Кто придумал игру в карты. История игральных карт в россии. Четыре главных короля

Игральные карты - в первую очередь это не превзойденный инструмент развлечения. Всевозможные карточные игры, фокусы и трюки с картами, и не забудьте про гадание на картах. Все это по большому счету призвано развеселить нас, поднять настроение, помочь отдохнуть. Пусть и не на долго, мы окунаемся в нечто неизведанное нами до сих пор.

Если бы цыгане не могли нести ответственность за распространение карт по всей Европе, не могли ли карты возникнуть в Индии и были распространены другими способами? У индийских игральных карт было семь костюмов, которые, по мнению Сингера, были аллегорией для социальной иерархии. Если бы европейцы взяли карты из такого источника, сокращение количества исков сделало бы палубу аллегорией для европейской социальной структуры; лопата мечей для дворянства, коппа или чашек для духовенства, денари или денег для купечества, бастони или дубинки для крестьянства.

Хочется надеяться, что любители мира карт согласятся с таким описанием. Ведь обычная колода игральных карт - это все равно, что шкатулка полная секретов. Стоит только ее распечатать и головоломкам, загадкам, фокусам уже не будет конца. В этой маленькой коробочке спрятано столько секретов для пытливого ума, что их хватит на целую жизнь. А вся прелесть в том, что каждый способен обучиться (если захочет) этим карточным секретам.

Кажется более вероятным, что индийские карты стали источником вдохновения для ранних итальянских карт, чем китайские карты. Игральные карты в Китае существовали современно для генезиса итальянских колод, хотя они были разными; карты были разделены на различное количество костюмов, но не имели числовых значений. На самом деле китайские карты напоминают полоски бумаги больше, чем обычно думают о том, чтобы играть в карты, а индийские карты в форме, размере и иллюстрации гораздо более напоминают европейский дизайн.

С другой стороны, есть ссылка на игровые карты в Китае в седьмом или восьмом веке, что означает, что идея карточек как игры могла распространиться на Индию или на Ближний Восток и была изменена с течением времени и подогнана к особенностям культуры, которая их обладала.

И как всегда самый главный секрет, который возникает перед исследователем, карточной вселенной это - откуда и как?

Откуда взялись игральные карты и как они появились?

Вот если честно, знаете ли вы ответ? Во многих случаях можно услышать три варианта ответа.

Первый: игральные карты вышли из колоды карт Таро. Это общепринятое мнение и имеет право на существование.

Но как насчет определения хронологического приоритета Китая? Оказывает ли это обязательство, где бы ни находились игровые карты, отследить их в Китае и игнорировать все различные независимые разработки? Игральная карта - не единственная вещь, для которой Китай получил приоритет. Порох является самым известным примером многих вещей, которые были независимо изобретены в Европе, но которые, как можно доказать, существовали в Китае в более ранние сроки.

Не исключено, что нить переплетена из Китая в Индию, от Индии до арабов, от арабов до европейцев, которые сражались на Ближнем Востоке во время крестовых походов, впервые прибыв в Италию, потому что крестоносцы должны были плавать на итальянских судах, чтобы получить от их войн. То, что невозможно, - это знать наверняка, из чего исходит нить, к которой мы стремимся, и как долго имеет нить истории игральных карт. Кажется, слишком много других потоков истории переплетаются, скрывая источник.

Второй вариант: "Чтобы любить, знать не обязательно". Ну, что же вполне достойная фраза, чтобы уйти от ответа и сменить тему.

Ну и третий вариант, который приходилось слышать: "В общем - то нет, а кому это надо?" В общем – то отвечать вопросом на вопрос это дурной тон. Но все же…

Зачем знать историю возникновения игральных карт?

Знание это сила (власть, деньги, слава, успех - нужное подчеркнуть) И дело здесь не в обладании информацией ради самой информации. А в том, как этой информацией (знаниями) можно воспользоваться. Человек, обладающий углубленными познаниями в каком бы – то ни было вопросе, всегда производит впечатление эрудированного и образованного собеседника.

Что можно сказать наверняка, так это то, что самой ранней колодой, известной в Европе, был венецианский пакет, согласно Бенхаму. Он также включал двадцать два козыря, которые в современном Таро известны как майор Арканы. Эта самая ранняя известная европейская колода такая же, как и современный Таро в установке, и многие оригинальные символы остаются неизменными на современных колодах, хотя интерпретация этих символов со временем изменилась.

