Андрей большой углицкий. Андрей большой, угличский князь. Значение Ивана III

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЛОГОДСКИЙ (АНДРЕЙ МЕНЬШОЙ) (1452-1481)


Вологодский удельный князь (1461-1481), участник походов великого князя Ивана III, покровитель Спасо-Каменного монастыря


Князь Андрей Васильевич - младший из семерых сыновей великого князя Василия II Васильевича Темного от княгини Марии Ярославны Боровской. Родился 8 августа 1452 года. Имел прозвище Меньшой для отличия от старшего брата, князя Андрея Васильевича Большого Угличского («Горяя»),

По духовной грамоте своего отца (1461) князь Андрей Меньшой получил Вологду с Кубеною и Заозерьем и часть других вологодских волостей (Иледам и Обнора на вологодско-костромском рубеже, Комела, Лежский Волок, Авнега, Шиленга, Пельшма, Бохтюга, Ухтюжка, Сяма, Тошна, Янгосарь). Из-за малолетства Андрея Вологдой и отдельными вологодскими волостями до 1466 - 1467 годов управляли Иван III, великая княгиня Мария Ярославна и дьяк Федор Иванович Мячков. Затем, как говорится в летописной редакции родословных книг, «отпущала великая княгиня Марфа сына своего меньшого Ондрея на удел на Вологду, а с ним послала бояр своих Семена Фе¬доровича Пешка Сабурова да Федора Безноса». Наиболее ранняя точно датированная грамота князя Андрея Меньшого - 22 февраля 1467 года - была выдана Кирилло-Белозерскому монастырю на воло¬годский двор (сам Андрей тогда еще был в Москве). При князе Ан¬дрее Меньшом начались, по-видимому, первые землеописательные работы в окрестностях Вологды. Воевода Семен Пешек-Сабуров предводительствовал вологжанами в походе на Казань в 1469 году и на Кокшеньгу в 1471 году.

Что касается проводимой князем Андреем Меньшим политики на Вологде, то в его завещании упоминается о каком-то повышении таможенных пошлин по сравнению со временем Василия II. В этой связи князь Андрей просил Ивана III после своей смерти «учинить всё по старине». В одной грамоте князя Андрея Меньшого Кириллову монастырю от 19 декабря 1471 года находим наиболее раннее документальное свидетельство существования «города» (кремля) и посада в Вологде.

Административно-судебный аппарат удельного князя включал «боярина введенного» как вторую после него судебную инстанцию, наместников, волостелей, тиунов, праведчиков, до¬водчиков, различных «пошлинников». Содержание перечисленных должностных лиц осуществлялось на основе системы кормлений. Судебный иммунитет крупных монастырей был ограничен в пользу княжеского аппарата по наиболее тяжким уголовным преступле¬ниям - душегубству, разбою и татьбе с поличным. «Янгосарские, Маслянские и Говоровские» села были унаследованы князем Андреем от своих бабки и матери, великих княгинь Софьи Витовтовны и Марии Ярославны, а после 1472 года еще и от брата, князя Юрия Васильевича Дмитровского. Специальные «слободщики» занимались привлечением нового населения на свободные княжеские земли.

У Андрея Меньшого имелись также свои служилые князья (из ярославской ветви Шаховских), бояре, дети боярские и «дворные люди». За служилыми князьями, боярами и детьми боярскими князя Андрея Меньшого находились княжеские села и деревни.

В систему обложения Вологодского княжества при Андрее Меньшом входили следующие налоги, повинности и пошли¬ны - дань, писчая белка, ям, подвода, сторожевое, «служба моя», обязанность черного тяглого населения «делать город». Большое значение для Вологды, занимавшей ключевое положение на Сухоно-Двинском пути, имели и различные таможенные пошлины, шедшие в княжескую казну, - мыт, тамга, костки, резанка, восмничее, гостиное, явленное, пятенное. Для обладающего льгота¬ми Кирилло-Белозерского монастыря князь Андрей установил впервой половине 1470-х годов более облегченный оброчный статус - ежегодную выплату с его вологодских владений шести рублей «после Крещенья».

В 1477-1478 годах в составе передового полка князь Андрей участвовал в общерусском походе на Новгород Великий. В период войны с ордынским ханом Ахматом 1480 года князь Андрей вместе со старшим сыном Ивана III, Иваном Ивановичем Молодым, держали оборону по Оке, от Калуги до реки Угры. Когда же река Угра покрылась льдом, князь Андрей Меньшой с великим князем Иваном Молодым пришли в ставку Ивана III в Кременец.

