие братья христиан" , то к чему может привести грядущее объединение христиан и иудеев, католиков и православных???

Волки одевшие овечьи шкуры просто пожрут божьих овец! - мне так видится.

Кстати в проповеди-откровении Пинхаса Полонского, прозвучавшей в Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга, эта мысль тоже озвучена !

Пинхас Полонский: "Мусульмане находятся от Иудаизма гораздо дальше, чем христиане. Это понятно, правда? Гораздо дальше! Христианство находится к Иудаизму гораздо ближе чем Ислам.

Почему?

Потому что Христиане признают Танах, а мусульмане не признают Танах. Мусульмане считают, что Танах - это книжка испорченная, с ошибками. Поэтому заниматься сначала нужно наиболее близким "дочерним предприятием" - христианами и взаимоотношениями с ними, а с мусульманами - разберёмся потом.

Отношение к христианству должно быть позитивное и положительное. Вместо отношения: "ой-ё-ёй, это идолопоклонство", "это нехорошо", должно быть наоборот.

Христиане - большие молодцы, что распространили Иудаизм среди человечества! Если кто-то не читал мою книжку "Две тысячи лет вместе", я рекомендую всем купить и прочесть.

Про Христианство всем всё понятно?

К Исламу тоже надо позитивно относится. Оно, конечно, сейчас в фазе джихада. Джихаду, конечно, нужно оторвать голову. Это само собой. Естественно! Но в целом Ислам - конечно, положительное течение.

Наша борьба с Исламом - это борьба с джихадом. То есть, борьба с той формой, которую Ислам принимает. А когда он от этой формы избавится, то всё будет нормально.

<...>

Голос из зала: по поводу мусульман, и когда же из них удастся сделать "бней-ноах" ?

Пинхас Полонский: подождите, давайте займёмся сначала теми, кто с нами рядом! Не будем заниматься сразу всеми! Давайте съедать по одиночке! По очереди ..."

Вот такие у них планы!

Если намеченное объединение с иудаизмом всех "дочерних" религий однажды таки произойдёт, то можно считать, что подвиг Христа-Спасителя был напрасен. И жертва его во имя светлого будущего всего человечества была тоже напрасной!

Однако, вряд ли то, к чему стремятся лукавые религиозные лидеры, получится у них!

Рядовые верующие, коих почти 2 миллиарда, знают, что в своих просветительских проповедях Иисус Христос ни о каком объединении с врагами рода человеческого (с "плевелами") не говорил ни слова!

Наоборот, Спаситель учил тому, что однажды наступит время, когда человечество разделиться на тех, кто от Бога, и на тех, кто от диавола, и тогда те, кто от Бога устроят на мировом поле нечто вроде жатвы : уничтожат всех "злостных сорняков"!

Вот притча Христа-Спасителя, в которой это сказано буквально открытым текстом:

38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;

39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:

41 пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13: 38-43).

Таким образом, видимо, предчувствуя, что мир стремительно приближается к этому важному судьбоносному событию, которое Христос-Спаситель нарёк ЖАТВОЙ, глава Ватикана и иудеи стремятся сработать на упреждение и отвести от себя смертельную угрозу.

Католическим священнослужителям действительно есть чего опасаться, ведь они тоже правопреемники тех, "известной подлостью прославленных отцов" , которые запятнали себя в человекоубийствах даже гораздо сильнее, чем нацисты Адольфа Гитлера. Нацисты убивали людей в течение всего 5 с половиной лет, с 1939 по 1945 годы, а католические священники чинили массовые убийства людей с талантами как у Христа в течение веков!!!

И это был такой ХОЛОКОСТ (массовые всесожжения людей), который не имеет аналога в мировой истории!

Даже холокост евреев в годы Второй мировой войны не может с ним сравниться по масштабам!

Со стороны Римско-католической церкви эти преступления против лучшей части человечества были столь крупномасштабными, что сохранились сотни зарисовок с натуры (!), как этот ХОЛОКОСТ устраивали те, кто лицемерно называл себя последователем Христа.



Вот эти страшные преступления католических священников и роднят их с Иудеями , которых они называют своими "старшими братьями" .

Иудеи тоже не раз практиковали ХОЛОКОСТ в своей истории в отношении жителей захваченных ими городов, о чём свидетельствует "Ветхий завет", составляющий большую часть Библии:

"И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нём было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в ОБЖИГАТЕЛЬНЫЕ ПЕЧИ . Так он поступил со всеми городами Аммонитскими". (2 Цар. 12: 30-31).

