Православные храмы львова. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Этот раскол прошел по живому. Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла


Хотя святым покровителем Львова, так же как и Москвы, считается Георгий Победоносец, "москалям", т.е. православным Московского Патриархата, приходится жить почти в подпольных условиях

Безразличный полковник
«Какие еще филаретовцы?! Никаких филаретовцев я не знаю! Разделения какие-то, расколы… Я вот знаю: Православная Церковь есть, она наша. А есть католики, они не наши. А все остальное -- это мне без разницы». Командир одной из частей Внутренних войск Украины, дислоцированной во Львове, смотрит на меня честными ярко-голубыми глазами, как нельзя лучше соответствующими цвету его форменной рубашки. Его глаза не лгут: ему действительно абсолютно «параллельны» все трагические события, произошедшие в Православной Церкви на Украине за минувшие 300 лет и особенно обострившиеся в последние полтора десятилетия. «Мне очень нужен батюшка в моей части! Но не для того, чтобы бороться с дедовщиной, и не для того, чтобы проповедовать о разных там расколах. Нет, вы мне батюшку дайте, чтобы он научил солдат Родину любить, чтобы он, так сказать, мне в войсках боевой дух поднял! А расколов я никаких не знаю и знать не хочу!» -- тон полковника точно такой, какой и должен быть у профессионального военного.
Такое безразличие к внутрицерковным делам у командира части не оттого, что он военный. Здесь, во Львове, да и вообще на Западной Украине, так думают многие. «Я так скажу, -- признается немолодой крестьянин Степан, -- если у меня в селе церковь есть, я иду в церковь, а если, предположим, костел -- то иду в костел. У нас в селе костел, туда и ходим. А вообще-то мы православные». Из разговора со Степаном выяснилось, что «вообще-то» они и не православные, и не католики, а униаты -- то есть представители самой распространенной на Львовщине конфессии.
Вообще ситуация с церковной жизнью на Украине, а особенно в западной ее части, настолько сложная, что людей, которым «все равно», можно понять. Судите сами: помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (единственной настоящей с точки зрения церковных канонов) на Украине шесть «православных церквей»! Шесть раскольничьих группировок. Это не считая униатов и католиков, не говоря уже о всевозможных сектах. Разобраться простому человеку в этом многообразии, конечно, крайне сложно.
Но беда не в этом. Беда в том, что среди всех христианских и даже нехристианских конфессий наши православные, хотя они принадлежат к самостоятельной Украинской (а не Русской) Православной Церкви, в глазах каждого представителя власти являются «москалями», то есть «агентами Москвы» на Украине. А учитывая то, что украинский национализм имеет ярко выраженную антирусскую окраску, представителям канонической Церкви живется во Львове очень трудно.
«Пожалуйста, не упоминайте о Московском Патриархате в разговорах с чиновниками!» -- с такими просьбами к нам не раз обращались львовские православные. «Не указывайте фамилию директора детского дома, а то ведь ваш журнал -- русский, не дай Бог появится там упоминание о директоре, и снимут человека с работы». Опасения небезосновательные: по рассказам львовских православных, в начале 90-х годов, когда униаты, а вслед за ними и различные раскольники стали набирать силу, отнимая у православных храмы и сжигая дома духовенства, случаи увольнений «москалей» были очень часты.



Нищие у главного униатского собора св.Юра (Георгия). Где просить милостыню - неважно, подают везде хорошо

Партизаны
И тем не менее, несмотря на колоссальные трудности, практически партизанская жизнь львовских православных продолжается, а их социальная деятельность подтверждает тезис о том, что служение ближнему для христиан не только долг, но и потребность. В маленькой (всего 60 приходов, 65 человек духовенства, в столице -- Львове -- осталось всего три православных храма, остальные отняты униатами и раскольниками) епархии действуют Братство во имя святых апостолов Петра и Павла, Сестричество во имя святой великомученицы Варвары, Молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери. В этих объединениях десятки добровольцев трудятся на ниве милосердия.



Единственный православный храм Львова в честь Георгия Победоносца заботится о малоимущих, выдавая им продукты и одежду


