Методическое пособие "детям о войне". Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям? Рассказ о начале войны детям

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.

В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

Победа будет за нами!

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события 68-летней давности, День Победы , 9 Мая , продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятное ощущение гордости за наших дедов и прадедов, за наш народ.

Победа в Великой Отечественной войне нам дорого обошлась - ценой здоровья, молодости и жизни наших предков. И в память об их огромном подвиге перед человечеством, на нас лежит ответственность воспитать уважение к великому празднику у наших детей.

В первую очередь, дети должны знать, что они родились в государстве, которое приняло на себя основной удар со стороны гитлеровской Германии и внесло самый весомый вклад в победу над фашизмом. Ведь гордиться подвигом своего народа - это великое счастье, а не гордиться - проявление невежества и малодушия.

Так что же рассказывать детям про День Победы?

День Защитников Отечества

Как рассказать ребенку о войне?

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом.

Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций - «плохая». Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача - не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и книги на военную тему. Помимо известных детских книг, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф., ребенку постарше можно показывать вполне «взрослые» фильмы о войне - «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата». Список можно продолжать бесконечно, благо у нас существует множество замечательных книг и фильмов, рассказывающем об этом тяжелом периоде истории.

Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

Главное - быть честным. Признайтесь ребенку, что война - это тяжёлая тема для разговора, что вы, как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы?

Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.

День Победы

9 Мая

Праздник Победы — это праздник

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление...» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру...

Дорогую цену заплатил украинский и русский народ за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

Стихи ко Дню Победы для детей

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Ещё тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Помни

(Отрывок)

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом, сорок пятом —

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слёзы в ответе,

На планете наши дети —

Поколение юных живёт.

Солдаты

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

От жары, от злого зноя

Гимнастёрки на плечах повыгорали;

Своё знамя боевое

От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34000000 советских солдат, более половины из которых, погибло.

Причины Великой Отечественной войны

Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив расово чистое государство. Поэтому 1 сентября 1939 года Гитлер вторгся в Польшу, затем в Чехословакию, положив начало Второй мировой войне и завоевывая все новые и новые территории. Успехи и победы нацисткой Германии заставили Гитлера нарушить заключенный 23 августа 1939 года между Германией и СССР договор о ненападении. Им была разработана специальная операция под названием "Барбаросса", которая подразумевала захват Советского Союза в короткие сроки. Так началась Великая Отечественная война. Она проходила в три этапа

Этапы Великой Отечественной войны

1 этап: 22 июня 1941 - 18 ноября 1942 гг.

Немцы захватили Литву, Латвию, Украину, Эстонию, Белоруссию и Молдавию. Войска продвигались внутрь страны для захвата Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новгорода, но главной целью фашистов была Москва. В это время СССР претерпело большие потери, тысячи людей были взяты в плен. 8 сентября 1941 года началась военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В результате войска СССР смогли приостановить наступление немцев. План "Барбаросса" провалился.

2 этап: 1942-1943 гг.

В этот период СССР продолжало наращивать военную мощь, росла промышленность, оборона. Благодаря неимоверным усилиям советских войск граница фронта была отодвинута назад – к западу. Центральным событием этого периода стала величайшая в истории Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 гг.). Целью немцев был захват Сталинграда, большой излучины Дона и волгодонского перешейка. В ходе битвы было уничтожено более 50 армий, корпусов и дивизий врагов, истреблено около 2 тысяч танков, 3 тысяч самолетов и 70 тысяч автомобилей, существенно ослабла немецкая авиация. Победа СССР в этой битве оказала существенное влияние на ход дальнейших военных событий.

3 этап: 1943-1945 гг.

Из обороны Красная Армия постепенно переходит в наступление, двигаясь в сторону Берлина. Было реализовано несколько кампаний, направленных на уничтожение противника. Разгорается партизанская война, в ходе которой образуется 6200 отрядов партизан, пытающихся самостоятельно бороться с врагом. Партизаны использовали все подручные средства, вплоть до дубинок и кипятка, устраивали засады и ловушки. В это время происходят битвы за Правобережную Украину, Берлин. Были разработаны и приведены в действие Белорусская, Прибалтийская, Будапештская операции. В результате 8 мая 1945 года Германией было официально признано поражение.