Документальное наследие князя Андрея Меньшого невелико. До нас дошло 18 его грамот, из которых 11 было выдано Кирилло-Белозерскому монастырю. Большая часть кирилловских грамот - восемь - была выдана князем Андреем в один день - 6 де¬кабря 1471 года, когда он находился в Вологде. Завещание (духовная грамота) князя датируется временем не позднее марта 1481 года. В духовной грамоте князь Андрей на¬зывает «своим» Спасо-Каменный монастырь, которому он явно покровительствовал. На средства князя Андрея на острове среди Кубенского озера был сооружен первый в вологодской земле каменный Спасо-Преображенский собор.

В завещании князя Андрея Меньшого фигурируют его круп¬ные долги в 30 тысяч рублей Ивану III, «что за меня в Орды давал и в Казань и в Городок царевичю и что есми у него собе имал». Следовательно, до 1481 года с Вологодского удела шла уплата дани («выхода») в Орду, которую своими силами князь Андрей собрать не мог. Как частное лицо князь Андрей Меньшой имел долги перед множеством купцов, перечисленных в завещании (Иван Фрязин, Иван Сырков, Таврило Саларев и др.).

Князь Андрей Меньшой тяжелобольным отмечен в лето¬писи в августе 1479 года, во время освящения Успенского собора Московского Кремля. Умер князь 5 июля 1481 года, не дожив до полных 29 лет, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Вологодский удел как выморочный (у Андрея не было жены и не осталось потомства) перешел к его старшему брату, великому князю Ивану III. Вологодское удельное княжество на¬всегда прекратило свое недолгое существование.


Изложено по: Черкасова М. Андрей Васильевич Вологодский //Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. – Вологда, 2007

Андрей Васильевич Большой родился 13 августа 1446 года в Угличе, во время пребывания там в заточении его родителей - великого московского князя Василия II (Темного) и княгини Марии Ярославны.

С конца марта 1462 года - удельный Угличский князь. «Время его княжения, - по словам угличского краеведа XIX века И.П. Серебренникова, - продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории». Князь получил в наследство от отца, кроме Углича, города Звенигород (ныне Московская область), Бежецкий Верх (ныне Тверская область), Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область). В1472 году к этим городам добавился Романов (ныне Левобережная сторона Тутаева), а с 1481 года - Можайск (ныне Московская область). Таким образом, к 35 годам угличский князь стал правителем обширных владений, простиравшихся от верховьев реки Москвы на юге до низовин реки Мологи на севере.

В 70-е и 80-е годы князь Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг Кремля, и был выстроен дворцовый ансамбль, в состав которого вошли соборная церковь Спасо-Преображения, княжеские палаты, жилые покои и хозяйственные помещения. В 1469-1470 годах к востоку от палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя. Из всего этого «каменного строения» в Угличском кремле сохранилась лишь каменная палата, да и та - существенно перестроенная в последующие столетия.

На средства князя Андрея Большого в 1479-1482 годах в трех верстах от Углича при впадении реки Нимошны в Волгу в старом Покровском монастыре, основанном еще в 1461 году при Василии Темном, был выстроен каменный собор. По своим размерам - 23х 17 метров - он превосходил все известные тогда монастырские соборные храмы (взорван и затоплен в конце 30-х годов). По утверждению некоторых угличских краеведов XIX века, при Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыни на реке Учме (полностью разрушен в советское время).

Каменное строительство велось тогда и на окраинных землях угличского княжества. Так, в 1481 году в Красном Холме у Бежецкого Верха в Никольском монастыре, стоявшем у слияния реки Могочи с Нелединкой, было начато строительство каменного храма во имя Николая Чудотворца, завершенное лишь к середине XVI века. По мнению крупного знатока каменного зодчества Древней Руси В.П. Выголова, в его сооружении принимал участие итальянский архитектор. Сейчас от собора остались только три стены с великолепными каменными резными порталами.

К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи, в частности А. И. Некрасов, относят и сооружение Никольского собора в Можайске (он кардинально перестроен в последующие столетия). Кое-какие ремонтные работы велись тогда и во втором по значению городе в Угличском княжестве - Звенигороде, а также в соседнем с ним древнем Саввино-Сторожевском монастыре.

Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой создает в Угличе иконописную мастерскую, для руководства которой приглашает крупнейшего художника той поры - Дионисия. К сожалению, ни одной работы этого мастера в городе не сохранилось, но печать его гениального дарования видна на иконах «Леонтьевского» чина, созданных около 1482 года для Покровского собора монастыря (ныне размещены в экспозиции музея). По одной из версий, Дионисием по заказу угличского князя был написан ныне находящийся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворный образ Спаса, почитаемый всеми православными России.

В 1477 году для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождественно-Богородинский монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет, постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина, а в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий - книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтырь 1485 года Федора Шарапова (сейчас находится в Российской Государственной библиотеке в Санкт-Петербурге). В те же годы устроителем угличского Покровского монастыря Паисием (Гавреневым) было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Государственном архиве Ярославской области).

Андрей Большой прославился и как полководец, неоднократно участвовавший в сражениях против казанских татар. Но главное - именно приход его войска вместе с ратью его брата Бориса Волоцкого и решил исход «стояния на Угре», что ознаменовало конец двухсотсорокалетнего татаро-монгольского ига.

К сожалению, бурный расцвет уг¬личской культуры был жестоко прерван железной рукой великого князя Ивана III. 19 сентября 1491 года несправедливо обвиненный в измене своему старшему брату Андрей Большой был взят под стражу и посажен в темницу на «казенном дворе» в Москве. На другой день были схвачены его сыновья - Иван и Димитрий, они были отправлены в Переславль-Залесский. В 1496 году обвиненных в заговоре против Ивана III братьев разлучили - Ивана перевели в Вологду в Прилуцкий монастырь, где он умер 19 мая 1523 года под именем схимонаха Игнатия. Позднее Игнатий Прилуцкий был причислен к лику святых. Димитрий был освобожден лишь 20 декабря 1540 года. В 1492 году Андрея Большого перевели в Переславль-Залесский и заключили в тюремную келью одного из тамошних монастырей. Минул год, и в ночь с 6 на 7 ноября Андрей Большой скончался.

Как писал в своей «Истории о великом князе Московском» наш земляк - выдающийся полководец и талантливый писатель Андрей Курбский, Иван III «в малое время удушил в темнице тяжелыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного». Так закончилась страдальческая жизнь Андрея Большого, начавшаяся в 1446 году в угличской тюрьме и завершившаяся в 1493 году в Переславле-Залесском. Неслучайно в народной памяти он остался´ под скорбным именем Горяя.

В post

Руки не дошли до истории про еще одного князя, так что пока вот такой вот коленкор вышел. Пишет наш первый диссидент-полтэмигрант (ну или не первый, но самый распиаренный) князинька Андрей про тезку своего: "В малое время уморил он (Иван III - Thor) в темнице тяжкими веригами своего единоутробного брата Андрея Углицкого, человека весьма разумного и мудрого...". Ну да, разумного и мудрого. Поведения князя Андрея в 1479 - нач. 1480 гг. очень наглядно демонстрирует его разумность и мудрость.
Впрочем, тут даже не это самое интересное. Вот в Вики жалостливое такое окончание печальной повести про житие князя Андрея: "Он остался в народной памяти под скорбным именем «Горяй»". А тут вспомнил, что читал как то про прозвище его, "Горяй", и его происхождение:
"Андрей Васильевич Большой Горяй именовался Большим в отличие от своего родного брата - тоже Андрея Васильевича, но Меньшого (родился в 1452 году). Название же Горяй применительно к Андрею Васильевичу Большому можно объяснить двояко. В языковой истории славян XV век - время, когда в их речи еще были обычны нестрадательные причастия. В именительном падеже единственного числа мужского рода настоящего времени они имели такие формы: веля "велящий" - от велит, кипя "кипящий" или "кипучий" от кипит, коля "колющий" или "колючий" от колет, ходя "ходящий" или "ходячий" от ходит и т. п. В этот ряд образований входило и горя "горящий", "горячий" или "горючий" от горит. Полные формы получались прибавлением к краткой -й: получалось веляй, кипяй, коляй, ходяй и т. п. Отсюда вполне возможно и прозвание угличского князя - Горяй: князь имел к тому же горячий (вспыльчивый, порывистый, напористый, непокладистый) характер. Другая причина, возможно, состояла в том, что на Руси в XV в. существовала традиция именовать новорожденного не только христианским именем, но еще и бытовым, не календарным. Правда, этому предположению как будто противоречит то, что в летописях о рождении Андрея Большого под 1446 г. читается следующее: «Того же лета родися великому князю на Углече сын Андрей августа 13». О том, что этому Андрею тогда дали еще и второе имя - Горяй, в летописях, как и в иных источниках, ничего не сказано.
В нелингвистической литературе по угличской истории распространено мнение, будто князь Андрей Васильевич Большой получил прозвище Горяй после смерти: был вероломно замучен в темнице по приказу Ивана III; в этом случае Горяй толкуется как производное от горе. Но это мнение ошибочно. Оно не соответствует русским словообразовательным нормам XV в. и противоречит историческому факту: Горяй в составе указанного наименования употреблялось в письменности при жизни князя. В Синодальном списке второй Псковской летописи, возникшем в 80-е гг. XV в., сказано под 1480 г.: «Разгневашася на князя великого Ивана Васильевича на брата своего князь Андрей Горяй и Борис» (Н. Д. Русинов. Андрей Васильевич Большой Горяй // Русская ономастика и ономастика России).