День приезда во Львов корреспондента «Нескучного сада» совпал с моментом поддержки малоимущих прихожан. По соседству с епархиальным управлением есть небольшой домик, к нему приходят каждый месяц те, кому трудно приобрести себе одежду или кто не может себе позволить лишний раз купить бутылку постного масла и пакет макарон. Благотворительный пункт устроен Варваринским сестричеством, руководит которым Любовь Алексеевна Галенко.
«В нашем сестричестве двадцать человек, в основном женщины, но есть и один брат -- надо же ящики с продуктами таскать для нашего благотворительного пункта, -- рассказывает она. -- Каждый месяц к нам за продуктовой помощью приходят примерно 170-200 человек. Многим раздаем не только продукты, но и одежду».
Поддержка малоимущих -- не единственная деятельность сестричества. Дважды в месяц сестры посещают одну из львовских психиатрических больниц (ее номер мы не можем назвать по указанным выше причинам). «В больнице у нас три отделения, -- продолжает рассказ Любовь Алексеевна, -- около 200 человек. Мы приносим больным продукты, кого-то приходится кормить с ложки. Особенное внимание уделяем тем, кого некому навещать. Нескольких больных просто, как говорится, с того света вытащили. Один, помню, весил 48 килограммов. К нему стали ходить через день, кормить. Спустя полтора месяца он весил 60 килограммов. Помогаем больным и лекарствами -- ведь медикаменты для психиатрии очень дороги, не всем по карману».
Психиатрическую больницу, о которой идет речь, можно назвать полем успешной партизанской борьбы львовских православных. Из разговора с главой Варваринского сестричества мы узнали, что кроме православных больницу посещают только униаты, но… лишь два раза в год: на Рождество и на Пасху. Так что здесь наши впереди.
А вот в доме престарелых, окормляемом Петропавловским братством, православным приходится соседствовать с католиками и униатами. Никаких конфликтов, правда, не возникает, но миссионерской деятельности присутствие других конфессий, конечно, не способствует. Правда, на «своих», четвертом и пятом, этажах, православные могут чувствовать себя совершенно спокойно. Администрация дома престарелых выделила довольно большую комнату под храм. Иконы по стенам, престол, не отделенный (ввиду недостатка пространства) никакой преградой, ряды стульев, необходимых для специфического контингента дома престарелых, ризница в виде крючков на окне -- вот и все убранство храма. Служба здесь каждое воскресенье: раз в месяц литургия, в другие дни -- молебны, панихиды и другие службы.
«Мы пришли сюда еще в 94-м, рассказывает Наталья Ивановна Смирнова, воглавляющая добровольцев. -- Сначала нас было всего три человека, теперь нас пятнадцать. Приходим каждое воскресенье, помогаем доставить в храм лежачих, ухаживаем за пациентами больницы. В храме каждое воскресенье собирается по 70-80 человек, причастников на литургии человек по 30-40».
Просматривая богослужебный журнал храма, мы с удивлением обнаружили в списке богослужений три венчания. Оказалось, что люди находят друг друга даже в таком, казалось бы, не приспособленном для человеческих встреч месте, как дом престарелых! «Да, так бывает, -- рассказывает Наталья Ивановна, -- ведь сюда попадают в основном люди очень одинокие. И неудивительно, что происходят встречи».
Конечно, богослужебный журнал содержал и сведения о крещениях. Но не только: за время работы здесь православных сестер милосердия одна из жительниц дома престарелых приняла монашеский постриг, а потом стала и схимонахиней. «Сам постриг проходил, конечно, не здесь, а в храме, постригал владыка, но решение о постриге было принято здесь, в доме престарелых. Матушке Иоанне 58 лет, парализована с 12 лет, но она усердно просила Божию Матерь отпустить ей правую руку, чтобы молиться, и Божия Матерь услышала эти молитвы. Так что матушка может и кушать, и молиться. Когда она попала сюда, мы были поражены тем, что она знала наизусть 45 псалмов. Нам было стыдно. А сейчас матушка живет в Почаеве», -- рассказывает Наталья Ивановна.
Помимо работы с больными сестры из Петропавловского братства устраивают для насельников дома престарелых концерты. Здесь им помогают члены Молодежного братства Почаевской иконы Божией Матери, которые организовали детский хор и выступают по праздникам перед больными.




Архитектура Львова типично западная, даже задумываешься: откуда бы тут взяться православной культуре?


Вполголоса
Все это нам рассказывают вполголоса, за закрытыми дверями: не дай Бог перейти грань сдержанности, грань незаметности! Могут пострадать люди -- завотделением, директор, еще кто-нибудь. Такова специфика социального служения, такова специфика вообще существования православных во Львове. А почему могут пострадать люди? Да все очень просто: какой-нибудь мелкий чиновник из, предположим, департамента здравоохранения окажется униатом. Или филаретовцем. Или… список украинских «церквей» очень велик! Или просто окажется, что он терпеть не может москалей, что на Западной Украине встречается очень часто. И тогда все: на церковной социальной работе можно ставить крест -- в больницу не пустят, из интерната выгонят, из тюрьмы попросят. Поэтому-то нам и не удалось посетить львовское СИЗО и детский дом, а офицер управления Внутренних войск, с которым было назначено интервью, в условленный час оказался давно уехавшим в неизвестном направлении.
Такая вот православная жизнь во Львове. Жизнь в окружении враждебных Русскому Православию сил: не только внешних -- католиков и униатов, но и внутренних -- всевозможных раскольников.
Львов -- дивно красивый и абсолютно европейский по архитектуре город. Основанный в середине XIII века князем Даниилом Галицким, он, конечно, неоднократно перестраивался, но сохранил удивительную красоту и, главное, городскую цельность. Историческая часть города -- огромна. Кварталы и кварталы европейской застройки XVI-XIX веков. Весь центр населен самыми простыми людьми, обывателями, и поэтому совершенно живой и трогательный. Повсюду церкви, но все настолько европейской архитектуры, что невольно задумаешься: а и откуда здесь Русскому Православию взяться? Ведь «русским» Львов за всю свою историю был три периода: до середины XIV века, в 1914-1915 годах и под советской властью в 1939-1941-х, а потом в 1944-1991 годах. Первый период теряется в тумане веков. Второй и третий галичане вспоминают в основном в связи с войной и насилием, хотя в те времена было немало чего доброго и светлого.
Так, может, и не надо никакой Русской Православной Церкви в этом городе? Надо. Во-первых, потому, что в миллионном Львове живут около 120 тысяч людей, считающих себя русскими, а у большинства из остальных есть русские корни. А во-вторых, потому, что на то есть воля Божия, чтобы существовала православная Львовская и Галицкая епархия. И она существует, и живет, и действует. Трудно, болезненно, с жертвами. Где тайно, где полуявно, но живет.