Вот так, "никогда и ни в чём не повинные" иудеи клали жителей захваченных ими древних городов под пилы, под железные молотилки, бросали в обжигательные печи!

Так что, у католических священников есть много общего с иудеями , и им есть ради чего объединяться . Ведь согласно международных законов, геноцид не имеет срока давности, а они, Иудеи и католические священники, являются как минимум правопреемниками (идеологическими наследниками) тех, кто занимался религиозным геноцидом в соответствии со своими религиозными концепциями.

Геноцид - это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью её уничтожения.

Так что, поживём - увидим, как обернётся дело у объединителей мировых религий! Скорее всего, они сами своими действиями на геополитической сцене спровоцируют предсказанную Христом-Спасителем ЖАТВУ. А что из этого получится, уже известно.

Так что, не паникуем, друзья! Всё идёт своим чередом! А завершится не так, как жестоковыйные люди задумали, а так как Бог наметил. Верьте пророкам!

Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству

Предисловие

Хотя период еврейско - русских контактов длился всего двести лет - история еврейско - христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско - русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия. В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» - т. е. то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть - то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство. Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.

В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т. к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство. В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.

Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму. В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, - т. е. признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый («Ветхий») Завет», т. е. исходный Завет Бога с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Богом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Бога», - см. подробнее далее.)

Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.

Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля - этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелетнего отсутствия. А это возвращение имеет - никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.

И если мы действительно верим в Бога и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Бога с человечеством - мы должны постараться понять, что же Бог сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.

Структура книги

Вводная часть. Две тысячи лет вместе

Общий обзор процесса возникновения христианства из иудаизма и общие принципы соотношения иудаизма и христианства в их исторической перспективе.

Часть первая. Невозможность совмещения: почему вера христианства не подходит для евреев

Эта часть посвящена классическим и стандартным проблемам еврейско - христианских взаимоотношений; она объясняет, почему вера христианства, - при том, что христианство само возникло из иудаизма и так много сделало для духовного прогресса человечества - не подходит в качестве веры для евреев.

Эта часть не претендует на то, чтобы сказать новое слово в теологии. Она, в большей степени, является всего лишь ликбезом, базовым знанием - без которого, однако, невозможно обсуждать проблему и вести диалог.

Часть вторая. Необходимость осознания дополнительности: современный диалог иудаизма и христианства.

Эта часть посвящена новым аспектам еврейско - христианских взаимоотношений, возникшим за последнее столетие. Сегодня многие направления христианства отказались от «теологии замещения» («христианство вместо иудаизма») и перешли к «теологии дополнения» - включая принципиальный отказ христианства от попыток миссионерского обращения евреев и признание религиозной ценности иудаизма. Соответственно, в этой части мы рассматриваем элементы того намечающегося диалога, который может развиваться между евреями и христианством в такой ситуации.

Разумеется, как иудаизм, так и христианство представляют собой огромное и широкое пространство, со множеством разных школ, подходов и точек зрения. Невозможно было бы вместить в книгу все эти варианты мнений, поэтому мы иногда говорим «позиция иудаизма» или «позиция христианства», имея в виду лишь их обычно принятую точку зрения, мейнстрим, - при том, что и в той, и в другой религии есть широкий спектр возможных подходов, различающихся в своих деталях.

Поскольку мы хотели бы, чтобы объем книги оставался небольшим, мы также не включили в нее множество более частных вопросов, возможные возражения и ответы на них и т. д. Весь этот материал, в качестве «дополнения к книге», мы планируем размещать на сайте «Маханаим» www.machanaim.org, в разделе «Иудео - христианские взаимоотношения».

Дополнительные темы, которые вы хотели бы рассмотреть, ваши вопросы и замечания вы можете присылать по адресу Мы постараемся, насколько это будет возможно, ответить на ваши запросы.

* * *

Мы хотели бы выразить глубокую благодарность всем тем, кто поддержал создание этой книги: Олегу Евдокименко, Елене и Наталье Гитель, Эли Бродскому, Лиле Цинковской, организации «Евреи за иудаизм», Алексу и Наталье Кац, Фонду Михаила Черного, Дмитрию Радышевскому, а также Благотворительному Фонду «Российский Еврейский Конгресс».

