Командующие тоф. Гибель командования тихоокеанского флота. События до авиакатастрофы

История падения Ту-104 на аэродроме Пушкин долгое время была покрыта завесой тайны: в разбившемся на 8-й секунде полета лайнере находилось практически все командование Тихоокенского флота (ТОФ) Советского Союза. Официальное сообщение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году. Впрочем, еще в 1983-м на Серафимовском кладбище в Ленинграде, где было похоронено большинство погибших, по личному распоряжению главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова был воздвигнут мемориал. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» появилась на нем в 2000 году.

Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил. Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах. Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки. К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим.

Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам - Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток. Но именно полет этого рейса оказался самым коротким: через несколько секунд после взлета самолет рухнул буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы. Версий катастрофы было много, рассматривался и вариант диверсии - обезглавить командование Тихоокеанского флота мечтали многие наши недоброжелатели. Грешили и на непогоду: в Пушкине тогда были сложные метеоусловия, и шел обильный снегопад.

«Диверсия как таковая в тот момент была практически исключена, - считает военный историк из Санкт-Петербурга Александр Зимовский. - Представьте, военный аэродром, охраной которого занимался отдельный батальон, плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом. Тогда еще не было и фактора исламского фундаментализма, и солдатик-таджик или представитель другой среднеазиатской республики с удовольствием ел свинину и не помышлял о джихаде. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно. Там были только свои, и если посмотреть список погибших, то никого подозрительного в нем нет. Вероятнее всего, причиной крушения стал так называемый перегруз: на борту находились тяжелые рулоны бумаги для типографии флотской газеты, которые решили переправить с оказией во Владивосток. При взлете они сместились в хвостовую часть самолета, в результате чего он потерял устойчивость и рухнул на землю, потеряв высоту».
Список погибших - 44 пассажира и шесть членов экипажа. Элита флота и авиации. Адмирал Эмиль Спиридонов, командующий ТОФ, в перспективе мог стать командующим ВМФ страны. Подводник, прошедший службу на Северном и Тихоокеанском флотах, на момент гибели ему было всего 55 лет - его карьера была на подъеме. Именем адмирала названы улица во Владивостоке и большой противолодочный корабль «Адмирал Спиридонов». Именем члена военного совета ТОФ контр-адмирала Сабанеева также названы улица во Владивостоке, школа в Подольске, откуда он родом, морской тральщик.

Среди погибших в том трагическом рейсе - 16 адмиралов и генералов. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ вице-адмирал Виктор Белашев, командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, начальник разведки ТОФ контр-адмирал Геннадий Леонов. Этом списке есть и Виктор Дворский - старший матрос, чертежник штаба ТОФ - всем была уготована одна судьба, невзирая на чины и звания.
Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов. Командир, подполковник Анатолий Инюшин, являлся командиром отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Каждый из них был высококлассным специалистом в своем деле с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал - повода не было.

«Трагедия 1981 года, бесспорно, обезглавила тогда командование ТОФ, в том числе и крупных соединений надводных и подводных сил флота, но управляемость не была потеряна, - говорит Александр Зимовский. - Уже в феврале к исполнению обязанностей командующего приступил адмирал Владимир Сидоров. Впоследствии ТОФ возглавляли выдающиеся военачальники - адмиралы Геннадий Хватов, Георгий Гуринов, Игорь Хмельнов, Владимир Куроедов, ставший в последствии главкомом ВМФ, ряд других адмиралов, заканчивая нынешним командующим адмиралом Сергеем Авакянцем. Не были нарушены и традиции высокой боеготовности Тихоокеанского флота, чьи корабли бороздят моря и океаны по всему миру. Достаточно вспомнить легендарное имя крейсера "Варяг" - ныне это имя носит ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант", который наравне с другими кораблями является гордостью ТОФ. Остались только горечь утрат и память о погибших в той катастрофе».

В память о погибших флотских военачальниках вчера, 7 февраля, состоялась уже традиционная панихида в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где висит мемориальная доска с их именами. Вспоминали погибших и во Владивостоке, где в прошлом году был открыт памятник в честь командования ТОФ, и во всех городах России, где они родились. А 18 февраля у мемориала тихоокеанцам на Серафимовском кладбище после окончания сборов руководящего состава ВМФ РФ состоится церемония отдания воинских почестей погибшим в авиакатастрофе.