Смерть князя Андрея (миниатюра ил Лицевого свода)

P.S. Иван III якобы заявил митрополиту, который пришел было печаловаться за князя Андрея: "Жаль мне брата и очень я не хочу погубить его и на себя положить упрёк; но освободить его не могу, потому что не раз он замышлял на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал замышлять и моих людей к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения под внуком моим и если сам не добудет, то смутит детей моих и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить и дань опять наложат и кровь христианская опять литься будет, как прежде, и все труды мои останутся напрасны и вы будете рабы татар".

Родился 13 августа 1446 года в Угличе, во время пребывания там в заточении его родителей - великого московского князя Василия II (Темного) и боровской княгини Марии Ярославны. С конца марта 1462 года - удельный князь. «Время его княжения, - по словам угличского краеведа XIX века И.П.Серебренникова, - продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории».

Андрей Васильевич Большой получил в наследство от отца кроме Углича города - Звенигород (ныне Московская область), Бежецкий Верх (Ныне Тверская область), Велетов, Кистьма, Рожалов, Устюжна Железопольская (ныне Вологодская область).

В 1472 году к этим городам добавился Романов (ныне левобережная сторона Тутаева), а с 1481 года - Можайск (ныне Московская область). Таким образом, к 35 годам угличский князь стал правителем обширных владений, простиравшихся от верховьев реки Москвы на юге до низовьев реки Мологи на севере.

В 70-е и 80-е годы князь Андрей разворачивает масштабные строительные работы: было начато сооружение каменных стен вокруг кремля, и был вы¬строен дворцовый ансамбль, в состав которого вошли - соборная церковь Спасо-Преображения, княжеские палаты, жилые покои и хозяйственные помеще¬ния. В 1469-1470 годах к востоку от палат была воздвигнута домовая церковь Андрея Большого «во имя царя Константина и матери его Елены», патрональной святой жены князя. Из всего этого «каменного строения» в угличском кремле сохранились лишь палаты, да и те существенно перестроены в после¬дующие столетия.

В 1490 году на Успенской площади (у места, где теперь стоит памятник В.И. Ленину) было начато строительство городского собора, прерванное в следующем году опалой Андрея Большого с последующим заключением его в мос¬ковскую темницу. По мнению руководителя археологических работ Е.А.Туровой, обнаруженные ею при раскопках фрагменты декора строящегося собора позволяют говорить, что в его сооружении принимал участие итальянский архитектор.

На средства князя Андрея Большого в 1479-1482 годах в трех верстах от Углича при впадении реки Нимошны в Волгу в старом Покровском монастыре, основанном еще в 1461 году при Василии Темном, был выстроен каменный собор. По своим размерам - 23x17 метров - он превосходил все известные тогда монастырские соборные храмы (взорван и затоплен в конце 30-х годов).

По утверждению некоторых угличских краеведов XIX века при Андрее Большом был построен каменный собор во имя Иоанна Предтечи и в Успенской пустыне на реке Учме (полностью разрушен в советское время).

