Творческие способности и возможности человека. Творческие способности. Особенности формирования творческих способностей Творческие возможности личности

Во всех людях заложен огромный творческий потенциал! Как разбудить творческие способности человека? Узнайте 5 легких приемов, которые позволят вам достичь успеха!

С чем связаны творческие способности человека?

Эволюция человека возможна только при использовании творческого потенциала сознания¹. Именно творческие способности помогают людям создавать что-то новое.

Процесс творчества обладает огромным значением и с точки зрения работы нашего тела, и с точки зрения эзотерики, и с точки зрения жизни каждого.

Чтобы лучше понять «механику» создания нового решения, необходимо знать, что мышление человека основано на нейронном взаимодействии.

По подсчетам ученых, наш мозг состоит примерно из 100 миллиардов нейронов; каждый нейрон обменивается друг с другом электрической энергией, информацией. Вместе они создают нейронные сети определенных «рисунков», то есть мысли. Это происходит постоянно, новые нейронные сети возникают каждую секунду — с помощью этого мы можем думать.

Творческие способности человека связаны с правым полушарием мозга.

В то время как левое полушарие логично: процессы в нем двигаются по заданным, заранее известным сетям, именно правое способно придумать новое решение: многих гениев отличала именно удивительная активность правого полушария!

Получается, чтобы притянуть успех в свою жизнь, человеку нужно активизировать творческие способности, то есть активировать творческое мышление. Это несет вполне очевидную выгоду для жизни каждого!

У всех людей изначально творческий потенциал² одинаковый. Но с годами способность к творческому мышлению гаснет.

Ученые исследовали, как проявлены творческие способности человека в разном возрасте. Результаты этих исследования подтвердили то, что с возрастом человек становится более консервативным.

Были выведены следующие доли нетипичных ответов в зависимости от возраста:

  • дети до 5 лет при тестировании дали 90% неординарных ответов;
  • доля новых ответов у детей в семилетнем возрасте уменьшилась до 20%;
  • совокупная доля неординарных ответов у взрослых людей — около 2%. Вместо новых решений они отвечают заученными фразами.

Важные приемы для развития творческих способностей!

Несмотря на то, что они с возрастом исчезают, существует несколько приемов, чтобы восстановить способность мозга генерировать новые решения.

1. Необходимо создать себе комфортную обстановку дома, на работе, в машине.

Люди, которые вынуждены находиться в некомфортных условиях, склонны к стрессу, апатии, что заглушает творческие способности человека.

Полезно уделять внимание деталям: для внутреннего комфорта иногда достаточно новой красивой заставки на компьютере, пары вазонов с цветами или фото любимого человека на письменном столе.

Самое главное: не забывайте всегда придумывать что-то новое! Человек ко всему привыкает, и для этого время от времени нужно вносить новые детали в свой интерьер. Подобное притягивает подобное: новые позитивные вещи побуждают мозг создавать новые идеи и мысли!

2. Для восстановления творческих способностей необходимо общение: люди во время контактов друг с другом обмениваются информацией.

Старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми. Так вы будете получать больше новой информации. Мозг постоянно анализирует данные, и на основе нового он создает новое! Очень полезно при каждом удобном случае общаться с интересными, творческими личностями.

3. Часто рамки взрослого ограничивают творческое мышление человека. Можно сказать, что он сам запрещает себе мыслить по-новому.

Для восстановления творческих способностей рекомендуется брать пример с детей: не бояться искать новые решения там, где все, казалось бы, уже придумано «умными людьми».

Можно поиграть в ребенка: поставить задачу. найти новое решение для какого-то вопроса в своей жизни: воображать, фантазировать, пробовать мыслить без привычных рамок. Когда новая мысль будет найдена и принята разумом как подходящая, можно считать, что вы достигли успеха. Чтобы поощрить себя, можно пойти на улицу и купить себе что-нибудь вкусное! Похвалить себя!

4. Правое полушарие, отвечающее за творческие способности человека, связано с информационным полем Вселенной — именно оттуда оно берет новые решения.

Необходимо научиться слушать свой внутренний голос, интуицию³. Не нужно игнорировать интуитивные подсказки!

На нашем сайте вы можете найти множество эффективных техник для развития интуиции и экстрасенсорных способностей.

5. Нужно активировать критическое мышление, повысить свою осознанность.

Вместо того чтобы покорно принимать происходящее как данность, рекомендуется анализировать, задавать больше вопросов «почему», размышлять: это способствует мозгу создавать новые нейронные сети.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (

Исходя из вышесказанного можно уже представить, кто же такой человек творческий, какими качествами он обладает.