В центре Львова - памятник Ивану Федорову и большой книжный развал в честь первого русского книгопечатника

Историческая справка
До середины XIV века Галицкая Русь, центром которой являлся Львов, была русским православным княжеством. Лишь только после завоевания Галичины Польшей, со второй половины XIV века, началось здесь насильственное насаждение католицизма и преследование Православия, с годами все более лютое. Против этого долгие века боролись героическое западно-русское духовенство, православная шляхта, крестьянство и особенно мещанство, организованное в церковные братства под руководством самого известного из них -- Успенского Ставропигиального во Львове.
В 1596 году в городе Бресте-Литовском несколькими православными архиереями и католическими прелатами была подписана так называемая уния -- то есть договор о том, что, внешне сохраняя православный обряд, подписавшие унию (их с тех пор называют униатами) переходят в подчинение Риму и считают своим предстоятелем Римского папу. После заключения унии натиск Рима и Польши на Православную Церковь Западной Руси значительно усилился. В начале XVIII столетия Львовская епархия после более чем столетнего сопротивления была обращена в унию своим епископом-изменником Иосифом Шумлянским, и во всей Галичине осталось только два православных приходских храма: во Львове и Бродах. Оба они размещались на частных квартирах, так как закон запрещал православным иметь свои церковные здания.
С 1772-го по 1914 год Галиция входила в состав Австро-Венгрии, что отнюдь не облегчало положения православных. Правда, в конце концов им все-таки разрешили построить настоящий храм. Первый и единственный на всю Галицию настоящий православный храм св. Георгия Победоносца появился во Львове в 1901 году. Он и по сей день принадлежит Православной Церкви, и при нем размещается местное епархиальное управление.
Полгода, с сентября 1914-го по апрель 1915 года Галичина и Львов были заняты русской армией. За это время многие униаты вернулись в Православие, причем безо всякого насилия со стороны «оккупантов».
С 1918-го по 1939 год Галиция снова принадлежала Польше. В жизни православных это отозвалось усилением давления со стороны католического государства. Но даже в таких условиях, несмотря на невероятные препятствия, продолжался процесс перехода униатов в Православие. В эти годы несколько сельских приходов на Львовщине отреклись от униатства и объявили себя православными.
За полтора советских года с сентября 1939-го по июнь 1941 года положение православных стало немного поправляться: в Галичине образуются новые приходы, совершаются хиротонии духовенства.
С 1941-го по 1944 год Львов был оккупирован немцами. Надо заметить, что Униатская церковь весьма активно с ними сотрудничала, как и с националистическим бандеровским движением.
В 1944 году Галичина была освобождена Советской армией и с тех пор вплоть до 1991 года входила в состав СССР. В 1946 году во Львове под руководством протопресвитера Гавриила Кастельника состоялся церковный Собор духовенства и мирян, результатом которого была отмена унии 1596 года. Храмы Львова, включая главный униатский собор св. Юра (Георгия), перешли к православным.
Советская власть воздвигла на униатов гонения и репрессии, считая их (и не без оснований) пособниками гитлеровцев и националистов. В течение нескольких лет в Галичине остались лишь немногие подпольные группы униатов. Храмы были в основном переданы православным, лишь немногие закрыты.
Жесткость государственной политики тех лет отозвалась в конце 80-х годов и нанесла болезненный удар по Православию. Политика перестройки разбудила подспудно существовавшие у галичан националистические, сепаратистские настроения. На их фоне Униатскую церковь стали воспринимать жертвой большевистского режима, а Православие безо всяких на то оснований -- ассоциировать с советской властью. Встреча в декабре 1989 года Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II дала толчок возрождению униатства на Западной Украине. В течение нескольких лет при пассивной -- а иногда и активной -- поддержке властей большинство храмов Галичины и самого Львова были отобраны у православных. Инициатива очень часто исходила от самих прихожан, а поддержку оказывали боевики из националистических организаций.
Одновременно с возрождением униатства в 1989-1990 годах на Украине была образована и раскольническая т. н. «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Ее приверженцами стали в основном те галичане, которые не захотели быть униатами, но по националистическим убеждениям не хотели принадлежать к Московскому Патриархату.
В 1992 году митрополит Киевский и всея Украины Филарет попытался добиться автокефалии Украинской Православной Церкви. Но епископат, духовенство и весь церковный народ не поддержали своего первоиерарха. Тогда Филарет при поддержке президента Украины объявил о создании «Украинской православной церкви -- Киевского патриархата» (УПЦ КП). Эту раскольническую организацию, так же как и УАПЦ, никто в православном мире до сих пор не признает. Однако для православных Украины раскол стал серьезной проблемой: осуществляемые при поддержке политиков-националистов захваты православных храмов и другие акции насилия препятствуют нормальной церковной жизни.
Филаретовский раскол повлек за собой целую волну новых церковных разделений. Сегодня помимо канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) на Украине действуют еще шесть «православных церквей». Все они вместе с униатами приняли активное участие в лишении львовских православных их имущества. В результате сегодня во Львове из нескольких десятков храмов православным принадлежат только три: храм св. великомученика Георгия и еще два, устроенные в частных владениях. Практически как 200 лет назад.