Каменное строительство велось тогда и на окраинных землях угличского княжества. Так в 1481 году в Красном Холме у Бежецкого Верха в Никольском монастыре, стоявшем у слияния реки Могочи с Нелединкой, было начато строи¬тельство каменного храма во имя Николая Чудотворца, завершенное лишь к се¬редине XVI века. По мнению крупного знатока каменного зодчества Древней Руси В.П. Выголова в его сооружении принимал участие тоже итальянский ар¬хитектор. (Сейчас от собора осталось только три стены с великолепными каменными резными порталами).

К числу храмов, построенных в княжение Андрея Большого, некоторые исследователи, в частности А.И.Некрасов, относят и сооружение Никольского собора в Можайске (кардинально перестроен в последующие столетия.)

Кое-какие ремонтные работы велись тогда и во втором по значению городе в Угличском княжестве - Звенигороде, а также в соседнем с ним древнем Саввино-Сторожевском монастыре.

Каменные храмы, сооруженные князем, нуждались в устройстве их внутреннего убранства, в создании фресок и икон. С этой целью Андрей Большой создает в Угличе иконописную мастерскую, для руководства которой, по аргументированному утверждению Н.К. Голейзовского, приглашает крупнейше¬го художника той поры - Дионисия. К сожалению, ни одной работы этого мас¬тера в городе не сохранилось, но печать его гениального дарования видна на иконах «Леонтьевского» чина, созданных около 1482 года для Покровского со¬бора монастыря (ныне размещены в экспозиции музея).

По одной из версий Дионисием по заказу угличского князя был написан ныне находящийся в Воскресенском соборе города Тутаева чудотворный образ Спаса, почитаемый всеми православными России.

В 1477 году для повышения духовного престижа княжества Андрей Большой приглашает на игуменство в соседний Рождественно-Богородинкий монастырь (ныне село Прилуки на Волге) выдающегося книжника тех лет; постриженика Кирилло-Белозерской обители старца Ефросина, в самом городе при «княжьем дворе» организует скрипторий - книгописную мастерскую. Из ее стен вышла знаменитая псалтирь 1485 года Федора Шарапова (ныне в Россий¬ской Государственной библиотеке в Санкт-Петербурге). В те же годы устроите¬лем угличского Покровского монастыря Паисием (Гавреневым) было написано «Евангелие» с изумительными по красоте инициалами и заставками (ныне в Го¬сударственном архиве Ярославской области).

Андрей Большой прославился и как полководец, неоднократно участвовавший в сражениях против казанских татар. Но главное - именно приход его войска вместе с ратью его брата Бориса Волоцкого и решил исход «стояния на Угре», что ознаменовало конец двухсотсорокалетнего татаро-монгольского ига.

К сожалению, бурный расцвет угличской культуры был жестоко прерван железной рукой великого князя Ивана III. 19 сентября 1491 года несправедливо обвиненный в измене своему старшему брату Андрей Большой был взят под стражу и посажен в темницу на «казенном дворе» в Москве.

(На другой день были схвачены его сыновья - Иван и Димитрий, они были отправлены в Переелавль-Залесский. В 1496 году обвиненных в заговоре против Ивана III братьев разлучили - Ивана перевели в Вологду в Прилуцкий монастырь, где он и умер 19 мая 1523 года под именем схимонаха Игнатия. Позднее Игнатий Прилуцкий был причислен к лику святых. Димитрий был освобожден лишь 20 декабря 1540 года.)

В 1492 году Андрея Большого перевели в Переславль-Залесский и заключили в тюремную келью одного из тамошних монастырей. Минул год, и в ночь с 6 на 7 ноября Андрей Большой скончался. Как писал в своей «Истории о великом князе Московском» наш земляк выдающийся полководец и талантливый писатель Андрей Курбский, Иван III «в малое время удушил в темнице тяжелыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного». Так закончилась страдальческая жизнь Андрея Большого, начавшаяся в 1446 году в угличской тюрьме и завершившаяся в 1493 году в Переславле-Залесском. Не случайно в народной памяти он остался под скорбным именем «Горяя».