В феврале 1981 года в окрестностях города Пушкин Ленинградской области произошла страшная авиакатастрофа: разбился следовавший рейсом в Хабаровск и Владивосток самолет Ту-104, на борту которого находилось высшее командование Тихоокеанского флота во главе с адмиралом Эмилем Спиридоновым. Что стало причиной трагедии?

Роковой сбор

В те февральские дни 1981 года в Ленинграде собрался командный состав всех флотов страны, включая Тихоокеанский (ТОФ). Перед флотоводцами стояла цель провести командно-штабные учения.

Мероприятия длились около недели, итоги подвели 7 февраля. Лучшим стало командование Тихоокеанского флота. В тот же день моряки засобирались обратно на Дальний Восток.

В 16:02, в условиях снегопада, Ту-104 с адмиралами на борту вышел на взлетно-посадочную полосу, начал набирать высоту и оторвался от земли. Спустя восемь секунд, самолет достиг высоты 50 метров, затем машина резко накренилась вниз и ударилась о землю. Последнее, что смогли разобрать во время расшифровки черных ящиков, был истошный крик штурмана: «Куда!».

Последовавший после падения взрыв не оставил ни единого шанса выжить шести членам экипажа и 44 высокопоставленным пассажирам. Среди них были командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов, глава политического управления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев, командующие флотилиями, начальник штаба, командующий морской авиацией и другие высшие офицерские чины. Погибли 16 адмиралов и генералов, а также капитаны первого, второго и третьего рангов.

Рядом с местом катастрофы спасатели обнаружили единственного выжившего после падения – старшего лейтенанта Валентина Зубарева. Однако офицер скончался по дороге в больницу.

Обезглавленный флот

После катастрофы Тихоокеанский флот СССР по сути оказался без руководства, что грозило параличом управляемости и координации столь огромной структуры и, как следствие, резким снижением уровня боеспособности. Высшее военное руководство страны привело соединения флота в повышенную боевую готовность и лихорадочно назначило на освободившиеся должности офицеров рангом ниже.

Расследование катастрофы курировал лично министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов. С самого начала следствия созданная госкомиссия рассматривала вариант диверсии возможного противника. Также возникло предположение, что случившееся – террористический акт, который мог организовать одиночка.

Вариант диверсии рассматривался особенно тщательно. Тому способствовала непростая внешнеполитическая обстановка: пару лет назад завершилась Китайско-вьетнамская война. Не последнюю роль в поражении Пекина сыграл Тихоокеанский флот, который поставлял помощь вьетнацам.

Не снижался уровень напряженности и в отношениях с США. К тому моменту СССР уже вел войну в Афганистане. Тогда в Вашингтоне рассматривали возможность доставки подразделений морской пехоты в районы Индийского моря с последующим броском в Афганистан. Помешать таким планам мог только ТОФ.

Трагическая халатность

Но версия внешнего вмешательства быстро отпала, когда выяснились реальные обстоятельства рокового полета. Незадолго до катастрофы командир экипажа Ту-104 подполковник Анатолий Инюшин обращался в политотдел Тихоокеанского флота с просьбой обратить внимание на нарушения, которые совершает высший офицерский состав ТОФ. Однако настойчивые просьбы летчика были прогнорированы.

В итоге, выяснили следователи, готовящийся к взлету самолет оказался под завязку набит дефицитными товарами, бытовой техникой, тяжелыми рулонами бумаги и даже массивными сейфами с секретными документами. По мнению комиссии по расследованию, при разбеге самолета незакрепленный груз сместился в хвост машины, что и привело к потере ее устойчивости в воздухе и падению на землю.

В пользу этой версии говорят показания одного из очевидцев. По его словам, хвост самолета резко ушел вниз, сама машина приняла в воздухе форму «креста» а затем в вертикальном положении рухнула на землю.

Погибших флотоводцев похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. В последний пусть адмиралов провожал весь город на Неве.

Этот человек известен всем решительностью и требовательностью к себе и подчиненным. Без наличия этих качеств невозможно сделать хорошую карьеру в военном деле, как это сделал командующий Тихоокеанским флотом Авакянц. Давайте подробно изучим биографию и достижения этого военачальника.

Ранние годы

Будущий командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц был рожден в апреле 1958 года в столице Армянской ССР Ереване. Его отцом был офицер ВМФ Иосиф Серапионович Авакянц - этнический армянин.