Во Львове живет 120 тыс. русских. Несмотря на все трудности, православные здесь умеют делиться радостью


В завершение хотелось бы обратиться к нашим читателям. Львовские православные очень нуждаются в поддержке. Причем не только молитвенной, но и материальной. Если вы хотите поддержать их церковно-социальные начинания, вы можете сделать это денежными переводами на банковский счет Львовской епархии:
Львовская епархия УПЦ,
валютный (валютой на Украине считаются любые деньги, кроме гривны, -- рубли, доллары, евро и т. д.) счет № 2600810023242 в Львовском областном филиале АКБ УкрСоцБанк г. Львова,
НФО банка: 325019,
идентификационный номер епархии: 19324099,
назначение платежа: благотворительная помощь.

Одним из важнейших аспектов культурного и исторического наследия Львова являются его храмы и церкви. С самого основания города здесь активно велось строительство религиозных зданий. Львов был и остается крупнейшим центром духовной жизни Западной Украины. Территориальное положение города определило его пестрый конфессиональный состав. А разные верования прихожан обусловили постройку церквей разных типов.

Сейчас во Львове преобладают католические и православные храмы. При этом процент верующих наибольший у греко-католической церкви (35%). Также в городе есть соборы протестантов и синагоги. Большая часть всех исторических церквей и храмов расположена в пределах исторического центра города, охраняемого ЮНЕСКО. Почти все они в данный момент действуют, в них регулярно проводятся службы. При этом Львов необычайно интересен в плане сравнения разных типов церквей – высоких и строгих католических костелов, ажурных барокковых православных храмов, сдержанных церквей в стиле классицизма и прочих.

Компактное размещение сакральных сооружений позволяет осмотреть их все фактически за один день. По центру Львова можно составить маршрут, который проведет туристов по самым значимым храмам города. Ниже можно прочесть о каждом объекте более детально.

Собор Св. Юра

Важнейший храм греко-католиков Львова и всей Украины был построен в 1744-1764 годах. Он является ярким примером барокковой архитектуры с элементами рококо. Долгое время комплекс храма был митрополичьей резиденцией, а в 1998 году вошел в список ЮНЕСКО.

Собор находится по адресу: площадь Святого Юра, 5. (карта)

Доминиканский собор во Львове

Один из самых значительных соборов Львова был возведен в 1749-1764 годах. Ранее на этом месте высился готический костел, но сейчас взгляд туристов радует представитель барокко. На фасаде здания высечен девиз монахов-доминиканцев – «Единому Богу – честь и слава!». Во время СССР здание собора занимал музей истории религии, но сейчас здесь проводятся греко-католические службы.

Латинский собор

Единственный сохранившийся в центре Львова готический храм ныне является центром римско-католической церкви города. Построен собор был в 1360-1479 годах, в XVIII веке реконструирован (тогда в облик добавили барочных элементов). Внутри здания можно увидеть оригинальный органи старинные витражи. Латинский собор – единственный в Украине, имеющий статус «малой базилики».

Адрес: площадь Кафедральная, 1. (карта)

Армянский собор

Один из самых старых храмов Львова принадлежит к малочисленной и не самой популярной в городе церкви – Армянской. Одноименный собор был возведен в 1356-1363 годах, в его строительстве участвовали мастера из Армении. В 1723 году здание приобрело барокковые черты.

Сейчас собор с несколькими соседними постройками формируют «армянский дворик» на улице Армянской, 7-13. (карта)

Церковь Св. Ольги и Елизаветы

За пределами исторического центра города, неподалеку от вокзала, находится ярчайший памятник неоготики. Самое высокое религиозное сооружение Львова (85 метров) построили в 1903-1911 годах в честь императрицы Сиси. В то время храм носил имя Святой Эльжбеты. В 1991 году здание передали греко-католикам, которые дали церкви новое название – Святых Ольги и Елизаветы.

Адрес: площадь Кропивницкого, 1. (карта)

Иезуитский костел

Массивный костел ордена иезуитов был построен в стиле раннего барокко в 1610-1630 годах. Это здание является одним из самых крупных сакральных сооружений во Львове. Храм несколько раз косметически реставрировался, но лишь в 2011 году началось серьезное восстановление обветшавшего здания (в то время оно перешло в состав греко-католической церкви).

Храм находится на улице Театральной, 11. (карта)

Монастырь Св. Онуфрия

Средневековый монастырь расположен чуть в стороне от основных достопримечательностей города. Каменные здания появились тут в 1505 году, при князе Острожском. Архитектурный стиль зданий комплекса – традиционный украинский с элементами барокко и ренессанса.