Закон эволюции предполагает, что упрощенный пакет из четырех костюмов, распространенный по всей Европе в течение шести столетий, был развит из более сложного и менее удобного пакета. Кажется вероятным, что самые ранние европейские карты были более громоздкими, сложными, переполненными, чудовищными таро-пакетами, и что более мелкие и более простые и менее дорогостоящие пакеты из четырех костюмов были более поздними улучшениями.

Даже короткий рассказ о происхождении игральных карт может сыграть свою роль. Покажет вас разносторонне развитой личностью и начитанным человеком, а не зацикленным только на игре картежником.

Или представьте, сколь удачно может вплестись история о происхождении игральных карт в ваше выступление перед публикой при показе фокусов. Заполнить паузу, развлечь зрителей во время смены декораций.

Хотя происхождение карт в неопределимом виде, кажется наиболее вероятным, что ранний Таро был антецедентом для более простых колод игральных карт. Учитывая быстроту, с которой росла популярность игральных карт, колоды не могли позволить себе быть настолько «дорогостоящими» и «громоздкими», как описывает их Бенхем; карты пользовались спросом как богатой знати, так и бедным рабочим классом. Поскольку карты были известны во всей Европе, люди вносили изменения в особенности в свои ценности и образ жизни.

Например, испанский не допустил бы женской фигуры на карточках и заменил королевы костюмов кабальеросами. Немцы заменили желуди и сердца на пару итальянских костюмов. Опасаясь этого нового способа поддаться типу азартных игр, священнослужителей и королей, объявили вне закона производство, импорт или использование игральных карт. В некоторых областях были положения, касающиеся ввоза иностранных карт для защиты предприятий, которые производили карточки в своих городах или странах.

А если кто увлекается гаданием на картах, то всегда можно добавить немного мистики своим рассказом об игральных картах. В общем, были бы знания, а как их применить, хватит смекалки у каждого.

Так вот, собственно о происхождении игральных карт.

Прародительницей современных игральных карт, в том виде, в котором они нам знакомы сегодня, можно считать колоду карт Таро. Примерно в средние века 52 младших аркана были отделены обычными обывателями от основной колоды.

Некоторые люди нашли применение для карт, отличных от азартных игр, и простаивали свое время. Надеясь бороться с злом игральных карт, францисканский монах по имени Томас Мурнер изобрел карточную игру, целью которой было воспитывать своих игроков в надлежащей нравственности и помогать им запоминать институты Юстиниана, одновременно развлекая их. С тех пор идея использования карточек, помогающих обучать, широко известна.

Так вот, собственно о происхождении игральных карт

Другой способ, которым люди начали использовать карты, - это пропаганда. У этих карт были бы слова и иллюстрации, пропагандирующие или осуждающие войны, монархи и религиозные группы. Пропагандистским картам было не так легко играть в карточные игры, потому что политическое сообщение затмило практический дизайн таких карт, заслонив различия между костюмами и картами с разными номерами. Карты рекламных компаний или продуктов часто были более эффективными, поскольку задняя часть карты использовалась для рекламы, а фронт использовался только для обычных вариантов дизайна карты.

Примечание: Первая книга о колоде Таро появилась в Венеции в 1575 году.

Со временем они потеряли связь со старшими арканами. И уже стали восприниматься как нечто само достаточное. Утратив свою таинственность и значимость в глазах обычного человека. Они мало, в чем изменились, дойдя до нашего времени. И все также как и тогда используются для карточных игр, при демонстрации фокусов и карточных трюков, гаданиях.

Нельзя забывать упоминать использование карт с целью предсказания. Один перетасовал колоду обычных игральных карт, нарисовал один, а затем посоветовался с книгой, чтобы определить судьбу своей. Только позже Суд де Гебелин попытался доказать египетское происхождение Таро, что люди стали рассматривать их такими волшебными, и приписывали им возможность рассказать о будущем. По иронии судьбы, первые карты в Европе, тарочи, которые были предками современного Таро, использовались только для игр, но теперь современный Таро используется почти исключительно для целей медитации и гадания.

Сама же колода карт Таро берет свое начало в древнем Египте. И как утверждают специалисты, в области езотеризма содержит в себе тайные знания. Эти знания были зашифрованы с помощью рисунков. Чтобы передать будущим поколениям посвященных.