Сергей окончил школу в родном городе в 1975 году, после чего поступил в Черноморское военно-морское училище имени Нахимова, расположенное в Севастополе. Это училище имеет известность как одно из лучших военных учреждений страны, и славную историю, берущую начало ещё с 1937 года. Окончил его Авакянц в 1980 году.

Служба на «Адмирале Юмашеве»

После прохождения обучения в училище Сергей Авакянц был направлен на службу в сразу получив офицерскую должность.

С 1980 по 1989 годы он провел на судне «Адмирал Юмашев». Это водоизмещением 7535 т, который с 1978 года был введен в эксплуатацию и вошел в состав Северного флота, базировавшегося на Балтийском море. В ходе рейсов на этом корабле Авакянцу суждено было побывать и в Средиземном море, и у берегов тропической Африки.

Сергей Иосифович был на этом корабле командиром группы управления зенитно-ракетного дивизиона, а затем стал старшим помощником командира.

Продолжение учебы

Чтобы повысить свою профессиональную квалификацию и получить новое звание, Сергей Авакянц в 1989 году стал обучаться в Военно-морской академии имени Кузнецова, расположенной в Санкт-Петербурге. Это учебное заведение было основано ещё в позапрошлом веке, в 1827 году, как Морская Николаевская академия. Оно служит для обучения офицеров высшего командного состава.

Сергей Иосифович успешно окончил обучение в 1991 году.

Командование «Маршалом Устиновым»

Теперь, после завершения курса обучения, Сергей Авакянц мог приступить к командованию боевым кораблем. Его первым судном, на котором он стал командиром, стал крейсер «Маршал Устинов». Во главе экипажа этого корабля Сергей Иосифович пребывал с 1991 по 1996 год.

Крейсер ракетного типа «Маршал Устинов» был спущен на воду ещё в 1982 году на судоремонтном заводе в Николаеве, но введен в эксплуатацию, и передан в состав Северного флота, только в 1986 году. Водоизмещение этого судна 11280 т, а максимальная численность экипажа 510 человек.

Вначале девяностых годов этот корабль нанес визит на военные базы в США (1991 г.) и в Канаде (1993 г.). Впрочем, значительный отрезок времени командования Авакянца, судно простояло на плановом ремонте (с 1994 по 1997 годы). На нем была заменена главная энергетическая установка. Но «Маршал Устинов» смог выступить и в качестве флагманского корабля на военных парадах в Санкт-Петербурге.

Дальнейшее продвижение по службе

В 1996 году будущий командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц становится заместителем командира 43-й дивизии ракетных кораблей. Уже в 1998 году он был повышен до звания начальника штаба этого же подразделения. Но на этом карьерное продвижение Сергея Иосифовича не остановилось. В 2001 году он становится командиром все той же 43-й дивизии.

С 2003 года Сергей Авакянц назначен на высокий пост начальника штаба целой эскадры.

В военной академии

Но для того чтобы пробиться на самый верх управленческой структуры армии, требовалось окончить Сергей Иосифович поступает туда в 2005 году.

Военная академия является одним из самых старых учебных заведений армейской направленности. Она была основана ещё в 1832 году как Императорская военная академия. С тех пор это учебное заведение не раз меняло свое название. Так, с 1918 года оно стало называться Академия РККА. Свое настоящее название академия получила с 1992 года. В этом учебном заведении готовят командный состав самого верхнего иерархического уровня армии.

Будущий командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц успешно окончил обучение в 2007 году.

Перевод на Тихоокеанский флот

Сразу после окончания этого высшего учебного заведения Сергей Иосифович был определен начальником штаба Новороссийской базы Черноморского флота. Но так получилось, что в эту должность фактически он так и не вступил, так как был переведен в совсем другую часть нашей Родины - на Дальний Восток.

Там Авакянцу в звании контр-адмирала было вверено командование Приморской флотилией Тихоокеанского флота. Это подразделение являлось объединением разнородных сил, и было образовано ещё в 1979 году. Дислоцировалось оно в Приморском крае, в следующих населенных пунктах: Владивосток, Фокино, Большой Камень и Славянка.

Сергей Иосифович занимал должность командующего данным подразделением с сентября 2007 года по август 2010 года.

Путь к должности командующего Тихоокеанским флотом

В августе 2010 года Авакянц был переведен в штаб Тихоокеанского флота. Более того, он стал начальником этого штаба. Одновременно он также служил, как первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом.