За непродолжительное время, проведенное во Львове, нам удалось посетить много костелов и соборов, но в этой статье мы не будем писать обо всех, а расскажем о тех, которые понравились нам больше всего, как своим внешним архитектурным видом — это костел Святой Эльжбеты, собор Святого Юра и Доминиканский собор, так и неописуемой красотой внутри — костел иезуитов и Латинский собор.

Потрясающий греко-католический собор Святого Юра расположился на Юрьевой горе, на высоте более 300 метров и поражает своей красотой, не удивительно, что именно этот собор считается любимым, как у экскурсоводов, так и у посетителей города Львова.

Свою историю собор начинает более 700 лет назад, когда на этом месте была построена первая деревянная церковь, и лишь спустя 450 лет собор Святого Юра получил свой современный облик. Со временем к храму были пристроены капитульные дома, палаты митрополита, а также колокольня, в которой сейчас размещен самый древний в Украине колокол.

Собор Святого Юра — Львов

Одной из главных особенностей собора Святого Юра во Львове, является то, что он раскрывается перед посетителями постепенно: сначала необходимо пройти одни ворота, затем богато украшенные вторые, и лишь потом попадаешь на площадь перед самим собором. Над воротами размещаются две скульптуры, которые символизируют единение православной и католической церквей.

Лестница привлекает внимание прихожан своими скульптурами, а также двумя рядами ступеней. На фасаде собора Святого Юра также располагаются две скульптуры митрополитов, а над входом конная фигура Юрия-змееборца.

Внутри собор Святого Юра во Львове имеет богатое убранство и высокие своды, на стенах разнообразные иконы и произведения искусства. В соборе можно прикоснуться к одной из восьми имеющихся в мире копий Туринской Плащаницы, в которую был обернут Иисус после казни.

В подземелье собора располагается крипта, вход в которую разрешен всем прихожанам. В крипте находятся мощи самых выдающихся деятелей греко-католической церкви.

На фото ниже собор Святого Юра, снятый нами из окна Premier Hotel Dnister , в котором мы останавливались. Наш обзор этого отеля можно прочесть здесь .

Костел Святой Эльжбеты

Костел Святой Эльжбеты или (как его сейчас называют) костел святых Ольги и Елизаветы — первая из святынь, которая встречается посетителям города Львова, путешествующим на поезде, на пути от железнодорожного вокзала к центру.

С костелом связано много мифов и легенд, и одна из них о происхождении костела: австровенгерский император построил костел в честь трагически погибшей жены. Строительство продолжалось долгих восемь лет и после завершения город Львов получил настоящее украшение, построенное в неоготическом стиле — с величественными шпилями высотой более 80 метров, которые видно издалека.

За свою более чем 100-летнюю историю костел Святой Эльжбеты во Львове подвергался неоднократным разрушениям и разграблениям, как в первую, так и во вторую мировую войны, а после прихода советской власти в здании костела был устроен склад. И лишь после распада советского союза костел Святой Эльжбеты присоединившись к украинской греко-католической церкви, получил новое название Святых Ольги и Елизаветы и новую жизнь, распахнув свои двери для всех верующих.

В архитектуре костела Святой Эльжбеты во Львове, в первую очередь, делался акцент на высоту, поэтому об украшениях фасада или декоровых отделках здесь речи не идет. Классическое неоготическое сооружение, с присущими для него остроконечными шпилями, большими стрельчатыми окнами и порталом с ажурной розой внутри. Также над порталом органично расположилась скульптурная композиция «Распятие с пристоящими Иоанном и Марией».

Внутри костела Святой Эльжбеты преобладает белый цвет, как на стенах, так и на огромных колоннах, с минимальными барельефными узорами. Благодаря большим окнам, свет струится по всему храму.

Потолок костела очень прост и, в свою очередь, очень красив

Костел иезуитов

Одно из самых масштабных строений в городе — костел иезуитов во Львове — вмещает около 5000 верующих. Он был построен более 400 лет назад, и по своей архитектуре напоминает знаменитую церковь Иль-Джезу в Риме. Эта церковь, первоначальный проект которой был разработан самим Микеланджело, считалась эталоном для большинства европейских католических сооружений.

Во внешнем виде костела иезуитов во Львове доминирует главный фасад, в нишах которого помещены статуи, в то же время южный фасад выглядит намного скромнее и сдержаннее.

Внутри костела алтарное помещение выполнено с тремя нефами, при этом средний неф в несколько раз больше крайних. На стены храма удивительно красиво нанесены барельефы, различные фрески и скульптуры.

Совсем немноголюдно в костеле

Однако, самым интересным и таинственным местом костела иезуитов, а может и всего Львова, являются подземелья костела, с которыми связано несколько мистических историй. Одна из них гласит, будто призрак черного монаха, который раньше состоял в ордене иезуитов, до сих пор бродит по подземельям костела. Мы в подземелье не спускались, но каждый желающий может это сделать.

Латинский собор

Один из самых красивых, Латинский собор во Львове, расположенный на Кафедральной площади в историческом центре, является главным католическим храмом города. Строительство собора продолжалось более 100 лет, но и после завершения его постоянно достраивали и пристраивали. Раньше возле Латинского собора было построено много часовен, но сейчас сохранилась только одна — часовня Боимов.