Пинхас Полонский, «Маханаим», Бейт - Эль - Иерусалим

Вводная часть. Две тысячи лет вместе

Общий обзор соотношения иудаизма и христианства, в их исторической перспективе

(А). Иудаизм как универсальная религия

1. Религия для всего человечества

Как иудаизм, так и христианство признают святость и Божественность Еврейской Библии (ТаНаХ, он же «Ветхий Завет» - первый, исходный раздел в христианской Библии) и истинность всего, что в ней сказано. Тем самым, обе эти религии признают, что еврейский народ играет особую роль в передаче человечеству Божественного Откровения.

Это Божественное Откровение предназначено всему человечеству, но передано оно было через еврейский народ. Передача Откровения началась с Авраама (ок. XX в. до н. э.), продолжилась через Моисея (при Даровании Торы на Синае, XV в. до н. э.) и затем шла через саму историю еврейского народа, запечатленную в Библии, и, прежде всего, через пророков Древнего Израиля - Давида, Соломона, Исайю, Иеремию и многих других. Передача этого откровения и является сутью иудаизма.

Таким образом, иудаизм с самого начала является универсальной, общечеловеческой религией, а еврейский народ - это лишь посланник, «канал» в передаче Божественного Света человечеству.

2. Основные принципы иудаизма

Концепция, изложенная в еврейском библейском Откровении, - т. е. универсальная концепция иудаизма, «этический монотеизм» - не имела даже близкого подобия ни с одной религиозной системой тех времен. Ее основными принципами были:

а) Высшая сила, создавшая весь мир и человека и продолжающая направлять мир и определять все события в нем - это не безличностный «мировой закон» идолопоклонников (типа греческого рока, индийской кармы, китайского «закона неба» и т. п.), - но это Личность, которую мы называем Бог.

б) Бог создал человека по Своему образу и подобию - потому что Бог любит человека, хочет блага человеку, заботится о развитии человека. Любой человек на земле имеет божественную душу, является «образом Бога на земле» (и в этом состоит еврейская идея «богочеловека»). Бог относится к человеку как к Своему сыну, т. е. Бог не только непостижимый Творец мироздания, но и Отец, Который близок к каждому из нас.

Бруклинский мост – конечно, роскошь но «кипчонку» не сдерну с виска. «Бруклинский мост – конечно, роскошь», – писал «пролетарский» поэт В.В.Маяковский, выражая таким образом своё восхищение нью-йоркской достопримечательностью. «Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения», – напоминал человечеству французский аристократ Антуан де Сент-Экзюпери. Телемост Киев – Иерусалим постепенно становится «не роскошью, а средством обучения», которое появляется в расписании «Мидраши Ционит» с периодичностью раз в две недели. Но эта регулярность не превращает его в обыденное событие и не лишает участников ощущения праздничности происходящего. На этот раз встреча в «Заэкранье» была посвящена разным аспектам Великого Праздника Свободы: его глубинному смыслу, метафизике и конкретным законам Песаха. Иерусалимский кворум состоял из Шломо Неемана, Циона Абрамова, рава Шимона Ар-Шалома и доктора Пинхаса Полонского. Интеллектуальный потенциал киевской аудитории был подкреплен руководителем организации «Бней Акива» на Украине Яковом Шумяцким и посланником Давидом Вайнштейном, которого мидрашисты ценят и за содержательные лекции, и за неподдельное внимание к людям.

В начале конференции рав Ар-Шалом рассказал о некоторых законах Песаха так же живо и интересно, как, в соответствии с указаниями Шулхан Арух, следует читать Агаду. Хотя запаса орехов, чтобы поощрять внимание, у рава Ар-Шалома не было, аудитория «обратилась в слух», (как описали бы происходящее в XIX веке), получая чёткие и конкретные указания.

В связи с тем, что Песах в этом году начинается на исходе Шабата, порядок подготовки к празднику несколько необычен. Хамец «разыскивается» в четверг вечером, в пятницу утром он уничтожается. На Шаббат остаются два комплекта тщательно изолированного от других продуктов хлеба – для первой и второй трапезы. После утренней трапезы остатки квасного следует погрузить в какое-нибудь вещество, делающее его совершенно непригодным для еды. И наконец, «расправившись» таким образом с остатками хлеба, следует произнести «битуль» – формулу аннулирования незамеченного и ненайденного хамца.