Тихоокеанский флот - одно из важнейших крупных подразделений История его возникновения берет начало ещё в 1731 году, когда Российская империя прочно обосновалась на западном берегу Тихого океана. В истории Тихоокеанского флота множество военных операций, которые с гордостью могут быть вписаны в историю нашей Родины. Штаб этого подразделения в настоящее время базируется в городе Владивостоке. Именно там и предстояло нести дальнейшую службу Сергею Авакянцу.

Командующий Тихоокеанским флотом Константин Семенович Сиденко в октябре 2010 года получил повышение, так как был назначен командующим всего Таким образом, пробыв всего два месяца в расположении штаба Тихоокеанского флота, Сергей Авакянц, как первый заместитель, был назначен исполняющим обязанности командира этого крупнейшего подразделения российской флотилии.

Но лишь только через полтора года, в мае 2012 года приставка врио была убрана из наименования его должности. Именно тогда президент России подписал указ, согласного которого контр-адмирал Сергей Авакянц - командующий Тихоокеанским флотом.

На должности командующего

Но не стоит думать, что на этом карьерный рост Сергея Авакянца закончился. В декабре 2012 года новое воинское звание получил командующий Тихоокеанского флота - вице-адмирал. Это звание было следующей ступенькой в воинской иерархии после контр-адмирала, коим Сергей Иосифович на тот момент являлся. Звание контр-адмирала не соответствовало по значимости должности командующего Тихоокеанской флотилии, поэтому данное несоответствие было устранено.

Командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Сергей Авакянц своим примером показывал, каким должен быть настоящий командир высшего ранга. Он был очень требовательный к подчиненным, но и не щадил себя на службе, а, кроме того, проявлял удивительный уровень профессионализма. Это не могло не быть замеченным высшим командованием, которое в декабре 2014 года присвоило ему очередное звание - адмирал.

Все задачи, которые ставит Сергей Авакянц перед подчиненными, решаются максимально точно и оперативно. Например, подводя итоги 2015 года, командующий подводными силами Тихоокеанского флота Игорь Мухаметшин отчитался об успешном тренировочном пуске крылатых ракет. Кроме того, он отметил, что береговая инфраструктура полуострова Камчатка в настоящее время изменена максимально удобно для функционирования подводного флота. Безусловно, в этом есть значительная доля заслуг Сергея Иосифовича, как командующего всем Тихоокеанским флотом. Эту должность он занимает по настоящее время.

Награды и достижения

Сергей Авакянц за весь период своей продолжительной службы не один раз был отмечен разнообразными наградами, которые лишний раз подчеркивают его вклад в развитие флота.

Ещё в советское время Сергей Иосифович был удостоен ордена «За службу Родине». В 1996 году он был отмечен орденом «За военные заслуги». Аналогичную награду он получил в 2010 году, но только «За морские заслуги». В 2002 году Сергей Иосифович был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством». Среди его последних наград, особенно следует отметить юбилейную медаль РПЦ «В память преставления князя Владимира», которую Авакянц получил лично из рук патриарха Кирилла в ноябре 2015 года.

Кроме того, Сергей Иосифович награждался различными медалями СССР и России. Среди них следует выделить: «70 лет ВС СССР», «300 лет флоту России», «За отличие в службе» (2 раза), медали «За безупречную службу» 2-й и 3-й степени.

Как видим, список награждений Сергея Авакянца впечатляет, но он подтверждается реальными заслугами этого человека, который посвятил свою жизнь службе Родине на морских просторах.

Общая характеристика

Мы узнали, кем является адмирал командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц, подробно изучили его биографию. Это человек чести, настоящий российский офицер. Какие бы трудности ни стояли у него на пути, он всегда шел к поставленной цели, невзирая на препятствия. Это качество особенно пригодилось Сергею Иосифовичу в его профессиональной деятельности - службе Отечеству в рядах вооруженных сил, в частности, на флоте. Он всегда очень требовательный к подчиненным, и исполнительный перед командованием, что и нужно от действительно профессионального военного. Тем не менее его требовательность не перерастает в самодурство, ведь он ставит реально исполнимые задачи, а не заставляет делать подчиненных невозможное. Если же сверху отдается приказ, который Авакянц считает явно ошибочным, он не побоится заметить это руководству и высказать свои предложения.

Будем надеяться, что дальнейшая служба Сергея Иосифовича Родине будет ещё более плодотворной, а он достигнет новых высот в продвижении по служебной лестнице.