Примечание:Arcanum - в переводе с латыни означает тайна. А слово Таро – очень созвучно с древнеегипетским ”Ta-Rosh”- Путь Королей.

Зачем знать историю возникновения игральных карт?

Это была упрощенная колода игровых карт, которая впервые использовалась для гадания, но теперь она почти исключительно используется для игр. Несмотря на то, что они сталкиваются с несколькими сложными проблемами, пока в процессе поиска происхождения игральных карт и Таро во всех гобеленах времени каждая карта является произведением искусства. В поисках генезиса игральных карточек также исследуется генезис всей формы искусства. Эта форма искусства, как известно, известна во всем мире; его широкое обращение в связи с тем, что это функциональное искусство.

Вся эта теория возникновения игральных карт очень убедительна и имеет хорошо осмысленную и наглядную основу.

Но существует еще целый ряд интересных теорий, предлагающих свою версию происхождения игральных карт .

В конце девятнадцатого века Стюарт Кулин – американский исследователь, посвятивший много времени изучению истории возникновения игр сделал несколько интересных выводов. Которые касались истории возникновения игральных карт.

В отличие от многих форм искусства, современных для существования карточек, было универсальное обращение, так что его можно было кому-либо пользоваться. Благородство могло иметь прекрасные колоды, расписанные вручную для их использования, простые люди могли покупать менее дорогие печатные колоды из древесного пруда, и даже верные священнослужители могли придавать моральное значение и одобрять использование карточек. Возможно, игральные карты и Таро с их запутанной историей могут помочь разгадать тайну будущего, когда Судьбы соткают гобелен времени.

Согласно его исследованию первые карты на земле появились в древнем Китае. И хотя у них было большинство признаков современных игральных карт, для игры они годились мало. Это были полоски промасленной бумаги от двадцати до ста пятидесяти сантиметров в длину. И шириной в 1,25 см. На обороте всегда присутствовал, какой ни - будь рисунок.

Эйлсбери, Бакс: Шире Публикации. Игральные карты: история обновления и пояснения его многих секретов. Шокен Книги, Нью-Йорк. Игровая карта; Иллюстрированная история. Нью-Йоркское графическое общество. Исследования в истории игровых карточек. Бенсли и сын, Лондон.

Время воспроизведения и таро карты. Поздний 13-й век. Вероятное время изобретения Таро неизвестным. Раннее 14-е столетие - Германия. «Перенос карт из Италии в Германию можно с определенной степенью уверенности». При поддержке других источников. Проповедь Бернарда против игральных карт.

Но уже тогда этот набор напоминал колоду. В нее входили восемь мастей: человек, рыбы, ворона, фазан, антилопа, звезда, кролик и лошадь. Каждая масть разделялась десятью полосками разной длины.

Самое раннее упоминание о картах присутствует в свитках из эпохи династии Тан, а это 600 год н.э. И это были уже карты сделанные из бумаги высокого качества. С более удобными размерами для удержания в руках. Кроме того, сами рисунки имели пометки, относящие их к той или иной масти.

Начало 16-го века - Германия - Задняя карта начинает украшаться, чтобы помешать обмануть через маркировочные карточки. 18-й век. Современные слухи предполагали, что Таро - древняя книга знаний из Египта. Ранняя история. Пластиковые карты были изобретены в Древнем Китае. Они были найдены в Китае уже в 9 веке во время династии Тан. Ученый-династия Сун Оуян Сиу утверждал, что игральные карты и карточные игры существовали, по крайней мере, с середины династии Тан, и связали их изобретение с одновременным развитием использования листов или страниц вместо бумажных рулонов в качестве письменного носителя.

На много позже иностранные путешественники и купцы завезут в Европу эти рисунки как восточную экзотику. Потом уже другие европейцы перекопируют эти рисунки на свои игральные карты. А далее время трансформирует их в королей, дам и валетов. Цифровые обозначения тогда располагалось на другой стороне карты. В виде кружков. Шесть кружков обозначало шестерку.