Вокруг вопроса о продаже хамца разгорелась дискуссия. Пинхас Полонский высказал мнение, что продажа хамца не обязательна, т.к. дом – не магазин, и больших запасов мучного дома нет. Всё квасное, что осталось, можно подъесть до Песаха, раздать, подарить соседям. На это Шломо Нееман возразил, что продажа хамца имеет принципиальное значение. Есть немало продуктов, заведомо кошерных и непосредственно в понятие «хамец» не входящих. Например: конфеты, варенье, тунец в собственном соку. Но, если на упаковке не написано «Кошерно на Песах», не исключено, что некоторые компоненты этих продуктов можно классифицировать как хамец. А в рисовой крупе, к примеру, может попасться зернышко пшеницы. Продавая нееврею все продукты, которые не используются в течение Песах, Вы гарантировано избавляетесь от хамца, о котором даже не подозреваете.

Давид Вайнштейн задал вопрос, касающийся чтения Агады. Почему так важно подчеркнуть, что избранность еврейского народа проявилась в виде «египетских казней» – таким жестоким образом? Аудитория услышала три версии ответа на этот важный и в чем-то щекотливый вопрос. 1) Объяснение Шимона Ар-Шалома: В ночь пасхального седера очень важно подчеркнуть, что «казни египетские» – проявление избранности народа Израиля, показывающие всю глубину этой избранности. Всевышний вмешивается в творение, меняя законы мироздания, чтобы сделать явной избранность еврейского народа. Еврейским народом Всевышний управляет через заповеди. Египтянами, которые сопротивляются освобождению еврейского народа, Творец управляет на «языке», понятном им – казнями. Подсчитано, что общее число казней, упоминаемое мудрецами Аггады, равно 613. 2) Толкование Шломо Неемана: Избранность еврейского народа проявилась вовсе не жестоким, а милосердным образом. Всевышний восстановил справедливость, уничтожив зло, наказав тех, кто топил еврейских младенцев, тех, кто угнетал и губил еврейский народ. Мироздание исходит из доброго начала. Уничтожение носителей зла, подобных паро, гитлерам, и иже с ними – величайшее милосердие. Мир без них гораздо совершеннее мира, в котором они существуют. Версия Пинхаса Полонского прозвучала несколько позже, и мы приведём её «в порядке поступления». Прежде, чем попрощаться со слушателями, рав Ар-Шалом рассказал историю из собственного детства. Как самый младший в семействе, он должен был открыть дверь для пророка Элиягу. Восьмилетний Шимон робел перед густой тьмой длинного коридора, который нужно было пробежать до двери. Да и открывать дверь тоже было не очень приятно. Кто обитал по соседству? Но ночь седера названа «лейль шамурим» – ночь защищенных, ночь свободы, когда евреям ничего не угрожает, когда связь со Всевышним особенно ощутима. И это ощущение помогло ему преодолеть и страх, и пасмурный лабиринт советской квартиры… Точку, а вернее, многоточие, поставил в конце первой части телемоста Цион Абрамов. Он напомнил слушателям не только о том, как начинается Агада, но и чем заканчивается – о «постановляющей части». Хотя всё бесконечно важно, но последняя фраза определяет цель. «ЛЕ», – подчеркнул Цион, следуя традиция Раши в интерпретации предлогов в иврите, – это частица будущего времени, а до нового года еще есть несколько месяцев. Ле Шана а-Баа бэ-Йерушалаим а-бнуйя – «К будущему году в отстроенном Иерусалиме»!

После перерыва доктор Полонский завладел вниманием аудитории. Казалось бы, всё возможное уже произнесено. Но «никогда такого не было, чтобы чего-нибудь да не было», как говаривал Йосеф Швейк. Пинхас Полонский не был бы доктором Пинхасом Полонским, если бы ему нечего было добавить. Он процитировал интереснейший мидраш, из которого следует, что уникальность еврейского народа состоит ещё и в том, что он – не сын своей страны. Нет у него ни Фатерлянда, ни Мазерлэнда. Еврейский народ – зрелый (а иногда – инфантильный) супруг Эрец-Исраэль. Жизненный цикл народа начался со спуска Яакова с детьми в Египет, что можно рассматривать как зачатие. Увеличение народа в Египте – как беременность. «Египетские казни» – как родовые схватки, «процесс достаточно проблемный», как определил его Пинхас Полонский. Это и была третья версия «ответа Давиду Вайнштейну». Затем море расступилось, и состоялось рождение народа, буквально процесс родов – «Исход». Получение Заповедей и Торы на горе Синай – процесс обучения. Затем следует женитьба. Народ Израиля отправился в Эрец-Исраэль, чтобы в супружестве с ней родить Мессианский Свет.