Военно-воздушные силы и Военно-морской флот, такая структура позволяет максимально обеспечить безопасность государственных границ и отстаивание интересов нашей страны. В последние годы Министерство обороны Российской Федерации делает особый акцент на развитии именно Военно-морского флота, и в частности тихоокеанской акватории.

Определение

ВМФ включает в свой состав четыре военных объединения: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флот, а также флотилию на Каспийском море. Каждая из этих военизированных частей выполняет множество важнейших задач, основная из которых - обеспечение безопасности границ Российской Федерации.

Уже несколько десятков лет корабли тихоокеанского флота ВМФ России на постоянной основе находятся в Азиатско-тихоокеанском регионе. Все страны уже давно привыкли считаться с военизированными морскими силами Российской Федерации, территория операционной зоны которых простирается от Северного Ледовитого океана вплоть до западных границ Индийского океана.

Тихоокеанское объединение является оперативно-стратегическим объединением Военно-морского флота РФ. В его состав входят надводные и подводные корабли, авиация, сухопутные и береговые войска.

История

В XVII веке власти Российской империи впервые обратили внимание на тихоокеанский регион. Первооткрывателем дальневосточных морей называют казацкого сотника Ивана Москвитина, именно его команда нашла выход в Охотское море, ранее называющееся Великое Ламское. После первых успешных путешествий были организованы еще несколько исследовательских экспедиций, так, промышленник Ф. А. Попов смог пройти по устью Колымы до Камчатки и даже до Анадырского острога.

Свое начало берет тихоокеанский флот ВМФ России в XVIII веке, когда в Охотске был основан единственный судостроительный порт России на Дальнем Востоке, где чуть позже спустили на воду первый военный корабль «Восток». Благодаря вновь отстроенной базе исследователям и промышленникам стало гораздо легче продолжать исследование берегов Дальнего Востока и выходов к Китаю и Америке. В 1721 году была составлена первая карта этих берегов, а несколько лет спустя указом императрицы Анны Иоанновны здесь была официально образована Охотская военная флотилия.

Боевая история

Поначалу деятельность вновь созданного флота была направлена на несение дозорной службы, охрану вновь открытых земель и обеспечение сохранности зон рыбных промыслов. Также здесь постоянно располагался пункт базирования разного рода исследовательских экспедиций, среди которых были промышленники, торговцы и ученые. Например, здесь были построены два корабля, на которых Витус Беринг совершил свои знаменитые путешествия и открытия.

В середине XVIII века правительство страны, наконец, осознало, какое важное стратегическое значение имеет этот регион, сюда были направлены лучшие корабли и фрегаты империи, главной базой флота стал Петропавловск-Камчатский. На протяжении многих лет военные корабли тихоокеанского региона выполняли важнейшие боевые задачи. Так, в 1900 году русские принимали непосредственное участие вместе с другими европейскими державами в подавлении восстания в одной из провинций Китая. Большие потери флот потерпел во время русско-японской войны, на тот момент противник был лучше оснащен, к тому же действовал внезапно.

В 1941 году большая часть техники была перенаправлена на Северный флот для борьбы с нацистскими войсками. А в период ведения Холодной войны между США и СССР корабли и подводные лодки с атомным арсеналом, в тот момент находящиеся в этом регионе, стали сдерживающим фактором в противостоянии двух мировых держав. Сегодня же корабли Тихоокеанского флота ВМФ России, а также другая боевая техника, в том числе и атомная, обеспечивают круглосуточную защиту интересов нашей страны на восточных границах.

Тихоокеанский флот сегодня

После развала СССР Тихоокеанский флот, так же как и вся армия нового демократического государства, оказался на грани развала. Ситуация осложнялось и тем фактом, что все военные объекты находились очень далеко от Москвы, и контроль на местах был очень слабым. На протяжении нескольких лет боевые корабли бесследно исчезали, продавались целиком или по частям, а по факту хищений были заведены сотни уголовных дел по отношению к высшим и низшим армейским чинам.

Только в последние десять лет, с принятием правительством нового вектора развития оборонного комплекса страны, Тихоокеанский флот ВМФ России, наконец, получил новое развитие. Ежегодно состав флота пополняется новыми современными единицами боевой техники. Улучшилась и подготовка личного состава, так как стало меньше солдат срочной службы, их заменили профессиональные военные.