Андрей Васильевич Большой Горяй - удельный князь углицкий, 4-й из семерых сыновей великого князя московского Василия II Васильевича Темного от брака с боровской княжной Марией Ярославной. Родился 13 августа 1446 г. в Угличе. В 1460 г. «ходил князь великы к Новугороду Великому миром, а с ним сынове его, князь Юрьи да князь Андреи Болши». После смерти отца (1462 г.) получил в удел: Углич, Бежецкий Верх, Звенигород «и многи ины власти и села». В 1469 г. женился на Елене, дочери мезецкого князя Романа Андреевича. Зимой 1470/71 г. участвовал со своим полком в общерусском походе на Новгород Великий. Всю дальнейшую жизнь Андрей Васильевич Большой Горяй боролся против старшего брата - великого князя Ивана III Васильевича Великого и укрепления его власти. В последнем походе на Новгород, зимой 1477/78 г., Андрей Васильевич Большой Горяй командовал полком правой руки. В 1480 г. вместе с братом, волоцким князем Борисом Васильевичем, вступил в союзнические отношения с польским королем Казимиром IV Ягеллончиком и двинулся со своим двором к литовской границе. Помирился с Иваном III лишь ценой уступки последним Можайска, поскольку великому князю необходима была тогда помощь братьев в отражении хана Ахмата. В мае 1491 г. отказался выслать свое войско против татар Большой Орды, о чем его просил Иван III, и потому в 1492 г. «сентября в 20 князь великы Иван Васильевичь всея Руси сложив с себя крестное целование брату своему Ондрею Васильевичю за его измену... повеле его князь великы изымати и посади его на казенном дворе на Москве, а по дети по его, по князя Ивана, да по князя Дмитрея, посла на Углечь того же дни... и повеле их изымати и посадити в Переславле». Умер Андрей Васильевич Большой Горяй в темнице в 1493 г. Похоронен был в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме упоминавшихся сыновей Ивана и Дмитрия, имел еще двух дочерей: Евдокию, выданную за удельного курбского князя Андрея Дмитриевича, и Ульяну, вышедшую за удельного кубенского князя Ивана Семеновича Большого.

Владимир Богуславский

Андрей Васильевич Большой (прозвищем Горяй), 3-й сын великого князя московского Василия Темного. Родился в 1446 г., умер в 1493 г. По смерти отца (в 1462 г.) получил в удел Углич, Звенигород и Бежецк. До 1472 г. был в хороших отношениях со своим старшим братом Иваном Васильевичем III. В 1472 г. умер Юрий Васильевич, князь дмитровский, бездетным, не упомянув в завещании о своем уделе. Великий князь присвоил себе удел покойного, не дав ничего братьям. Те рассердились, но на этот раз дело кончилось примирением, причем Иван, наделив других, ничего не дал Андрею, который более других добивался раздела. Тогда мать, очень любившая Андрея, дала ему свою куплю - Романов городок на Волге. Другое столкновение у младших братьев с великим князем произошло из-за права бояр отъезжать, - права, которое великий князь признавал лишь в том случае, когда отъезжали к нему. В 1479 г. боярин князь Лыко-Оболенский, недовольный великим князем, отъехал к князю Борису Васильевичу Волоцкому. Когда Борис не хотел выдать отъехавшего боярина, великий князь приказал схватить Оболенского и привезти в Москву. Андрей принял сторону обиженного волоцкого князя. Братья, соединившись, двинулись с войском в Новгородскую область, а оттуда повернули к литовскому рубежу и вошли в сношения с польским королем Казимиром, который, однако, не помог им. Они рассчитывали найти поддержку в Пскове, но обманулись. Великий князь предлагал Андрею Калугу и Алексин, но Андрей не принял этого предложения. Нашествие Ахмата (1480 г.) поспособствовало примирению братьев. Иван сделался сговорчивее и обещал исполнить все их требования; Андрей с Борисом явились с войском к великому князю на Угру, где он стоял против татар. Примирение состоялось при посредничестве матери-инокини Марфы, митрополита и епископов. Великий князь дал Андрею Можайск, то есть значительную часть удела Юрия. По смерти матери (умерла в 1484 г.) положение Андрея сделалось опасным, так как и по характеру и по притязаниям он внушал тревогу великому князю. В 1488 г. Андрей услыхал, что великий князь хочет его схватить. Андрей лично сказал об этом слухе Ивану; тот клялся, что у него и в мыслях не было ничего подобного. В 1491 г. великий князь приказал братьям послать своих воевод на помощь его союзнику - крымскому хану Менгли-Гирею. Андре почему-то ослушался приказания. Когда после этого он приехал в Москву (в 1492 г.), то, позванный на обед к великому князю, был схвачен и посажен в тюрьму, где и умер в 1493 г. Сыновья Андрея, Иван и Димитрий, по приказанию великого князя, были также посажены в тюрьму в оковах, а Углицкий удел был присоединен к великому княжению. Когда митрополит печаловался за Андрея, то великий князь так отвечал: «Жаль мне очень брата; но освободить его я не могу, потому что не раз замышлял он на меня зло, потом каялся, а теперь опять начал зло замышлять и людей моих к себе притягивать. Да это бы еще ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения подо внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю губить, жечь и пленять, и дань опять наложат, и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы будете рабами татар».