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях (например, Леонардо да Винчи, который преуспел и в живописи и архитектуре, в математике и технике).

Современная психология делит людей творческого склада ума на два типа:

  • 1. Дивергенты, то есть люди, способные к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; обладают богатым воображением; оригинально подходят к проблеме; могут выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого мнения; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам; испытывают удовлетворение от открытий.
  • 2. Конвергенты, то есть люди, склонные к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

От других творческую личность отличает оригинальность мышления и способность к созиданию, увлеченность, а также ряд других качеств, таких, как:

  • 1. Упорство (настойчивость), подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам - это одно из качеств творческой личности, помогающее освободиться от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности.
  • 2. Открытость новому опыту, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения - во многом благодаря им у людей возникают оригинальные идеи и решения. Все творческие личности обладают такой открытостью.
  • 3. Любознательность - стремление совершенствовать свои знания, интерес к различным сферам человеческой жизни и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.
  • 4. Воображение - способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии. Творческие личность часто мечтательны.
  • 5. Уверенность в себе, независимость. Благодаря этим качествам человек полностью свободен от мнения окружающих, иначе говоря, эмоционально устойчив. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь За счет этих качеств любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этих качеств способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.
  • 6. Изобретательность - способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.
  • 7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности - творческая личность жонглирует идеями без всякой самоцензуры. Внезапное озарение, когда решение словно возникает из ниоткуда.
  • 8. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции .

Анализируя перечисленные качества, становится очевидным, что у каждого человека есть творческий потенциал, который он может развивать. В настоящее время имеется множество различных упражнений для развития творческого потенциала.

К примеру, упражнение «Свободный монолог».

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

В тихом и спокойном месте следует закрыть глаза и позволить телу расслабиться. На минуту сосредоточиться на мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответить себе на шесть вопросов:

  • 1. Что я увидел, почувствовал, услышал?
  • 2. О чем был мой внутренний монолог (что шептали тихие голоса внутри меня)?
  • 3. Каковы были мои мысли?
  • 4. Мои ощущения?
  • 5. Мои эмоции?
  • 6. Что это все значит для меня? (Давняя проблема, нереализованное желание, неумение ослабить контроль и «отпустить» происходящее…).

Упражнения, развивающие креативность:

  • 1. «Две случайности». Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.
  • 2. «10+10». Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» -- черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
  • 3. «Название». Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения - название обязательно должно вам понравится.

Примеры упражнений на развитие писательского мастерства:

  • 1. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше характеристик данного предмета. Запишите все, что вспомнилось, по прежнему не глядя на предмет
  • 2. Выберите стихотворение, которое Вам нравится. Возьмите его последнюю строку - пусть это будет первой строкой Вашего нового стихотворения.
  • 3. Что Вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к Вам в три часа ночи.
  • 4. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды мне представилась возможность, но я ее упустил...».
  • 5. Напишите письмо десятилетнему себе. Письмо в прошлое.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Творческие способности. От чего они зависят?

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и педагога, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. Сама жизнь, её современный ритм, потребность не только в движении, но и его красоте выдвигают как естественную необходимость воспитания художественного вкуса детей, обучение творческому мышлению и приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного – миру искусства. Творческими способностями наделён каждый человек, и все люди рождаются способными к творчеству. Исходя из этого, нужно лишь развить эти самые способности, обучить творческой деятельности, ознакомить с приёмами творческого воображения.

Что же такое ТВОРЧЕСТВО и каковы его составляющие? Из энциклопедического словаря узнаём: « ТВОРЧЕСТВО – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности.

На что должен ориентироваться человек, занимаясь творчеством в любом деле? На мечту? Мечта – это желание. На одном желании далеко не уедешь. Чтобы перейти от желания к действию не хватает всегда одного – мотива. Любовь является той мотивацией, которая приводит к осуществлению мечты. Когда человек любит своё дело, то он вкладывает всего себя, совершенствуясь в нём непрерывно. Любовь сама по себе является источником труда, совершенствования, удовольствия и успеха. Она является чудесной и чудотворной силой, способной подарить радость, жизнь и стремление к жизни. Что является основой творчества? Учёные – исследователи утверждают, что поиск. Именно поиск интуитивно осуществляет каждый человек в своей работе. Прежде чем заняться любимым делом, его необходимо найти. Найдя любимое дело, человек ищет в нем интересные, понравившиеся ему области для изучения. Например, танцор ищет направления хореографии, которые ему по душе. Это может быть классика, народный танец, бальный танец и т.д. Главное определиться. Определившись с областями, творческий человек изучает, что в них уже сделано, выбирает, что нравится и гармонично подходит ему. Каждый человек стремится быть нужным, поэтому он свой продукт творчества продвигает в общество. Это поиск целевой аудитории, т. е. аудитории, которая заинтересована в его творчестве. Без чего не бывает творчества? Без вдохновения. А что такое вдохновение? Это такое состояние, в котором человек, способен творить продуктивно, качественно. Откуда брать это вдохновение, вот в чём вопрос? Но есть условия, которые помогают найти это вдохновение:

Постоянное познание и совершенствование себя;

Любовь к своему делу;

Наличие цели и мотива;

Тотальность, т. е. полная концентрация или погружённость;

Здоровый образ жизни, что помогает качественно, продуктивно жить и творить;

Общение, без него развитие человека тормозится;

Изучение и исследование чужого творчества. Чем полнее познаётся чужое творчество, тем совершеннее становится ваше.

А способы познания чужого творчества разные: чтение книг, просмотр фильмов, концертов, записей конкурсов, слушание музыки и многое другое. Без попытки творить человек не станет творцом. Истинное творчество доходит до людей кратчайшим путём – от сердца к сердцу. Оно задевает, волнует и трогает людей. Каждый в нём находит что-то своё. Нет лучшего или худшего творчества. Ведь творчество создано для того, чтобы раскрыть душу каждого творца, а лучшей или худшей души просто не существует. Творчество – это не соревнование, ведь нет критериев, оценивающих душу человека. Для того, чтобы свободно и продуктивно творить, необходимо избавиться от страхов. Страх – одно из самых древних чувств. Страх – это самое совершенное оружие,разрушающее и убивающее изнутри. Главная и единственная причина страха – это незнание. Человек боится, когда не знает что будет с ним, с его окружением или со всем миром в следующий момент, в ближайшем или далёком будущем. Путь избавления от незнания и страха и есть один из способов избавления от страха. Лишь познавая и совершенствуясь, можно избавиться от него. И поэтому всю жизнь необходимо познавать и совершенствоваться. Уверенность в себе – первое и необходимое условие успешности всех творческих начинаний. Неуверенность мешает нам быть личностями, творить, создавать что-то новое и оригинальное, достигать своих целей. Она изматывает наш организм, нервную систему и психику, забирая огромное количество энергии. Необходимо покончить с ней раз и навсегда. Уверенность в себе – это самое главное качество для творческого человека. Люди, которые занимаются своим делом, так в него погружаются, что забывают обо всём и тем самым автоматически приобретают уверенность. Уверенность приходит с практикой и тренировкой. Пробуйте, ищите и тренируйтесь. Миром правит гармония. Она есть во всём. Гармония человека состоит в том, что человек является целостной системой, состоящей из духовного и материального, элементы которой дополняют друг друга, взаимодействуют и неразрывно связаны. Совершенствуешь одно – совершенствуется другое. Совершенствуя тело, мы совершенствуем дух, и наоборот. (В здоровом теле – здоровый дух.) Гармония заключается в дополнении, а не в разрушении. Говорят, что жизнь – это борьба. Это не совсем верно, ибо сущность борьбы в разрушении. А смысл жизни не в разрушении, а в самой жизни, в творчестве, в привнесении чего-то нового. Творчество – это всегда взаимодействие души и тела. И поэтому для продуктивного творчества необходимо заботиться о душе, о разуме и о теле. Ведь только благодаря их гармоничному взаимодействию рождается истинное творчество. Все мы неповторимы, неподражаемы, по-своему талантливы и гениальны. Бессмысленно копировать Моцарта или Эйнштейна, Рахманинова или Игоря Моисеева, но учиться у них можно и нужно. При этом нужно учиться быть самим собой. Это настоящее искусство. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока не начинает прислушиваться к самому себе, к своему «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Да, я этого не хочу, или «Да, мне это не нравится», или «Да, мне это подходит». Любой образовательный процесс – это взаимодействие ученика и учителя. В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в роли ученика. Если бы мы всегда учились друг у друга, то мы бы не совершали стольких ошибок. Каждому из нас нужен учитель, и мы его часто находим в себе или во внешнем мире. Всегда хочется находиться рядом с человеком, излучающим нежность, заботу, радость, у которого есть чему научиться! Но многие из нас не становятся хорошими учителями. Каким должен быть хороший учитель? Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту, « Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.» Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения.Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки.