Планы развития

Несмотря на положительные тенденции развития, современное состояние Тихоокеанского флота ВМФ России не позволяет с уверенностью говорить о его полной подготовке к возможному нападению противника. Практика показывает, что даже с текущими боевыми задачами некоторые военные части справляются в неполной мере. Такими, как предотвращение нападений и борьба с морскими пиратами, эскортные операции и т. д.

Поэтому Министерство обороны Российской Федерации и Правительство страны разработали специальную программу развития морского флота, реализовать ее предполагается до 2020 года. Обновление коснётся в первую очередь технического оснащения флота, в строй будут введены новые единицы боевой техники, в том числе современные авианосцы, вертолетоносцы и атомные крейсеры. На 2024 год запланирован выпуск нескольких новых корветов, шести дизельных подлодок, трех фрегатов и семи тральщиков. А также в планах провести модернизацию уже функционирующих подводных лодок с атомными реакторами.

Руководство

С 2012 года командующим Тихоокеанским флотом является Авакянц Сергей Иосифович 1958 года рождения. Он закончил несколько престижных военно-морских высших образовательных учреждений. Начинал службу на Севере, позже был назначен главой штаба Черноморского флота. С 2014 г. ему присвоено звание адмирал. Имеет ряд государственных наград за отличную службу и боевые заслуги. Командующий Тихоокеанским флотом регулярно инспектирует ход проведения реформирования военно-морского флота: подготовку личного состава, строительство новых военных городков, состояние боевых единиц техники.

Как и другие командующие флотов, входящих в состав ВМФ, С. И. Авакянц непосредственно подчиняется главнокомандующему Военно-морского флота адмиралу В. И. Королеву и первому его заместителю вице-адмиралу А. О. Воложенскому.

Основные задачи

В последние годы, из-за смены геополитических сил, все большее значение приобретает именно Тихоокеанский флот ВМФ России. Его задачи определяются общими положениями обороны страны с поправкой на специфику данного региона. Сегодня флот способен выполнять следующие действия:

  1. Осуществлять мероприятия по сдерживанию возможных ядерных атак, постоянно находиться в готовности, а также в случае необходимости наносить удары по земным объектам противника.
  2. Обеспечивать защиту территорий, где существует экономическая заинтересованность государства.
  3. Принятие мер по пресечению незаконной деятельности граждан или организаций.
  4. Одной из главных задач Тихоокеанского флота является обеспечение защиты государственной территории от незаконного пересечения, контроль над перемещением торговых судов.
  5. Осуществление международных операций, совместных учений, антитеррористических акций и т. д.

В случае реальных боевых действий в обязанности флота входит уничтожение группировок противника на море, нарушение вражеских морских коммуникаций, одновременно с защитой своих, а также высадка десанта и другие стратегические задачи, продиктованные конкретной ситуацией.

Состав флота

Большая часть боевой техники Тихоокеанского военно-морского флота была выпущена в 80-х годах и сегодня требует серьезной модернизации. Часть из имеющегося арсенала и сейчас остаётся в ремонтных доках, насчет некоторых же вообще было принято решение об утилизации.

Сегодня в состав Тихоокеанского флота входят следующие боевые единицы:

  • единственный крейсер «Варяг», построенный еще в 1980 году, он является одним из флагманских кораблей флота;
  • эсминец под названием «Быстрый», был спущен на воду в 1987 г., базируется во Владивостоке;
  • противолодочные корабли в числе трех, созданных по проекту «Овод»;
  • четыре обычных ракетных корабля и одиннадцать больших, выпущенных еще в советский период;
  • восемь противолодочных кораблей по проекту «Альбатрос» - «Холмск»;
  • катера, предназначенные для совершения диверсий в тылу врага;
  • восемь тральщиков;
  • пять обычных десантных кораблей, а также три больших.
  • пять ракетных подводных крейсеров;
  • атомные подводные лодки Тихоокеанского флота, на борту которых располагаются крылатые ракеты;
  • атомная подводная лодка «Щука», предназначенная для поражения целей разного характера;
  • кроме того, шесть дизельных подводных лодок проекта «Палтус».

Специалисты отмечают, что в таком состоянии флот не может в полной мере обеспечить выполнение боевых задач по охране стратегически важных государственных территорий. Поэтому планируемые до 2020 года государственные реформы должны кардинально изменить такое положение дел.