Таким образом, победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала фактически завершением Второй Мировой войны. Разгром немецкой армии положил конец желаниям Гитлера обрести господство над миром, всеобщему рабству. Однако победа в войне далась тяжелой ценой. В борьбе за Родину погибли миллионы людей, были разгромлены города, села, деревни. Все последние средства уходили на фронт, поэтому люди жили в нищете и голоде. Каждый год 9 мая мы празднуем день Великой Победы над фашизмом, гордимся нашими солдатами за то, что они подарили жизнь будущим поколениям, обеспечили светлое будущее. В то же время победа смогла закрепить влияние СССР на мировой арене и превратить его в сверхдержаву.

Кратко для детей

Подробнее

Великая Отечественная война (1941 г.-1945 г.) – самая страшная и кровопролитная война за все время СССР. Эта война была между двух держав, могучий державой СССР и Германией. В жестокой схватке, на протяжение пяти лет СССР все-таки победила достойно своего противника. Германия, когда нападала на союз, надеялась быстро захватить всю страну, но они не ожидали, насколько могуч и селен славянский народ. К чему привела эта война? Для начала разберем ряд причин, из-за чего же все началось?

После Первой мировой, Германия сильно ослабела, сильнейший кризис одолел страну. Но в это время к правлению пришел Гитлер и ввел большое количество реформ и изменений, благодаря которым страна начала процветать, и люди проявили к нему свое доверие. Когда он стал правителем, то проводил такую политику, в которой доносил до людей, что нация немцев, самая превосходная в мире. Гитлер зажегся идеей отыграться за Первую мировую войну, за тот ужасный проиграть, у него зародилась мысль подчинить себе весь мир. Начал он с Чехии и Польши, что в дальнейшем переросло уже во Вторую мировую войну

Все мы прекрасно помним из учебников истории, что до 1941 года был подписан договор о не нападении двух стран Германии и СССР. Но Гитлер все-таки напал. У немцев был разработан план под название «Барбаросса». В нем четко было указано, что Германия должна захватить СССР за 2 месяца. Он считал, что если в его распоряжение будет вся сила и мощь странны, то он с бесстрашием сможет вступить в войну с США.

Война началась так молниеносно, СССР не была готова, но Гитлер получил не то что хотел и ждал. Наша армия оказала большое сопротивление, немцы не ожидали увидеть такого сильного соперника перед собой. И война затянулась на долгих 5 лет.

Сейчас разберем основные периоды за время всей войны.

Первоначальный этап войны это 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года. За это время немцы захватили большую часть страны, так же сюда попали Латвия, Эстония, Литва, Украина, Молдавия, Белоруссия. Далее у немцев перед глазами уже была Москва и Ленинград. И у них это почти получилось, но русские солдаты оказались сильнее их и не дали захватить этот город.

К большему сожалению Ленинград они захватили, но что самое удивительное, люди живущие там не пустили оккупантов в сам город. Сражения за эти города были до конца 1942 года.

Конец 1943 года начало 1943 года, было очень тяжелым для немецкого войска и в то же время счастливым для русских. Советская армия начала контрнаступление, русские начали медленно, но уверено отвоевывать свою территорию, а оккупанты и их союзники медленно отступать к западу. Некоторых союзников удалось уничтожить на месте.

Все прекрасно помнят, как вся промышленность Советского Союза перешла на производства военных принадлежностей, благодаря этому они смогли дать отпор врагам. Армия из отступающих переросла в нападающих.

Финал. 1943 по 1945 год. Советские солдаты собрала все силы и большими темпами стала отвоевывать свою территорию. Все силы были направлены в сторону оккупантов, а именно в Берлин. В это время освободили Ленинград, отвоевали и другие захваченные ранее страны. Русские решительно шли на Германию.

Последний этап (1943-1945). В это время СССР начала по кусочку забирать свои земли и двигаться в сторону захватчиков. Русские солдаты отвоевали Ленинград, и другие города, далее они проследовали в самое сердце Германии - Берлин.

8 мая 1945 года СССР вошла в Берлин, немцы объявляют о капитуляции. Их правитель не выдержал и самостоятельно ушел на тот свет.

А теперь самое ужасное в войне. Сколько людей погибло за то, что бы мы сейчас жили на свете и радовались каждому дню.