Колокольня Латинского собора, высотой более 70 метров, впечатляет своим величием и красотой, придавая архитектурную ценность не только Латинского собора, но и городу в целом.

Внутреннее убранство Латинского собора, как и многих готических сооружений, представляет собой высокие, стремящиеся вверх архитектурные элементы, которые поддерживают стрельчатые арки и свод. Стены собора изысканно украшены росписями и скульптурным оформлением, изящной лепниной и резьбой. В храме сохранился старинный орган, который мелодичным звуком и сейчас радует слух, сопровождая богослужения.

В один из вечеров, проведенных во Львове, мы зашли на службу в Латинский собор. Звучание органа и атмосфера в соборе запомнилась нам надолго.

Доминиканский собор

Архитектура Доминиканского собора точно отражает европейские веяния того времени: храм имеет форму вытянутого креста, а его величественный купол поддерживают восемь пар массивных колонн. И в наши дни на фронтоне собора можно прочесть надпись на латинском языке.

В советское время в Доминиканском соборе был устроен склад, а затем «Музей истории религии». Что примечательно, этот музей работает и в наши дни.

Рядом с собором (у памятника первопечатнику Федорову) расположилась книжная барахолка

Внутри Доминиканского собора огромный овальный купол, поддерживаемый высокими колоннами, который нетрадиционен для католических храмов.

На стенах собора расположены 18 покрытых позолотой деревянных скульптур, которые воплощают святых мучеников Доминиканского ордена.

Информация для посещения

Все костелы и соборы, о которых шла речь в этой статье, являются действующими храмами, в которых ежедневно проводятся богослужения, вход свободный.

Расположение: площадь Святого Юра, 5
Как добраться: от железнодорожного вокзала на трамвае №6. Выйти необходимо возле Костёла святой Эльжбеты, далее пройти по улице Шептицких, которая выходит прямо к Собору.
Режим работы: 10:00 — 18:00 ежедневно

Костел Святой Эльжбеты

Расположение: площадь Кропивницкого, 1
Как добраться: 12 мин. пешком от железнодорожного вокзала Львова (900м). Подъехать можно любым транспортом, идущим от вокзала в центр города.

Костел иезуитов

Расположение: улица Театральная, 11

Режим работы: 8:00 — 19:00 ежедневно

Латинский собор

Расположение: площадь Кафедральная, 1
Как добраться: с железнодорожного вокзала - трамваем №1, 9 до центра, а далее – пешком.
Режим работы: 10:00 — 18:00, выходной понедельник

Доминиканский собор

Расположение: площадь Музейная, 3
Как добраться: с железнодорожного вокзала - трамваем №1, 9 до центра, а далее – пешком.
Режим работы: 8:00 — 17:00, ежедневно

Ансамбль Успенской церкви - прекраснейший образец Львовского ренессанса - сложился в XVI - XVII веках в самом центре города на улице Подвальной, 9. Кроме самой Успенской церкви в него входят часовня Трех Святителей и башня Корнякта.

Здание Успенской церкви, выстроенное из белого известняка архитектором Павлом Римлянином, увенчано тремя массивными куполами. Строительство храма началось в 1591, а завершилось в 1629 году. В интерьере церкви сохранились иконы страстного цикла работы львовских иконописцев XVII века. Витражи на окнах созданы в начале XX века известным художником Петром Холодным. Привлекают внимание посетителей и роскошные люстры.

К северной стене Успенской церкви примыкает небольшое трехкупольное здание часовни Трех святителей. Портал часовни украшен красивейшей резьбой, изображающей виноградную лозу. Завершает ансамбль квадратная башня - колокольня, построенная на средства греческого купца Константина Корнякта архитектором Петром Барбоном.

Гармоничное сочетание стиля итальянского ренессанса с традициями национального зодчества делают ансамбль Успенской церкви одним из наиболее интересных памятников архитектуры Львова.

Церковь святого Николая

Николаевская церковь является одним из древнейших памятников архитектуры во Львове. Она находится под горой "Будельница" на Волынском тракте в древнем окольном городе.

Церковь основана в XIII веке и служила усыпальницей галицких князей. В 1544 году здесь было создано Николаевское церковное братсво, оно обеспечивало приют для нищих и школу. Из-за многочисленных пожаров от церкви сохранились фундамент и нижняя часть стен.

Церковь крестообразная в плане, который состоит из основного квадратного нефа с удлинённой полукруглой апсидой, с запада к которому примыкает прямоугольный притвор, с севера и юга - боковые часовни с полукруглыми апсидами.

Простой и грозный вид храма делают его очень интересным архитектурным памятником.

г. Самбор

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Греко-католический храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен 1738 г. на средства магнатов Комарницких рядом с первой в городе деревянной русинской церковью XVI в. Росписи выполнил иконописец Яблонский. В новый храм из старого была перенесена самборская чудотворная икона Божьей Матери, коронованная в 1928 г. После Второй мировой войны она считалась утерянной, но в 1996 г. была найдена, отреставрирована и возвращена в храм. Туристов же больше привлекает тот факт, что в этой церкви хранятся мощи Св. Валентина - покровителя влюблённых. Покоившиеся ранее на кладбище святой Присциллы в Риме святые мощи в 1759 г. были переданы Ватиканом на хранение в Самбор. Подлинность реликвии подтверждает документ Папы Римского. В День влюблённых и на Стретение мощи обносят вокруг храма и выставляют в центре на неделю.

