Спп с придаточными следствия. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Виды придаточных обстоятельственных

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче , так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что - союз).

Обратите внимание!

1) Так что - единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен - придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен - придаточное образа действия и степени, так - указательное слово в главном предложении, что - подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

    Например:

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. - Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
  4. Определить тип придаточного предложения.
  5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
  6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
  7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что некоторое время молчат , глядя на нас (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа - молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат , глядя на нас ; грамматическая основа - молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи - союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что - союз).
образа действия и степени

1. Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами : если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

    [При каком условии?] Если бы на отмели был песок , можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

    (если - союз), .

    [При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

    (коли - союз), .

    Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица).

    , (когда - союз).

    [При каком условии?] Как душа черна , так и мылом не смоешь (пословица).

    (как - союз), [так и ].

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий). Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись). Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

2) Придаточные места указывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

3) Придаточные условия указывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

4) Придаточные цели указывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем. Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

5) Придаточные причины указывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

6) Придаточные следствия указывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

7) Придаточные образа действия указывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

8) Придаточные меры и степени указывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения. В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза. Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

9) Придаточные сравнительные поясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

10) Придаточные уступительные указывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

11) Придаточные присоединительные содержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др. Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)

    Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

    Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.

    Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.

    У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)

    В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):

2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):

III. Постановка целей и задач урока .

С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).

2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;

Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки

У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

    С какими видами придаточных познакомились?

    Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?

    На какой вопрос они отвечают?

    Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.


Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного Вопрос Пример
Времени Когда? С каких пор? Как долго? Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Места Где? Куда? От­куда? Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.
Условия При каком усло­вии? Если будешь много читать, будешь много знать.
Причины Почему? По какой причи­не? Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.
Цели Зачем? С какой целью? Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Следствия Вследствие чего что произошло? Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Образа действия. Как? Каким об­разом? Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Меры и степени В какой мере? В какой степени? Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Запятая ставится
    • Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

    • Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:

Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

  • Запятая не ставится
    • отрицание + союз:

Он стал выяснять не что произошло , а кто это сделал.

    • Придаточное предложение = одно союзное слово:

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

    • Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:

Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

    • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало...

Сложные бессоюзные предложения.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с за­пятой 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки...
Время, условие Тире 1) Ехал сюда - 2) рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту - 2) поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) Тире 1) Распахнули окна - 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире 1) Лето припасает - 2) зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире 1) Сыр выпал - 2) с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

Задание 13.Сложноподчиненное предложение

С несколькими придаточными

  • Последовательное подчинение
    Гл. пред. - Прид. I ст - прид. II ст.

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой) , на которую выходила его дверь.

  • Параллельное подчинение

· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

  • Однородное подчинение

· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

Последовательность предложений может быть разной.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:15.1,15.2 или15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания:15.,15.2 или 15.3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:»Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым подчерком.

15.3. Как вы понимаетезначение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ :

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

Назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

Парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

Антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

Умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

Вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

Риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)