Первый и главный принцип учителя – «Не навреди!»

А второй принцип – «Никогда ничего не делай за ученика».

Учитель может направлять, подсказывать, но ничего не делать за ученика. Иначе ученик ничему не научится. Каждый творческий человек – это не только творец, но и даритель, распространитель, продавец своего творчества. Что же мы дарим? Результаты творчества, т.е. зрелищные вещи, идеи и т.д. На самом деле всё это является лишь посредником для передачи РАДОСТИ.

Слова «рад» и «дар» похожи по звучанию. Корень «Ра», означает «СОЛНЦЕ». Радуем – значит, наполняем светом и любовью. Улыбка, внешняя или внутренняя, является одним из признаков любви. Кому же дарим радость через творчество? В первую очередь самим себе. Педагог, учитель дарит миру радость не только через себя, но и через своих учеников. Ученики тянутся к учителю. Они учатся у него определённой профессии и жизненному опыту. Цель этого общения – передача не только информации, но и чувств, эмоций, энергетики. Творчество – это познание своих способностей, себя, окружающего мира через сотворение нового, через преодоление определённых ситуаций, экзаменов жизни, через преодоление своих слабостей. Многие творческие люди не знают, кто они, чего ждут от жизни и что их может серьёзно увлечь. Они идут по жизни бесцельно и бесконтрольно, бросаясь из стороны в сторону. Наличие цели в жизни, страстного желания жить, ощущение своего предназначения, собственной избранности – вот чего многим не хватает. В каждом из нас спит огромный запас сил, энергии, творческого потенциала. В случае, когда человек находит свою цель, эти силы просыпаются, и человек преодолевает всевозможные преграды. Невидимые силы Вселенной начинают помогать, люди приходят на помощь. Человек обнаруживает, что мир наполнен огромным количеством возможностей, ресурсов для успешной реализации любой цели. Жизнь наполняется радостью и счастьем. А всё начинается с чётко поставленной цели. А что такое цель? Для педагога – хореографа это определённый чёткий образ (неважно, как Вы его ощущаете: осознаёте, чувствуете или видите), реализованный в определённый момент времени. Если захотелось творить – твори, ибо творчество – это священная миссия каждого человека, в которой мы совершенствуемся и совершенствуем окружающий нас мир. Захотелось что-то сотворить - забудь обо всём, отбрось все мысли, садись и твори! Отдайся творчеству, растворись в нём и наслаждайся неповторимыми моментами своей жизни! Творчество – это есть искусство. Творческий человек через преодоление себя, своей слабости, отбрасывание отвлекающих мыслей способен входить в состояние расслабленной внутренней гармонии с самим собой и создавать шедевры, получая от этого океан удовольствия и совершенствования. Все действия, мысли, слова имеют тот смысл, который мы в них вкладываем. Форма может быть одинаковой, а смысл разный. Для того, чтобы вложить смысл в своё творчество, нужно много трудиться, работать над своим духом, душой, умом и телом. Но это того стоит! Когда результат творческого труда наполнен глубоким смыслом, говорить не хочется, есть лишь желание наслаждаться красотой созданного чуда. Сознанию не дано этого понять, это можно лишь почувствовать сердцем и насладиться здесь и сейчас в тишине и внутреннем спокойствии. А сердце не обманешь. Оно всё знает и всё чувствует!

Когда произносят слова «творческие способности», на ум сразу приходит что-то воздушное, эфемерное и обязательно талантливое.

Считается, что творческими способностями обладает каждый рядовой человек, просто либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждая человеческая единица индивидуальна, однако в течение жизни получается, что человек уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Проходя мимо букета цветов, обыватель увидит только цвет, ну может, размер букета, а вот творчески одаренный художник создаст, увидев композицию, шедевр, которым впоследствии многие будут восхищаться.

Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов. Не зря, к примеру, ученики музыкальных школ, кроме непосредственной игры на выбранном инструменте, обязательно изучают историю искусств.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы, и никто повторить такое до сих пор не в силах.

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. И кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители еще и постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

  • одаренность;
  • талант;
  • гениальность.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, что ваш ребенок, занимаясь, будет писать не так, как все остальные. И тогда ругать не стоит, присмотритесь к малышу, может, если понять направление его мысли, это вам что-то о нем подскажет. Постарайтесь быть внимательными к своим детям, не заставляйте их делать то, что вы считаете нужным, попытайтесь найти то, что их привлекает уже сейчас.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что – просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.