Во время династии Мин, персонажи из популярных романов, таких как «Водная маржа», были широко представлены на лицах игральных карт. К 11 столетию игральные карты можно было найти на всем азиатском континенте. Древние китайские «денежные карты» имеют четыре «костюма»: монеты, струны монет, мириады и десятки мириад. Они были представлены идеограммами с цифрами 2-9 в первых трех костюмах и цифрами 1-9 в «десятках мириад». Уилкинсон предполагает, что первые карты, возможно, были фактической бумажной валютой, которые были и инструментами игр, и ставками, за которые играли, как в играх с карточными играми.

Примечание: Может именно от сюда, монахи Доминиканцы, взяли свою идею создания домино.

Другая теория возникновения игральных карт была опубликована профессором арабистики Томасом Хайдом в 1694 г. в научной работе под названием “Mandragorias” - Игра Мандрагора. Он привел несколько образцов в виде изрисованных бумажных и картонных овалов. Которые сильно напоминали тогдашние игральные карты. Также в этой монографии впервые прозвучало определение «китайские шахматные карты».

Конструкции на современных маджонгских плитах, вероятно, эволюционировали от самых ранних игральных карт. Однако может быть, что первая колода карт, когда-либо напечатанных, была колодой китайского домино, в чьих картах мы можем увидеть все 21 комбинацию пары костей.

Введение в Европу Игральные карты впервые вошли в Европу в конце 14 века, вероятно, из Мамлюка в Египте, с костюмами, очень похожими на костюмы таро Мечей, Став, Чашек и Монет и тех, которые все еще используются на традиционных итальянских, испанских и португальских колодах.

Палуба Мамелуке содержала 52 карты, состоящие из четырех «костюмов»: палочки, монеты, мечи и чашки. В каждом костюме содержались десять «пятнистых» карт и три «судовых» карты по имени малик, наиб малик и тани наиб. В карточках суда Мамелуки были показаны абстрактные рисунки, не изображающие людей, хотя они носили имена военных офицеров.

Очень интересна, наглядна и довольно убедительна теория возникновения игральных карт под номером три.

Ее автором стала Катрина Харгрейв американская исследовательница карточных игр. Она предположила, что именно Индия была тем местом, где зародились игральные карты. Произошло это в 800 году н.э. И это было не смешение карты-шахматы, а полностью обособленное явление.

Пакет игровых карточек «Мамелук» был обнаружен Лео Мейером в дворце Топкапы в Стамбуле. По сути, это не полная колода, но есть карточки из трех пачек того же стиля. Различные карты Ганджифы из набора Дашаватара, с десятью костюмами, изображающими десять Аватаров бога Вишну.

Неизвестно, повлияли ли эти карты на дизайн индийских карт, используемых для игры в Ганджифу, или повлияли ли на них индийские карты. Распространение в Европе и ранние изменения дизайна. Итальянские игральные карты, чаша Санки, Северная Италия, середина 15 века. В конце 14-го века использование игровых карт быстро распространилось по всей Европе.

В подтверждение своей теории она привела подробное описание индийских игральных карт того времени. Материалом для изготовления могла послужить древесноволокнистая или хлопчатая бумага. В редких случаях использовали слоновые кости.

Игра называлась «Ганджифа». Для игры использовали колоду, которая могла содержать от 8 до 10 мастей. Каждая масть имела десять цифровых карт и две специальные. Одна из этих особых карт содержала рисунок инкарнации индийского бога Вишну. А вторая особая карта иллюстрировала одну из историй во время этой инкарнации. Уникальность этих карт заключалась в их форме. Это были диски размером от 2 до 4 см.

На наш взгляд это наиболее внятные версии происхождения игральных карт , с не плохой доказательной основой.

Что делать дальше с этими знаниями, мы как всегда оставляем на усмотрение нашего уважаемого читателя. Может, кто ни - будь, захочет более детально изучить озвученные теории. И лично ознакомиться с работами упомянутых исследователей.

Или на пример во время спора о том, откуда взялись игральные карты. Если кто ни - будь, попытается сострить, указав на надпись “made in” с упаковки колоды. Будет не лишним показать разницу между острословием и остроумием подкрепленное хорошей осведомленностью в вопросе.

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.



С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Статьи на тему:


  • 5 фактов об истории 1. Весной 1986 года, насмотревшись сериала «Спрут», студент психфака МГУ Дмитрий Давыдов придумал игру «Мафия». Сначала зараза проникла во все общежития МГУ. Затем - во все ВУЗы...
  • Белоруссия решила заняться игорным бизнесом
    Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии специальных игорных ко...