Преображенская церковь

Изначально, в 1703-1731 годах, это здание строилось как костёл римокатолического ордена тринитариев, но в 1898 году по проекту архитектора С.Гавришкевича его перестроили в Преображенскую церковь.

Храм вошел в историю как место убийства отца Гавриила Костельника. Он был застрелен оуновцем на ступенях храма за руководство процессом присоединения Русской православной церкви к грекокатолической.

Старые и сырые подземелья этой святыни хранят вековые тайны и поражают размерами своих галерей.

В средневековье его использовали в качестве места для захоронений. К сожалению, самые древние захоронения канули в Лету, а те человеческие скелеты, которые были найдены археологами в 90-х годах, перенесли в общую могилу под каменную плиту.

Но до наших дней все же сохранился подземный ход, который соединял монастырь и храм.

Церковь святого Онуфрия

Первое упоминание о церкви было написано в 1453 году, в то время она была сделана из дерева.

В 1550 году была построена каменная церковь. Это характерный для украинской архитектуры каменный храм.

Его название связано с именем И. Федорова, он основал здесь типографию, которая выпустила первые украинские печатные книги "Апостол" и "Букварь".

Во дворе находится композиция, изображающая Федорова с его помощниками, а так же музей, являющийся филиалом Львовской картинной галереи.

В церкви есть двухэтажные каменные кельи, вытянутые в прямоугольник. С севера к ним примыкает колокольня, в ней расположен главный вход в монастырь.


Достопримечательности Львова

Одним из важнейших аспектов культурного и исторического наследия Львова являются его храмы и церкви.

Предлагаем вам подборку самых великих и известных культовых сооружений города Льва — соборов, церквей и храмов!

Храм Святого Андрея (Костел и монастырь бернардинцев)

Современный монастырский комплекс (на его месте раньше находился деревянный костел) начали строить еще в начале XVII в. по замыслу монаха Бернарда Авелидеса и по проекту архитектора-итальянца Паоло Доминичи.

Работами руководили архитекторы Павел Римлянин и Амвросий Прихильный, позже — Андрей Бемер. В 1630 г. были завершены все строительные и отделочные работы.


Помещения монастыря теперь принадлежит Центральному государственному историческому архиву во Львове , а храм святого Андрея Первозванного передано Украинской греко-католической церкви. Храм обслуживают священники Василианского Ордена.

Адрес: пл. Соборная, 3А

Армянская церковь

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры национального значения, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО .

Армянская церковь построена во второй половине XIV века (1363-1370 годы) мастером Дорингом. На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонии во Львове. В 1367 году церковь стала соборной.Храм построен из ломаного камня и облицован тесаными плитами, толщина стен достигает полутора метров. Уникальна и конструкция купола — он опирается на пустотелые ребра, выложенные из глиняных кувшинов.

Особым является южный дворик , расположенный между улицей и собором: аркада с колоннадой XV века выдает европейские архитектурные традиции. Здесь сохранились остатки старинного армянского кладбища — это надгробные плиты, старейшим из которых 600 лет, перенесенные сюда из кладбищ других армянских храмов и монастырей , которых уже несколько веков не существует во Львове.

Адрес: ул. Армянская, 7

Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла



Гарнизонный храм святых апостолов Петра и Павла , известный во Львове как костел Иезуитов , построенный в стиле раннего барокко в начале XVII в. Храм является образцом римской святыни Иль-Джезу и считается одной из самых культовых сооружений Львова .

Во Львов иезуиты прибыли 1584, а уже в 1590 появился первый деревянный храм Общества Иисуса на участке рядом с западной частью городских оборонительных стен, где была устроена Иезуитская калитка. Работы над сооружением существующего храма святых апостолов Петра и Павла начались в 1610 году. В период 1618-1621 гг. руководил строительством архитектор Иезуитского Ордена Джакомо Бриано.

1624 освятили первую боковую часовню Св. Бенедикта . 1630 храм был завершен и освящен Львовским архиепископом Яном Анджеем Прухницьким. В результате строительства длина святыни составляла — 41 м, ширина — 22,5 м, высота — 26 м.


Фото obozrevatel.com

В 1702 была возведена башня-колокольня , которая стала самой высокой башней Львова (около ста метров), на которой 1754 установили часы. После ликвидации Ордена Иезуито в 1773, храм начал выполнять функции военного гарнизонного храма .

Значительных повреждений храм потерпел также во время двух мировых войн. 4 июня 1946 монахи иезуиты были вынуждены оставить Львов , забрав с собой ценные вещи, в частности коронованную икону Пресвятой Богородицы . С этого момента начинается новая страница истории храма : на долгие 65 лет его двери закрылись, в нем воцарилась тишина.

В день 20-й годовщины Вооруженных Сил Украины, 6 декабря, во Львове произошло знаковое для города и государства событие — торжественное открытие и освящение первого гарнизонного храма святых апостолов Петра и Павла.