На самом деле история умалчивает эти страшные цифры. СССР долго утаивало, то количество людей. Правительство скрывало данные от народа. А люди то понимали, сколько погибло, сколько взято плен, а сколько без вести пропавших людей по сегодняшний день. Но спустя время данные все же всплыли наружу. Погибло в этой войне до 10 млн. солдат по официальным источникам, а еще около 3 млн. были в немецком плену. Это страшные цифры. А сколько погибло детей, стариков, женщин. Немцы беспощадно расстреливали каждого.

Это была страшная война, к сожалению она принесла большое количество слез в семьи, в стране была разруха еще долгое время, но медленно СССР становился на ноги, послевоенные действия утихали, но не утихали в сердцах людей. В сердцах матерей, которые не дождались своих сыновей с фронта. Жены, которые остались вдовами с детьми. Но каков же сильный славянский народ, даже после такой войны он поднялся с колен. Тогда весь мир знал, насколько сильное государство и какие крепкие духом там живут люди.

Спасибо ветеранам, которые защищали нас, будучи тогда совсем юными. К сожалению, на данный момент их осталось считанное количество, но их подвиг мы не забудем никогда.

Доклад на тему Великая Отечественная Война

22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия напала на СССР, предварительно не объявив о войне. Такое неожиданное событие ненадолго вывело советские войска из строя. Советская армия достойно встретила противника, хотя враг, был очень силен и имел преимущество перед Красной армией. У Германии было много оружия, танки, самолеты, когда советская армия лишь переходила из кавалерийской защиты к оружейной.

СССР было не готово к такой масштабной войне, многие из командиров в тот момент были неопытны и молоды. Из пяти маршалов трое были расстреляны и признаны врагами народа. Иосиф Виссарионович Сталин был у власти во время Великой Отечественной войны и сделал все возможное для победы советских войск.

Война была жестокой и кровопролитной вся страна стала на защиту Родины. Все желающие могли вступить в ряды советской армии, молодежь создавала партизанские отряды и пыталась всячески помочь. За защиту родной земли боролись все и мужчины и женщины.

900 дней длилась борьба за Ленинград жители, которые оказались в блокаде. Множество солдат было убито и взято в плен. Гитлеровцы создавали концлагеря, где издевались и морили голодом людей. Фашистские войска рассчитывали, что война закончится в течение 2-3 месяцев, но патриотизм русского народа оказался сильнее, и война затянулась на долгих 4 года.

В августе 1942 года начинается Сталинградская битва продолжительностью в шесть месяцев. Советская армия одержала победу и взяла в плен больше 330 тысяч гитлеровцев. Фашисты не смогли смириться со своим поражением и начали наступление на Курск. В битве под Курском приняли участие 1200 машин - это было массовое сражение танков.

В 1944 году войска Красной армии смогли освободить Украину Прибалтику Молдавию. Также советские войска получили поддержку из Сибири Урала и Кавказа и смогли отогнать вражеские войска с родных земель. Много раз гитлеровцы хотели хитростью заманить войска советской армии в ловушку, но им это не удавалось. Благодаря грамотному советскому командованию планы гитлеровцев были разрушены и тогда они пустили в ход тяжелую артиллерию. В бой фашисты пустили тяжелые танки такие как: «тигр» и «пантера» но, несмотря на это Красная армия дала достойный отпор.

К отряду рукокрылых относятся млекопитающие, приспособленные к активным полетам. Существа, принадлежащие к этому многочисленному отряду, отличаются большим разнообразием. Они встречаются на всех земных континентах.

  • Жизнь на Земле - доклад-сообщение

    Земля – по правде удивительная планета, обстоятельства на которой сложим ровным образом так, чтобы на ней смогла зародиться и продолжать развиваться жизнь. Конечно, данный процесс зарождения длился

  • Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну - основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.

    Зачем детям рассказывать о войне?

    Знание истории своей страны - основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны - заботой о детях, раненых солдатах.

    Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

    Как рассказать ребенку о войне?Следует учитывать при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев.

    Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

    Поле боя

    Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

    В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах - на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

    Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику.

    Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

    Как грамотно рассказать детям о войне 1941-1945годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы? К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.

    Почему началась война?

    Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как им объяснить, почему она началась? Такие вопросы волнуют родителей, молодых воспитателей в детском саду. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.

    Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины.

    Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

    В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

    Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество - это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

    Военная техника и военные профессии

    Как рассказать детям про войну?С чего начать? Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники - самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

    Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.

    Летчики, связисты, врачи - во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты - вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.

    Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принеслаВторая мировая война. Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.

    Стихи, рассказы, песни

    Рассказать детям о войне 1941-1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат. У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда.