Пинхас Полонский. Еврейский взгляд на христианство.

М.: Книжники, 2015. – 299 с.

Автор книги «Еврейский взгляд на христианство» Пинхас Полонский достаточно широко известен в сфере религиозного иудейского образования (причем в его сионистском сегменте) как в Израиле, так и в России. Ему принадлежит множество книг и статей, преимущественно на темы библейской истории и иудаизма, написанных популярным языком для широкой аудитории, но тем не менее имеющих солидную исследовательскую основу.

Религиозные взгляды Полонского находятся в русле идей так называемой ортодоксальной модернизации, которая в отличие от реформации в иудаизме не предусматривает ломку и перестройку основных положений религии, но сохранение ее ортодоксальности при одновременном приспособлении в каких-то, уже не самых ключевых аспектах к нынешним временам и миру. Идея «ортодоксальной модернизации» стала основополагающей для так называемого религиозно-сионистского крыла современного иудаизма. Известно, что на определенном историческом этапе секулярный сионизм и иудаизм выступали как альтернатива друг другу. «Религиозный сионизм», таким образом, является попыткой если не объединить, то не противопоставлять два этих начала. А в целом позиция Пинхаса Полонского подпитывается идеями первого главного раввина Израиля Авраама Ицхака Кука (1865–1935). Кук, в частности, сформулировал мысль об иудаизме как универсальной религии для всего человечества, а христианство и ислам понимал как «иудаизм для неевреев».

Именно с этой точки зрения и рассматривает в своей книге проблему двухтысячелетней истории взаимоотношений евреев с христианством (именно не с христианами, а с христианством как учением) Пинхас Полонский. На стержневой вопрос, заданный в книге, почему евреи не могут принять христианство, несмотря на общие духовные корни, – автор отвечает по правилам математической логики (он математик по базовому образованию).

Первый и главный момент – строгое единобожие иудаизма. Автор указывает, что «высшая сила, создавшая мир и человека и продолжающая определять и направлять все события в нем, – это не безличная сила… но личность. Бог создал человека по Своему образу… И относится к нему как к своему сыну». Это последнее, указывает Пинхас Полонский, является ключевым для понимания человека в иудаизме. Для него неприемлемо ключевое для христианства эксклюзивистское применение определения «сын Божий» только в отношении Иисуса Христа, ибо такой подход делает ущербным, профанирует универсальный характер религии, а значит, в какой-то степени принцип единства и всемогущества Бога-Творца.

Второй ключевой момент для всех авраамических традиций, вытекающий из «этического монотеизма», получившего в истории определение «иудаизм», – это эсхатологическая мессианская перспектива. Согласно иудейскому пониманию, Мессия, как царственный помазанник, установит свою власть не только над еврейским народом, как о том сказано у Исайи (2:4): «и перекуют все народы мечи на орала…» и «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис 11:9). То есть пока в реальности эти задачи не начали воплощаться, говорить о приходе Мессии нельзя, что говорит о жестком неприятии также фундаментального для христиан принципа мессианства Иисуса. Полонский формулирует в своей книге мнение, что Иисус был одним из фарисейских учителей «хаседейского» толка, отличавшегося повышенной верой в чудо. Он и его миссия были, по мнению автора, слишком встроены исключительно в еврейскую национальную среду и ее проблемы, что делает невозможным всечеловеческое мессианство.

Тем не менее, несмотря на то что иудаизм и христианство на уровне веры никак не соединимы в наши дни, можно говорить о том, что жесткий антагонизм между этими религиями, в прошлом приводивший к кровавым трагедиям, в наши дни преодолевается. Полонский считает, что если 2 тыс. лет отношения между иудеями и христианами строились на основе так называемой теории замещения, согласно которой христианство замещает иудаизм, то теперь идет формирование их на основе того, что автор именует «теорией дополнения», согласно которой обе религии, признавая общие духовные источники, тем не менее не стремятся к противостоянию с целью победы одной над другой, но сосуществуют самостоятельно и самоценно в рамках того, что можно обозначить как «прогрессирующее Божественное Откровение».

Многие люди задают себе вопросы: почему отношения между религиями, происходящими из одного корня (иудаизмом, христианством, а ныне еще и исламом), на протяжении своей истории отличались перманентным антагонизмом и как этот антагонизм преодолеть? Думается, что книга Пинхаса Полонского, пусть и в малом, но содержит ответ на этот вопрос.