Андрей Васильевич Большой Горяй (колено 18). Из рода Московских великих князей. Сын Василия II Васильевича Темного и княгини малоярославской Марии Ярославны. Родился в августе 1446 г. Князь Углицкий и Звенигородский в 1462-1492 гг.

В 1479 г. Андрей и его брат Борис, не выдержав притеснений старшего брата Ивана III, решили с оружием в руках защищать свои права. Они завязали тайные сношения с новгородцами и Литвой. В начале 1480 г., соединив свои полки, братья двинулись к Ржеву через Тверскую область. Великий князь послал к ним боярина уговаривать не начинать усобицы, но братья не послушались и с 20-тысячным войском пошли к Новгороду. Как раз в это время ждали нашествия Ахмата со всею ордынской силой. Иван III оказался в сложном и опасном положении. Он послал уговаривать братьев епископа Вассиана Ростовского. Тому удалось помирить их, и братья послали в Москву бояр для переговоров. Но, не дождавшись их окончания, двинулись в Луки и здесь завязали переговоры с Казимиром Литовским.

Казимир не торопился с помощью. Между тем Иван III предложил Андрею Калугу и Алексин за то, чтобы тот отступил от Бориса. Андрей не согласился. Переговоры затянулись. Братья ездили в Псков просить помощи против великого князя. Псковичи отказали. Тогда Андрей и Борис, рассердившись, велели опустошать псковскую волость. Их люди, по словам летописца, повоевали все как неверные, церкви пограбили, жен и девок посквернили, в домах не оставили ни цыпленка. Псковичи, чтобы избавиться от напасти, выплатили братьям 200 рублей. Тем временем стало известно, что на Москву идет хан Ахмат. Андрей и Борис воспрянули духом, послали сказать Ивану: «Если исправишься, притеснять нас больше не будешь, а станешь держать нас как братьев, то мы придем к тебе на помощь». Иван обещал выполнить все их требования, и братья явились с войском к Угре, где русские держали оборону против татар. Андрей получил Можайск, то есть значительную часть вымороченного удела своего брата Юрия.

В 1484 г. умерла мать Андрея, любившая его более всех своих сыновей и защищавшая его всегда перед старшим братом. После этого Андрей пребывал всегда в великом страхе, ожидая от Ивана какой-нибудь каверзы. В 1492 г. Иван, узнав, что на союзника его, крымского хана Менгли-Гирея, идут татары с востока, выслал свои полки к нему на помощь и велел братьям также отправить своих воевод. Борис послал свои полки вместе с великокняжескими, но Андрей не послал. Это было в мае, а в сентябре Андрей приехал в Москву и был принят старшим братом очень почетно и ласково. На другой день явился к нему посол с приглашением на обед к великому князю. Андрей поехал немедленно, чтоб ударить челом (то есть поблагодарить) за честь. Иван принял его в комнате, называвшейся западней, посидел с ним, поговорил немного и вышел в другую комнату, повалушку, приказавши Андрею подождать, а боярам его идти в столовую гридню. Но как скоро вошли туда, все были схвачены и разведены по разным местам. В то же время в западню к Андрею вошел князь Семен Ряполовский со многими другими князьями и боярами и, обливаясь слезами, едва мог промолвить Андрею: «Государь князь Андрей Васильевич! Пойман ты Богом да государем великим князем Иваном Васильевичем и всея Руси, братом твоим старшим». Андрей встал и отвечал: «Волен Бог да государь, брат мой старший, князь великий Иван Васильевич, а суд мне с ним впредь перед Богом, что берет меня невинно». С первого часа дня до вечера сидел Андрей во дворце, потом свели его на казенный двор и приставили стражу из многих князей и бояр. В то же время послали в Углич схватить сыновей Андреевых, Ивана и Дмитрия, которых посадили в железах в Переяславле; дочерей же не тронули. Несмотря на просьбы духовенства, Иван не освободил брата. Андрей так и умер в заключении.

Погребен в Москве, в Архангельском соборе.

Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. М., 1999.