    На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи А. Твардовского, В. Высоцкого. Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками.

    Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».

    Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

    Города-герои

    Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.

    Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг - символ мужества и единства народа.

    Город-герой Одесса - красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали - так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.

    Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу - они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.

    Награды

    Как рассказать детям о Великой войне? Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды.

    Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»).

    За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда».

    Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота.

    Дети-герои

    Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне?Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.

    Витя Хоменко еще в школе выучил на отлично немецкий язык. Он устроился в столовую к фашистам, где мыл посуду, обслуживал офицерский состав, прислушивался к разговорам. Часто нацисты, не зная, что мальчик понимает их язык, выбалтывали военные секреты. Витя Хоменко докладывал сведения в партизанский отряд. А также доставлял подпольщикам оружие, взрывчатку. Его казнили вместе с другими партизанами.

    Лара Михеенко оказалась далеко от дома. На летние каникулы она уехала в деревню к родственникам, где ее и застала война. Населенный пункт захватили фашисты. Лара решила помочь партизанскому отряду. Переодевшись в лохмотья, маленькая девочка ходила по округе, выпрашивая еду. А на самом деле Лара зорко высматривала, где находятся орудия и штабы врагов. Она участвовала в боевых операциях, взрывала поезда. Никто бы и не догадался, что девочка может быть партизаном. Ее расстреляли, после того как предатель выдал Лару нацистам.

    Музей боевой славы

    Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах.

    Экскурсия в поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.

    Рассказ о войне в детском саду

    В детском саду существует большой спектр возможностей поведать детям о войне. Это и беседы, и разучивание песен, танцев, и чтение стихов, и участие в ратных играх-эстафетах, и возможность примерить на себя гимнастерки, фуражки.

    Как рассказать ребенку 4 лет о войне?Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.

    Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне,можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война - это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).

    В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.

    Родители о войне

    В детском саду (ближе ко Дню Победы) воспитатели объясняют родителям, как рассказать ребенку о войне. Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов.

    Главное в таком разговоре - искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда. Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий.

    Можно сходить с ребенком к или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

    Творчество детей

    В преддверии школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.

    Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.

    Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.

    1. Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.
    2. Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме - у памятника, о благодарности - создавая
    3. Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.

    22 июня - в день памяти и скорби во многих городах России проводятся мероприятия, приуроченные к началу Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.

    Стихи о начале войны

    Татьяна Лаврова.

    В тот страшный день земля рванула в небо.
    От грохота застыла в жилах кровь.
    Июнь цветастый сразу канул в небыль,
    И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

    Надели гимнастёрки и шинели
    Вчерашние мальчишки – цвет страны.
    Девчонки на прощанье песни пели,
    Желали выжить в грозный час войны.

    Война, как ком, катилась по дорогам,
    Неся разруху, голод, смерть и боль.
    Осталось их в живых совсем немного,
    Принявших первый, самый страшный бой!

    В атаку шли за правду, за Отчизну,
    За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
    Чтоб защитить от ужасов фашизма
    Права на жизнь, что рушилась кругом.

    Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
    Начало лета, жизнь вокруг кипит.
    Жива любовь, зарубцевались раны,
    Но этот день июня не забыт!

    Июнь. Россия. Воскресенье.
    Рассвет в объятьях тишины.
    Осталось хрупкое мгновенье
    До первых выстрелов войны.

    Через секунду мир взорвётся,
    Смерть поведёт парад-алле,
    И навсегда погаснет солнце
    Для миллионов на земле.

    Безумный шквал огня и стали
    Не повернётся сам назад.
    Два „супербога”: Гитлер – Сталин,
    А между ними страшный ад.

    Июнь. Россия. Воскресенье.
    Страна на грани: быть не быть…
    И это жуткое мгновенье
    Нам никогда не позабыть…

    Вадим Шефнер

    Не танцуйте сегодня, не пойте.
    В предвечерний задумчивый час
    Молчаливо у окон постойте,
    Вспомяните погибших за нас.

    Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
    Средь весёлых и крепких ребят,
    Чьи-то тени в пилотках зелёных
    На окраины молча спешат.

    Им нельзя задержаться, остаться -
    Их берёт этот день навсегда,
    На путях сортировочных станций
    Им разлуку трубят поезда.

    Окликать их и звать их - напрасно,
    Не промолвят ни слова в ответ,
    Но с улыбкою грустной и ясной
    Поглядите им пристально вслед.