Адрес: ул. Театральная, 11

Доминиканский собор



Доминиканский собор (Церковь Пресвятой Евхаристии, костел Божьего Тела и монастырь доминиканцев) — греко-католическая церковь в центральной части Львова , занесенная во Всемирное наследие ЮНЕСКО .

Доминиканский костел — один из лучших образцов архитектуры барокко, один из самых красивых во Львове.

В советское время в костеле и монастырских кельях устроили склады, а с 1973 года в этих сооружениях разместили Музей религии и атеизма. Храм в 1990-х годах передано УГКЦ, и он был освящен в честь Пресвятой Евхаристии.

Строительные работы были завершены в 1764 году. Экстерьер и интерьер Доминиканского костела поражает своим великолепием и торжественностью. До наших дней сохранилась надпись на фронтоне «SOLI DEO HONOR ET GLORIA » (латынь) — «Единому Богу честь и слава «.

В храме с XVIII в. размещался больших размеров барочный орган, который теперь можно увидеть во Львовской филармонии , но костел не остался без музыкального сопровождения. Сейчас меньше по размерам орган находится в Доминиканском храме .

Адрес: пл. Музейная, 1.

Латинский кафедральный собор

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии , или Латинский кафедральный собор — главный храм Львовской архиепархии Римско-Католической Церкви. Памятник сакральной архитектуры XIV-XVIII века.

Это единственная готическая достопримечательность архитектуры древнего Львова , которая сохранилась после пожара 1527 года. Храм построен на месте, где в княжеские времена стояла православная церковь Успения Пресвятой Богородицы . Первый камень в фундамент заложен в 1360 году.

Строился Латинский кафедральный собор более 100 лет, начиная с середины XIV в. Строительство большого сооружения шло медленно и с большими перерывами. По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни — одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

Адрес: пл. Кафедральная, 1

Церковь святого Михаила

Церковь Св. Михаила возведена как костел монашеского ордена Кармелитов Босых .

Храм Святого Михаила входил в линии фортификационной обороны города Львова .

В бывших кельях устроили общежития.

Со временем, в 1979 году, храм передали Львовскому историко-архитектурному заповеднику.

Адрес: ул. Винниченко, 22

Церковь святых Ольги и Елизаветы



Церковь святых Ольги и Елизаветы (ранее Костел Святой Эльжбеты ) — неоготический храм, построенный в память об известной императрице Елизавете Баварской, известной как Сиси, жена императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I.

Сегодня это здание является самым высоким в городе , ее высота 88 метров.

Заложен храм в 1903 году и строился восемь лет на средства польского общества. В 1911 году состоялось его торжественное открытие. Архитектор сооружения — Теодор-Марьян Талевский. Храм также украшают произведения известного скульптора Петра Войтовича, в частности скульптурная композиция «Распятие» на фасаде святыни.
В начале Первой мировой (1914 — 1918) австро-венгерскими властями были конфискованы и переплавлены для военных нужд церковные колокола. А польско-украинская война 1918 — 1919 лет приносят разрушения и разорения, когда во время ожесточенных уличных боев и обстрелов района железнодорожного вокзала костел оказался в их эпицентре.

@instagram.com/marina.gavadza

Есть мнение, что место строительства было выбрано не случайно. Католический костел — это первое, что должны были видеть приезжая во Львов. Костел полностью перекрывает вид на греко-католический Собор св. Юра , находящийся неподалеку.

Адрес: пл. Кропивницкого, 1

Преображенская церковь



Преображенская церковь (Церковь Преображения Господа Нашего Иисуса Христа) появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев , который был разрушен артиллерийским обстрелом и пожаром в 1848 году.

В 1850 году архитектор А. Фрех предложил проект будущего храма , который, однако, не удалось воплотить. Зато в 1874 году Сильвестр Гаврышкевич разработал другой проект святыни, который воплощали в течение двадцати лет (1878 — 1898).

Для верующих Преображенская церковь открыла двери в 1906 году, когда и была освященной. Следует обратить внимание, что в 1923 году в этой святыни впервые на западноукраинских землях состоялась Божественная Литургия на литературном украинском языке .

Преображенская церковь во Львове построена в архитектурном стиле неоклассицизма с элементами барокко. Внутри церковь украсили талантливые художники, в частности, Л. Маркони, Т. Попель (иконостас), Т. Копистинского и К. Устиянович (малярные композиции) и др.

В новейшей истории Львова церковь известна тем, что была первым храмом , который вернула себе в собственность Украинской греко-католическая церковь (УГКЦ) в 1989 году.

Адрес: ул. Краковская, 21

Архикафедральный собор святого Юра — собор Галицкой митрополии УГКЦ, барочно-рококовой монументальный архитектурный ансамбль с выразительными национальными чертами (1744-1762). Считается главной святыней украинских греко-католиков.

Собор построен по проекту Б. Меретина, украшенный монументальной скульптурой выдающегося скульптора Иоанна Пинзеля. Фасад венчает фигура святого Георгия Победоносца — покровителя не только собора, но и города Львова .

Первые пещеры монахов и деревянный монастырь появились здесь еще в конце XIII в. Одна из легенд утверждает, что в толще горы, на которой впоследствии построили монастырь и церковь , была пещера, где жил страшный дракон.