Самолеты ВМФ

Годом создания морской авиации Тихоокеанского флота считается 1932 год, а спустя шесть лет летчики успели отличиться в боях с японцами у берегов Камчатки. За все время существования морских летных подразделений они не раз выполняли важнейшие боевые задачи в регионе, например пятнадцать офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сегодня авиация Тихоокеанского флота обладает современным ракетным вооружением и способна совершать боевые вылеты в любых погодных условиях. В ее состав входят истребители, противолодочные самолеты, транспортировщики и специальные единицы. Базы находятся на Камчатском полуострове, в Хабаровске и в Приморье. В их обязанности входит ежедневное контролирование дальневосточных границ России, проведение поисковых операций, а также ведение разведки. Ежегодно здесь проходят соревнования военизированных авиационных частей, целью которых является отработка необходимых навыков ведения боя, разминирование техники или строений, выполнение полетов в экстремальных условиях и т. д.

Сотрудничество с другими странами

Только лишь реформированием материально-технической базы нельзя обеспечить повышение эффективности отечественных морских войск, поэтому Министерство обороны России и командование Тихоокеанского флота ежегодно проводят крупномасштабные международные учения в данном регионе.

В последние годы Россия усиленно налаживает партнёрские отношения с Китаем, эта страна имеет не только крупнейшую экономику в мире, но и самую многочисленную армию. Итогом этого сближения стали тысячи междуведомственных соглашений, а также регулярно проводимые совместные стратегические учения.

Примечательные даты

Днем Тихоокеанского флота считается 21 мая, в этот день в 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ, утверждающий Охотскую военную флотилию в качестве постоянной военной базы России на востоке. Праздник был учрежден в 1999 году указом президента РФ, сегодня на этот день обычно назначают специализированные конкурсы и соревнования между разными частями.

Но многие моряки называют датой рождения современного Тихоокеанского флота 21 апреля 1932 года, когда в ответ на агрессию Японии были сформированы Морские силы Дальнего Востока.

Скандалы

В 1990 годы командование Тихоокеанского флота неоднократно оказывалось в криминальных хрониках, многие объекты инфраструктуры неожиданно оказывались в руках частных лиц, а боевые корабли бесследно исчезали.

Скандалы последних лет связаны с проведением реформирования, рассчитанного до 2020 года. Так, правительство России планировало закупить партию вертолетоносцев «Мистраль», производством и продажей которых занималась Франция. Но из-за несогласия с политикой Москвы и по некоторым экономическим вопросам сделка была отменена французской стороной в одностороннем порядке. Россия так и не получила обещанные корабли, а Париж должен будет выплатить огромную неустойку.

Мировая история знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкин под Ленинградом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104 погиб на взлете. О той трагедии до сих пор практически ничего не известно.

Причина этого проста — авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь в ту пору огромный и сильнейший Тихоокеанский флот Советского Союза.


Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту были еще 49 человек.

Среди них 16 адмиралов. (Для сравнения — в ходе боев Второй мировой войны советский флот потерял четырех адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг — 16!)

Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии. Думали: «А что если самолет взорван? Что если потенциальный противник специально обезглавил Тихоокеанский флот? Что если это начало войны?..» Возникло и предположение, что террористический акт мог организовать какой-то одиночка.

Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Почему погибло командование Флота? В фильме принимают участие случайно не попавшие на тот злополучный рейс члены высшего командования Тихоокеанского флота, родственники погибших, очевидцы трагедии.

События перед авиакатастрофой

В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично командующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Целью сбора являлось проведение командно-штабных учений без задействования реальных сил.

В числе прилетевших 30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший на самолёте Ту-104 из Владивостока. В течение недели проходили учения, затем, 7 февраля, были подведены итоги, по которым руководство Тихоокеанского флота СССР было признано лучшим. Руководство ТОФа начало собираться домой. Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР. В числе пассажиров этого самолёта в Североморск вылетел и начальник штаба Тихоокеанского флота, которому было разрешено навестить своих родственников, живших в Североморске. Чудом избежал гибели и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который вылетел рейсом «Аэрофлота».

Авиакатастрофа

В 16 часов 7 февраля 1981 года самолёт Тихоокеанского флота вышел на исполнительный старт. При выполнении взлёта Ту-104 отделился от ВПП с большим углом атаки. Поднявшись на высоту 45—50 метров, самолёт с интенсивно нарастающим креном свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался. Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета, и которого от удара выкинуло через носовой фонарь. По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли во время взрыва.

Список погибших

Экипаж

Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.

Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.

Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.

Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.

Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.

Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.

Пассажиры

Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев, Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков, Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Екатерина Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.