    Тот самый длинный день в году

    К. Симонов

    Тот самый длинный день в году
    С его безоблачной погодой
    Нам выдал общую беду
    На всех, на все четыре года.
    Она такой вдавила след
    И стольких наземь положила,
    Что двадцать лет и тридцать лет
    Живым не верится, что живы.
    И к мертвым выправив билет,
    Всё едет кто-нибудь из близких
    И время добавляет в списки
    Еще кого-то, кого-то нет...

    До свидания, мальчики!

    Б. Окуджава

    Ах война, что ж ты сделала подлая:
    Стали тихими наши дворы,
    Наши мальчики головы подняли,
    Повзрослели они до поры,

    На пороге едва помаячили
    И ушли за солдатом – солдат…
    До свидания мальчики! Мальчики,
    Постарайтесь вернуться назад

    Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
    Не жалейте ни пуль, ни гранат,
    И себя не щадите вы, и все-таки
    Постарайтесь вернуться назад.

    Ах война что ж ты подлая сделала:
    Вместо свадеб – разлуки и дым.
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестренкам своим.

    Сапоги – ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон…
    Вы наплюйте на сплетников, девочки,
    Мы сведем с ними счеты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что идете войной наугад…
    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад.

    Твардовский А.Т.

    Все, все у сердца на счету,
    Все стало памятною метой.
    Стояло юное, в цвету,
    Едва с весной расставшись, лето;
    Стояла утренняя тишь,
    Был смешан с медом воздух сочный;
    Стекала капельками с крыш
    Роса по трубам водосточным;
    И рог пастуший в этот час,
    И первый ранний запах сена…
    Все, все на памяти у нас,
    Все до подробностей бесценно:

    Как долго непросохший сад
    Держал прохладный сумрак тени;
    Как затевался хор скворчат -
    Весны вчерашней поколенья;
    Как где-то радио в дому
    В июньский этот день вступало
    Еще не с тем, о чем ему
    Вещать России предстояло;
    Как у столиц и деревень
    Текло в труде начало суток;
    Как мы теряли этот день
    И мир - минуту за минутой;
    Как мы вступали за черту,
    Где труд иной нам был назначен,-
    Все, все у мира на счету,
    И счет доныне не оплачен.

    Мы так простились с мирным днем,
    И нам в огне страды убойной
    От горькой памяти о нем
    Четыре года было больно.
    Нам так же больно и теперь,
    Когда опять наш день в расцвете,
    Всей болью горестных потерь,
    Что не вернуть ничем на свете.
    У нас в сердцах та боль жива,
    И довоенной нашей были
    Мы даже в пору торжества
    Не разлюбили, не забыли.
    Не отступили ни на пядь
    От нашей заповеди мира:
    Не даст солгать вдова иль мать,
    Чьи души горе надломило…

    Во имя счастья всех людей
    Полны мы веры непреклонной -
    В годах, в веках сберечь наш день,
    Наш мирный день, июнь зеленый.

    Довоенный вальс

    Феликс Лаубе

    Мирное небо над крепостью Бреста,
    В тесной квартире счастливые лица.
    Вальс. Политрук приглашает невесту,
    Новенький кубик блестит на петлице.

    А за окном, за окном красота новолунья,
    Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

    Все ещё живы, все ещё живы,
    Все ещё живы, все, все, все.

    Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
    В кинотеатрах идёт "Волга-Волга".
    Снова Кронштадт провожает матросов:
    Будет учебным поход их недолго.

    А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,
    Кружатся чайки над Финским заливом.
    Год сорок первый, начало июня.
    Все ещё живы, все ещё живы,
    Все ещё живы, все, все, все.

    Мимо фасада Большого театра
    Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.
    В классах десятых экзамены завтра,
    Вечный огонь у Кремля не пылает.

    Всё впереди, всё пока, всё пока накануне:
    Двадцать рассветов осталось счастливых:
    Год сорок первый, начало июня.
    Все ещё живы, все ещё живы,
    Все ещё живы, все, все, все.

    Вальс довоенный напомнил о многом,
    Вальс воскресил дорогие нам лица,
    С кем нас свела фронтовая дорога,
    С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

    Годы прошли, и опять за окном тихий вечер.
    Смотрят с портретов друзья молчаливо.
    В памяти нашей сегодня и вечно
    Все они живы, все они живы,
    Все они живы, все, все, все...